Farman F.62BN.4 / F.160 Goliath
Варианты:
Farman - F.62BN.4 / F.160 Goliath - 1922 - Франция
Страна: Франция
Год: 1922


Описание:
Farman F.60
Flight, December 1926
The Paris Aero Show 1926
Фотографии

Farman F.60

F.60 Goliath, самый массовый из двухдвигательных самолетов первого десятилетия, после завершения Первой мировой войны строился и варианте авиалайнера, свыше 60 экземпляров которого работали на регулярных линиях в Европе и Южной Америке, и в качестве ночного бомбардировщика и торпедоносца, построенного в количестве 300 штук для Франции и зарубежных покупателей. Первый FF.60 (FF от Farman Freres) разрабатывался в 1918 году как бомбардировщик, который Франция предполагала использовать в кампании 1919 года. Когда в ноябре 1918 года было заключено перемирие, два прототипа, находившихся в высокой стадии готовности, были переделаны в гражданский вариант, с кабинами в носовой и средней части фюзеляжа, вмещавшими четыре и восемь пассажиров, соответственно.
<...>
   F.60 в варианте бомбардировщика пошел в серию в 1922 году. Первый такой самолет получили французские ВВС, заказавшие машины для оснащения ими шести эскадрилий. Более поздние варианты Goliath строились не только для ВВС и ВМС Франции, но и для Польши и СССР, где они поступили на вооружение первых эскадрилий ночных бомбардировщиков. По несколько экземпляров самолета приобрели также Италия и Япония.
   Базовая конструкция Goliath мало менялась за десятилетие разработки. Это был классический биплан своего времени, имевший деревянную конструкцию с полотняной обшивкой, трехстоечную бипланную коробку и расчалочное хвостовое оперение. Шасси с двухколесными основными стойками и хвостовым костылем имело широкую колею. Сильно менялась форма носовой части, в зависимости от различных вариантов размещения экипажа и назначения самолета. Также Goliath отличался многочисленными вариантами силовой установки, обычно размещавшейся в гондолах на нижнем крыле.
   Среди крупных покупателей Goliath были ВМС Франции, эксплуатировавшие различные варианты этого самолета, среди которых были и машины с колесным шасси, и снабженные двумя большими деревянными поплавками, дополненными малыми поплавками остойчивости под крылом. Goliath французских ВВС и ВМС принимали участие в борьбе с восставшими племенами в Марокко в 1925-1927 годах.


Варианты

<...>
   F.60BN.2: основной вариант ночного бомбардировщика с двумя двигателями Salmson 9Az; несмотря на обозначение BN.2 (двухместный ночной бомбардировщик), имел экипаж из трех человек; вооружение состояло из трех подвижных 7,7-мм пулеметов Lewis и 1040 кг бомб; использовался ВВС и ВМС Франции; один экземпляр был поставлен армейской авиации Японии
   F.60 Torp: торпедоносец с поплавковым шасси и новой носовой частью, открытые кабины стрелков и радиальные двигатели Gnome-Rhone (Bristol) Jupiter; построены 24 машины
   F.60M: бомбардировщик 1923 года с укороченной носовой частью и двигателями Renault 12Fy по 310 л. с. (231 кВт); командир и второй пилот сидели бок о бок в открытой кабине за общим ветровым козырьком; некоторые F.60M имели прозрачную панель для бомбардира в носовой части фюзеляжа, на вооружении французских ВВС с 1926 года; один самолет поставлен Японии
   F.62BN.4: экспортный вариант F.60M с двигателями Lorraine-Dietrich по 450 л.с. (336 кВт) и рядом других доработок, включая носовую платформу для стрелка; СССР приобрел самолеты для оснащения двух эскадрилий ночных бомбардировщиков, но их боевая служба продолжалась недолго, и в 1926 году машины перевели в разряд учебных
   F.63BN.4: вариант, аналогичный F.62BN.4, но с радиальными двигателями Gnome-Rhone Jupiter по 450 л.с. (336 кВт); французские ВВС приобрели 42 машины, страдавшие из-за дефектов планера
   F.65: вариант для морской авиации с взаимозаменяемым колесным/поплавковым шасси, укороченная носовая часть по типу F.60 Torp и F.60M; с 1925 года поставлены около 100 машин; пять из них использовались вместе с Goliath французских ВВС для борьбы с повстанцами в Марокко в 1925-1927 годах
   F.66BN.3: вариант с двигателями Jupiter для Румынии, построен, как минимум, один самолет
   F.68BN.4:32 бомбардировщика с двигателями Jupiter для Польши; недолгое время несли службу, но были сочтены неэффективными и использовались для подготовки парашютистов
   F.160BN.4: доработанный вариант F.60 с двигателями Farman по 500 л. с. (373 кВт); небольшое количество поставлено французским ВВС и по одному самолету - Италии и Японии; аналогичные варианты F.161 и F.165 не строились
   F.166: поплавковый вариант F.60 с усиленной конструкцией и, опционально, колесным шасси, строившийся для морской авиации Франции; увеличенное вертикальное оперение, два радиальных двигателя Gnome-Rhone Jupiter по 500 л. с. (373 кВт); сдвоенные пулеметы в носовой и верхней стрелковых точках, бомбы или торпеды на подвеске под фюзеляжем; создание аналогичного варианта F.162 не вышло из стадии создания прототипа
   F.168: поплавковый бомбардировщик-торпедоносец с двигателями Jupiter, вместе с аналогичным F.167 состоявший на службе морской авиации Франции с 1928 по 1936 годы; внесены доработки в конструкцию фюзеляжа, направленные на улучшение обзора для пилотов; поставлено около 60 машин

Flight, December 1926

The Paris Aero Show 1926

H. & M. FARMAN

   THE Societe des Avions H. & M. Farman exhibits the following machines :- (a) a Farman F.I70 eight-passenger transport aeroplane, with 500 h.p. Farman engine; (b) a Farman F.160 night bombing aeroplane, with two 500 h.p. Farman engines; (c) a, 500 h.p. Farman engine, type 12 WE.
<...>
   The Farman F.160 Night Bomber.- The Farman F.160 Night Bomber is essentially the latest revised edition, with two 500 h.p. Farman engines in place of the Salmsons or Lorraines, of the well-known F.60 type or Goliath militaire, which exists in quantities in the 'French and the Polish Military Air Services. The naval torpedo-dropping version of the Goliath, fitted with two 420 h.p. Gnome-Rhone "Jupiters," is known as the F.150.
   The extensive experience obtained with all these earlier types has been incorporated in the F.160, which is, like its forerunners, an equal-winged, two-bay, twin-tractor biplane. The machine is timber-framed throughout, with steel fittings and wire bracing. The wings, the tail surfaces and the greater part of the fuselage are fabric-covered; the habitable portion of the fuselage, containing the navigation and bombing room, forward, the pilots' cockpit, and the after gunner's post, are covered with plywood.
   The nose of the fuselage is built in the shape of a balcony which gives maximum visibility for observation and bombing work. The observation room contains a complete set of navigation instruments, with chart cabinet and folding table, and the bomb sights and bomb-release controls. The medium-size bombs are carried in vertical racks inside the fuselage, aft of the pilot's cockpit. Fittings for carrying additional medium-sized bombs of up to 200 kgs. and two big bombs of over 400 kgs., are provided for on the lower wings. The normal military load includes a crew of four (pilot, navigator-bomber, mechanic, gunner), five machine guns (two each on gun rings fore and aft, and one aft, firing through the floor), with the necessary ammunition, 1,200 kgs. of bombs, and fuel for a 1,000-km. flight. While this is the normal load of the machine, both the fuel tanks and the bomb racks permit of carrying an additional load of approximately 1,000 kgs., the maximum bomb load being then 2,750 kgs. and the maximum fuel load 1,700 kgs. A W/T room, with sending and receiving apparatus, is fitted aft of the vertical bomb racks and forward of the rear gun-post. Normally, the mechanic, for whose use a folding seat is provided alongside the pilot's seat, is the W/T operator.
   The F.160 is equipped with a complete electrical installation for starting, lighting, heating and W/T purposes. The generators, which provide the electrical energy for the W/T and for lighting, are driven from the engines, but they can also be actuated by the starting batteries. The latter provide for about 200 starts.
   Specification. - Engines, two 500 h.p. Farman; span, 26-75 m.; length, 14-90 m.; height, 5-30 m.; total wing area, 200 sq. m.; weight, empty, 4,000 kgs.; normal useful load, 3,000 kgs.; weight (normally) loaded, 7,000 kgs.; max. speed, sea level, 186 km.p.h.; speed at 3,000 m. altitude, 178 km.p.h.; climb to 2,000 m., 11 mins., 4,000 m. 30 mins. theoretical; ceiling, 6,000 m.
   The Farman F.160 can also be fitted as a torpedo-dropper, in which case twin-floats take the place of the land undercarriage. The additional weight of the floats is allowed for in the excess load mentioned above.
   Equipped as a seaplane, the F.160 carries the same normal useful load of 3,000 kgs. as the land-going model, but the performance is naturally lowered as follows: Max. speed, sea level, 180 km.p.h.; climb, 2,000 m. in 35 mins; theoretical ceiling, 4,500 m.


   Two large machines formed the exhibits on the Farman stand this year, one of which was the new Farman commercial monoplane, type 170T, and the other a large night bomber, type 160 B.N., of which only the fuselage and centre portion were shown. This latter machine impressed one mainly on account of the very excellent lay-out of its crew accommodation, which had obviously been very carefully studied and was a pattern of what a machine of this class should be from the point of view of those who have to serve in it. The bombs, armament, instruments, etc., were admirably placed, and in spite of a very extensive equipment of every sort, there was everywhere ample room to move about. An unusual feature of the bomber is the small tail trimming plane, which enables a fixed main tail plane to be used.
<...>
Тяжелый бомбардировщик "Фарман-Голиаф"
Техники 1-й тяжелой эскадрильи ВВС РККА обслуживают двигатели "Голиафа"
ФГ-62 в ангаре. Хорошо видны подфюзеляжные бомбодержатели
В качестве военно-транспортных самолетов часто использовали устаревшие бомбардировщики. На снимке - Фарман "Голиаф" (ФГ-62) из 11-й авиабригады на воронежском аэродроме
Goliath F.68 из II-го ночного дивизиона ВВС Польши
ARMSTRONG-SIDDELEY ENGINES IN FRANCE: One of three well-known types of French aeroplanes in which British Armstrong-Siddeley aero-engines have been installed. The Farman "Goliath" - the commercial model - with "Jaguars."
ARMSTRONG-SIDDELEY ENGINES IN FRANCE: One of three well-known types of French aeroplanes in which British Armstrong-Siddeley aero-engines have been installed. The Farman "Goliath" - the military type - with "Jaguars."
Farman F.166 landplane.
Two Farman F.168 Goliath seaplanes are the subject of this photos. These 1928 French Navy torpedo bombers were originally ordered as night bombers, but were rejected because of excessive tail vibration. The type was taken over by the Navy who strengthened the tails and kept the type in service until 1937. Powered by two 500 h.p. Gnome-Rhone-built Jupiters, the F.168s were fitted with dual controls.
На снимке бомбардировщика-торпедоносца F.168 хорошо видна новая носовая часть фюзеляжа, позволившая улучшить обзор вперед для экипажа.
One of types of seaplanes, which took part in the seaplane meeting at La Baule. The French Navy also sent some Farman ''Goliath" (168) bombers, fitted with two 480 h.p. "Jupiter" engines, one of which is shown here.
THE PARIS SALON: Farman Goliath.
Вид на бомбодержатели