Туполев ТБ-1 / АНТ-4
Страна: Россия
Год: 1925


Двухмоторный тяжелый бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (95)
АНТ-4 (ТБ-1)

   Первый полет прототип АНТ-4 (ТБ-1) с лыжным шасси выполнил 26 ноября 1925 года, на самолете стояли два мотора Napier Lion мощностью по 450 л.с. Прототип тяжелого бомбардировщика имел цельнометаллическую конструкцию с обшивкой из гофрированного металла; носовая часть фюзеляжа выполнена застекленной.
   Второй прототип стал эталоном серийного ТБ-1. Первый полет он выполнил в 1928 году. От первого прототипа самолет отличался измененной носовой частью фюзеляжа с кабиной стрелка "балконного" типа. Количество стрелков в экипаже увеличили с трех до пяти. Силовая установка включала два мотора BMW VI мощностью по 730 л. с. Третий прототип, АНТ-4бис, получил новые мотогондолы и усиленное вооружение.
   Первый серийный самолет собрали как пропагандистский, он получил собственное имя "Страна Советов". Этот самолет предназначался для перелета через всю Сибирь в Нью-Йорк, но вскоре после постройки получил тяжелые повреждения при аварийной посадке. К перелету подготовили дублер, предусмотрев возможность быстрой замены колесного шасси поплавковым. Второй самолет "Страна Советов" выполнил перелет из Москвы в Нью-Йорк 23 августа - 1 ноября 1929 года, преодолев расстояние в 21 242 км.
   Выпуск ТБ-1 продолжался до августа 1932 года; всего построили 152 самолета с колесным шасси и 69 бомбардировщиков-торпедоносцев ТБ-1П с поплавковым шасси. После снятия с вооружения частей первой линии часть бомбардировщиков доработали в транспортные Г-1.
   Значительное количество АНТ-4 использовалось в "Аэрофлоте" и Полярной авиации ("Авиаарктика"), где они летали до 1945 года.
   ТБ-1 применялись также в ряде летных экспериментов, на них, в частности, монтировали ракетные ускорители; самолет принимал участие в отработке сцепки с паразитными истребителями (программа "Звено").


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ТБ-1

   Тип: двухмоторный тяжелый бомбардировщик
   Силовая установка: максимальная скорость 178 км/ч; практический потолок 4830 м; дальность 1000 км
   Масса: пустого 4520 кг; максимальная взлетная 6810 кг
   Размеры: размах крыла 28,70 м; длина 18,01 м; площадь крыла 120,00 м2
   Вооружение: шесть 7,62-мм пулеметов ДА, до 1000 кг бомб на внутренней подвеске
Опытный АНТ-4 в ходе испытаний. Москва, Центральный аэродром, ноябрь 1925г.
АНТ-4, под крылом - АНТ-2.
В военную авиацию поступило примерно 90 бомбардировщиков ТБ-1, самолет также широко использовался для грузовых перевозок в "Аэрофлоте".
Туполев на крыле самолета АНТ-4 (ТБ-1), 1926 год. Двухдвигательный цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1 был одной из лучших машин в своем классе в мире.
Бомбардировщик ТБ-1 на лыжах
АНТ-4 (ТБ-1)
АНТ-4/ТБ-1 является первым в мире двухмоторным цельнометаллическим бомбардировщиком-монопланом со свободнонесущим крылом. На фотографии - ТБ-1 на лыжном шасси, под фюзеляжем подвешена торпеда, а под крылом - легкие бомбы.
АНТ-4 с макетом торпеды
АНТ-4 А.Ляпидевского
Вынос центроплана АНТ-4 из пролома стены дома N 16 по улице Радио. 1925г.
Сборка самолета АНТ-4 "Дублер". 1927г.
АНТ-4 "Дублер" на Государственных испытаниях. Декабрь 1928г.
Мотоустановка тяжелого бомбардировщика ТБ-1 с моторами BMW VI
Мотоустановка самолета АНТ-4 "Дублер" с двигателем BMW-VI
26 ноября 1925г.: первый полет под управлением летчика-испытателя А. И. Томашевского выполнил первый в мире цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4).
Вторая "Страна Советов" приземляется в Хабаровске. 3 сентября 1929г.
АНТ-4. Первый полет 26 ноября 1925г.
Перестановка "Страны Советов" на поплавки в Хабаровске. 7 сентября 1929г.
После посадки у побережья Америки в Ситке
Заправка "Страны Советов" горючим в Окленде
"Страна Советов" летит над озером Мичиган на Детройт
Прилет "Страны Советов" в Сиэтл
АНТ-4 (ТБ-1) «Страна Советов» в Америке
Самолет ТБ-1 "Страна Советов" на Американском континенте, 1929г
Слева направо: С.Шестаков, Д.Фуфаев, Ф.Болотов, Б.Стерлигов
Экипаж АНТ-4 в США. Крайний справа - Петляков
"Страна Советов" прибыла в Нью-Йорк. 1 ноября 1929г.
Аэродромная команда готовится сдвинуть с места примерзший к снегу самолет
Курсанты училища перед прыжком с парашютом с самолета ТБ-1, 1932 г.
Самолет Северного управления ГВФ с оборонительной турелью МВ-3. 1941г.
Десантники покидают ТБ-1
Взлет планерного поезда - ТБ-1+9 Г-9, традиционный номер воздушных праздников 30-х годов
Буксировка девятки планеров Г-9. Центральный аэроклуб СССР, 1938г.
Обшивка ТБ-1 была выполнена, главным образом, из гофрированного дюралюминия. На фотографии - ТБ-1П на поплавковом шасси из 62-й авиабригады авиации Балтийского флота (ТБ-1а на госиспытаниях, 1931 год ???)
Испытания ТБ-1 на попплавках. Азовское море в районе Таганрога. Май 1929г.
Испытания ТБ-1 на попплавках. Азовское море в районе Таганрога. Май 1929г.
ТБ-1П из 62-й бригады Балтфлота. Ленинград, Гребной порт. Лето 1934г.
Заправка топливом самолета ТБ-1а при помощи понтона-танкера на испытаниях в Севастополе. 1931г.
Самолет Г-1 (вероятно, борт СССР-Н228) выруливает в бухте Тикси. 29 августа 1940г.
Борт СССР-Н292 Игарской авиагруппы в момент выхода на редан
Поплавковый ТБ-1П авиации Балтийского флота. 1936г.
Подвесные торпеды ТАН-12 под ТБ-1а
ДАП-Д-200 под центропланом ТБ-1
Бомбардировщик ТБ-1 с двумя ДАП-Д-200
ТБ-1 ставит дымовую завесу на учениях под Гороховцом, лето 1930 г.
Бомбардировщики ТБ-1 3-й авиабригады особого назначения, оснащенные "автоматическими выбрасывателями красноармейцев", Ленинградский военный округ, 1931г.
Загруженная авиабусная грузовая площадка Г-51 под бомбардировщиком ТБ-1
Грузовой авиабус грузоподъемностью 1000 кг
Парашютная клеть КТ под фюзеляжем бомбардировщика ТБ-1, за ней виден контейнер грузового парашюта
Контейнер КГ с грузовым парашютом, установленным на держателе Дер-13 и трехдюймовая "полковушка" образца 1913г., подвешенная на установке ПД-О
Горная пушка образца 1913г. на подвеске ПД-0 под ТБ-1, 1932 год
Спуск горной пушки на грузовом парашюте
Автомобиль "Форд" на подвеске ПД-А под бомбардировщиком ТБ-1
Подвешенные под ТБ-1 автомобиль "Форд-А" и танкетка "Карден-Ллойд"
Г.К.Орджоникидзе, М.Н.Тухачевский и П.И.Гроховский с группой командиров Красной армии у ТБ-1, под которым подвешена танкетка "Карден-Ллойд"
Осмотр линейки самолетов с различными вариантами парашютных подвесок. В первом ряду: Гроховский, Орджоникидзе и Тухачевский
Взлет ТБ-1 с танкеткой "Карден-Ллойд"
Беспарашютный сброс "авиабуса". 1932г.
ТБ-1 с опытным образцом подвесной десантной кабины КП-1 (КД-1 ?), 1931г.
ТБ-1 с подвешенной десантной кабиной П.Гроховского. Слева - изначальный вариант (1931г.), справа - модернизированный (1932г.)
Парашютисты занимают места в кабинах КП-1 серийного типа, ЛВО, 1932г.
Звено
И-4 на крыле ТБ-1 в процессе отладки первого варианта крепления, когда колеса истребителя частично утапливались в верхнюю поверхность крыла носителя
Крепление колес И-4 на крыле ТБ-1
Пирамиды для крепления И-4 на правом крыле ТБ-1 и первоначальный вариант крепления шасси И-4
Forward 'pyramids' for the undercarriage axle (also known as 'spiders’).
Folding rear strut with telescopic rest.
Левая основная опора шасси ТБ-1, усиленная дополнительной стойкой с амортизатором
Закатывание И-4 на крыло ТБ-1
Установка И-4 "Звено" на крыло ТБ-1
Левый И-4 установлен на крыле ТБ-1
Fighters were pushed up ramps manually to get them on to the wing.
Правый И-4 закатывают на крыло. Одни тянут его тросом, другие подталкивают сзади
Правый И-4 накатили на крыло, теперь надо поднять ему хвост и закрепить на пирамиде
"Самолет-звено-1" готов к старту
Модернизированное «Звено-1» с усиленным шасси носителя
Испытания проекта "Звено-1" начались в декабре 1931 года, в них задействовали один ТБ-1 и два истребителя И-4 А. Н. Туполева
Z-1 a mother-ship TB-1 with a pair of I-4s, intended to escort other TB-1 bombers.
«Звено-1» в исходном виде. Два И-4 установлены на крыльях ТБ-1, нижние плоскости истребителей частично демонтированы
Момент отрыва СЗ-1 от земли. Аэродром НИИ ВВС в Щелково, май 1932г. (слева). Одновременное отделение обоих И-4 от крыла ТБ-1.
The crucial moment for the first-ever separation from the mother-ship.
Левый И-4 на лыжах на крыле ТБ-1. Задний замок уже открыт, но лыжи еще стоят на опорах
Процесс отделения И-4 от носителя
Участники первого полета СЗВ (слева направо): А.Ф. Анисимов, В.С. Вахмистров, А.И. Залевский, В.П. Чкалов и В.В. Морозов. Снимок сделан 3 декабря 1931 г.
 
ТБ-1, вооруженный 76-мм динамореактивной пушкой
Ствол динамореактивной пушки выступает вниз из фюзеляжа бомбардировщика ТБ-1
76-мм ДРП, установленная в бомбоотсеке ТБ-1
Сопло динамореактивной пушки выходило вверх через прорезь в обшивке фюзеляжа. Спереди перед прорезью сделали небольшой металлический козырек, чтобы уменьшить задувание
Телемеханические ТБ-1 и У-2 на аэродроме Гумрак, май 1939г.
Телемеханический ТБ-1 N 712 на посадке в автоматическом режиме.
ТБ-1 N 614 со стартовыми ракетными ускорителями
Обслуживание ветрогенератора
Хвостовое оперение АНТ-4 "Дублер"
Фрагмент крыла с элероном. В обтекателе - посадочная фара
Четверка Г-1 Полярной авиации на речном ледовом аэродроме в одном строю с У-2 и "Юнкерсом" B-33
Заправка топливом Г-1. Анадырь, весна 1937г.
Самолет Г-1 Полярной авиации. Ухта, зима 1941г.
Списанный по износу и оставленный на окраине аэродрома Г-1. Красные звезды - воспоминание о минувшей войне