Туполев ТБ-1 / АНТ-4
Страна: Россия
Год: 1925


Двухмоторный тяжелый бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Обломки (3)
АНТ-4 (ТБ-1)

   Первый полет прототип АНТ-4 (ТБ-1) с лыжным шасси выполнил 26 ноября 1925 года, на самолете стояли два мотора Napier Lion мощностью по 450 л.с. Прототип тяжелого бомбардировщика имел цельнометаллическую конструкцию с обшивкой из гофрированного металла; носовая часть фюзеляжа выполнена застекленной.
   Второй прототип стал эталоном серийного ТБ-1. Первый полет он выполнил в 1928 году. От первого прототипа самолет отличался измененной носовой частью фюзеляжа с кабиной стрелка "балконного" типа. Количество стрелков в экипаже увеличили с трех до пяти. Силовая установка включала два мотора BMW VI мощностью по 730 л. с. Третий прототип, АНТ-4бис, получил новые мотогондолы и усиленное вооружение.
   Первый серийный самолет собрали как пропагандистский, он получил собственное имя "Страна Советов". Этот самолет предназначался для перелета через всю Сибирь в Нью-Йорк, но вскоре после постройки получил тяжелые повреждения при аварийной посадке. К перелету подготовили дублер, предусмотрев возможность быстрой замены колесного шасси поплавковым. Второй самолет "Страна Советов" выполнил перелет из Москвы в Нью-Йорк 23 августа - 1 ноября 1929 года, преодолев расстояние в 21 242 км.
   Выпуск ТБ-1 продолжался до августа 1932 года; всего построили 152 самолета с колесным шасси и 69 бомбардировщиков-торпедоносцев ТБ-1П с поплавковым шасси. После снятия с вооружения частей первой линии часть бомбардировщиков доработали в транспортные Г-1.
   Значительное количество АНТ-4 использовалось в "Аэрофлоте" и Полярной авиации ("Авиаарктика"), где они летали до 1945 года.
   ТБ-1 применялись также в ряде летных экспериментов, на них, в частности, монтировали ракетные ускорители; самолет принимал участие в отработке сцепки с паразитными истребителями (программа "Звено").


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   ТБ-1

   Тип: двухмоторный тяжелый бомбардировщик
   Силовая установка: максимальная скорость 178 км/ч; практический потолок 4830 м; дальность 1000 км
   Масса: пустого 4520 кг; максимальная взлетная 6810 кг
   Размеры: размах крыла 28,70 м; длина 18,01 м; площадь крыла 120,00 м2
   Вооружение: шесть 7,62-мм пулеметов ДА, до 1000 кг бомб на внутренней подвеске
АНТ-4 "Страна Советов" на месте аварийной посадки. Август 1929г.
Авария ТБ-1 из-за поломки левой основной стойки шасси во время резкого разворота
Г-1 (борт СССР-Л2945) подтягивают к берегу после повреждения поплавков. Переданная в УПА машина получила регистрацию СССР-Н317. В наши дни она экспонируется в музее гражданской авиации в Ульяновске