![airplane photo](../../Images6/IA/IA02-1/19-1.jpg)
Варианты
- Туполев - ТБ-3 / АНТ-6 - 1930 - Россия
- Туполев - ТБ-3Р - 1932 - Россия
- Туполев - ТБ-3РН - 1934 - Россия
- Гроховский - Г-52 - 1935 - Россия
- Туполев - АНТ-6А Авиаарктика - 1936 - Россия
ТБ-3 / АНТ-6
Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
- ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
- ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
- ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
- ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
- ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.
ТБ-3||
Размах:||41,85 м
Длина:||25,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x970 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18877 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||7740 м
Дальность:||960 км
Описание:
- ТБ-3 / АНТ-6
- АНТ-6/ТБ-3
Фотографии
-
История Авиации 2001-05 / В.Котельников - Ударная мощь ВВС РККА /Между войнами/
ТБ-3 с моторами М-17 из состава 28-й тяжелобомбардировочной авиабригады. Дальний Восток, первая половина 30-х годов.
-
История Авиации 2002-05 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (5)
ТБ-3 с моторами М-17 из состава 28-й тяжелобомбардировочной авиабригады, часть сил которой была передана в состав "авиагруппы Коновалова", принимавшей участие в боевых действиях у озера Хасан.
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
Бомбардировщики ТБ-3 М-17, принимавшие участие в выбросках парашютных десантов в 30-е годы
-
АвиаМастер 2004-08 / В.Котельников - Краснозвездный десант /Неизвестные страницы/
ТБ-3, участвовавший в выброске десанта во время киевских маневров 1935 года. На машине нанесены временные опознавательные знаки, обозначавшие одну из сторон на этих учениях
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
ТБ-3 с двигателями М-17 из 325-го АП ДД. Самолет принимал участие в боях под Москвой и Сталинградом, а в конце 1942г. был передан в Челябинское училище штурманов АДД. Схему окраски восстановил директор Музея воздушного транспорта при КМУГА В.П.Власов - в те годы курсант училища
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3-4М-17 хв. 1 (голубой) 250 АП ДД, лето 1942г. Треугольные смотровые окна в штурманской кабине заделаны металлическими листами.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3-4М-17 хв. 9 (голубой) 250 АП ДД, лето 1942г.
-
Мир Авиации 1997-02 / В.Раткин - Боевой счет ТБ-3 /Крупным планом/
ТБ-3-4М-17 зав. N 2298, хв. 16 (красный), 250 АП ДД 62 АД ДД. Командир корабля - Савушкин. Лето 1942г.
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Многие Г-2, эксплуатировавшиеся на севере СССР, получили закрытые кабины пилотов. Представленная машина работала в Нарьян-Маре в предвоенные годы
Тип фотографий
- Боковые проекции (9)
- Ч/б фото (96)
- Кабина (7)
- Обломки (7)
- Модели, рисунки, схемы (13)