Варианты
- Туполев - ТБ-3 / АНТ-6 - 1930 - Россия
- Туполев - ТБ-3Р - 1932 - Россия
- Туполев - ТБ-3РН - 1934 - Россия
- Гроховский - Г-52 - 1935 - Россия
- Туполев - АНТ-6А Авиаарктика - 1936 - Россия
ТБ-3 / АНТ-6
Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с неубирающимся шасси. Экипаж 6 - 8 человек. Спроектирован в АГОС ЦАГИ под руководством А.Н.Туполева. Первый полет опытный образец АНТ-6 совершил 20 марта 1931 г. Серийное производство начато в апреле 1932 г. Выпускался на заводах # 22 (Москва), # 39 (Москва), # 18 (Воронеж), # 31 (Таганрог). Всего построено 819 экз.
Состоял на вооружении в СССР с мая 1932 г., в Китае - с 1938 г.
Основные серийные модификации:
- ТБ-3 с моторами М-17/М-17Б/М-17Ф, вооружение 8x7,62, поздние частично перевооружены 6x7,62, 3x7,62, 1 х 7,62 + 2 х 12,7 и по другим схемам;
- ТБ-3 с моторами М-34; вооружение 6x7,62;
- ТБ-3Р с моторами M-34P, новой хвостовой частью, оперением, вооружение 9x7,62;
- ТБ-3РН с моторами М-34РН, одиночными колесами шасси, экранированными турелями, вооружение 4x7,62, выпускался вариант самолета-носителя пикирующих бомбардировщиков И-16СПБ ("Звено-СП Б") с вооружением 3x7,62;
- ТБ-3 с моторами М-34ФРН/ФРНВ, увеличенным размахом крыла, измененными очертаниями стабилизатора, зализами между крылом и фюзеляжем, вооружение 4x7,62.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 4000 - 5000 кг.
Первое применение - летом 1938 г. в боях у оз.Хасан. В мае - сентябре 1939 г. использовался на Халхин-Голе (как ночной бомбардировщик), зимой 1939/40 г. - в войне с Финляндией (как бомбардировщик и транспортный самолет), летом 1940г. - при присоединении Бессарабии и Прибалтики (для высадки десантов). Основной советский тяжелый бомбардировщик предвоенного периода. С июня 1941г. применялся в Белоруссии и на Украине. Участвовал в серии налетов на цели в приграничных районах Польши. В июне - июле вынужденно использовался днем, далее только по ночам. ТБ-3 участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском. До конца 1943 г. служил как дальний ночной бомбардировщик и транспортный самолет, далее - только в транспортных целях. В Китае применялся только как военно-транспортный самолет.
ТБ-3 сняли с производства в 1938 г., окончательно сняли с вооружения в СССР осенью 1946 г.
ТБ-3||
Размах:||41,85 м
Длина:||25,18 м
Моторы, количество х мощность:||4x970 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||18877 кг
Максимальная скорость:||288 км/ч
Практический потолок:||7740 м
Дальность:||960 км
Описание:
- ТБ-3 / АНТ-6
- АНТ-6/ТБ-3
Фотографии
-
История Авиации 2002-01 / В.Котельников - Воздушный линкор 2-го класса /Самолеты страны советов/ (1)
Продувочный макет ТБ-3 с моторами BMW VI.
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Макет «Звена-7», демонстрировавшийся в экспозиции Научно-мемориального музея Н.Е. Жуковского. Имеется только одна неувязка: тележки шасси носителя закрыты обтекателями. Действительно, на ТБ-3 этой модификации обтекатели намеревались монтировать, но реально ни на одном серийном самолете их не поставили. Не было их и на машине, использовавшейся в «Звене-7»
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Космонавтика 2013-12 / В.Котельников - Воздушные "линкоры" /Историческая серия "Самолеты России"/
Бомбардировщики ТБ-3 в полете
-
Авиация и Космонавтика 2017-04 / В.Котельников - Летающие авианосцы Вахмистрова /Как это было на самом деле/
Один из первых проектов с использованием в качестве носителя четырехмоторного бомбардировщика ТБ-3. Пять истребителей И-5 размещены на крыле и один на фюзеляже
Другие самолёты на фотографии: Туполев И-4 / АНТ-5 - Россия - 1927
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Z-2, composite of a Tupolev TB-3 (M-17) with three Polikarpov I-5s.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Z-5, composite of a Tupolev TB-3 (M-17) and a Grigorovich I-Z. Trapeze shown stowed and deployed.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Vakhmistrov Z-7, composite of a Tupolev TB-3 with two Polikarpov I-16s.
Другие самолёты на фотографии: Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
An Aviamatka PVO air defence composite composed of a TB-3 with five fighters aboard.
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Авиация и Время 1997-04 / В.Котельников - Линкор сталинских соколов /Монография/
Схема "Звена-7"
Другие самолёты на фотографии: Григорович И-Z - Россия - 1931Поликарпов И-16 / ЦКБ-12 - Россия - 1933Поликарпов И-5 - Россия - 1930
-
Air Enthusiast 1999-11 / V.Lesnitchenko - Combat Composites
Tupolev ANT-6 (TB-3 prototype). Tupolev TB-3, M-17F engines. Tupolev TB-3, AM-34R engines, early production standard. Tupolev TB-3, AM-34R engines, unarmed variant. Tupolev TB-3, AM-34FRN engines.
Другие самолёты на фотографии: Туполев ТБ-3Р - Россия - 1932Туполев ТБ-3РН - Россия - 1934
Тип фотографий
- Боковые проекции (9)
- Ч/б фото (96)
- Кабина (7)
- Обломки (7)
- Модели, рисунки, схемы (13)