Туполев Ту-204 / Ту-214
Варианты:
Туполев - Ту-204 / Ту-214 - 1989 - Россия
Страна: Россия
Год: 1989


Среднемагистральный пассажирский самолет
Описание
Фотографии
Ту-204

  Ту-204 был разработан для замены самолета Ту-154 в "Аэрофлоте". По экономичности и летным характеристикам он должен был соответствовать западным авиалайнерам, но имел ряд особенностей, характерных для гражданских самолетов СССР. Его экипаж состоял из двух человек, но было организовано рабочее место для бортинженера, в соответствии с требованиями "Аэрофлота". В советское время самолеты "Аэрофлота" обслуживали всю территорию СССР, зачастую действуя с аэродромов с плохим покрытием, лишенным современных средств погрузки багажа и пассажиров. Прочность, надежность и простота технического обслуживания были в этом случае более важными показателями, чем экономичность.
  Ту-204 был разработан для эксплуатации в таких сложных условиях, но имел вполне современную конструкцию из композитов и новых легких сплавов, крыло с суперкритическим профилем и новейшие системы. В состав силовой установки первоначально были выбраны ТРД с большой степенью двухконтурности ПС-90А тягой по 158,30 кН. Современная "стеклянная" кабина была оснащена новейшим оборудованием. С самого начала ОКБ А.Н.Туполева предусматривало использование авионики "Rockwell Collins" для большинства покупателей, за исключением "Аэрофлота". По своей конфигурации Ту-204 близок к Boeing 757. В базовом варианте он способен перевозить 214 пассажиров при одноклассной компоновке салона.
  Прототип Ту-204 совершил первый полет в Жуковском 2 января 1989 года, производство началось в 1990 году, а в 1995 году был получен сертификат на грузовые перевозки. Пассажирские рейсы начались в феврале 1996 года.
  Невысокая цена Ту-204, его хорошие эксплуатационные характеристики и способность действовать с некачественных аэродромов, должны были привлечь внимание многочисленных покупателей, но большинство из них предпочло заказать конкурирующие машины от "Boeing" и "Airbus".
  Объемы продаж Ту-204 оказались ограниченными, несмотря на создание большого числа пассажирских, грузовых и комбинированных моделей. К 2011 году был построен в общей сложности 71 самолет. Поэтому ОКБ А. Н. Туполева предлагает новую машину, получившую обозначение Ту-204СМ.
  Этот модернизированный вариант имеет ряд существенных доработок, и завершение его сертификации запланировано на конец 2013 года. Помимо коммерческих вариантов, существуют машины военного назначения, созданные на базе Ту-214. Это Ту-214ОН для проверок в рамках программы "Открытое Небо", воздушный командный пункт Ту-214ПУ, самолеты связи Ту-214СР и Ту-214СУС, а также самолет радиотехнической разведки Ту-214Р.


Коммерческие варианты

  Ту-204: базовый 214-местный вариант с двигателями ПС-90 и российской авионикой; выпускается ЗАО "Авиастар-СП" в Ульяновске
  Ту-204С: грузовой вариант
  Ту-204-100: вариант с двигателями ПС-90 и увеличенной дальностью полета; выпускается в Ульяновске
  Ту-204-100С: грузовой вариант с грузовым люком в передней части фюзеляжа
  Ту-204-120: базовый пассажирский вариант с российской авионикой и двигателями Rolls-Royce RB.211-535E4 (отличающимися несколько повышенным расходом топлива, но достаточно надежных и дешевых в эксплуатации). Серийные Ту-204-120 для египетской "Kato Group" оснащены авионикой Honeywell/Allied Signal; выпускается в Ульяновске
  Ту-204-120С: грузовой вариант
  Ту-204-122: вариант с двигателями RB.211 и авионикой Rockwell-Collins; планируется выпускать в Ульяновске
  Ту-204-200: вариант с увеличенной взлетной массой и запасом топлива и с усиленным шасси
  Ту-204-200С: грузовой вариант
  Ту-204-200С3: грузопассажирский вариант, переименованный в Ту-214
  Ту-204-220: с двигателями RB.211-535E4, -535F5 или Pratt & Whitney PW2240
  Ту-204-222: западные двигатели и авионика Rockwell Collins
  Ту-204СМ: последний вариант с многочисленными нововведениями и доработками; первый полет состоялся 29 декабря 2010 года
  Ту-214: вариант -200 с увеличенной максимальной массой; выпускается казанским КАПО
  Ту-214-100: вариант с увеличенной дальностью и удлиненным фюзеляжем; предлагается также в грузовой модификации Ту-214-100С
  Ту-224: укороченный ближнемагистральный вариант, 99-166 мест, двигатели RB.211-535E4
  Ту-234: аналогичный ближнемагистральный вариант с двигателями ПС-90А; первоначально назывался Ту-204-300. Получен путем доработки первого прототипа Ту-204. После постройки был переделан в прототип Ту-224
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-204

  Тип: среднемагистральный пассажирский самолет
  Силовая установка: два ТРДД ПС-90А тягой по 156,90 кН
  Летные характеристики: нормальная крейсерская скорость на высотах 11900-12100 м составляет 810-850 км/ч; высота крейсерского полета 12 200 м; дальность с максимальной нагрузкой 2430 км
  Масса: пустого 58 300 кг; максимальная взлетная 94600 кг
  Размеры: размах крыла 41,80 м; длина 46,10 м; высота 13,90 м; площадь крыла 182,40 м2
  Полезная нагрузка: максимальная полезная нагрузка 21000 кг
Ту-204 во многом похож на Boeing 757 - это хорошо заметно по одному из четырех прототипов, на фюзеляже которого виден идентификационный номер участника Парижского аэрокосмического салона. Одно из наиболее существенных внешних отличий - это наличие винглетов на крыле Ту-204.
2 января 1989г.: Первый полет Ту-204, первого советского пассажирского самолета, оснащенного электродистанционной системой управления; он предназначался для замены порядка 500 устаревших самолетов Ту-154 авиакомпании "Аэрофлот".
Ту-204 стал первым советским авиалайнером, проектировавшимся и продвигавшимся на рынок в соответствии с западными стандартами. К несчастью, развал СССР привел к отказу от крупных поставок для "Аэрофлота", и выпуск самолета остался ограниченным.
ГТК "Россия" эксплуатировала два Ту-204, оснащенных двигателями ПС-90А и предназначенных для VIP-перевозок. Сегодня самолеты выведены в резерв, а на их место пришли пять Ту-214.
В свое время авиакомпания "Внуковские авиалинии" эксплуатировала четыре Ту-204 - наряду с большим флотом Ту-154. Самолеты эксплуатировались в качестве пассажирских, но имелись и грузовые Ту-204-100С.
24 мая 2001г. Аэропорт Хабаровск. Ту-214 заруливает на стоянку под марш воздушного флота.
Вот он, красавец! Первый серийный Ту-214 RA-64502. 25 мая 2001г.
Ту-204
В полете Ту-204
Пассажирский Ту-204-100 имел увеличенную дальность полета, а увеличенная грузоподъемность Ту-204-100С была достигнута, в том числе, и за счет ее сокращения.
Ту-204-120СЕ
МАКС-2007
The Tu-214SR is a communications relay version purpose built for SFD Rossiya. Aircraft RA-64516 was built at the KAPO plant in Kazan, and made its maiden flight in December 2008.
Ту-214Р
One of Russia’s Tu-214R surveillance aircraft arrived at Khmeimim Air Base Latakia, Syria, on February 15, 2016 from Kazan. The Tu-214R is equipped with a multi-band MRK-411 radar, high-definition electro-optical and signal intelligence systems, and an extensive communications suite. Both aircraft are operated by the main intelligence directorate of the General Staff of the Russian Armed Forces or Glavnoye Razvedyvatelnoye Upravleniye. The aircraft returned to Russia on February 28.
 
Прототип Ту-214 на взлете, 23 марта 1996г.
Выкатка самолета из цеха
Встреча экипажа Ту-204 после первого полета
После первого полета Ту-214 21 марта 1996 г. Слева направо: А. Косырев, А. Журавлев, директор КАПО Ю. Литвинов, директор АНТК В. Климов, штурман В. Педос.
Первый опытный Ту-204 на летно-испытательной станции
Первый опытный Ту-204 после окраски в цвета "Аэрофлота"
Взлетает первый серийный Ту-204
Ту-204
Двигатель ПС-90АТ
Среднемагистральный Ту-204-100
Ту-204-100 авиакомпании "Трансевропейские авиалинии"
Подготовка к полету Ту-204-100 авиакомпании "Эйр Кэйро"
Ту-204-120 с британскими двигателями "Роллс-Ройс"
Ту-204-120 с двигателями Роллс-Ройс RB.211-535
Ту-204 с двигателями "Роллс-Ройс" RB211-535 на аэродроме Гостомель
Прототип Ту-204-120 с двигателями Rolls-Royce RB.211-535E4 (шестой построенный Ту-204) выполнил первый полет в августе 1992 года. Первый серийный Ту-204-120 (№64027) полетел в марте 1997 года.
Ту-214
4 июля 2001г. Прибытие в Москву первого пассажирского рейса на самолете Ту-214.
К самолету Ту-204-100С ежедневно выстраивалась солидная очередь
Грузовой Ту-204-120СЕ китайской авиакомпании
Ту-204-300
Ту-204-300
МиГ-29ОВТ на фоне кубинского Ту-204
В воздухе "Русские медведи"
1 июня 2011г. со взлетной полосы Казанского АПО им. С.П.Горбунова впервые поднялся в воздух Ту-214ОН ("Открытое небо"). Он построен для Минобороны России и предназначен для выполнения инспекционных полетов в рамках договора по "Открытому небу", включая наблюдение за выполнением соглашений в области контроля над вооружениями.
Ту-204ОН в демонстрационном полете
Первый взлет Ту-204СМ. Ульяновск, 29 декабря 2010 г.
Первый Ту-204СМ после покраски в сборочном цехе "Авиастара"
Второй экземпляр Ту-204СМ в экспозиции авиасалона МАКС-2011. Аэродром Раменское, 18 августа 2011 г.
Второй экземпляр Ту-204СМ в день своего первого вылета. Ульяновск, 3 августа 2011 г.
3 августа 2011г. в аэропорту "Ульяновск-Восточный" состоялся первый полет второго летного экземпляра Ту-204СМ (борт № 4151), построенного ЗАО "Авиастар-СП". Самолетом управлял экипаж в составе: командир A. И. Журавлев, второй пилот В.А. Минашкин, бортинженер B. Н. Салатов, ведущий инженер-испытатель Н.М. Фанурин. Полет длился 52 мин, все системы и двигатели лайнера работали безотказно. Самолет решено задействовать в сертификационных испытаниях Ту-204СМ, в которых сейчас участвует первый летный экземпляр (борт № 64150). Поставки таких машин авиакомпаниям планируется начать в 2012 г
Ту-214Р
17 мая 2012г. на сайте Russianplanes появилась фотография самолета комплексной радиотехнической и оптической разведки Ту-214Р (борт RA-64511), построенного на Казанском АПО им. Горбунова. Наряду с радиолокационным комплексом машина оснащена оптико-электронной системой высокого разрешения "Фракция". Ее наличие позволило аналитикам сделать вывод, что главное назначение Ту-214Р - разведка наземных объектов. Передача самолета российским ВВС запланирована на 2013 г. В Казани на завершающей стадии постройки находится еще один Ту-214Р (борт RA-64514).
Ту-214 со средствами радиотехнического наблюдения
 
Изготовление первого Ту-204 на заводе "Опыт"
Сборка первого серийного Ту-204 на заводе в Ульяновске
Загрузка фюзеляжа Ту-204. Ульяновск, август 1990г.
Первый пилот Ту-204 - А.И.Талалакин
Кабина Ту-204-300
Кабина экипажа первого экземпляра Ту-204СМ. Ульяновск, 21 апреля 2011 г.
Салон Ту-204
Макет салона будущего лайнера
Продувка макета Ту-204 в аэродинамической трубе
Проектный вид Ту-204-300СМ
Первоначальный трехдвигательный вариант Ту-204 и его схема
Двухдвигательный вариант Ту-204М
Серийный среднемагистральный пассажирский самолет Ту-214С
Ту-204 СПГ
Ту-204-200