Описание
Страна : Швеция
Год : 1988
Одноместный всепогодный истребитель, ударный и разведывательный самолет
Варианты
- SAAB - Gripen / JAS-39A/C - 1988 - Швеция
- SAAB - Gripen / JAS-39B/D - 1996 - Швеция
- SAAB - Gripen E / JAS-39E - 2017 - Швеция
Saab JAS 39 Gripen
К началу 1980 года шведскому военно-политическому руководству стало ясно, что если Швеция намерена сохранить национальную промышленность для самостоятельного создания современных боевых самолетов, то в ближайшее время надо приступать к проектированию нового самолета - на замену Saab Viggen.
При этом правительство Швеции потребовало, чтобы стоимость нового самолета не была дороже стоимости Viggen, а масса машины - значительно меньше предшественника, но чтобы при этом он должен иметь более высокие летно-технические характеристики и боевой потенциал.
Также новый самолет должен был нести большую боевую нагрузку, решать задачи истребителя-перехватчика, но в случае необходимости - иметь возможность решать ударные и разведывательные задачи, так что его причислили к классу JAS ("Jakt, Attak & Spanning", то есть "истребитель, ударный и разведывательный самолет"). В группу разработчиков вошли компании "Saab", "Volvo Flygmotor", "Ericsson" и "FFV".
Вскоре "Saab" приступила к разработке базового проекта JAS 39 Gripen - одноместного однодвигательного боевого самолета, выполненного по схеме "утка", оснащенного цифровой электродистанционной системой управления и имеющего нормальную взлетную массу 8000 кг. В качестве силовой установки выбрали двигатель General Electric F404J в варианте, который в Швеции получил обозначение RM12 и был создан при участии "Volvo Flygmotor" (ныне "Volvo Aero"). Двигатель оснащался новой форсажной камерой, разработанной совместно "Volvo" и "General Electric", и не имел реверсера тяги, но это компенсировалось наличием цельноповоротного переднего горизонтального оперения - оно могло поворачиваться вниз почти на 90°, играя роль воздушного тормоза.
Разработка РЛС для новой машины была поручена "Ericsson", которая в итоге предложила многорежимную импульсно-доплеровскую РЛС PS-046 (затем PS-05). Другими отличительными особенностями нового самолета стали: органы управления, скомпонованные по принципу HOTAS, приборное оборудование кабины с тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске Ericsson EP 17 и широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле Kaiser, на который также выводились данные с ИК-станции переднего обзора, размещенной под правым воздухозаборником для решения задач разведки и наведения средств поражения.
В июне 1982 года были подписаны контракты на проектирование и постройку пяти прототипов и 30 одноместных JAS 39A первой серийной партии, с опционом еще на 110 машин.
Первый прототип был облетан 9 декабря 1988 года, но из-за проблем, возникших с работой системы управления полетом, он был потерян 2 февраля 1989 года, что вызвало 15-месячную задержку с реализацией программы. Второй прототип поднялся в воздух 4 мая 1990 года.
В июне 1992 года консорциум разработчиков (IG JAS) получил контракт на постройку второй партии в 110 самолетов, включая 14 двухместных JAS 39B, которые получили программное обеспечение системы управления полетом разработки американской "Lockheed Martin". Учебные самолеты сохраняли полностью боевые возможности и могли применять оружие, как и JAS 39A. Двухместный вариант отличался от одноместного удлиненным фюзеляжем, позволившим вместить вторую кабину, в целом идентичную первой (в ней только не было индикатора на лобовом стекле), сокращенным запасом топлива и отсутствием встроенного пушечного вооружения.
Первый JAS 39B поднялся в воздух в 1996 году, а серийные поставки начаты в 1998 году. В июне 1993 года ВВС Швеции был передан второй серийный самолет. 18 августа 1993 года, однако, во время показательного полета над Стокгольмом разбился первый серийный JAS 39A - разработчику пришлось вновь заняться доработкой системы управления полетом.
Авиакрыло F7 получило свои первые JAS 39A в мае 1994 года - для начальной подготовки летчиков, а в октябре 1995 года оно приступило к полномасштабному перевооружению на новую машину. Состояния начальной оперативной готовности подразделение достигло в 1996 году.
18 ноября 1998 года ЮАР стала первым зарубежным заказчиком нового самолета, разместив заказ на 28 самолетов для замены устаревших Cheetah C/D. В рамках НАТО поставки самолетов были осуществлены - в форме лизинга - в Чехию (16 самолетов) и Венгрию (14 самолетов). Причем Чехия стала первым зарубежным эксплуатантом Gripen, получив свои самолеты в 2004-2005 годах. В результате модернизации базового самолета - для обеспечения взаимодействий в рамках НАТО и расширения номенклатуры применяемого вооружения - появилась модификация JAS 39C и ее двухместный вариант JAS 39D, которые и поставлялись в Чехию и Венгрию.
Следующим заказчиком Gripen стали Королевские ВВС Таиланда - общий заказ составил 30 Gripen C/D. Еще два шведских двухместных Gripen передали в аренду британской школе летчиков-испытателей.
В 2008 году шведские специалисты продемонстрировали новый опытный самолет - демонстратор технологий, созданный по программе перспективного боевого самолета Gripen NG. Швейцария стала стартовым заказчиком новой боевой машины, разместив в 2011 году заказ на 22 самолета. Первый из них должен быть передан в 2018 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Saab JAS 39A Gripen
Тип: одноместный всепогодный истребитель, ударный и разведывательный самолет
Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Aero RM12 нефорсированной тягой 54,00 кН и тягой на форсированном режиме 80,51 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2125 км/ч или М=2,0; практический потолок 20 000 м; дальность с ПТБ - 3000 км
Масса: пустого 6622 кг; максимальная взлетная - около 13 000 кг
Размеры: размах крыла 8,40 м; длина 14,10 м; высота 4,50 м
Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка Mauser BK27 в нижней левой носовой части фюзеляжа, плюс до 6500 кг авиационных средств поражения
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / В.Беляев - Современные европейские истребители (1)
Первый JAS 39A в первом полете
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
Первый "Грипен", переданный шведским ВВС в 1993г.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
Ракеты AIM-9L "Сайдуиндер", AGM-65B "Мейврик"
-
Авиация и Время 1998-03 / А.Совенко - ILA'98: на грани между партнерством и конкуренцией /Авиасалон/
Шведский истребитель SAAB J-39 Gripen является одним из главных претендентов для закупки рядом восточноевропейских государств
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
"Грипен" во время рекламного полета. На законцовках крыла установлены дымогенераторы в габаритах ракет "Сайдуиндер" - так называемые "Смокуиндеры"
-
Авиация и Время 1998-06 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (1)
На внутренних пилонах "Грипена" - противокорабельные ракеты RBS-15
-
Авиация и Время 1998-06 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (1)
Пуск ракеты класса "воздух-поверхность" Maverick
-
Авиация и Время 2008-02
Другие самолёты на фотографии: SAAB Gripen / JAS-39B/D - Швеция - 1996SAAB S 100B Agrus - Швеция - 1994
-
Авиация и Время 1998-06 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (1)
Другие самолёты на фотографии: SAAB Gripen / JAS-39B/D - Швеция - 1996
-
Авиация и Космонавтика 2012-02 / М.Никольский - Война в Ливии (2)
Дозаправка разведчика JAS-39C над Средиземным морем. Лето 2011 г.
-
Авиация и Космонавтика 2012-02 / М.Никольский - Война в Ливии (2)
"Грипен" выполняет посадку но аэродроме постоянного базирования Роннеби. 24 октября 2011 г. Операция "Каракал" завершена
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
Освоение "Грипена" в составе авиакрыла J7 (на это указывает цифра "7" на носу самолета)
-
Air International 1999-05 / N.Beckett - Foreplanest Foremost or should the tail wag the dog? /Technology/
With foreplane deflected fully nose down and wing trailing edge flaperons fully up, the Saab Gripen's landing run is much reduced, without recourse to a braking 'chute. Braking effectiveness is increased due to download on the undercarriage. Aerodynamic drag is provided by the ‘barn door’ foreplane.
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / В.Ильин - SAAB JAS 39 "Грипен"
JAS 39 "Грипен" на Берлинском авиасалоне, 1996г
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / В.Беляев - Современные европейские истребители (1)
Опытные машины со второй по пятую
-
Air Enthusiast 2000-11 / T.Buttler - Secret SAAB Projects
Первая эскадрилья "Грипенов" шведских ВВС
Eight production Gripens lined up for a publicity shot. -
Air International 1992-10 / Airscene Headlines
First production Saab JAS 39 Gripen in Swedish Air Force colours.
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
Использование ПГО в качестве воздушного тормоза при посадке
-
Авиация и Время 1998-06 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (1)
"Грипен" рулит по автомобильной дороге
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
Небольшие размеры JAS39 облегчают его базирование на участках дорожной сети
-
Авиация и Время 1998-06 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (1)
Подготовка "Грипена" к повторному вылету на участке автострады
-
Авиация и Время 1998-06 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (1)
Подвеска ракеты AMRAAM. На переднем плане - УР Sidewinder
-
Авиация и Космонавтика 2007-01 / М.Никольский - Перспективы развития ВВС Чехии
Чешский "Гриппен" в полете
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
"Грипены" ВВС Венгрии
Другие самолёты на фотографии: SAAB Gripen / JAS-39B/D - Швеция - 1996
-
Air International 1992-09 / Farnborough '92 - the 38th SBAC show
Production of the JAS39 Gripen could be enhanced with export orders in the future.
-
Air International 1993-02 / R.Braybrook - Sweden's JAS 39 Gripen
Wing mating underway on an early prototype. Following contract signing, production is getting underway with major components arriving at Linkoping from other parts of Saab and outside equipment suppliers.
-
Авиация и Время 1999-01 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (2)
Носовая опора шасси
-
Авиация и Время 1999-01 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (2)
Основная опора шасси
-
Авиация и Время 1999-01 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты /Авиасалон/ (2)
Импульсно-допплеровский радар PS-05/A
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / В.Беляев - Современные европейские истребители (1)
Монтаж двигателя RM12
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / В.Беляев - Современные европейские истребители (1)
Двигатель RM12 в разрезе
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
Ракета AIM-120C под крылом чешского "Грипена"
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
Противокорабельная ракета Rb15 в авиационном варианте
-
Авиация и Космонавтика 2009-05 / В.Беляев - Современные европейские истребители (2)
Ракета "воздух-воздух" IRIS-T, скомплексованная с нашлемной системой целеуказания
-
Авиация и Космонавтика 2009-04 / В.Беляев - Современные европейские истребители (1)
Испытание катапультируемого кресла "Мартин-Бейкер" 10LS
Тип фотографий