SAAB Gripen / JAS-39A/C
Варианты:
SAAB - Gripen / JAS-39A/C - 1988 - Швеция
Страна: Швеция
Год: 1988


Одноместный всепогодный истребитель, ударный и разведывательный самолет
Замена и установка смесителя.
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (47)
Saab JAS 39 Gripen

  К началу 1980 года шведскому военно-политическому руководству стало ясно, что если Швеция намерена сохранить национальную промышленность для самостоятельного создания современных боевых самолетов, то в ближайшее время надо приступать к проектированию нового самолета - на замену Saab Viggen.
  При этом правительство Швеции потребовало, чтобы стоимость нового самолета не была дороже стоимости Viggen, а масса машины - значительно меньше предшественника, но чтобы при этом он должен иметь более высокие летно-технические характеристики и боевой потенциал.

  Также новый самолет должен был нести большую боевую нагрузку, решать задачи истребителя-перехватчика, но в случае необходимости - иметь возможность решать ударные и разведывательные задачи, так что его причислили к классу JAS ("Jakt, Attak & Spanning", то есть "истребитель, ударный и разведывательный самолет"). В группу разработчиков вошли компании "Saab", "Volvo Flygmotor", "Ericsson" и "FFV".
  Вскоре "Saab" приступила к разработке базового проекта JAS 39 Gripen - одноместного однодвигательного боевого самолета, выполненного по схеме "утка", оснащенного цифровой электродистанционной системой управления и имеющего нормальную взлетную массу 8000 кг. В качестве силовой установки выбрали двигатель General Electric F404J в варианте, который в Швеции получил обозначение RM12 и был создан при участии "Volvo Flygmotor" (ныне "Volvo Aero"). Двигатель оснащался новой форсажной камерой, разработанной совместно "Volvo" и "General Electric", и не имел реверсера тяги, но это компенсировалось наличием цельноповоротного переднего горизонтального оперения - оно могло поворачиваться вниз почти на 90°, играя роль воздушного тормоза.
  Разработка РЛС для новой машины была поручена "Ericsson", которая в итоге предложила многорежимную импульсно-доплеровскую РЛС PS-046 (затем PS-05). Другими отличительными особенностями нового самолета стали: органы управления, скомпонованные по принципу HOTAS, приборное оборудование кабины с тремя многофункциональными индикаторами на приборной доске Ericsson EP 17 и широкоугольный голографический индикатор на лобовом стекле Kaiser, на который также выводились данные с ИК-станции переднего обзора, размещенной под правым воздухозаборником для решения задач разведки и наведения средств поражения.
  В июне 1982 года были подписаны контракты на проектирование и постройку пяти прототипов и 30 одноместных JAS 39A первой серийной партии, с опционом еще на 110 машин.
  Первый прототип был облетан 9 декабря 1988 года, но из-за проблем, возникших с работой системы управления полетом, он был потерян 2 февраля 1989 года, что вызвало 15-месячную задержку с реализацией программы. Второй прототип поднялся в воздух 4 мая 1990 года.
  В июне 1992 года консорциум разработчиков (IG JAS) получил контракт на постройку второй партии в 110 самолетов, включая 14 двухместных JAS 39B, которые получили программное обеспечение системы управления полетом разработки американской "Lockheed Martin". Учебные самолеты сохраняли полностью боевые возможности и могли применять оружие, как и JAS 39A. Двухместный вариант отличался от одноместного удлиненным фюзеляжем, позволившим вместить вторую кабину, в целом идентичную первой (в ней только не было индикатора на лобовом стекле), сокращенным запасом топлива и отсутствием встроенного пушечного вооружения.
  Первый JAS 39B поднялся в воздух в 1996 году, а серийные поставки начаты в 1998 году. В июне 1993 года ВВС Швеции был передан второй серийный самолет. 18 августа 1993 года, однако, во время показательного полета над Стокгольмом разбился первый серийный JAS 39A - разработчику пришлось вновь заняться доработкой системы управления полетом.
  Авиакрыло F7 получило свои первые JAS 39A в мае 1994 года - для начальной подготовки летчиков, а в октябре 1995 года оно приступило к полномасштабному перевооружению на новую машину. Состояния начальной оперативной готовности подразделение достигло в 1996 году.
  18 ноября 1998 года ЮАР стала первым зарубежным заказчиком нового самолета, разместив заказ на 28 самолетов для замены устаревших Cheetah C/D. В рамках НАТО поставки самолетов были осуществлены - в форме лизинга - в Чехию (16 самолетов) и Венгрию (14 самолетов). Причем Чехия стала первым зарубежным эксплуатантом Gripen, получив свои самолеты в 2004-2005 годах. В результате модернизации базового самолета - для обеспечения взаимодействий в рамках НАТО и расширения номенклатуры применяемого вооружения - появилась модификация JAS 39C и ее двухместный вариант JAS 39D, которые и поставлялись в Чехию и Венгрию.
  Следующим заказчиком Gripen стали Королевские ВВС Таиланда - общий заказ составил 30 Gripen C/D. Еще два шведских двухместных Gripen передали в аренду британской школе летчиков-испытателей.
  В 2008 году шведские специалисты продемонстрировали новый опытный самолет - демонстратор технологий, созданный по программе перспективного боевого самолета Gripen NG. Швейцария стала стартовым заказчиком новой боевой машины, разместив в 2011 году заказ на 22 самолета. Первый из них должен быть передан в 2018 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab JAS 39A Gripen

  Тип: одноместный всепогодный истребитель, ударный и разведывательный самолет
  Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Aero RM12 нефорсированной тягой 54,00 кН и тягой на форсированном режиме 80,51 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 11000 м - 2125 км/ч или М=2,0; практический потолок 20 000 м; дальность с ПТБ - 3000 км
  Масса: пустого 6622 кг; максимальная взлетная - около 13 000 кг
  Размеры: размах крыла 8,40 м; длина 14,10 м; высота 4,50 м
  Вооружение: одна встроенная 27-мм пушка Mauser BK27 в нижней левой носовой части фюзеляжа, плюс до 6500 кг авиационных средств поражения
Швеция
Первый JAS 39A в первом полете
Первый "Грипен", переданный шведским ВВС в 1993г.
Ракеты AIM-9L "Сайдуиндер", AGM-65B "Мейврик"
Шведский истребитель SAAB J-39 Gripen является одним из главных претендентов для закупки рядом восточноевропейских государств
JAS 39
"Грипен" во время рекламного полета. На законцовках крыла установлены дымогенераторы в габаритах ракет "Сайдуиндер" - так называемые "Смокуиндеры"
На внутренних пилонах "Грипена" - противокорабельные ракеты RBS-15
Пуск ракеты класса "воздух-поверхность" Maverick
Реактивные истребители, разработанные в Швеции: JAS39 "Грипен", J32 "Лансен", J35 "Дракэн" и J37 "Вигген"
Дозаправка разведчика JAS-39C над Средиземным морем. Лето 2011 г.
"Грипен" выполняет посадку но аэродроме постоянного базирования Роннеби. 24 октября 2011 г. Операция "Каракал" завершена
Освоение "Грипена" в составе авиакрыла J7 (на это указывает цифра "7" на носу самолета)
JAS 39
JAS 39 "Грипен" на Берлинском авиасалоне, 1996г
Опытные машины со второй по пятую
Первая эскадрилья "Грипенов" шведских ВВС
Использование ПГО в качестве воздушного тормоза при посадке
"Грипен" рулит по автомобильной дороге
Небольшие размеры JAS39 облегчают его базирование на участках дорожной сети
Подготовка "Грипена" к повторному вылету на участке автострады
Подвеска ракеты AMRAAM. На переднем плане - УР Sidewinder
Чехия
Чешский "Грипен"
Чешский "Гриппен" в полете
Венгрия
"Грипены" ВВС Венгрии
Детали
Носовая опора шасси
Основная опора шасси
Локатор "Грипена"
Импульсно-допплеровский радар PS-05/A
Монтаж двигателя RM12
Двигатель RM12 в разрезе
Пушка "Маузер" BK27
Ракета AIM-120C под крылом чешского "Грипена"
Противокорабельная ракета Rb15 в авиационном варианте
Ракета "воздух-воздух" IRIS-T, скомплексованная с нашлемной системой целеуказания
Испытание катапультируемого кресла "Мартин-Бейкер" 10LS