Lockheed SR-71
Варианты:
Lockheed - SR-71 - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964


Двухместный самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (54)
Lockheed A-12, YF-12 и SR-71 Blackbird

  29 февраля 1964 года президент США Джонсон объявил, что ВВС США владеют новым высокоскоростным высотным самолетом-разведчиком, который он обозначил как A-11. Президент утверждал, что этот самолет пилотировался на скоростях, превышающих 3219 км/ч, и на высотах более 21 335 м. На самом деле самолет имел обозначение A-12 и представлял собой одноместный самолет-разведчик, совершивший свой первый полет 30 апреля 1962 года.
  Было построено 15 самолетов A-12, которые эксплуатировались пилотами ВВС и ЦРУ США. Два самолета были переоборудованы в M-21 - носители беспилотных аппаратов D-21, еще один A-12 был переоборудован в двухместный учебно-тренировочный вариант.
  Самолет, вероятно, был предшественником трех прототипов истребителя-перехватчика YF-12A, которые проходили оценочные испытания в ВВС США, но серийного заказа не последовало. Однако планы конструктора Джонсона по созданию на его базе двухместного самолета-разведчика и ударного самолета привлекли более пристальное внимание ВВС США - были построены макеты разведывательного R-12 и разведывательно-ударного RS-12 вариантов самолета. В последующем первый вариант, разведывательный, трансформировался в стратегический высотный разведчик SR-71 Blackbird, тогда как последний уступил место XB-70 и FB-111A.
  SR-71A, разработанный на базе проектов A-12 и YF-12A, был изготовлен преимущественно из титана, чтобы увеличить прочность конструкции планера в условиях кинетического нагрева (при скоростях, превышающих М=3, некоторые элементы конструкции нагреваются до 3000°С). Вследствие того, что аэродинамическое сопротивление значительно возрастает с увеличением скорости, разработчиками в проекте были приняты максимально тонкие фюзеляж и треугольное крыло, наряду с большими "наплывами" в передней части фюзеляжа, создающими подъемную силу и препятствующими затягиванию самолета в пикирование при увеличении скорости.
  Основу силовой установки составили два постоянно работающих ТРД Pratt & Whitney J58, которые обеспечивали полную тягу на низких скоростях полета, но при скорости М=3 они создавали только 18% тяги, а остальная часть тяги обеспечивалась за счет того, что включалась в работу вторая часть двигателя J58, который фактически представлял собой одновременно турбореактивный и прямоточный реактивный двигатель. При увеличении скорости происходило перенаправление воздушного потока по шести специальным воздушным каналам из входного аппарата в камеру дожига топлива (форсажную камеру), так что компрессор, камера сгорания и турбина фактически огибались воздушным потоком и двигатель начинал работать в режиме прямоточного реактивного (роль камеры сгорания прямоточного двигателя в этом случае играла форсажная камера). Естественно, что в таком варианте расход топлива был весьма значительным, так что самолет дооборудовали системой дозаправки в воздухе.
  SR-71A поступил на вооружение в 1966 году, а к июню 1968 года с эксплуатации сняли последний из A-12. Два учебно-тренировочных SR-71B с дублированным управлением были также переданы заказчику, но затем один из них был потерян в летном происшествии. Ему на замену построили один SR-71C, который конструктивно объединил хвостовую часть фюзеляжа YF-12A с носовой частью планера, применявшегося для статических испытаний, что вызвало некоторое отторжение у летчиков, и машина мало эксплуатировалась.
  Было построено 29 самолетов SR-71A, которые активно использовались для ведения разведки в различных частях света. Самолеты выполняли полеты с авиабазы Бил в Калифорнии, а также с передовых авиабаз, таких как Кадена (Окинава, Япония) и Милденхолл (Великобритания). Равно как и A-12, самолеты SR-71A активно применялись в годы вьетнамской войны и после нее, но к началу 1990-х годов постепенно были отправлены в отставку. Впрочем, в рамках операции "Буря в пустыне" американское военное командование, испытывавшее недостаток в разведданных, приняло решение расконсервировать программу SR-71. Окончательно проект закрыли в 1998 году, хотя НАСА продолжило эксплуатацию SR-71A и SR-71B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed SR-71A Blackbird

  Тип: двухместный самолет-разведчик
  Силовая установка: два турбореактивных двигателя с форсированной тягой Pratt & Whitney J58 тягой по 144,57 кН
  Летные характеристики: максимальное число М - 3,35 (на высоте 24385 м); максимальная продолжительная крейсерская скорость М=3,2 или около 3380 км/ч на высоте 24385 м; практический потолок 24 385 м; максимальная дальность полета без дозаправки на скорости М=3 составляет 5230 км
  Масса: пустого 30617 кг; максимальная взлетная 78017 кг
  Размеры: размах крыла 16,94 м; длина 32,74 м; высота 5,64 м; площадь крыла 149,10 м2
Сборка первого SR-71 на заводе в Палмдейле. 1963г.
Гонки двигателя первого SR-71
Фактически все радиолокационные изображения, собранные SR-71 во время войны во Вьетнаме, были получены с помощью РЛС "Loral" Product Improvement Radar или PIP, установленной в носовой части самолета.
Семейный портрет "Черных птиц" сразу после прекращения их полетов. Авиабаза Биэль, 1989г.
"Стелсы" отделения Локхид "Сканк уорк" - SR-71, U-2 и F-117
Одетый в скафандры экипаж подвезли к самолету
SR-71A (сер. N 64-17967) - участник военного авиашоу RIAT 89. Авиабаза Фэйрфорд (Великобритания), июль 1989г.
The blended chines and extraordinarily thin wing of the SR-71A present an unmistakable image when viewed head on.
The only two photograph of the Lockheed SR-71 strategic reconnaissance aircraft released by mid-1965
Only a dozen or so SR-71As remain operational at Beale AFB with a number of aircraft being placed in storage as reserve airframes. Illustrated is 64-17980, which is thought to have been the very last SR- 71A manufactured.
SR-71A (сер. N 64-17960) из 9-го стратегического разведывательного авиакрыла. Авиабаза Мидленхолл (Великобритания), июль 1986г.
SR-71A (сер. N 64-17979) перед очередной разведывательной миссией к северным границам СССР. Авиабаза Мидленхолл, 22 июня 1984г.
Вот уже 45 лет SR-71 поражает своим футуристическим обликом
Американский самолет-разведчик SR-71A
Первый SR-71A, возвращенный в строй ВВС США в 1995г
SR-71A, 64-17971, on final approach to Dyess AFB, Texas. This aircraft has an unusual nose-mounted port for a panoramic camera of the CAI/Itek in (61-cm) focal length type.
The SR-71A 's chine is significantly more rounded near the nose than that of the A-12. Blending of wing and fuselage and engine nacelles is particularly noticeable from this angle.
SR-71A
A view of SR-71A, 64-17964
SR-71A - "Быстрый кролик"
Lockheed SR-71A strategic reconnaissance aircraft
In-flight photograph of Lockheed SR-71
Борт 844 - последняя летающая "Черная птица" - во время летной отработки новой концепции авиадвигателя в рамках работ по орбитальному самолету X-35
SR-71A N 64-17958 с белым крестом под фюзеляжем и крылом для облегчения слежения регистрирующей аппаратурой во время установлления мирового рекорда скорости 27/28 июня 1976г
Первый взлет SR-71 в сопровождении истребителя Локхид F-104
SR-71A над Англией в сопровождении британского "Ягуара"
F-16XL в одном строю с SR-71
Дозаправка SR-71 в полете от "дойной коровы KC-135Q - необходимое условие эксплуатации разведчика
Большинство полетов SR-71 проходило, как минимум, с одной дозаправкой. Стандартная процедура включала отправку заправщика перед вылетом SR-71, который следовал за танкером и принимал топливо после взлета, набрав высоту около 7925 м.
Удачный снимок - на фоне закатного неба хорошо видны потоки воздуха, обтекающего крыло
Единственный SR-71A (сер. N 64-17959), оборудованный для стереосъемки. Две одинаковые фотокамеры располагались в носу фюзеляжа и под удлиненным хвостовым обтекателем, отклоняемым при посадке
Парашют был основным средством торможения "Черных птиц". На фото: SR-71A (сер. N 6417979) совершил посадку на британской базе Фэрфорд. Июль 1985г.
The SR-71A is slowed after landing by a 40-ft (12,2-m) diameter ring-sail ribbon parachute made of nylon. The drag chute compartment is located in the top of the rear fuselage.
SR-71B
The two-seat SR-71B, 64-17956, has now completed over 1,000 missions. It is seen here at Lockheed's Palmdale facility following completion ofa test flight prior to its delivery to Beale AFB.
Одна из двух спарок SR-71B
SR-71B (сер. N 64-17959) - последняя из оставшихся в строю учебно-тренировочных "Черных птиц"
7 января 1966г.: на снимке изображен первый сверхзвуковой самолет-разведчик Lockheed SR-71, поставленный Стратегическому авиационному командованию ВВС США (авиабаза Бигл, штат Калифорния). Самолет мог развивать на высоте около 26 000 м скорость полета более М=3.
Дозаправка "спарки" SR-71B от специального танкера KC-135Q
 
Пилоты в скафандрах на специальном автобусе направляются на старт
Летчик-испытатель Роберт Гиллиленд готов ко второму испытательному полету на SR-71. Экипажи "Черных птиц" выполняли свои миссии в космических скафандрах
Капитан Элдон У. Джоэрз, 28 июля 1976 года. В течение 1976 года ВВС США предприняли несколько попыток установить новые рекорды скорости. Наконец, 28 июля капитан Элдон Джоэрз и майор Джордж Морган на Lockheed SR-71A 64-17958 развили на полигоне базы Бил в Калифорнии рекордную скорость - 3529 км/час.
Справа: самолет 64-17974 "Ichi Ban" во время базирования в Кадене нес отметки о количестве вылетов в виде изображения змеи "Хабу". На машине было не менее 50 таких "змеек", к тому моменту, когда ВВС США запретили подобные маркировки на разведчиках
The skunk insignia on SR-71A 64-17955.
Центральный конус воздухозаборника правого двигателя
Левый цельноповоротный киль
Правая основная опора шасси SR-71A
Носовая опора шасси SR-71A с подсоединенным буксировочным водилом
Заправка SR-71A азотом (слева). Охлаждение с помощью вентилятора колес приземлившегося самолета
Технические испытания панорамной камеры OBC (находящейся в контейнере с поддержанием микроклимата) перед установкой в носовую часть SR-71A.