Lockheed SR-71
Варианты:
Lockheed - SR-71 - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964


Двухместный самолет-разведчик
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (11)
Lockheed A-12, YF-12 и SR-71 Blackbird

   29 февраля 1964 года президент США Джонсон объявил, что ВВС США владеют новым высокоскоростным высотным самолетом-разведчиком, который он обозначил как A-11. Президент утверждал, что этот самолет пилотировался на скоростях, превышающих 3219 км/ч, и на высотах более 21 335 м. На самом деле самолет имел обозначение A-12 и представлял собой одноместный самолет-разведчик, совершивший свой первый полет 30 апреля 1962 года.
   Было построено 15 самолетов A-12, которые эксплуатировались пилотами ВВС и ЦРУ США. Два самолета были переоборудованы в M-21 - носители беспилотных аппаратов D-21, еще один A-12 был переоборудован в двухместный учебно-тренировочный вариант.
   Самолет, вероятно, был предшественником трех прототипов истребителя-перехватчика YF-12A, которые проходили оценочные испытания в ВВС США, но серийного заказа не последовало. Однако планы конструктора Джонсона по созданию на его базе двухместного самолета-разведчика и ударного самолета привлекли более пристальное внимание ВВС США - были построены макеты разведывательного R-12 и разведывательно-ударного RS-12 вариантов самолета. В последующем первый вариант, разведывательный, трансформировался в стратегический высотный разведчик SR-71 Blackbird, тогда как последний уступил место XB-70 и FB-111A.
   SR-71A, разработанный на базе проектов A-12 и YF-12A, был изготовлен преимущественно из титана, чтобы увеличить прочность конструкции планера в условиях кинетического нагрева (при скоростях, превышающих М=3, некоторые элементы конструкции нагреваются до 3000°С). Вследствие того, что аэродинамическое сопротивление значительно возрастает с увеличением скорости, разработчиками в проекте были приняты максимально тонкие фюзеляж и треугольное крыло, наряду с большими "наплывами" в передней части фюзеляжа, создающими подъемную силу и препятствующими затягиванию самолета в пикирование при увеличении скорости.
   Основу силовой установки составили два постоянно работающих ТРД Pratt & Whitney J58, которые обеспечивали полную тягу на низких скоростях полета, но при скорости М=3 они создавали только 18% тяги, а остальная часть тяги обеспечивалась за счет того, что включалась в работу вторая часть двигателя J58, который фактически представлял собой одновременно турбореактивный и прямоточный реактивный двигатель. При увеличении скорости происходило перенаправление воздушного потока по шести специальным воздушным каналам из входного аппарата в камеру дожига топлива (форсажную камеру), так что компрессор, камера сгорания и турбина фактически огибались воздушным потоком и двигатель начинал работать в режиме прямоточного реактивного (роль камеры сгорания прямоточного двигателя в этом случае играла форсажная камера). Естественно, что в таком варианте расход топлива был весьма значительным, так что самолет дооборудовали системой дозаправки в воздухе.
   SR-71A поступил на вооружение в 1966 году, а к июню 1968 года с эксплуатации сняли последний из A-12. Два учебно-тренировочных SR-71B с дублированным управлением были также переданы заказчику, но затем один из них был потерян в летном происшествии. Ему на замену построили один SR-71C, который конструктивно объединил хвостовую часть фюзеляжа YF-12A с носовой частью планера, применявшегося для статических испытаний, что вызвало некоторое отторжение у летчиков, и машина мало эксплуатировалась.
   Было построено 29 самолетов SR-71A, которые активно использовались для ведения разведки в различных частях света. Самолеты выполняли полеты с авиабазы Бил в Калифорнии, а также с передовых авиабаз, таких как Кадена (Окинава, Япония) и Милденхолл (Великобритания). Равно как и A-12, самолеты SR-71A активно применялись в годы вьетнамской войны и после нее, но к началу 1990-х годов постепенно были отправлены в отставку. Впрочем, в рамках операции "Буря в пустыне" американское военное командование, испытывавшее недостаток в разведданных, приняло решение расконсервировать программу SR-71. Окончательно проект закрыли в 1998 году, хотя НАСА продолжило эксплуатацию SR-71A и SR-71B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed SR-71A Blackbird

   Тип: двухместный самолет-разведчик
   Силовая установка: два турбореактивных двигателя с форсированной тягой Pratt & Whitney J58 тягой по 144,57 кН
   Летные характеристики: максимальное число М - 3,35 (на высоте 24385 м); максимальная продолжительная крейсерская скорость М=3,2 или около 3380 км/ч на высоте 24385 м; практический потолок 24 385 м; максимальная дальность полета без дозаправки на скорости М=3 составляет 5230 км
   Масса: пустого 30617 кг; максимальная взлетная 78017 кг
   Размеры: размах крыла 16,94 м; длина 32,74 м; высота 5,64 м; площадь крыла 149,10 м2
SR-71A Blackbird. Самолет с номером 64-17964 впервые поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Здесь он изображен полностью окрашенным в черный цвет с красными цифрами и надписями - такая схема окраски стала стандартной на последнем этапе эксплуатации SR-71.Свой последний полет он совершил 20 марта 1990 года, в настоящее время самолет находится на авиабазе Оффатт, штат Небраска. Три других самолета - два SR-71A и один SR-71B - после прекращения полетов в ВВС США в начале 1990 года передали НАСА, а один SR-71A оставался в ВВС США и не эксплуатировался. Во время операции "буря в пустыне" стало очевидно, что не хватает самолетов-разведчиков типа Blackbird, поэтому было предложено возвратить неиспользуемый SR-71A в строй, а также добавить к нему еще один самолет. Но командование ВВС США не было заинтересовано в возрождении программы SR-71, так как в работе находились другие проекты - такие как беспилотные Tier 2 Plus и Tier 3 Minus Darkstar. 29 января 1994 года был назван состав трех экипажей, и 26 апреля 1995 года самолет SR-71A (64-17971) выполнил первый полет под контролем ВВС, но с экипажем НАСА. В строй вернули и второй SR-71A, a SR-71B использовался совместно с НАСА. Самолеты должны были летать в составе 2-го отряда 9-го авиакрыла стратегической разведки, приписанного к авиабазе Бил (традиционному месту расположения SR-71), но базировавшегося на авиабазе Эдвардс. Однако боевые полеты не выполнялись, и программа была закрыта навсегда. Оставшиеся у НАСА самолеты SR-71A участвовали в летных испытаниях с установленным над фюзеляжем двигателем Boeing-Rocketdyne J2-S. В силовой установке, созданной по новой технологии, в качестве топлива использовался водород, она предназначалась для Lockheed Martin X-33 -демонстратора технологий по программе создания многоразового космоплана. Но проект X-33 также закрыли.
SR-71 Blackbird
Lockheed SR-71A Blackbird
Lockheed SR-71A
SR-71A отличался более тонким профилем носовой части, а кабины пилота и оператора располагались тандемно. Носовые секции были съемными, что позволяло устанавливать необходимое для выполнения конкретной задачи оборудование. Было разработано три типа этих секций, в одной - размещалась большая фотокамера.
SR-71B. Для обучения летчиков два SR-71A оборудовали второй приподнятой кабиной, где располагался инструктор. Самолет, обозначенный как SR-71B, обладал несколько меньшей скоростью и худшей путевой устойчивостью. Для компенсации последней в задней части фюзеляжа установили два подфюзеляжных гребня.
SR-71
Lockheed SR-71A two-seat strategic reconnaissance aircraft
SR-71A