Туполев Ту-4
Варианты:
Туполев - Ту-4 - 1947 - Россия
Страна: Россия
Год: 1947


Дальний тяжелый бомбардировщик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (71)
Ту-4

  В 1944 году три тяжелых бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress выполнили вынужденные посадки на территории СССР. По личному приказу Сталина в СССР огромными усилиями всей промышленности было налажено производство B-29 под обозначением Ту-4.
  Советский вариант отличался от американского вооружением советского образца и двигателями А. Д. Швецова. Самолет получился более тяжелым, на нем отсутствовали герметичный лаз, соединявший на B-29 носовую и хвостовую кабины, а также топливные кессон-баки.
  Первый из 20 предсерийных Ту-4 выполнил первый полет 3 июля 1947 года.
  В 1949 году самолеты начали массово поступать в части Дальней авиации.Ту-4 стал первым советским истинно стратегическим бомбардировщиком. В октябре 1951 года с этого самолета был выполнен первый в СССР сброс атомной бомбы РДС-3, положивший конец атомному доминированию США.
  Серийное производство завершилось в 1952 году после выпуска 847 самолетов. Ту-4 также строился в следующих вариантах: морской Ту-4К, стратегический разведчик Ту-4Р и транспортный/бомбардировщик Ту-4Д.
  Многие историки авиации считают, что освоенные при производстве Ту-4 новые технологии обеспечили качественный скачок авиапромышленности СССР, и сам самолет стал отправной точкой для создания ряда бомбардировщиков А. Н. Туполева. Хотя Ту-4 состоял на вооружении совсем недолго, до середины 1950-х годов, но стал этапным для Дальней авиации, а различные летающие лаборатории на базе Ту-4 эксплуатировались до 1960-х годов.
  Ту-4 экспортировались в Китай, где они летали до 1970-х годов.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ту-4

  Тип: дальний тяжелый бомбардировщик
  Силовая установка: четыре мотора воздушного охлаждения АШ-73ТК ОКБ А. Д. Швецова мощностью по 2400 л. с. (1790 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость 558 км/ч; практический потолок 11200 м; дальность 5100 км
  Масса: пустого снаряженного 35 270 кг; максимальная взлетная 66 000 кг
  Размеры: размах крыла 43,08 м; длина 30,19м; площадь крыла 161,70 м1
  Вооружение: или пять 12,7-мм пулеметов УБТ или пять 20-мм пушек Б-20Е или пять 23-мм пушек НС-23, до 8000 кг бомб
Ту-4 в Монинском музее, участник несостоявшегося рейда на Будапешт в 1956г.
Внешне Ту-4 мало отличим от B-29, вариантом которого, по сути, является. Основными отличиями Ту-4 от американского оригинала были вооружение и силовая установка.
Первый Ту-4 на летных испытаниях в Жуковском
Первый опытный Ту-4
Второй серийный самолет Ту-4 (N 220002). Экипаж М.Л.Галлая. Переоборудован в "атомный" бомбардировщик Ту-4А
Первый Ту-4 на летных испытаниях в Жуковском
Дальний бомбардировщик Ту-4
Ту-4
B-29, оснащенный двигателями с турбокомпрессорами, гермокабиной и мощным наступательным и оборонительным вооружением, являлся вершиной американского авиастроения времен войны. Способность СССР воспроизвести такие передовые технологии на Ту-4 впечатляет, тем более что на это ушло менее двух лет.
These Tupolev Tu-4s (220002 top and 2005102) could, but for their national insignia, have been products of the WW II Wichita and Renton assembly lines rather than late 'forties progeny of factories on the far side of the Urals, the Boeing B-29 Superfortress and the Tu-4 being externally indistinguishable. Whereas the B-29 Superfortress normally mounted twin 0-5-in (12,7-mm) machine guns and a single 20-mm cannon in the tail, the Tu-4 replaced this combination with a pair of 22-mm NR-22 cannon, a similar pair of weapons being mounted in each of the four remotely-controlled barbettes.
Первый серийный Ту-4 N 001 (еще без номеров), экипажа Н.С.Рыбко, на заводском аэродроме, 1947г.
Ту-4 - основная учебная машина центра в 1950-х годах
Ту-4 556-го полка
Ту-4
На первомайском параде русский "штык-молодец" сменяет атомная "дубинка" - летят первые серийные Ту-4 203-го полка
Летную карьеру В.А. Демидов закончил на бомбардировщике Ту-4
Ту-4 был одним из самых значимых советских самолетов раннего периода холодной войны. Советская разработка отличалась от американского прародителя более мощным вооружением - 23-мм пушками вместо 12,7-мм пулеметов.
Первые серийные Ту-4 на аэродроме ЛИИ. Второй слева B-29. Зима 1947-48гг.
Ту-4 Дальней Авиации
Ту-4 на аэродроме
Ту-4 на испытаниях в ЛИИ (Жуковский), 1946-1947 гг.
Ту-4 на испытаниях в ЛИИ (Жуковский), 1946-1947 гг.
Бомбардировщики Ту-4 стали первыми носителями советских ядерных бомб
The Soviet Union's Tupolev Tu-4 Bull was an unprecedented piece of "reverse-engineering”, the result of a massive undertaking to clone Boeing’s B-29 Superfortress after three examples of the latter had made forced landings in the Soviet Far East in 1944. Although the two types looked identical, their construction was completely different, the Soviets using the metric system rather than the imperial system the bomber had been designed in. This caused severe challenges with basics like aluminium sheet thicknesses. Russian determination was never in doubt, however, and more than 800 examples were built.
Ту-4 на испытаниях в ЛИИ (Жуковский), 1946-1947 гг.
The photo shows the tail position of the Tu-4, but the NR-23 cannon have been removed.
В строю Ту-4
Программа создания Ту-4 была одной из первых в стремительной послевоенной модернизации советской авиапромышленности. Сам самолет стал базой для создания других тяжелых бомбардировщиков, в том числе и Ту-95, продолжающего нести службу и сегодня.
Носовая часть фюзеляжа Ту-4
Средняя часть фюзеляжа Ту-4
Силовая установка Ту-4
Экипаж самолета Ту-4 подполковника Ф.Р.Забелина перед полетом, аэродром Шагал, 1958г.
Экипаж Ту-4 840-го полка
Командир звена Ту-4 капитан Добрынин ставит задачу на предстоящий вылет
Detail of Khorol airfield showing Tu-4s on ramps.
Еще одна "временная" стоянка самолетов. Среди редких машин можно выделить китайский самолет ДРЛО на базе Ту-4, еще один Ту-4 - для запуска беспилотных мишеней, советскую лодку Бе-6, американский транспортный C-46 "Командо"
Дозаправка Ту-4
Дозаправка Ту-4 методом "с крыла на крыло"
Заправка истребителей МиГ-15
Дозаправка МиГ-15 от Ту-4. Комплекс дозаправки создан в ОКБ-918
Ту-4 N 221001, оборудованный системой буксировки
Хвостовая часть Ту-4, входившего в систему "Бурлаки", до и после переделки для дозаправки
Бомбардировщики Ту-4, оборудованные системой буксировки. Аэр. Зябровка, лето 1952г.
Аварийный сброс "гарпуна" и конус со сброшенным "гарпуном" после посадки
Ту-4 N 1840848 выпускает буксировочный и заправочный конусы
Подход истребителя МиГ-15бис к конусу
Подтягивание истребителя к заправочному конусу
Момент стыковки буксировочного и заправочного конуса и заправка МиГ-15бис N 2215304 в буксирном полете
Ту-4 N 221001 буксирует МиГ-15бис N 53210408
"Воздушные поезда" в полете
МиГ-15бис во время буксировки за Ту-4 и наземных испытаний системы "Бурлаки"
Мишень Ла-17 под крылом Ту-4
Под крылом Ту-4 беспилотный разведчик "Чанг Хонг I"
Два самолета-снаряда 16Х, размещенные на пилонах под крылом носителя Ту-4
Самолет-аналог под крылом Ту-4
Самолет-аналог "К" под крылом Ту-4
Самолет-аналог под крылом Ту-4
Ту-4К с двумя самолетами-снарядами КС-1 "Комета" во время летных испытаний (КС-1 в пилотируемом варианте)
Первый советский самолет-ракетоносец Ту-4КС, вооруженный ракетами КС
Летающая лаборатория на базе Ту-4 для испытания двигателей АИ-20 и НК-4
Летающая лаборатория Ту-4ЛЛ. Самолет использовался для летных испытаний газотурбинных двигателей, в том числе 2ТВ-2Ф и ТВ-12, предназначавшихся для стратегического бомбардировщика Ту-95. От всех других подобных лабораторий, построенных когда-либо раньше или даже много позже, эта отличалась небывалой разницей в мощности штатных силовых установок и испытывавшегося двигателя: 2ТВ-2Ф был впятеро мощнее, чем каждый из поршневых АШ-73ТК.
Летающая лаборатория Ту-4ЛЛ
К испытанию воздушной мишени готовится китайский Ту-4, переоснащенный турбовинтовыми двигателями АИ-20
Первым советским послевоенным стратегическим бомбардировщиком стал Ту-4 - копия американского B-29 с советскими моторами и усиленным оборонительным вооружением. Несколько B-29 попали в СССР, совершив вынужденные посадки на Дальнем Востоке во время войны. На фотографии - Ту-4 китайских ВВС. Начиная с 1953 года, Китай получил от СССР 13 самолетов Ту-4. Служба их была долгой, и последний самолет использовался для испытаний до 1988 года.
Китайский самолет ДРЛО на базе Ту-4
Стоянка летно-испытательной базы ОКБ-23 в Жуковском. На переднем плане - М-4 N 0104. В отдалении слева видна летающая лаборатория Ту-4ШР