Миль Ми-14ПЛ
Варианты:
Миль - Ми-14ПЛ - 1967 - Россия
Страна: Россия
Год: 1967
Вертолет

Противолодочный вертолет
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (16)
Ми-14

  Возможность создания на базе вертолета Ми-8 его противолодочной модификации рассматривалась практически с самого начала. В ноябре 1959 года Госкомитетом по авиапромышленности было принято решение приступить к работам по вертолету В-8Г ("Г" - от "гидро"), представлявшему собой противолодочный поисково-ударный комплекс в составе двух взаимозаменяемых поискового и ударного вертолетов. 30 апреля 1965 года принято постановление Совета Министров СССР о создании вертолета В-14. В нем проект машины претерпел существенные изменения по сравнению с базовым вариантом. Затем командование ВМФ, рассмотрев представленные в сентябре 1966 года аванпроекты - с двигателями ТВ2-117 в двухвертолетном комплексном варианте и с двигателями ТВ3-117 в едином поисково-ударном варианте, выбрало последний проект - с двумя ТВ3-117М с пониженной до 1950 л.с. мощностью (литера "М" означала "морской", поскольку двигатели для В-14 были доработаны в целях обеспечения антикоррозийной защиты).
  Фюзеляж был выполнен по типу "амфибия", где вместо нижней его части был установлен корпус лодки, а по бокам - два спонсона-поплавка (иногда называемые "жабры"), которые должны были обеспечить требуемую поперечную остойчивость при расчетном волнении моря в 3-4 балла. В носовой части фюзеляжа установлена РЛС "Инициатива-2М", в хвостовой - контейнер для опускаемой ГАС "Ока-2", спасательная лодка и кассеты радиогидроакустических буев, а в центральной части - защищенный снизу гидравлически закрываемыми створками отсек вооружения (могли подвешиваться противолодочная торпеда АТ-1, или АТ-2, или "Стриж", либо бомбы - восемь 250-кг или двенадцать 50-кг). В хвостовой части фюзеляжа крепился и магнитометр АПМ-60, а для обеспечения неподвижного автоматического зависания вертолета над точкой при работе с ГАС имелась система автоматического управления САУ-14. Впервые вертолет получил убирающееся шасси.
  Первый раз В-14, оснащенный пока двигателями ТВ2-117, поднялся в воздух 1 августа 1967 года (первый вертолет получил ТВ3-117М только в конце 1969 года), но окончательно программа испытаний была объявлена завершенной только в 1974 году. Впрочем, первый серийный вертолет был собран в Казани в конце 1973 года, в 1974 году Ми-14ПЛ стали поступать в авиацию ВМФ СССР, а официально на вооружение он принят 11 мая 1976 года. Хотя Ми-14 и был вертолетом-амфибией, но только в редких случаях предназначался для операций с воды.
  Более поздние машины отличались наличием тянущих рулевых винтов обратного вращения, пылезащитными устройствами на воздухозаборниках двигателей, кабиной экипажа измененной компоновки, нишами шасси без створок, измененным люком спасательной лодки и т.д. В рамках модернизации Ми-14ПЛ получил новый поисково-прицельный комплекс "Осьминог", торпеды "Орлан" и "Колибри" и ракето-торпеды "Ястреб-М". Ми-14ПЛМ поступил в серию в 1979 году.
  Ми-14ПЛ поставлялся в Болгарию, Вьетнам, ГДР, Ливию, Польшу, КНДР, Сирию, Югославию и на Кубу. Один польский вертолет переоборудовали в поисково-спасательный (его латинское обозначение Mi-14PX).
<...>


Варианты

  Ми-14ПЛ с управляемым ударным вооружением: вариант базовой машины с УР "воздух-поверхность" Х-23
  МИ-14ПЛЭ: экспортный базовый Ми-14ПЛ
  Mi-14Pt: польское обозначение Ми-14ПЛ
  Mi-14PX: один польский вертолет, переоборудованный в поисково-спасательный
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-14ПЛ

  Тип: противолодочный вертолет
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117М взлетной мощностью по 1950 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость полета 250 км/ч; крейсерская скорость полета 215 км/ч; динамический потолок 4000 м; начальная скороподъемность 468 м/мин; практическая дальность полета 800 км
  Масса: пустого 8902 кг; нормальная взлетная 13 400 кг; максимальная взлетная 14000 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 21,3 м; длина с вращающимися винтами 25,32 м; высота с вращающимся рулевым винтом 6,93 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 356,0 м2
  Вооружение: одна торпеда АТ-1М или противолодочная ракета АПР-2, либо ядерная глубинная бомба, либо восемь обычных глубинных бомб, либо противолодочные бомбы ПЛАБ, плюс радиогидроакустические буи
Первый прототип противолодочного вертолета В-14 СССР-11051.
Первый прототип В-14 на момент испытаний на Москва-реке
Один из опытных В-14 в противолодочном варианте во время проведения испытаний.
Противолодочный вертолет Ми-14ПЛ "01 желтый" 830-го вертолетного полка (период эксплуатации типа в полку: 1976-1994гг.)
Ми-14
Авиация ВМФ РФ эксплуатирует все варианты Ми-14, в том числе Ми-14ПЛМ. На изображенной машине отчетливо виден износ корпуса в результате проведения морских операций.
К 1986 году морская авиация СССР получила около 100 Ми-14ПЛ, распределенных по отдельным вертолетным полкам, как минимум, на семи береговых базах. Ми-14 был слишком велик для базирования на большинстве военных кораблей ВМС СССР.
Ми-14ПЛ "60 красный" авиации СФ, Сафоново, июнь 1996г.
Ми-14ПЛ авиации ВМФ СССР, начало 1980-х гг.
Югославский Ми-14ПЛ. 784-я ППХЕ "Акулы" (Противподморска хеликоптерска эскадрила "Акулье"), 97-я авиационная бригада, Подгорице, 1996г.
Ми-14ПЛ "809 красный" авиации болгарских ВМС, авиабаза "Чайка", осень 2002г.
Ми-14ПЛ "1004 белый" польских ВМС в стандартном камуфляже, авиабаза Дарлово.
Отвечавшая за оборону побережья Балтики, морская авиация Польши к концу холодной войны располагала значительным числом вертолетов. Шестнадцать Ми-14 использовались для решения противолодочных и поисково-спасательных задач, а также борьбы с минами. Обратите внимание на предупреждающую надпись на русском языке на хвостовой балке.
Ми-14ПЛ под обозначением Ми-14ПЛЭ широко экспортировался в союзные СССР страны, включая ГДР.
ВМС ГДР эксплуатировали 15 Ми-14. Девять противолодочных Ми-14ПЛ (на снимке) были дополнены шестью тральщиками Ми-14БТ. Вертолеты находились в авиакрыле MHG-18.
Ми-14ПЛ "637 черный" морского вертолетного полка (MHG-18) ВМС ГДР, 1990г.