Миль Ми-14ПЛ
Варианты:
Миль - Ми-14ПЛ - 1967 - Россия
Страна: Россия
Год: 1967
Вертолет

Противолодочный вертолет
Словарь по полиграфии лазерное гравирование.
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (110)
Ми-14

  Возможность создания на базе вертолета Ми-8 его противолодочной модификации рассматривалась практически с самого начала. В ноябре 1959 года Госкомитетом по авиапромышленности было принято решение приступить к работам по вертолету В-8Г ("Г" - от "гидро"), представлявшему собой противолодочный поисково-ударный комплекс в составе двух взаимозаменяемых поискового и ударного вертолетов. 30 апреля 1965 года принято постановление Совета Министров СССР о создании вертолета В-14. В нем проект машины претерпел существенные изменения по сравнению с базовым вариантом. Затем командование ВМФ, рассмотрев представленные в сентябре 1966 года аванпроекты - с двигателями ТВ2-117 в двухвертолетном комплексном варианте и с двигателями ТВ3-117 в едином поисково-ударном варианте, выбрало последний проект - с двумя ТВ3-117М с пониженной до 1950 л.с. мощностью (литера "М" означала "морской", поскольку двигатели для В-14 были доработаны в целях обеспечения антикоррозийной защиты).
  Фюзеляж был выполнен по типу "амфибия", где вместо нижней его части был установлен корпус лодки, а по бокам - два спонсона-поплавка (иногда называемые "жабры"), которые должны были обеспечить требуемую поперечную остойчивость при расчетном волнении моря в 3-4 балла. В носовой части фюзеляжа установлена РЛС "Инициатива-2М", в хвостовой - контейнер для опускаемой ГАС "Ока-2", спасательная лодка и кассеты радиогидроакустических буев, а в центральной части - защищенный снизу гидравлически закрываемыми створками отсек вооружения (могли подвешиваться противолодочная торпеда АТ-1, или АТ-2, или "Стриж", либо бомбы - восемь 250-кг или двенадцать 50-кг). В хвостовой части фюзеляжа крепился и магнитометр АПМ-60, а для обеспечения неподвижного автоматического зависания вертолета над точкой при работе с ГАС имелась система автоматического управления САУ-14. Впервые вертолет получил убирающееся шасси.
  Первый раз В-14, оснащенный пока двигателями ТВ2-117, поднялся в воздух 1 августа 1967 года (первый вертолет получил ТВ3-117М только в конце 1969 года), но окончательно программа испытаний была объявлена завершенной только в 1974 году. Впрочем, первый серийный вертолет был собран в Казани в конце 1973 года, в 1974 году Ми-14ПЛ стали поступать в авиацию ВМФ СССР, а официально на вооружение он принят 11 мая 1976 года. Хотя Ми-14 и был вертолетом-амфибией, но только в редких случаях предназначался для операций с воды.
  Более поздние машины отличались наличием тянущих рулевых винтов обратного вращения, пылезащитными устройствами на воздухозаборниках двигателей, кабиной экипажа измененной компоновки, нишами шасси без створок, измененным люком спасательной лодки и т.д. В рамках модернизации Ми-14ПЛ получил новый поисково-прицельный комплекс "Осьминог", торпеды "Орлан" и "Колибри" и ракето-торпеды "Ястреб-М". Ми-14ПЛМ поступил в серию в 1979 году.
  Ми-14ПЛ поставлялся в Болгарию, Вьетнам, ГДР, Ливию, Польшу, КНДР, Сирию, Югославию и на Кубу. Один польский вертолет переоборудовали в поисково-спасательный (его латинское обозначение Mi-14PX).
<...>


Варианты

  Ми-14ПЛ с управляемым ударным вооружением: вариант базовой машины с УР "воздух-поверхность" Х-23
  МИ-14ПЛЭ: экспортный базовый Ми-14ПЛ
  Mi-14Pt: польское обозначение Ми-14ПЛ
  Mi-14PX: один польский вертолет, переоборудованный в поисково-спасательный
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ми-14ПЛ

  Тип: противолодочный вертолет
  Силовая установка: два ТВаД ТВ3-117М взлетной мощностью по 1950 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость полета 250 км/ч; крейсерская скорость полета 215 км/ч; динамический потолок 4000 м; начальная скороподъемность 468 м/мин; практическая дальность полета 800 км
  Масса: пустого 8902 кг; нормальная взлетная 13 400 кг; максимальная взлетная 14000 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 21,3 м; длина с вращающимися винтами 25,32 м; высота с вращающимся рулевым винтом 6,93 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 356,0 м2
  Вооружение: одна торпеда АТ-1М или противолодочная ракета АПР-2, либо ядерная глубинная бомба, либо восемь обычных глубинных бомб, либо противолодочные бомбы ПЛАБ, плюс радиогидроакустические буи
Спуск на воду перед испытаниями первого прототипа В-14 в Южном порту г.Москвы.
Так менялась окраска первого прототипа "мирного" противолодочного вертолета В-14. В-14 в красках "Аэрофлота", еще без обтекателя РЛС и хвостового поплавка.
Он же, но уже с поплавком и обтекателем во время испытаний на Москва-реке у села Беседы
Первый опытный вертолет В-14 во время заводских испытаний. Лето 1967г.
Та же машина на испытаниях в Феодосии - надпись "Аэрофлот" исчезла.
Вертолет долго испытывался и доводился. Одна из опытных машин имеет створки шасси и жабры начального вида.
На жабрах появились гребни.
Второй опытный экземпляр В-14. 1968г.
Жабры изменены и обрели окончательный вид, на створках шасси появились жалюзи для слива проникшей в ниши воды. Двигатели уже ТВ3-117М, но винт еще на правой стороне.
Третий опытный В-14 при испытаниях возможностей амфибии при рулежке по неспокойной воде.
Четвертый опытный В-14 первым получил двигатели ТВ3-117М, 1969г.
Испытания предсерийного Ми-14ПЛ в условиях Заполярья. А/д Североморск-2, зима 1974-1975гг.
Один из Ми-24ПЛ, участвовавших в испытаниях, с нестандартным креплением опускаемого контейнера АПМ-60.
Опытный вертолет Ми-14ПЛ ударный
Первый серийный В-14
На ЛИСе Казанского вертолетного завода. Каждая построенная машина обязательно проходила облет.
Ф.Прокопенко (слева), летавший в качестве летчика облета на этом Ми-14, стоит с начальником филиала МВЗ Ахмадеевым. Заводской аэродром в Казани, 1973г.
Один из серийных Ми-14ПЛ без тактического номера и опознавательных знаков на трассе перегонки с Казанского завода к месту службы. Окраина аэропорта г.Воронеж.
Ми-14ПЛ
Одно из первых фото Ми-14ПЛ на аэродроме Североморск-2, 1977г.
Типовой снимок советских времен с типовой же подписью: "Экипаж уточняет боевую задачу". Ми-14ПЛ авиации СФ, середина 1980-х годов.
Another derivative of the basic Mi-8 is the Mi-14 Haze-A, some 120 of which are currently operating in the shore-based ASW role with Soviet Naval Aviation.
Ми-14ПЛ "64 красный" авиации ТОФ, а/д Новонежино, середина 1990-х гг.
Экипаж Ми-14ПЛ из 745-го ОПЛВП. Донское, середина 1970-х гг.
Экипажи противолодочных вертолетов Ми-14 после полета.
Командир звена вертолетов Ми-14ПЛ 1-й ВЭ к-н Ишмаев Р.С. Оперативный а/д "Талые Ручьи", 1988г.
Противолодочный вертолет Ми-14ПЛ авиации СФ. Аэродром Сафоново, начало июня 1996г.
Стоянка Ми-14, выведенных из состава авиации СФ. Аэродром Сафоново, 1996г.
Ка-25 и Ми-14
Ми-14ПЛ на площадке Севастопольского АРЗ. 20 августа 1993г.
Ми-14ПЛ перед выруливанием на рулежную дорожку. А/с Североморск-2, 1985г.
Взлет Ми-14ПЛ. А/с о.Кильдин.
Ми-14ПЛ из 872-го ОПЛВП. Кача, октябрь 1984г.
Ми-14ПЛ с выпущенными баллонетами взлетает с площадки морского аэродрома. Губа Грязная, 1980г. Над воротами ангара надпись: "Североморец! Береги Родину!"
Одновременный взлет четверки Ми-14ПЛ с а/с о.Кильдин в дождь, 1986г.
Пара Ми-14ПЛ из 745-го ОПЛВП уходит на задание. Донское, середина 1970-х гг.
Взлет смешанной пары в составе Ми-14БТ (на переднем плане) и Ми-14ПЛ
Ми-14ПЛ во время магнитометрического поиска подлодки
Ми-14ПЛ с выпущенным на кабель-лине датчиком магнитометра. Севастополь, июль 1999г.
Противолодочный поиск с Ми-14
Морские противолодочные вертолеты проводят большую часть полета на режиме висения или движения с малыми скоростями. На вертолетах были установлены двигатели ТВ3-117МТ от Ми-17, обеспечивающие точное управление при висении и полете с малой скоростью, использовавшихся при работе с опускаемой ГАС или буксируемым магнитометром АПМ-60.
Поиск ПЛ с ВГС. Командир вертолета - к-н Чечеров С.В., 1985г.
Ми-14ПЛ N 07 над пос. Сафоново-1, 1986г.
Вертолет Ми-14ПЛ N 14 во время выполнения задачи по осмотру береговой черты (переднее шасси убралось не полностью), 1986г.
The Mi-14 Haze is now the Soviet Navy's most widely deployed shore-based ASW helicopter.
Ми-14ПЛ из 745-го ОПЛВП над Балтикой
Миль Ми-14
Противолодочный вертолет Ми-14
Вылет восьмерки Ми-14ПЛ в ходе командно-штабных учений на бомбардировку морского минного заграждения, апрель 1989г.
Посадка пары Ми-14ПЛ. А/с Североморск-2, 1985г.
Посадка Ми-14ПЛ на воду, 1987г.
Руление Ми-14ПЛ по воде. Губа Грязная, 1987г.
Ми-14 на плаву
Ми-14 имел хорошие амфибийные характеристики.
Противолодочный Ми-14 взлетает с воды
Ми-14ПЛ (командир вертолета к-н Ким В.Б.) на взлете с поверхности Губы Грязная, 1988г.
Ми-14ПЛ в сопровождении вертолета "Линкс" ВМС Великобритании. Баренцево море.
После развала Советского Союза Украине досталась часть авиапарка Ми-14 из состава авиации ЧФ.
5 октября 2012г. департамент прессы и связей со средствами массовой информации МО Украины распространил информацию об успешном завершении очередных учений морской авиационной бригады ВМС Украины. В их ходе экипажи самолета Бе-12 и вертолета Ми-14 провели практическое бомбометание авиабомб П-50Т.
Ми-14 морской авиации Польши с выложенным перед ним арсеналом.
Польские Ми-14ПЛ.
Ми-14 морской авиации ГДР с выложенным перед ним арсеналом.
Ми-14ПЛ с противолодочными буями и глубинными бомбами
Строй Ми-14ПЛ морской авиации ГДР.
Вертолеты ВМС ГДР из эскадры MHG-18 на аэродроме Паров
Техническое обслуживание Ми-14ПЛ.
Болгарский Ми-14. Репетиция парада над Софией в честь праздника Болгарской армии 6 мая 2001г. (снято 3-4 мая).
Болгарский Ми-14. Репетиция парада над Софией в честь праздника Болгарской армии 6 мая 2001г. (снято 3-4 мая).
Ми-14ПЛ ВВС Болгарии
Болгарский Ми-14. Тренировка посадки на воду Варненского озера (у авиабазы "Чайка"), 1990-е годы.
Ми-14Э болгарских ВМС, пилотируемый п-ком Г.Жековым, заходит на посадку на палубу американского ДК "Понс"
Ми-14ПЛ ВВС Болгарии
Взлетает Ми-14ПЛ 784-й ППХЕ Югославии, конец 1990-х годов.
Ми-14ПЛ ВВС Югославии
Ми-14 ливийских ВВС
Ми-14 - трофей повстанцев
Подвеска торпеды ВТТ-1 под вертолет Ми-14ПЛ по тревоге, 1985г. В центре - командир 1 ВЭ п/п-к Масютин В.А. (впоследствии - командир полка), перед ним - летчик ст.л-т Бураков А.И., позади - старший борттехник ст.л-т Ясевич В.Д.
Средства обнаружения и поражения из арсенала Ми-14ПЛ. Кассета для РГБ (слева), ПЛАБ-120-250 (справа).
Подвеска магнитометра АПМ-60 на Ми-14ПЛ
РГБ различных типов.
РГБ-НМ "Чинара"
РГМ-Н "Ива"
Опытный Ми-14ПЛМ с прицельно-навигационным комплексом "Осьминог" в 1989 году был представлен публике на Ходынке.
Ми-14ПЛМ N 10 убирает ВГС (АПМ-73 отсутствует), 1987г.
Старший борттехник ст.л-т Марков А.В. осматривает редукторный отсек вертолета Ми-14, 1986г.
Капотирование передней и задней части двигателя.
Вид сверху на переднюю часть фюзеляжа и хвостовая балка (вид сверху от фюзеляжа).
Втулка несущего винта.
Втулка несущего винта
Рулевой винт.
Лебедка ЛПГ-150
Хвостовой поплавок и лебедка ЛПГ-300.
Справа внизу - ниша опускаемой антенны ГАС, над ней два отверстия - кассеты сигнальных бомб и маркерных буев.
Передняя опора шасси
Основная (левая) стойка шасси, передняя стойка шасси (панель отсека механизма уборки снята) и радиопрозрачные колпаки АРК-9 и А-100.
Основная опора шасси
Воздухозаборник вентилятора маслорадиатора и входные устройства двигателей.
Носовая фара (левая) и дополнительная носовая фара.
Двигатели ТВ3-117М.
Раскапотированные двигатели ТВ3-117М