McDonnell Douglas AH-64 Apache
Варианты:
McDonnell Douglas - AH-64 Apache - 1975 - США
Страна: США
Год: 1975
Вертолет

Двухместный боевой вертолет
Описание
Фотографии:

Обломки (1)
Boeing AH-64 Apache и Longbow Apache

  Согласно сформулированным в 1970-х годах требованиям Армии США к усовершенствованному боевому вертолету должна быть создана машина, способная вести противотанковые действия в любое время суток и в любую погоду. Были выбраны предложения фирм "Bell" и "Hughes"для постройки и сравнительных испытаний двух прототипов. Это были YAH-63 и YAH-64A соответственно. Последний, обозначенный производителем как Model 77 и взлетевший 30 сентября 1975 года, стал победителем конкурса 10 декабря 1976 года. Следующие 4 вертолета (один для наземных и три для летных испытаний) были построены во второй фазе программы испытаний. И они в основном были задействованы в исследованиях бортовых систем, авионики, электрооптики и систем управления огнем. Модификации предсерийного стандарта уже имели стреловидные концы лопастей несущего винта, переставляемый стабилизатор, смещенный ниже, более высокий киль и адаптированную систему "Black Hole" для защиты от ракет с ИК-наведением. 26 марта 1982 года был заключен контракт с Армией США на первую партию из 11 Hughes AH-64A Apache.
  Первый серийный образец был поставлен в январе 1984 года. В это время компания "Hughes" стала частью "McDonnell Douglas", 27 августа 1985 года фирма сменила название на "McDonnell Douglas Helicopter Company". В августе 1997 года "McDonnell Douglas" влилась в компанию "Boeings, и с тех пор AH-64 стал изделием "Boeing".
  Apache - двухместный вертолет традиционной схемы с тандемным расположением членов экипажа и с улучшенной их защитой. В носовой части размещена прицельно-навигационная система Martin-Marietta AAQ-11 TADS/PNVS (Target Acguisition and Designation Sight/Pilot Night-Vision Sensor). Второй пилот (оператор систем вооружения) располагается впереди, а сиденье командира экипажа расположено на 49 см выше сзади. Оба летчика применяют идентичные системы для обнаружения и атаки целей, включая нашлемную систему целеуказания и индикации. Второй пилот отвечает за ведение огня, но командир экипажа в любой момент может отменить его действия.
  Выживаемость повышена за счет брони - конструкция должна позволить машине выжить после попаданий снарядов калибра 12,7 мм в любую часть нижней полусферы (плюс 20° в область верхней полусферы) и после этого продержаться в воздухе еще не менее 30 мин. Защита большинства важных бортовых систем рассчитана против снарядов 23-мм пушки. Экипаж защищен бронеплитами из борсодержащего сплава, а шасси, кабина и сиденья спроектированы так, чтобы выдерживать удар о землю при скорости снижения до 12,9 м/сек. Пушка в случае аварийной посадки должна уходить в фюзеляж между сиденьями пилотов. Турбовальные двигатели широко разнесены, и их важнейшие элементы защищены броней. Трансмиссия может работать свыше часа без смазки, а редукторы и валы должны работать такое же время после некоторых видов повреждений. Вертолет может выдерживать перегрузки при подъеме до +3,5 g и при спуске до -0,5 g.
  Производство AH-64A продолжалось до 1997 года и составило всего 937 машин. Начиная с 604-й машины, на вертолет устанавливались 1800-сильные (1342 кВт) двигатели General Electric T700-GE-701C, планировавшиеся как часть модернизации в AH-64B.
  Первое боевое применение Apache состоялось в операции "Just Cause" в Панаме в декабре 1989-го и январе 1990 года. Они успешно использовались в операции "Буря в пустыне" против иракских войск в Кувейте, а также во всех боевых действиях не только США, но и Израиля, Великобритании, Нидерландов и других стран.
  Основная полезная нагрузка Apache по проекту составляет до 16 УР AGM-114A Hellfire дальнего действия с лазерным наведением, размещенных по 4 на четырех узлах подвески под крылом. Другим вооружением является блок с 19-ю 70-мм НУР "воздух-поверхность" Hydra 70, а стандартным стационарным вооружением - наводимая пушка Chain Gun калибра 30 мм с подфюзеляжным креплением и с 1200 снарядами.
  Обозначение AH-64C планировали присвоить примерно 540 образцам AH-64A, прошедшим модернизацию до стандарта AH-64D, за исключением имеющейся у последнего РЛС обнаружения и управления огнем APG-78 Longbow. Однако от этого плана отказались в начале 1994 года, и в середине 1990-х AH-64D стал второй версией Apache, поставляемой в войска вначале без РЛС управления огнем Northrop Grumman APG-78 Longbow, которую начали устанавливать с 1997 года на конкретные AH-64D Longbow Apache. Новый план Армии США по парку модернизации Apache предусматривал переоборудование 748 AH-64A до стандарта AH-64D, а 227 из них до стандарта Longbow Apache. В 1992 году "McDonnell Douglas" оборудовала 4 AH-64A РЛС миллиметрового диапазона Longbow и ракетами AGM-114L Hellfire для отработки концепции комплекса AH-64D Longbow Apache. Первый прототип совершил свой первый полет 15 апреля 1992 года, хотя новую РЛС начали испытывать в полете только на втором прототипе в 1993 году. Испытывались также два прототипа AH-64C. В начале 1999 года Армия США приняла решение, что 530 AH-64A будут модернизированы до AH-64D, для чего будет заказано 500 систем Longbow. Но военные действия в Ираке скорректировали этот план, так как были заказаны машины для пополнения армии, а также дополнительные машины в рамках военного финансирования. Весной 2009 года Армии США требовалось примерно 236 вертолетов AH-64D соответствующих последнему стандарту Block III. Этот стандарт закладывает основу совместимости с будущими боевыми БЛА и оснащается более мощным двигателем T701D. Конгресс США выделил средства еще на 52 AH-64D Block III для планового пополнения, чтобы Национальная гвардия США начала переход с модели "А" на модель "D". По оценкам компании "Boeings общее количество AH-64D только для Армии США к 2040 году составит около 800 машин.
  Комплекс Longbow легко опознать по надвтулочному обтекателю антенны РЛС APG-78. Комплекс позволяет использовать ракеты AGM-114L в автономном режиме "выпустил-забыл". Longbow может обнаруживать, распознавать и определять приоритеты одновременно из нескольких целей, даже сквозь туман и дым, которые мешают ИК и телевизионным датчикам. У всех AH-64D новая система целеуказания и ночного видения, заменившая TADS/PNVS предыдущего поколения. Она производится "Lockheed Martin" под названием Arrowhead.
  У AH-64D усовершенствованы также системы прицеливания, управления боем, связи, вооружения и навигации, в кабине установлены новые дисплейные индикаторы, а электрогенераторы стали вдвое мощнее. Передний отсек авионики расширен, а в удлиненных вперед обтекателях шасси размещено новое оборудование. AH-64D выпускается как с РЛС Longbow, так и без нее - один вертолет с РЛС Longbow может давать данные о цели другим AH-64D по линии прямой передачи данных. Продолжающаяся модернизация до стандарта Block III расширила возможности AH-64D Apache на поле боя, особенно в плане обнаружения целей и оперативной передачи их другим для уничтожения в рамках военной концепции США о "сетевой войне".
  Вертолеты Apache широко экспортируются в Египет, Грецию, Израиль (AH-64A Peten и AH-64D Saraf), Японию, Нидерланды, Саудовскую Аравию, Сингапур, Великобританию (WAH-64D Apache AH.Mk 1 постройки компании "AgustaWestland" с двигателями RTM322) и Объединенные Арабские Эмираты. Некоторые из этих операторов решили модернизировать прежние закупки до уровня AH-64D, другие получили новые AH-64D Longbow.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing AH-64A Apache

  Тип: двухместный боевой вертолет
  Силовая установка: два турбовальных двигателя General Electric T700-GE-701, мощностью по 1800 л.с. (1342 кВт)
  Летные характеристики: максимальная горизонтальная и крейсерская скорость 293 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 762 м/мин; практический потолок 6400 м; потолок в режиме висения 4570 м с учетом влияния земли и 3505 м без учета влияния земли; дальность 1899 км с полными внутренними и внешними баками или 482 км только с внутренними баками
  Масса: пустого 5165 кг; максимальная взлетная 9525 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 14,63 м, размах крыла 5,82 м с пустыми направляющими для вооружения; общая длина с вращающимися винтами 17,76 м; высота 4,66 м; ометаемая площадь 168,11 мг
  Вооружение: одна подфюзеляжная наводимая пушка калибра 30 мм и до 771 кг различных видов вооружения на четырех точках подвеса под крылом
AH-64A, сфотографированный в аэропорту Мосула, Ирак, был поврежден огнем противника. Потери AH-64A в Ираке (как минимум три) значительно меньше, чем у AH-64D (более 20), но это связано не с высокой живучестью старых машин, а с меньшим количеством произведенных ими боевых вылетов.