Lockheed F-22 Raptor
Варианты:
Lockheed - F-22 Raptor - 1990 - США
Страна: США
Год: 1990


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (44)
Lockheed Martin F-22 Raptor

  В апреле 1991 года ВВС США объявили о выборе победителя в конкурсе на создание истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter). Самолет предназначался для замены F-15 Eagle. Конкурс выиграл прототип самолета, известного ныне как F-22 Raptor, с двигателем Pratt & Whitney. Проигравшим конкурентом был Northrop/McDonnell Douglas F-23. Сформулированные в 1981 году требования к самолету ATF предусматривали разработку малозаметного истребителя, созданного по технологиям стелс, способного выполнять длительный сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы двигателей, очень маневренного, с укороченными взлетом и посадкой за счет использования плоских отклоняемых сопел двигателей. Спецификация оговаривала использование трехканальной цифровой электродистанционной системы управления, что предполагало статическую неустойчивость самолета. В системе управления вооружением предстояло использовать элементы искусственного интеллекта для уменьшения загруженности летчика при одновременном повышении эффективности его работы.
  В сентябре 1983 года компаниям "Boeing", "General Dynamics", "Grumman", "McDonnell Douglas", "Northrop" и "Rockwell" предложили принять участие в конкурсе аванпроектов. Официальный запрос был разослан в сентябре 1985 года, оценку предложений провели в июле 1986 года, а 31 октября объявили двух победителей - компании "Lockheed" и "Northrop". С ними заключили контракты на постройку каждой фирмой двух прототипов.
  Параллельно шла инициированная в 1983 году программа разработки для самолета ATF совершенно новых двигателей. Наземные испытания двигателей General Electric F120 и Pratt & Whitney F119 начались в 1986-1987 годах. В начале 1988 года Министерство обороны США одобрило изготовление летных образцов двигателей каждого из двух типов, предназначенных для установки на прототипы ATF. В октябре 1989 года Пентагон продлил на шесть месяцев программу испытаний. К этому времени определились и с основными подрядчиками программы. Компания "Lockheed" объединилась с "Boeing" и "General Dynamics", но покупка "Lockheed" (с 1995 года - "Lockheed Martin") истребительного отделения фирмы "General Dynamics" привело к сосредоточению у "Lockheed" 67,5% объемов работ.
  Прототип YF-22A с двигателями YF120 выполнил первый полет 29 сентября 1990 года, 30 октября 1991 года в воздух поднялся второй опытный самолет YF-22A, но уже с ТРДДФ YF119. В ноябре 1990 года Министерство обороны США рассмотрело предложения по окончательной отработке авиационного комплекса и его производству, после чего выбор был сделан в пользу самолета F-22 с двигателями F119. В августе 1991 года был заключен контракт на производство 11 (позже количество уменьшено до девяти) предсерийных самолетов, включая два двухместных F-22B. В конечном итоге от спарок отказались, оставив только одноместные F-22A.
  Форма самолета выбрана с учетом требований малозаметности в тех областях электромагнитных волн, которые используются в радиолокации; кромки всех открывающихся в полете створок выполнены зубчатыми, чтобы излучение РЛС противника как можно меньше отражалось в обратную сторону. Для размещения вооружения были оборудованы три внутренних отсека: один большой центральный и два поменьше в бортах фюзеляжа. Но в то же время предусмотрена и возможность монтажа четырех подкрыльевых пилонов для подвески внешних нагрузок. Бортовые электронные системы выполнены с использованием элементов искусственного интеллекта, применены волоконно-оптические линии связи. Скорость работы компьютерных систем на самолете F-22 в сравнении с системами F-15 увеличена в 16 раз, емкость памяти электронных устройств увеличена втрое. Основу наступательного целевого оборудования составляет РЛС APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. РЛС способна сопровождать на проходе одновременно несколько воздушных целей и производить пуск ракет сразу по нескольким из них. РЛС также способна работать в режиме картографирования и как метео-РЛС. На самолете установлены система обмена информации (не сопряжена с аналогичными системами других самолетов ВВС США, что препятствует интеграции F-22 в "цифровое поле боя" и, вероятно, является главной причиной неучастия Raptor в боевых действиях), приемник GPS, аппаратура бортового комплекса обороны. В кабине установлено катапультное кресло ACES II класса "ноль-ноль". Приборное оборудование кабины выполнено на основе четырех цветных жидкокристаллических многофункциональных индикаторов и широкоугольного ИЛС (производства "Marconi").
  Основными органами управления самолетом являются боковая ручка и РУДы. К поверхностям управления относятся занимающие почти весь размах крыла предкрылки, внешние элероны, внутренние флапероны, дифференциально отклоняемые стабилизаторы и два руля направления, установленные на наклоненных наружу килях. Управление самолетом также осуществляется отклонением сопел двух двигателей, сопла отклоняются только в вертикальной плоскости в секторе +/-20°. Самолет не теряет управляемости даже на очень больших углах атаки.
  Стоимость всей программы постоянно находилась под контролем Конгресса США, внимание к ней усилилось (а критика возросла) после снижения для США высокотехнологичных угроз.
  Проектирование двухместного F-22B велось, но до постройки прототипа дело не дошло. Спарка должна была обладать всеми боевыми возможностями одноместной машины.
  В 2005 году F-22 достиг состояния первоначальной боеготовности. В 2007 году F-22 с авиабазы Элмендорф на Аляске впервые перехватили и сопровождали Ту-95МС Дальней авиации ВВС РФ.
  Модернизация самолета F-22A обходится очень дорого и ведется медленно из-за весьма устаревших элементной базы и программного обеспечения, установленных на самолете. После очередного этапа доработок F-22 получат возможность использовать УР класса "воздух-воздух" AIM-9X и AIM-120, бомбы малого диаметра (SDB). В перспективе самолет планируется хоть частично унифицировать с F-35.
  К середине 2011 года ВВС США получили почти все из 187 заказанных самолетов F-22. Шансы на продление серийного производства ничтожны. В мае 2011 года полеты всех F-22 прекратили из-за неоднократных случаев гипоксии у летчиков в полете (по этой причине, вероятно, произошла катастрофа F-22 на Аляске осенью 2010 года). Причиной гипоксии стало попадание выхлопных газов двигателей в кислородную систему. В сентябре 2011 года полеты возобновили, но в октябре вновь был отмечен случай гипоксии, и полеты снова были запрещены.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed Martin F-22A Raptor

  Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 с отклоняемым вектором тяги, с тягой на форсаже по 155,75 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте М=2,25 (2390 км/ч) с возможностью в течение 5 мин лететь со скоростью М=1,87 (1891 км/ч)
  Масса: пустого 19 700 кг; пустого снаряженного 29 300 кг; максимальная взлетная 38000 кг
  Размеры: размах крыла 13,56 м; длина 18,90 м; высота 5,08 м; площадь крыла 78,04 м2
  Вооружение ("воздух-воздух"): одна встроенная 20-мм пушка M61A2 Vulcan и до восьми УР - четыре AIM-120A/B или шесть AIM-120C-7 меньшего размера в нижнем отсеке вооружения и две УР AIM-9M в боковых отсеках вооружения
  Вооружение ("воздух-поверхность"): одна 454-кг КАБ JDAM в нижнем отсеке (и одна УР AIM-120) или четыре бомбы GBU-39 SDB и одна УР AMRAAM
YF-22
Прототип "Рэптора" - YF-22 в полете...
Этапы испытаний YF-22: дозаправка топливом в полете от заправщика KC-135
F-22
Подготовка F-22A к первому вылету
Пол Метц занимает место в кабине F-22A
Ночью 22 сентября 2014 г. состоялся первый боевой вылет в истории истребителя F-22 «Рэптор»
"Рэптор" N 01 впервые поднимается в небо
Предсерийный F-22A во время испытаний
F-22A в полете с отклоненной механизацией крыла
ВВС США планируют закупить 339 истребителей F-22A
F/A-22 "Рептор"
Испытания с F-22A ракеты AIM-120C
Предсерийные F-22A во время испытательного полета
Опытный истребитель F/A-22
Поступление F-22A в строевые части ВВС США ожидается в 2004-2005 гг.
Сборка первого "Рэптора" F-22
Первый "Рэптор" во время торжественной процедуры выкатки
Выкатка еще не окрашенного F-22 из ангара
Для определения заметности во всех ракурсах F-22A установлен на специальную поворотную платформу
Истребитель F-22A
F-22 "Рэптор"
Первый "Рэптор" ВВС США
F-22 выполняет пролет на сверхзвуковой скорости. Снимок сделан 22 июня 2009г. с авианосца "Джон С.Стеннис" в Аляскинском заливе
"Рэптор" уже доказал возможность выполнения маневров с перегрузкой 9g
Истребители F-22A над Аляской
Истребители F-15 и F-22 в едином строю
В ночь на 23 сентября США и страны-союзники нанесли первую серию воздушных ударов по позициям «Исламского государства» (ИГ) в Сирии. Как заявил пресс-секретарь Пентагона контр-адмирал Джон Кирби (John Kirby), были задействованы «истребители, бомбардировщики и ракеты Tomahawk». Кроме США в операции принимают участие Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. В этих налетах впервые в боевых условиях были использованы истребители F-22 Raptor. Они нанесли несколько ударов по г. Ракка и его пригороду, т.к. считается, что там расположены основные позиции боевиков ИГ. Подробности боевого дебюта «Рэптора» не разглашались. Однако эксперты предполагают, что в рейде участвовали шесть F-22 Block 35 из состава 1-го истребительного крыла ВВС США, дислоцированного на авиабазе Лэнгли-Юстис (шт. Вирджиния). Машины могли действовать с аэродрома Аль Дафра (ОАЭ), куда были переброшены в апреле.
15 марта 2012г. компания Lockheed Martin объявила о завершении производства истребителей 5-го поколения F-22 Raptor. В этот день был облетан последний, 187-й, самолет этого типа, построенный для ВВС США. Планируется, что в мае машина будет поставлена заказчику. Ее постоянным местом базирования станет аэродром Элмендорф-Ричардсон (штат Аляска), где дислоцировано 3-е истребительное крыло ВВС США
Прибытие F-22A №03-4046 на Гавайи
F-22 из состава 27-й эскадрильи
В ангаре N 3 37-го авиакрыла выставлены "малозаметные" машины: F-22, B-2, F-117 и крылатая ракета AGM-129
F/A-22 Raptor и макет FB-22 (слева)
Испытания двигателя F119-PW-100