Описание
Страна : США
Год : 1990
Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе
Варианты
- Boeing / Grumman / McDonnell Douglas / Rockwell - ATF - 1986 - США
- Lockheed - F-22 Raptor - 1990 - США
- Northrop - YF-23 - 1990 - США
Lockheed Martin F-22 Raptor
В апреле 1991 года ВВС США объявили о выборе победителя в конкурсе на создание истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter). Самолет предназначался для замены F-15 Eagle. Конкурс выиграл прототип самолета, известного ныне как F-22 Raptor, с двигателем Pratt & Whitney. Проигравшим конкурентом был Northrop/McDonnell Douglas F-23. Сформулированные в 1981 году требования к самолету ATF предусматривали разработку малозаметного истребителя, созданного по технологиям стелс, способного выполнять длительный сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы двигателей, очень маневренного, с укороченными взлетом и посадкой за счет использования плоских отклоняемых сопел двигателей. Спецификация оговаривала использование трехканальной цифровой электродистанционной системы управления, что предполагало статическую неустойчивость самолета. В системе управления вооружением предстояло использовать элементы искусственного интеллекта для уменьшения загруженности летчика при одновременном повышении эффективности его работы.
В сентябре 1983 года компаниям "Boeing", "General Dynamics", "Grumman", "McDonnell Douglas", "Northrop" и "Rockwell" предложили принять участие в конкурсе аванпроектов. Официальный запрос был разослан в сентябре 1985 года, оценку предложений провели в июле 1986 года, а 31 октября объявили двух победителей - компании "Lockheed" и "Northrop". С ними заключили контракты на постройку каждой фирмой двух прототипов.
Параллельно шла инициированная в 1983 году программа разработки для самолета ATF совершенно новых двигателей. Наземные испытания двигателей General Electric F120 и Pratt & Whitney F119 начались в 1986-1987 годах. В начале 1988 года Министерство обороны США одобрило изготовление летных образцов двигателей каждого из двух типов, предназначенных для установки на прототипы ATF. В октябре 1989 года Пентагон продлил на шесть месяцев программу испытаний. К этому времени определились и с основными подрядчиками программы. Компания "Lockheed" объединилась с "Boeing" и "General Dynamics", но покупка "Lockheed" (с 1995 года - "Lockheed Martin") истребительного отделения фирмы "General Dynamics" привело к сосредоточению у "Lockheed" 67,5% объемов работ.
Прототип YF-22A с двигателями YF120 выполнил первый полет 29 сентября 1990 года, 30 октября 1991 года в воздух поднялся второй опытный самолет YF-22A, но уже с ТРДДФ YF119. В ноябре 1990 года Министерство обороны США рассмотрело предложения по окончательной отработке авиационного комплекса и его производству, после чего выбор был сделан в пользу самолета F-22 с двигателями F119. В августе 1991 года был заключен контракт на производство 11 (позже количество уменьшено до девяти) предсерийных самолетов, включая два двухместных F-22B. В конечном итоге от спарок отказались, оставив только одноместные F-22A.
Форма самолета выбрана с учетом требований малозаметности в тех областях электромагнитных волн, которые используются в радиолокации; кромки всех открывающихся в полете створок выполнены зубчатыми, чтобы излучение РЛС противника как можно меньше отражалось в обратную сторону. Для размещения вооружения были оборудованы три внутренних отсека: один большой центральный и два поменьше в бортах фюзеляжа. Но в то же время предусмотрена и возможность монтажа четырех подкрыльевых пилонов для подвески внешних нагрузок. Бортовые электронные системы выполнены с использованием элементов искусственного интеллекта, применены волоконно-оптические линии связи. Скорость работы компьютерных систем на самолете F-22 в сравнении с системами F-15 увеличена в 16 раз, емкость памяти электронных устройств увеличена втрое. Основу наступательного целевого оборудования составляет РЛС APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. РЛС способна сопровождать на проходе одновременно несколько воздушных целей и производить пуск ракет сразу по нескольким из них. РЛС также способна работать в режиме картографирования и как метео-РЛС. На самолете установлены система обмена информации (не сопряжена с аналогичными системами других самолетов ВВС США, что препятствует интеграции F-22 в "цифровое поле боя" и, вероятно, является главной причиной неучастия Raptor в боевых действиях), приемник GPS, аппаратура бортового комплекса обороны. В кабине установлено катапультное кресло ACES II класса "ноль-ноль". Приборное оборудование кабины выполнено на основе четырех цветных жидкокристаллических многофункциональных индикаторов и широкоугольного ИЛС (производства "Marconi").
Основными органами управления самолетом являются боковая ручка и РУДы. К поверхностям управления относятся занимающие почти весь размах крыла предкрылки, внешние элероны, внутренние флапероны, дифференциально отклоняемые стабилизаторы и два руля направления, установленные на наклоненных наружу килях. Управление самолетом также осуществляется отклонением сопел двух двигателей, сопла отклоняются только в вертикальной плоскости в секторе +/-20°. Самолет не теряет управляемости даже на очень больших углах атаки.
Стоимость всей программы постоянно находилась под контролем Конгресса США, внимание к ней усилилось (а критика возросла) после снижения для США высокотехнологичных угроз.
Проектирование двухместного F-22B велось, но до постройки прототипа дело не дошло. Спарка должна была обладать всеми боевыми возможностями одноместной машины.
В 2005 году F-22 достиг состояния первоначальной боеготовности. В 2007 году F-22 с авиабазы Элмендорф на Аляске впервые перехватили и сопровождали Ту-95МС Дальней авиации ВВС РФ.
Модернизация самолета F-22A обходится очень дорого и ведется медленно из-за весьма устаревших элементной базы и программного обеспечения, установленных на самолете. После очередного этапа доработок F-22 получат возможность использовать УР класса "воздух-воздух" AIM-9X и AIM-120, бомбы малого диаметра (SDB). В перспективе самолет планируется хоть частично унифицировать с F-35.
К середине 2011 года ВВС США получили почти все из 187 заказанных самолетов F-22. Шансы на продление серийного производства ничтожны. В мае 2011 года полеты всех F-22 прекратили из-за неоднократных случаев гипоксии у летчиков в полете (по этой причине, вероятно, произошла катастрофа F-22 на Аляске осенью 2010 года). Причиной гипоксии стало попадание выхлопных газов двигателей в кислородную систему. В сентябре 2011 года полеты возобновили, но в октябре вновь был отмечен случай гипоксии, и полеты снова были запрещены.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Lockheed Martin F-22A Raptor
Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе
Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 с отклоняемым вектором тяги, с тягой на форсаже по 155,75 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте М=2,25 (2390 км/ч) с возможностью в течение 5 мин лететь со скоростью М=1,87 (1891 км/ч)
Масса: пустого 19 700 кг; пустого снаряженного 29 300 кг; максимальная взлетная 38000 кг
Размеры: размах крыла 13,56 м; длина 18,90 м; высота 5,08 м; площадь крыла 78,04 м2
Вооружение ("воздух-воздух"): одна встроенная 20-мм пушка M61A2 Vulcan и до восьми УР - четыре AIM-120A/B или шесть AIM-120C-7 меньшего размера в нижнем отсеке вооружения и две УР AIM-9M в боковых отсеках вооружения
Вооружение ("воздух-поверхность"): одна 454-кг КАБ JDAM в нижнем отсеке (и одна УР AIM-120) или четыре бомбы GBU-39 SDB и одна УР AMRAAM
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 1998-01 / В.Ильин, И.Кудишин - Истребитель Локхид-Мартин F-22 "Рэптор"
Тренажер бортового комплекса "Рэптора"
-
Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)
As a result of wind tunnel and flight test analysis, the EMD F-22 configuration has been refined: the length being reduced, wing span increased and wing and tailplane plan forms changed. Lockheed Aeronautical Systems has completed some 15,300 of a planned 17,000 test hours for the refined configuration. (Photo,
-
Мировая Авиация 79
F-22A Raptor. В настоящее время F-22A находятся на вооружении четырех боевых эскадрилий, базирующихся на авиабазах Лэнгли (штат Вирджиния), Элмендорф (Аляска), Холломэн (Нью-Мексико) и Хикэм (Гавайи). Кроме того, данные самолеты эксплуатируются учебной эскадрильей с авиабазы Тиндалл (Флорида) и центром боевого применения на авиабазе Неллис (Невада). Пилоты базирующейся на Аляске 90-й истребительной эскадрильи "Pair O'Dice" 3-го тактического авиакрыла в ноябре 2007 года первыми осуществили перехват и сопровождение российских бомбардировщиков Ту-95МС. В случае необходимости истребители могут быть быстро переброшены в любую "горячую точку" региона (например, в Корею) или в Европу, для чего летчикам с Аляски необходимо будет совершить девятичасовой перелет через Северный полюс.
-
Air International 2008-04 / News: Headline, Military, Civil, Airshow, Accidents
Artist's impression of a KC-45A refuelling an F-22A Raptor.
Другие самолёты на фотографии: Airbus A330 MRTT / KC-30 Voyager - International - 2007
-
Air International 1994-12 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (1)
Lockheed ATF Concept
-
Air International 1995-01 / J.Miller - Lockheed's Skunk Works
Lockheed’s Skunk Works, along with several other US airframe manufacturers, is presently exploring fighter designs, such as this advanced short take-off and landing configuration, for the 21st century. Within the next two years, the competitors will be whittled down to one and a contract will be awarded for the execution of definitive wind tunnel studies.
-
Air International 1994-12 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (1)
Lockheed revealed this early configuration in October 1985, employing canards and 2-D thrust vectoring nozzles for manoeuvrability.
-
Авиация и Космонавтика 2008-07 / Новости мировой авиации
Рисунок одного из проектов бомбардировщика FB-22
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Computer-generated image of F-22 main weapons bay containing six AIM-120C radar-guided missiles (1996)
-
Авиация и Космонавтика 1998-01 / В.Ильин, И.Кудишин - Истребитель Локхид-Мартин F-22 "Рэптор"
Компоновочная схема истребителя "Рэптор" F-22A
-
Мировая Авиация 79
F-22A Raptor
-
Мировая Авиация 209
Элементы сбора и обобщения информации
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Flush antenna locations on the F-22A (1998)
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Plan view of the F-22A showing locations of EW equipment (1998)
-
Air International 1997-01 / R.Whitford - Fundamentals of Fighter Design (6)
Evolution of air inlets showing the wide variety of configurations adopted over the years.
Другие самолёты на фотографии: Dassault Mirage G.8 - Франция - 1967Eurofighter Typhoon / EF-2000 - International - 1994General Dynamics F-111 Aardvark - США - 1964Grumman F11F Tiger - США - 1954Grumman F-14 Tomcat - США - 1970Lockheed YF-12 - США - 1963McDonnell Douglas F/A-18C Hornet - США - 1986McDonnell Douglas F/A-18E Super Hornet - США - 1995McDonnell Douglas F-4 Phantom II - США - 1958North American A-5 Vigilante - США - 1958SEPECAT Jaguar - International - 1969МиГ МиГ-25 / МиГ-25Р - Россия - 1964МиГ МиГ-29 - Россия - 1977Сухой Су-37 Терминатор - Россия - 1996
-
Авиация и Космонавтика 2020-06 / Ю.Кузьмин - Истребитель F-22: 30 лет в небе, 15 лет в строю
Сравнение YF-22 и F-22A
-
Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)
Comparison of configurations; YF-22A (above) and F-22A (below).
-
Авиация и Космонавтика 1998-01 / В.Ильин, И.Кудишин - Истребитель Локхид-Мартин F-22 "Рэптор"
Экспериментальный самолет YF-22
-
Мировая Авиация 178
Lockheed Martin F-22A Raptor
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Production (Configuration 645) Lockheed Martin F-22A (1997)
Тип фотографий
- Боковые проекции (4)
- Цветные фото (341)
- Ч/б фото (46)
- Кабина (7)
- Обломки (9)
- Модели, рисунки, схемы, чертежи (29)