Lockheed F-22 Raptor
Варианты:
Lockheed - F-22 Raptor - 1990 - США
Страна: США
Год: 1990


Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе
Описание
Фотографии:

Цветные фото (174)
Lockheed Martin F-22 Raptor

  В апреле 1991 года ВВС США объявили о выборе победителя в конкурсе на создание истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter). Самолет предназначался для замены F-15 Eagle. Конкурс выиграл прототип самолета, известного ныне как F-22 Raptor, с двигателем Pratt & Whitney. Проигравшим конкурентом был Northrop/McDonnell Douglas F-23. Сформулированные в 1981 году требования к самолету ATF предусматривали разработку малозаметного истребителя, созданного по технологиям стелс, способного выполнять длительный сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы двигателей, очень маневренного, с укороченными взлетом и посадкой за счет использования плоских отклоняемых сопел двигателей. Спецификация оговаривала использование трехканальной цифровой электродистанционной системы управления, что предполагало статическую неустойчивость самолета. В системе управления вооружением предстояло использовать элементы искусственного интеллекта для уменьшения загруженности летчика при одновременном повышении эффективности его работы.
  В сентябре 1983 года компаниям "Boeing", "General Dynamics", "Grumman", "McDonnell Douglas", "Northrop" и "Rockwell" предложили принять участие в конкурсе аванпроектов. Официальный запрос был разослан в сентябре 1985 года, оценку предложений провели в июле 1986 года, а 31 октября объявили двух победителей - компании "Lockheed" и "Northrop". С ними заключили контракты на постройку каждой фирмой двух прототипов.
  Параллельно шла инициированная в 1983 году программа разработки для самолета ATF совершенно новых двигателей. Наземные испытания двигателей General Electric F120 и Pratt & Whitney F119 начались в 1986-1987 годах. В начале 1988 года Министерство обороны США одобрило изготовление летных образцов двигателей каждого из двух типов, предназначенных для установки на прототипы ATF. В октябре 1989 года Пентагон продлил на шесть месяцев программу испытаний. К этому времени определились и с основными подрядчиками программы. Компания "Lockheed" объединилась с "Boeing" и "General Dynamics", но покупка "Lockheed" (с 1995 года - "Lockheed Martin") истребительного отделения фирмы "General Dynamics" привело к сосредоточению у "Lockheed" 67,5% объемов работ.
  Прототип YF-22A с двигателями YF120 выполнил первый полет 29 сентября 1990 года, 30 октября 1991 года в воздух поднялся второй опытный самолет YF-22A, но уже с ТРДДФ YF119. В ноябре 1990 года Министерство обороны США рассмотрело предложения по окончательной отработке авиационного комплекса и его производству, после чего выбор был сделан в пользу самолета F-22 с двигателями F119. В августе 1991 года был заключен контракт на производство 11 (позже количество уменьшено до девяти) предсерийных самолетов, включая два двухместных F-22B. В конечном итоге от спарок отказались, оставив только одноместные F-22A.
  Форма самолета выбрана с учетом требований малозаметности в тех областях электромагнитных волн, которые используются в радиолокации; кромки всех открывающихся в полете створок выполнены зубчатыми, чтобы излучение РЛС противника как можно меньше отражалось в обратную сторону. Для размещения вооружения были оборудованы три внутренних отсека: один большой центральный и два поменьше в бортах фюзеляжа. Но в то же время предусмотрена и возможность монтажа четырех подкрыльевых пилонов для подвески внешних нагрузок. Бортовые электронные системы выполнены с использованием элементов искусственного интеллекта, применены волоконно-оптические линии связи. Скорость работы компьютерных систем на самолете F-22 в сравнении с системами F-15 увеличена в 16 раз, емкость памяти электронных устройств увеличена втрое. Основу наступательного целевого оборудования составляет РЛС APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. РЛС способна сопровождать на проходе одновременно несколько воздушных целей и производить пуск ракет сразу по нескольким из них. РЛС также способна работать в режиме картографирования и как метео-РЛС. На самолете установлены система обмена информации (не сопряжена с аналогичными системами других самолетов ВВС США, что препятствует интеграции F-22 в "цифровое поле боя" и, вероятно, является главной причиной неучастия Raptor в боевых действиях), приемник GPS, аппаратура бортового комплекса обороны. В кабине установлено катапультное кресло ACES II класса "ноль-ноль". Приборное оборудование кабины выполнено на основе четырех цветных жидкокристаллических многофункциональных индикаторов и широкоугольного ИЛС (производства "Marconi").
  Основными органами управления самолетом являются боковая ручка и РУДы. К поверхностям управления относятся занимающие почти весь размах крыла предкрылки, внешние элероны, внутренние флапероны, дифференциально отклоняемые стабилизаторы и два руля направления, установленные на наклоненных наружу килях. Управление самолетом также осуществляется отклонением сопел двух двигателей, сопла отклоняются только в вертикальной плоскости в секторе +/-20°. Самолет не теряет управляемости даже на очень больших углах атаки.
  Стоимость всей программы постоянно находилась под контролем Конгресса США, внимание к ней усилилось (а критика возросла) после снижения для США высокотехнологичных угроз.
  Проектирование двухместного F-22B велось, но до постройки прототипа дело не дошло. Спарка должна была обладать всеми боевыми возможностями одноместной машины.
  В 2005 году F-22 достиг состояния первоначальной боеготовности. В 2007 году F-22 с авиабазы Элмендорф на Аляске впервые перехватили и сопровождали Ту-95МС Дальней авиации ВВС РФ.
  Модернизация самолета F-22A обходится очень дорого и ведется медленно из-за весьма устаревших элементной базы и программного обеспечения, установленных на самолете. После очередного этапа доработок F-22 получат возможность использовать УР класса "воздух-воздух" AIM-9X и AIM-120, бомбы малого диаметра (SDB). В перспективе самолет планируется хоть частично унифицировать с F-35.
  К середине 2011 года ВВС США получили почти все из 187 заказанных самолетов F-22. Шансы на продление серийного производства ничтожны. В мае 2011 года полеты всех F-22 прекратили из-за неоднократных случаев гипоксии у летчиков в полете (по этой причине, вероятно, произошла катастрофа F-22 на Аляске осенью 2010 года). Причиной гипоксии стало попадание выхлопных газов двигателей в кислородную систему. В сентябре 2011 года полеты возобновили, но в октябре вновь был отмечен случай гипоксии, и полеты снова были запрещены.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed Martin F-22A Raptor

  Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 с отклоняемым вектором тяги, с тягой на форсаже по 155,75 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте М=2,25 (2390 км/ч) с возможностью в течение 5 мин лететь со скоростью М=1,87 (1891 км/ч)
  Масса: пустого 19 700 кг; пустого снаряженного 29 300 кг; максимальная взлетная 38000 кг
  Размеры: размах крыла 13,56 м; длина 18,90 м; высота 5,08 м; площадь крыла 78,04 м2
  Вооружение ("воздух-воздух"): одна встроенная 20-мм пушка M61A2 Vulcan и до восьми УР - четыре AIM-120A/B или шесть AIM-120C-7 меньшего размера в нижнем отсеке вооружения и две УР AIM-9M в боковых отсеках вооружения
  Вооружение ("воздух-поверхность"): одна 454-кг КАБ JDAM в нижнем отсеке (и одна УР AIM-120) или четыре бомбы GBU-39 SDB и одна УР AMRAAM
YF-22
YF-22
29 сентября 1990г.: перегоночный полет до авиабазы Эдвардс осуществил Lockheed YF-22 ATF, построенный совместно с "Boeing" и "General Dynamics".
С самого начала предусматривалось, что основное вооружение F-22 будет размещаться во внутренних отсеках. Поэтому YF-22 оснастили отсеками вооружения для ракет "воздух-воздух", расположенных под и по бокам передней части центроплана.
YF-22
Повреждения YF-22 без возможности восстановления. 22 апреля 1992г.: единственный летный прототип Lockheed Martin YF-22 из-за отказа системы управления потерпел аварию в испытательном полете с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Летчик-испытатель "Lockheed" Том Моргенфельд из-за ухудшения погоды прекратил выполнение задания, но при заходе на посадку из-за отказа системы управления возникли самоколебания отклоняемых сопел двигателя и дифференциального стабилизатора. Самолет столкнулся с землей и загорелся.
В полете - YF-22A, один из двух прототипов "Рэптора", впервые поднявшийся в небо в сентябре 1990г. За истекшие семь лет самолет прошел всесторонние испытания, по опыту которых в конструкцию предсерийных F-22A внесены необходимые изменения
Отстав от своего соперника YF-23 на месяц и два дня из-за проблем с двигателями General Electric YF120, первый YF-22 поднялся в воздух в сентябре 1990 года, пилотируемый Дейвом Фергюсоном. На снимке хорошо видны ромбовидное крыло самолета и широко разнесенные поверхности оперения.
Разработка YF-22 всегда находилась под сильным влиянием работ по F-117, и когда в августе 1997 года самолет был продемонстрирован общественности, некоторые наблюдатели отметили его сходство с предшественником.
Lockheed/Boeing/General Dynamics YF-22. Самолет Lockheed YF-22 был медленнее YF-23, но разработчики не разделяли мнения ВВС, считавших, что высокой скорости и малой заметности достаточно. Поэтому при разработке компания "Lockheed" обратила внимание на обеспечение высокой маневренности YF-22.
Одни из самых впечатляющих снимков в ходе программы ATF Dem/Val были сделаны, когда первый YF-22 выполнял маневры в воздухе. Оснащенный противоштопорным парашютом самолет выполняет скоростную бочку.
Первой запущенной с самолета ракетой стала AIM-9 Sidewinder, размещавшаяся в боковом отсеке. Ракета была инертной, без ГСН и боевой части.
Незадолго до завершения этапа Dem/Val самолет YF-22 произвел пуск инертной ракеты AIM-120C AMRAAM - своего основного оружия. AIM-120C отличается оперением уменьшенного размаха, позволяющим разместить ее на внутренней подвеске.
YF-22 относится к третьему поколению малозаметных самолетов "Lockheed". Его низкая заметность позволяет ему гораздо ближе подобраться к вражескому самолету перед открытием огня, что повышает вероятность поражения цели. Самолет на переднем плане оснащен парашютом для испытаний на больших углах атаки.
Пара YF-22 над авиабазой Эдвардс. Как заявил руководитель программы Шерм Маллин: "Характеристики самолета оказались превосходными. Машина делала все, что мы от нее хотели".
Дозаправка в воздухе была отработана на раннем этапе испытаний, так что в дальнейшем время полетов было увеличено для получения максимальной отдачи. Использовались различные заправщики; в данном случае это KC-135A из 93-го авиакрыла.
Одно из многочисленных статических испытаний по программе ATF. YF-22 удерживается мощными цепями при проверке форсажа двигателя Pratt & Whitney YF119.
Летчики-испытатели, летавшие на YF-22 (слева - направо): Дэйв Фергюсон и Том Моргенфилд ("Lockheed"), Джон Бизли (GD), майор Марк Шеклфорд и подполковник Вилли Нейгл (ВВС США).
F-22
Изначально предполагалось, что Raptor 01 (№4001) совершит перелет из Мариетты на авиабазу Эдвардс, где проводились летные испытания, но впоследствии самолет было решено в разобранном виде перевезти на C-5. 5 февраля 1998 года он прибыл на место.
Production of the F119 engine, powerplant of the F-22 Raptor, has discontinued and Pratt & Whitney is now providing the US Air Force with aftermarket and sustainment support.
F-22
7 сентября 1997г. поднялся в воздух первый из опытной серии истребителей пятого поколения Lockheed Martin/Boeing F-22A Raptor
Технология "Стелс" была использована при создании истребителя F-22 Raptor. Истребитель F-15 Eagle, которому F-22 пришел на смену, со своими рублеными формами фюзеляжа не слишком подходит под понятие малозаметного самолета.
В результате ряда доработок (наиболее существенные изменения коснулись воздухозаборников, крыла и фонаря кабины) получившийся F-22 стал более привлекательной машиной, чем YF-22. На фотографии хорошо видно крыло новой формы в плане.
9 февраля 2004г.: в очередном полете с авиабазы Эдвардс самолет Lockheed Martin F/A-22 Raptor (серийный номер 4003) достиг 5000-часового безаварийного налета в ходе летных испытаний. В этом полете самолетом управлял летчик-испытатель майор Джим Даттон.
Программа летных и оценочных испытаний F-22 не имела аналогов в истории ВВС США - разработчикам и заказчику предстояло оценить способность нового стелс-истребителя выполнять все поставленные ему задачи.
Lockheed Martin F-22 - самый современный американский истребитель, совмещающий уникальные конструкторские наработки и самое современное вооружение и БРЭО.
Было построено девять опытных машин F-22 EMD с целью изучения и отработки всех особенностей конструкции истребителя. Последние два самолета EMD и два первых серийных истребителя были задействованы в эксплуатационных испытаниях.
F-22 с открытыми створками среднего отсека вооружения во время летных испытаний
Raptor 02 - первый F-22, на котором был выполнен пуск УР AIM-9M (25 июля 2000 года). Ракета была практической, без боевой части, а пуск осуществлен на высоте 6096 м и на скорости М=0,7.
Пуск УР AIM-9M из бокового отсека F-22 EMD. Устаревшая УР AIM-9M является "ахиллесовой пятой" арсенала F-22, хотя ракета надежна и неоднократно проверена в реальных воздушных боях. УР AIM-9M планируется заменить на более совершенную УР AIM-9X. Планируется, что F-22 будет способен применять AIM-9X в 2012 году.
Надо отметить, что возможности американского истребителя 5-го поколения F-22 пока для отечественных авиаконструкторов недосягаемы.
F-22 Raptor 4002 fires an AIM-9 Sidewinder air-to-air missile during a separation test at 40,000 feet. Flown at a 26° angle-of-attack at only Mach 0.4, the test flight demonstrated the Raptor's ability to operate at slow speeds in a combat environment and still maintain manoeuvrability.
The F-22 Raptor-equipped 94th Fighter Squadron based at Langley Air Force Base, Virginia used Red Flag 15-1 as a final work-up exercise before deploying to US Central Command’s Area of Operation in early April 2015.
F-22A
F-22 04-4078/'HO' is one of 21 Raptors assigned to the 7th Fighter Squadron at Holloman AFB, New Mexico. Transfer of the 21 aircraft to Tyndall AFB, Florida was 'frozen' by the delay in passing the National Defense Authorization Act and is now due to take place in 2014.
При пилотировании F-22, обладающего выдающимися высотными и маневренными характеристиками, у летчиков часто появлялась гипоксия. По этой причине в 2008 году на режим полетов F-22 были наложены жесткие ограничения.
Обладая возможностью летать выше других истребителей, летчики F-22 будут доминировать в воздушных боях. За счет сочетания сверхзвуковой крейсерской скорости, большого практического потолка, совершенного БРЭО и малозаметности Raptor в воздушном бою превосходит любой другой истребитель. Самолет также способен наносить точечные удары по наземным целям наивысшего приоритета, защищенным сильной ПВО.
F-22 отличается высокой маневренностью. Отклонение носка крыла, выпуск закрылков, отклонение элеронов, стабилизаторов и рулей направления регулируются и согласуются системой автоматического управления (СМ).. На снимке: элевоны - в режиме рулей высоты, носок крыла отклонен, рули направления отклонены до упора вправо. САУ также управляет отклонением вектора тяги двигателей.
Многие эксперты склонны рассматривать F-22A как последний пилотируемый истребитель - на смену ему, вероятно, придет уже беспилотный боевой авиационный комплекс.
F-22 на 11-й международной аэрокосмической выставке Дубай Эйршоу 2009 (ноябрь 2009г.)
Самолет F-22, до поступления в войска F-35, будет оставаться единственным истребителем с размещением вооружения во внутренних отсеках. Центральные отсеки вмещают до трех УР AIM-120 каждый, боковые - по одной УР AIM-9M.
В каждом из двух основных отсеков вооружения F-22 Raptor может нести по четыре бомбы GBU-39 SDB.
An F-22 Raptor loaded with four GBU-39/B Small Diameter Bomb test articles during a loads test flight designed to ensure the GBU-39 does not exceed the aircraft's structural load boundaries.
Как и любой другой боевой самолет, F-22 располагает большим количеством технологических лючков и съемных панелей обшивки. Для уменьшения ЭПР кромки лючков и съемных панелей выполнены зубчатыми.
Некоторые считают F-22 лучшим истребителем мира. Влияние F-22 в общем-то прослеживается в облике российского истребителя пятого поколения ПАК-ФА и китайского J-20.
Самый современный истребитель Lockheed Martin F-22 - первый в мире истребитель "пятого поколения". Высокие летные характеристики, предельная маневренность, малая заметность и комплексная обработка информации разных датчиков соединены в одном корпусе - все эти качества имеют очень высокую цену.
The F-22-equipped 199th Fighter Squadron, Hawaii Air National Guard based at Joint Base Pearl Harbor-Hickam is a joint air national guard-active duty squadron assigned to the Pacific Air Forces.
Совершенное БРЭО обеспечивает F-22 преимущество в ведении дальнего ракетного боя, однако самолет способен эффективно вести и маневренный воздушный бой. Сверхманевренность достигнута за счет комбинации мощных двигателей F119 с управляемым вектором тяги и крылом большой площади.
An F-22 Raptor dispenses a flare used for self-protection against infrared-guided missiles.
Основным вооружением F-22, как и большинства западных истребителей, является УР "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM. Raptor вооружается УР AIM-120 с оперением уменьшенного размаха; только такие УР помещаются в фюзеляжных отсеках вооружения Raptor. УР "воздух-воздух" во внутренних отсеках американских истребителей не размещались с 1988 года, когда были списаны последние F-106 Delta Dart.
Пуск ракеты AMRAAM
Сброс КАБ GBU-32
An F-22, in the markings of the now stood down 7th Fighter Squadron based at Holloman Air Force Base, drops an inert 1,000 lb GBU-32 JDAM on White Sands weapon range: the same class of munition used by F-22s on September 23, 2014 against ISIL targets in Syria.
F-22 из 1-го истребительного авиакрыла выполняет сброс GBU-32 JDAM с инертной боевой частью. На F-22 возлагаются задачи поражения наземных целей, на протяжении короткого периода самолет даже обозначался как F/A-22.
Многоцелевой истребитель F-22 несет все вооружение во внутренних отсеках. Ракеты AIM-120 предназначены для воздушного боя, а управляемые бомбы SDB (на снимке) и JDAM позволяют с высокой точностью поражать цели на земле.
Несмотря на небольшую массу боевой части (17 кг) бомба малого диаметра GBU-39 SDB обладает значительной эффективностью за счет большой проникающей способности. Снимок сделан во время испытательных сбросов SDB с F-22.
3 марта 2006г.: второй эксплуатант самолетов F-22A - 94-я эскадрилья ВВС США "Hat in the Ring" - получил первые два истребителя Raptor на своей базе в Лэнгли, Вирджиния. Эти два самолета присоединились к F-22, уже находившимся в строю 27-й эскадрильи 1-го истребительного крыла с той же авиабазы Лэнгли.
В начале работ по программе создания перспективного истребителя общее количество потребных истребителей завоевания превосходства в воздухе оценивалось в 750 самолетов. Впоследствии оно сократилось до 187, в то время как на Raptor были возложены и ударные функции.
F-22A Raptor - элитный истребитель ВВС США, о котором только могут мечтать летчики других стран. Хотя он уже не одинок, в России появляется свой истребитель пятого поколения.
A six-ship of F-22 Raptors flying over the White Sands range, near Alamogordo, in New Mexico.
F-22 в совместном полете с F-15
Истребителю пятого поколения F-22A приходится тесно сотрудничать с боевыми самолетами предыдущих поколений.
Самолеты, принимавшие участие в учениях «Cope Taufan 2014»: «Хорнет», МиГ-29, Су-30МКМ и «Хок» ВВС Малайзии, американские F-22 и F-15.
Совместный полет F-22 ВВС США и МиГ-29 ВВС Малайзии, учения «Cope Taufan 2014»
F-22 и F-15 на учения «Cope Taufan 2014»
F-15 и F-22
Чтобы достойно противостоять истребителями F-22, пилотам "агрессоров" пришлось тщательно изучить все достоинства и недостатки как F-22, так и своих самолетов. F-15 обладает большей радиолокационной заметностью по сравнению с F-22.
F-22 и F-35
B-2A в сопровождении истребителей F-22
The Tu-95MS is the principal aircraft used by the Russian Air Force for high-profile 'show of force' patrols.
В ноябре 2007 года новейшие истребители ВВС США F-22, только недавно прибывшие на базу Элмендорф на Аляске, были срочно подняты на перехват российских Ту-95МС. Обратите внимание на ПТБ, который несет американский истребитель.
В ноябре 2007 года пара F-22A с авиабазы Элмендорф выполнила первый перехват "вероятного противника", в роли которого выступил российский Ту-95МС. На фотографии видно, что Raptor несет подвесные топливные баки.
Первый в карьере "Рэптора" перехват "неустановленной воздушной цели", 22 ноября 2007г.
KC-135 привлекаются к испытаниям самолетов новых типов. KC-135 с авиабазы Грэнд-Фокс в Северной Дакоте дозаправляет F-22 во время летных испытаний истребителя, ноябрь 2005 года.
An F-22 Raptor refuels from a KC-135R Stratotanker over the Atlantic Ocean during a mission from Langley Air Force Base.
A US Air Force KC-10 Extender refuels an F-22 Raptor after strike operations in Syria.
Размещение ракет AMRAAM на внешней подвеске под крылом
Red Flag 2007
Air Force Reserve Command’s 44th Fighter Group is a reserve associate unit to Air Combat Command’s 49th Wing.
F-22 Raptor from the Langley-based 1st Fighter Wing at Kadena Air Base, Okinawa, during a temporary duty deployment to the South China Sea super base.
An F-22 Raptor taxies to the runway prior to strike operations in Syria on September 23, 2014. These aircraft were part of a large coalition strike package that was the first to strike ISIL targets in Syria.
In August 2012 the Alaska-based 477th Fighter Group and 525th Fighter Squadron became the first operational F-22 units to drop GBU-39s. Flying from Hill AFB, the F-22s dropped the GBU-39s on the Utah Test and Training Range as part of the USAF's Weapons System Evaluation Programme.
Боковые отсеки вооружения предназначены для размещения УР AIM-9. Чтобы ГСН ракеты захватила цель, створки отсека необходимо открыть, а ракету выдвинуть из отсека (как на снимке).
На снимке видно ограниченное число образующих плоскостей планера. Боковые поверхности носовой части фюзеляжа, кромки воздухозаборников и килей расположены вдоль одной плоскости. Это сделано для уменьшения ЭПР самолета.
F-22A
F-22 Raptor from the Langley-based 1st Fighter Wing at Kadena Air Base, Okinawa, during a temporary duty deployment to the South China Sea super base.
A 95th Fighter Squadron pilot exits his F-22 at Spangdahlem Air Base, Germany, at the start of the unit’s European deployment.
Первые F-22A прибыли на авиабазу Элмендорф 8 августа 2007 года. Суровые климатические условия, как оказалось, оказывают негативное влияние на работоспособность стелс-покрытия самолетов, что требует более объемного техобслуживания.
An airman pulls a pair of chocks out to the end of runway ramp to park the jet during final checks before take-off.
Часть бывших корейских T-38 была отремонтирована и снова начала службу в ВВС США как недорогая машина для имитации самолетов противника для истребителей F-22 на авиабазах Лэнгли и Тиндалл. На снимке: T-38, окрашенный в черный цвет, на одной стоянке с F-22A в Лэнгли, апрель 2011 года.
Учения «Cope Taufan 2014», На старт выруливают малайзийские «Хоки» и «Рэптор» ВВС США
A Raptor pilot taxies his silvery Raptor painted in the Have Glass colour scheme on to the end of runway ramp at Holloman Air Force Base.
A crew chief signals the pilot to prepare to taxi on the flight line at Kadena Air Base, Japan during a deployment to the Okinawa base. The airman and aircraft are assigned to the 525th Expeditionary Fighter Squadron based at Joint Base Elmendorf-Richardson, Alaska.
An airman signals to the pilot to apply the brakes, ready for the chocks to be placed against the main wheels for final checks, on the end of runway ramp at Holloman.
F-22 Raptors from the Langley-based 1st Fighter Wing at Kadena Air Base, Okinawa, during a temporary duty deployment to the South China Sea super base.
A pilot assigned to the 27th Expeditionary Fighter Squadron climbs into an F-22 Raptor at Al Dhafra Air Base. The unit deployed to the US Central Command area of operations in late March 2014.
An F-22 Raptor assigned to the 27th Expeditionary Fighter Squadron pulls out of its parking shelter for a strike mission over Syria.
F-22
Airman 1st Class Jennifer Craig and Australian Major Matthew Harper prepare an F-22 Raptor for departure from Joint Base Elmendorf-Richardson, Alaska.
Предполетный осмотр для F-22 имеет большее значение, чем для самолетов предшествующих поколений. Raptor построен с использованием технологий малозаметности (стелс). Форма планера создана так, чтобы сигнал от РЛС противника отражался лишь в нескольких направлениях.
Weapons loaders assigned to Virginia Air National Guard's 192nd Maintenance Group inspect a universal ammunition loading system at Langley Air Force Base.
Airmen prepare to load an AIM-120 AMRAAM missile into the left hand side internal weapons bay of an F-22.
Подвеска ракеты AMRAAM
Пусковая установка для ракеты AIM-9X
В боковых отсеках установлены трапециевидные пусковые установки LAU-141A, сочетающие механизм выпуска и направляющую для ракеты.
Airmen use a portable maintenance aid for reference during loading of a AIM-9 Sidewinder missile.
Airmen prepare to load a 1,000 lb GBU-32 JDAM into the right hand side internal weapons bay of an F-22.
Airmen prepare to load a 1,000 lb GBU-32 JDAM into the right hand side internal weapons bay of an F-22.
GBU-32 JDAM с инертной боевой частью подвешена в одном из главных фюзеляжных отсеков вооружения F-22. В отсеке возможно подвесить две такие бомбы, но зазор между ними будет минимальным. JDAM позволяет F-22 наносить удары по наземным целям.
A weapons specialist guides a GBU-39 into the main weapons bay of an F-22.
A maintainer removes a panel from an F-22 Raptor in preparation to apply low observable coatings.
Airmen install an auxiliary power unit into an F-22 Raptor. The repair is uncommon and considered heavy maintenance.
Airmen read data from the F-22 aircraft on a portable maintenance aid.
A crew chief looks over her tools before preparing an F-22 Raptor for a training mission at Nellis Air Force Base.
Maintainers troubleshoot the communications, navigation and identification system on an F-22 Raptor assigned to the 95th Expeditionary Fighter Squadron.
Антенна РЛС AN/APG-77(V)1
The APG-77 radar's T/R module array as published by Northrop Grumman.
 
Испытания двигателя YF-119
The F-22 Raptor's thrust vectoring F119.
Управление вектором тяги дает возможность существенно повысить маневренные возможности самолета. Так, например, установленный на истребителе F-22A двигатель Pratt & Whitney F119-PW-100 имеет сопла, отклоняемые в вертикальной плоскости.