RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : США

Год : 1990

Одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе

Lockheed Martin F-22 Raptor

   В апреле 1991 года ВВС США объявили о выборе победителя в конкурсе на создание истребителя ATF (Advanced Tactical Fighter). Самолет предназначался для замены F-15 Eagle. Конкурс выиграл прототип самолета, известного ныне как F-22 Raptor, с двигателем Pratt & Whitney. Проигравшим конкурентом был Northrop/McDonnell Douglas F-23. Сформулированные в 1981 году требования к самолету ATF предусматривали разработку малозаметного истребителя, созданного по технологиям стелс, способного выполнять длительный сверхзвуковой полет на бесфорсажном режиме работы двигателей, очень маневренного, с укороченными взлетом и посадкой за счет использования плоских отклоняемых сопел двигателей. Спецификация оговаривала использование трехканальной цифровой электродистанционной системы управления, что предполагало статическую неустойчивость самолета. В системе управления вооружением предстояло использовать элементы искусственного интеллекта для уменьшения загруженности летчика при одновременном повышении эффективности его работы.
   В сентябре 1983 года компаниям "Boeing", "General Dynamics", "Grumman", "McDonnell Douglas", "Northrop" и "Rockwell" предложили принять участие в конкурсе аванпроектов. Официальный запрос был разослан в сентябре 1985 года, оценку предложений провели в июле 1986 года, а 31 октября объявили двух победителей - компании "Lockheed" и "Northrop". С ними заключили контракты на постройку каждой фирмой двух прототипов.
   Параллельно шла инициированная в 1983 году программа разработки для самолета ATF совершенно новых двигателей. Наземные испытания двигателей General Electric F120 и Pratt & Whitney F119 начались в 1986-1987 годах. В начале 1988 года Министерство обороны США одобрило изготовление летных образцов двигателей каждого из двух типов, предназначенных для установки на прототипы ATF. В октябре 1989 года Пентагон продлил на шесть месяцев программу испытаний. К этому времени определились и с основными подрядчиками программы. Компания "Lockheed" объединилась с "Boeing" и "General Dynamics", но покупка "Lockheed" (с 1995 года - "Lockheed Martin") истребительного отделения фирмы "General Dynamics" привело к сосредоточению у "Lockheed" 67,5% объемов работ.
   Прототип YF-22A с двигателями YF120 выполнил первый полет 29 сентября 1990 года, 30 октября 1991 года в воздух поднялся второй опытный самолет YF-22A, но уже с ТРДДФ YF119. В ноябре 1990 года Министерство обороны США рассмотрело предложения по окончательной отработке авиационного комплекса и его производству, после чего выбор был сделан в пользу самолета F-22 с двигателями F119. В августе 1991 года был заключен контракт на производство 11 (позже количество уменьшено до девяти) предсерийных самолетов, включая два двухместных F-22B. В конечном итоге от спарок отказались, оставив только одноместные F-22A.
   Форма самолета выбрана с учетом требований малозаметности в тех областях электромагнитных волн, которые используются в радиолокации; кромки всех открывающихся в полете створок выполнены зубчатыми, чтобы излучение РЛС противника как можно меньше отражалось в обратную сторону. Для размещения вооружения были оборудованы три внутренних отсека: один большой центральный и два поменьше в бортах фюзеляжа. Но в то же время предусмотрена и возможность монтажа четырех подкрыльевых пилонов для подвески внешних нагрузок. Бортовые электронные системы выполнены с использованием элементов искусственного интеллекта, применены волоконно-оптические линии связи. Скорость работы компьютерных систем на самолете F-22 в сравнении с системами F-15 увеличена в 16 раз, емкость памяти электронных устройств увеличена втрое. Основу наступательного целевого оборудования составляет РЛС APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. РЛС способна сопровождать на проходе одновременно несколько воздушных целей и производить пуск ракет сразу по нескольким из них. РЛС также способна работать в режиме картографирования и как метео-РЛС. На самолете установлены система обмена информации (не сопряжена с аналогичными системами других самолетов ВВС США, что препятствует интеграции F-22 в "цифровое поле боя" и, вероятно, является главной причиной неучастия Raptor в боевых действиях), приемник GPS, аппаратура бортового комплекса обороны. В кабине установлено катапультное кресло ACES II класса "ноль-ноль". Приборное оборудование кабины выполнено на основе четырех цветных жидкокристаллических многофункциональных индикаторов и широкоугольного ИЛС (производства "Marconi").
   Основными органами управления самолетом являются боковая ручка и РУДы. К поверхностям управления относятся занимающие почти весь размах крыла предкрылки, внешние элероны, внутренние флапероны, дифференциально отклоняемые стабилизаторы и два руля направления, установленные на наклоненных наружу килях. Управление самолетом также осуществляется отклонением сопел двух двигателей, сопла отклоняются только в вертикальной плоскости в секторе +/-20°. Самолет не теряет управляемости даже на очень больших углах атаки.
   Стоимость всей программы постоянно находилась под контролем Конгресса США, внимание к ней усилилось (а критика возросла) после снижения для США высокотехнологичных угроз.
   Проектирование двухместного F-22B велось, но до постройки прототипа дело не дошло. Спарка должна была обладать всеми боевыми возможностями одноместной машины.
   В 2005 году F-22 достиг состояния первоначальной боеготовности. В 2007 году F-22 с авиабазы Элмендорф на Аляске впервые перехватили и сопровождали Ту-95МС Дальней авиации ВВС РФ.
   Модернизация самолета F-22A обходится очень дорого и ведется медленно из-за весьма устаревших элементной базы и программного обеспечения, установленных на самолете. После очередного этапа доработок F-22 получат возможность использовать УР класса "воздух-воздух" AIM-9X и AIM-120, бомбы малого диаметра (SDB). В перспективе самолет планируется хоть частично унифицировать с F-35.
   К середине 2011 года ВВС США получили почти все из 187 заказанных самолетов F-22. Шансы на продление серийного производства ничтожны. В мае 2011 года полеты всех F-22 прекратили из-за неоднократных случаев гипоксии у летчиков в полете (по этой причине, вероятно, произошла катастрофа F-22 на Аляске осенью 2010 года). Причиной гипоксии стало попадание выхлопных газов двигателей в кислородную систему. В сентябре 2011 года полеты возобновили, но в октябре вновь был отмечен случай гипоксии, и полеты снова были запрещены.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Lockheed Martin F-22A Raptor

   Тип: одноместный истребитель завоевания превосходства в воздухе
   Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 с отклоняемым вектором тяги, с тягой на форсаже по 155,75 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте М=2,25 (2390 км/ч) с возможностью в течение 5 мин лететь со скоростью М=1,87 (1891 км/ч)
   Масса: пустого 19 700 кг; пустого снаряженного 29 300 кг; максимальная взлетная 38000 кг
   Размеры: размах крыла 13,56 м; длина 18,90 м; высота 5,08 м; площадь крыла 78,04 м2
   Вооружение ("воздух-воздух"): одна встроенная 20-мм пушка M61A2 Vulcan и до восьми УР - четыре AIM-120A/B или шесть AIM-120C-7 меньшего размера в нижнем отсеке вооружения и две УР AIM-9M в боковых отсеках вооружения
   Вооружение ("воздух-поверхность"): одна 454-кг КАБ JDAM в нижнем отсеке (и одна УР AIM-120) или четыре бомбы GBU-39 SDB и одна УР AMRAAM

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 55

    29 сентября 1990г.: перегоночный полет до авиабазы Эдвардс осуществил Lockheed YF-22 ATF, построенный совместно с "Boeing" и "General Dynamics".

  • Мировая Авиация 210

    С самого начала предусматривалось, что основное вооружение F-22 будет размещаться во внутренних отсеках. Поэтому YF-22 оснастили отсеками вооружения для ракет "воздух-воздух", расположенных под и по бокам передней части центроплана.

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    Posing for the camera, this view of the second YF-22A illustrates the large fin/rudder area. Such large surfaces were necessary to ensure positive handling and high agility.

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    Pilot visibility is good on the YF-22A but changes to the production model will put the pilot further forward and place the intakes slightly aft, increasing the visual circumference.

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    Close coupled wing and horizontal tail surfaces posed a problem for stealth-conscious designers but reflections were minimised by aligning the tail with wing sweep angles.

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    The broad plan of the upper fuselage/wing interface carries top decking for the engine air intakes and S-ducts to the engine.

  • Мировая Авиация 247

    Повреждения YF-22 без возможности восстановления. 22 апреля 1992г.: единственный летный прототип Lockheed Martin YF-22 из-за отказа системы управления потерпел аварию в испытательном полете с авиабазы Эдвардс в Калифорнии. Летчик-испытатель "Lockheed" Том Моргенфельд из-за ухудшения погоды прекратил выполнение задания, но при заходе на посадку из-за отказа системы управления возникли самоколебания отклоняемых сопел двигателя и дифференциального стабилизатора. Самолет столкнулся с землей и загорелся.

  • Air International 1995-01 / J.Miller - Lockheed's Skunk Works

    В полете - YF-22A, один из двух прототипов "Рэптора", впервые поднявшийся в небо в сентябре 1990г. За истекшие семь лет самолет прошел всесторонние испытания, по опыту которых в конструкцию предсерийных F-22A внесены необходимые изменения
    In designing the YF-22A air superiority fighter, Lockheed has integrated its vast experience of low observables technology with the broad spectrum of air combat disciplines. The net result is arguably the most advanced fighter technology in the world today.

  • Мировая Авиация 210

    Отстав от своего соперника YF-23 на месяц и два дня из-за проблем с двигателями General Electric YF120, первый YF-22 поднялся в воздух в сентябре 1990 года, пилотируемый Дейвом Фергюсоном. На снимке хорошо видны ромбовидное крыло самолета и широко разнесенные поверхности оперения.

  • Мировая Авиация 210

    Разработка YF-22 всегда находилась под сильным влиянием работ по F-117, и когда в августе 1997 года самолет был продемонстрирован общественности, некоторые наблюдатели отметили его сходство с предшественником.

  • Мировая Авиация 191

    Lockheed/Boeing/General Dynamics YF-22. Самолет Lockheed YF-22 был медленнее YF-23, но разработчики не разделяли мнения ВВС, считавших, что высокой скорости и малой заметности достаточно. Поэтому при разработке компания "Lockheed" обратила внимание на обеспечение высокой маневренности YF-22.

  • Air International 1997-01 / R.Whitford - Fundamentals of Fighter Design (6)

    The ability of an aircraft to supercruise will not only stretch combat radius but forces an adversary to expend his own fuel in order to get his aircraft to an energy state where he can engage. Both Lockheed Martin’s F-22 and Eurofighter’s EF2000 will be able to supercruise in the Mach 1.4-1.5 region. The F-22’s Pratt & Whitney F119 turbofan’s twin spools counter-rotate to reduce the gyroscopic moments set up in high angular rate manoeuvres. Illustrated here is one of the YF-22 prototypes.

  • Мировая Авиация 191

    Одни из самых впечатляющих снимков в ходе программы ATF Dem/Val были сделаны, когда первый YF-22 выполнял маневры в воздухе. Оснащенный противоштопорным парашютом самолет выполняет скоростную бочку.

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    Первой запущенной с самолета ракетой стала AIM-9 Sidewinder, размещавшаяся в боковом отсеке. Ракета была инертной, без ГСН и боевой части.
    A YF-22A fires an AIM-9 from the port side weapons bay. Note the extended trapeze to which the missile had previously been attached.

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    Незадолго до завершения этапа Dem/Val самолет YF-22 произвел пуск инертной ракеты AIM-120C AMRAAM - своего основного оружия. AIM-120C отличается оперением уменьшенного размаха, позволяющим разместить ее на внутренней подвеске.
    To ensure safe separation of AIM-120C AMRAAMs from the main weapons bay the missiles are ejected prior to rocket motor ignition. This is an early test firing of an AMRAAM from the second YF-22A.

  • Мировая Авиация 210

    YF-22 относится к третьему поколению малозаметных самолетов "Lockheed". Его низкая заметность позволяет ему гораздо ближе подобраться к вражескому самолету перед открытием огня, что повышает вероятность поражения цели. Самолет на переднем плане оснащен парашютом для испытаний на больших углах атаки.

  • Мировая Авиация 191

    Пара YF-22 над авиабазой Эдвардс. Как заявил руководитель программы Шерм Маллин: "Характеристики самолета оказались превосходными. Машина делала все, что мы от нее хотели".

  • Мировая Авиация 191

    Дозаправка в воздухе была отработана на раннем этапе испытаний, так что в дальнейшем время полетов было увеличено для получения максимальной отдачи. Использовались различные заправщики; в данном случае это KC-135A из 93-го авиакрыла.

    Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    The in-flight refuelling point on the YF-22A is located at approximately mid-length with the receptacle covered by a sliding door. Note the vortices shed off the wing tips due to the high weight and low speed.

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    As with the F-117A, radar reflections from panels and doors have been dissipated by the use of serrated edges. This is particularly apparent at the fuselage/engine nozzle junction and weapons bay.

    Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    Pursued by the aircraft it is designed to replace, the YF-22A lifts off with flaps down and leading edge devices deployed. Note the narrow nose leg retraction space.

  • Air International 1995-01 / D.Baker - From ATF to Lightning II. A Bolt in Anger (2)

    Одно из многочисленных статических испытаний по программе ATF. YF-22 удерживается мощными цепями при проверке форсажа двигателя Pratt & Whitney YF119.
    An engine test on the second YF-22A prototype shows off the boattail area but note the flaperons, ailerons and horizontal tails, all of which operate in conjunction during flight.

  • Мировая Авиация 191

    Летчики-испытатели, летавшие на YF-22 (слева - направо): Дэйв Фергюсон и Том Моргенфилд ("Lockheed"), Джон Бизли (GD), майор Марк Шеклфорд и подполковник Вилли Нейгл (ВВС США).