Mitsubishi A6M Reisen
Варианты:
Mitsubishi - A6M Reisen - 1939 - Япония
Страна: Япония
Год: 1939


Single-seat naval carrier-borne or land-based fighter
Описание:
A6M Reisen
Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)
Фотографии:

Боковые проекции (25)

A6M Reisen

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Дз. Хорикоси. Опытный образец этого самолета совершил первый полет 1 апреля 1939 г. Серийное производство начато в июне 1940 г. Строился заводами "Мицубиси" в Нагое, "Накадзима" в Окава, "Хитачи кокуки", 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. Всего выпущено 10 938 экз. (вместе с учебными вариантами).
Мотор "Сакае". Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении японского флота с июля 1940 г. (как "тип 0").
Основные серийные модификации:
  - A6M2 (модель 11) с мотором "Сакае" 12, вооружение 2x20+ 2x7,9, поздние серии (модель 21) с усиленным складным крылом и флеттнерами на элеронах;
  - А6МЗ (модель 32) с мотором "Сакае" 21, измененным капотом, урезанным законцовками нескладывающегося крыла, увеличенным боезапасом пушек, вариант A6M3-Ko (модель 32А) с длинноствольными пушками;
  - A6M2-N - поплавковый истребитель на базе A6M2;
  - A6M5 (модель 52) с мотором "Сакае" 21, усиленной обшивкой крыла, дополнительными бензобаками в консолях, нескладывающееся крыло меньшей площади с округлыми законцовками, бомбодержателями (бомбы до 100 кг), вариант А6М5-Ко (модель 52А) с усиленным набором крыла, А6М5-Оцу (модель 52В) с вооружением 2x20+1x7,69+1x13,2, бронестеклом, автоматической системой пожаротушения, А6М5-Хей (модель 52С) - с 2x20+3x13,2+1x7,69, протектированием бензобаков, подвеской 2хНУР, часть А6М5-Хей выпущена как модель 53С с мотором "Сакае" 31, А6М5-Тей - перехватчик с вооружением 3x20+ 1x7,69+1,13,2 (одна пушка наклонно в задней части фюзеляжа), переделывался из типа Хей;
  - A6M7 - истребитель-бомбардировщик с мотором "Сакае" 31.
В июле 1940 г. А6М перебросили в Китай. Первый боевой вылет - сопровождение бомбардировщиков в налете на Чунцин 19 августа. Первый воздушный бой с китайскими истребителями состоялся 13 сентября над Чунцином. Позднее неоднократно совершали рейды на Чунцин и Ченгту. В 1941 г. участвовали в захвате Французского Индокитая.
К концу 1941 г. А6М являлся основным палубным истребителем императорского флота. Эти машины базировались на шести авианосцах. Они участвовали в атаке на Гавайские о-ва 8 декабря 1941 г., поддерживали вторжение в Малайю и десант на Филиппинах. Самолеты с авианосцев "Сорю" и "Хирю" нанесли удары по о. Уэйк и поддержали высадку там войск.
Позднее палубная авиация обеспечивала захват о-вов Новая Британия и Новая Ирландия.19 февраля 1942 г. А6М сопровождали бомбардировщики при налете на Дарвин (Австралия). До марта эти машины воевали в Индонезии, как с авианосцев, так и с берега. Весной 1942 г. они приняли участие в рейде японского авианосного соединения в Индийский океан, в налетах на Коломбо и Тринкомали.
В мае 1942 г. А6М прикрывали десант, высадившийся на о-ва Кыска и Атту (Алеутские о-ва). Одновременно они сражались у о. Мидуэй. В ноябре 1942 г. японский флот использовал эти истребители на шести авианосцах и в трех соединениях на суше.
A6M5 появились на фронте с осени 1943 г., к ее концу такие машины уже несли девять авианосцев. Они приняли участие в двух сражениях в Филиппинском море летом 1944 г., обороняли о-ва Сайпан, Гуам и Тиниан. Последняя крупная операция проводилась с авианосцев в октябре того же года.
В конце войны применялись отрядами "камикадзе" с подфюзеляжной подвеской 250-кг бомбы. Впервые их бросили в бой у о. Себу в октябре 1944 г. Летчики-самоубийцы в широких масштабах встречались на Филиппинах, а затем на Окинаве. Ими был потоплен авианосец "Сент-Ло".
В конце войны в строю оставались только A6M5. Ими были вооружены шесть групп в Японии, одна - в Рабауле, одна - на Тайване и одна - в Шанхае. Устаревшие модификации служили как учебные или были переданы в подразделения "камикадзе". Последние использовали также двухместные учебные модификации A6M2-K и A6M5-K (на базе истребителей A6M2 и A6M5 соответственно).
Производство А6М было прекращено уже после капитуляции Японии.

Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)

Самым известным японским одномоторным истребителем является Zero-Sen (военно-морской палубный истребитель Тип 0), разработанный для замены самолета А5M. На A6M1 стоял мотор воздушного охлаждения Mitsubishi MK2 Zuisei мощностью 780 л. с. (582 кВт); первый полет самолет выполнил 1 апреля 1939 года. На испытаниях истребитель показал выдающиеся летные данные, за исключением максимальной скорости, оказавшейся ниже требуемого значения. Прототип A6M2 с мотором Nakajima NK1C Sakae мощностью 925 л.с. выполнил первый полет 18 января 1940 года. Уже в июле 1940 года с компанией "Mitsubishi" был заключен контракт на постройку 15 предсерийных A6M2 для проведения испытаний в Китае. В июле самолет пошел в серию как "военно-морской палубный истребитель Model 11 (A6M2 Model 11)". Данный вариант также строился в подвариантах A6M2 Model 21 со складными законцовками крыла и учебно-тренировочном двухместном A6M2-K. Вариант с поплавковым шасси A6M2N строила компания "Nakajima". К улучшенным вариантам A6M2 относится A6M3 Model 22 с мотором Nakajima NK1F Sakae 21 и с обрезанными, вместо складных, законцовками крыла.
<...>
A6M2 "Зеро" модель 11 капитан-лейтенанта Минору Сузуки, 12-й "кокутай", Китай, лето 1941г. На самолете нарисованы 28 "птичек", хотя даже по японским данным на счету летчика было меньше восьми побед.
Почти все асы морской авиации Японии летали на самолетах A6M Reisen. На этом рисунке изображен предсерийный A6M2 - один из первых Reisen, поступивших на вооружение авиации ВМС Японии. В Китае Reisen из 12-го смешанного морского авиационного корпуса очень успешно действовали в районе Ханькоу во второй половине 1940 года.
A6M2 унтер-офицера 1-го класса Сакаи Сабуро из 13-го кокутая. Китай, лето 1941г. Летчик окончил войну с 64 победами
Истребитель A6M2 японского летчика-аса Сабуро Сакаи (64 воздушные победы)
A6M2 "Зеро" модель 21 старшины Сабуро Сакаи, "кокутай Таинан", Индонезия, февраль 1942г. Синий цвет отметок о победах был характерен для этой авиагруппы.
A6M2 "Зеро" из состава авиагруппы "Тайнань" японских ВМС. Пилот - унтер-офицер Сабуро Сакаи. Рабаул, 7 августа 1942г.
A6M2 унтер-офицера 1-го класса Симакавы Масааки из Тайнань-кокутая, конец 1941г. За годы войны летчик сбил около 13 самолетов
Мицубиси A6M2 "Зеро" из состава авиагруппы "Тайнань" Императорских японских ВМС, Рабаул, осень 1942г.
A6M2 Model 21 as flown by Lt Masaji Suganami from the carrier 'Soryu' during the Battle of Midway June 1942.
Палубный истребитель A6M2 "Зеро" боцмана Х.Тойошимы с авианосца "Хирю". Самолет был потерян 19 февраля 1942г.
Mitsubishi A6M2 л-та Сумио Ноно - командира истребительной АЭ авианосца "Хирю". Летчик погиб в бою с "Бленхеймами" из 11-й эскадрильи RAF 9 апреля 1942г.
Истребитель A6M2 "Зеро" из авиагруппы "Секаку".
"Мицубиси A6M2b", модель 21, (борт. N EII-102 красный), принадлежащий командиру воздушного патруля из состава авиагруппы авианосца "Дзуйкаку". На это указывают элементы быстрой идентификации окраски истребителя - широкие белые полосы на фюзеляже. Декабрь 1941 - январь 1942 года.
A6M2 "Зеро" из авиагруппы "Дзуйкаку".
Mitsubishi A6M2 Reisen. Первый серийный вариант A6M2. Изображенный экземпляр окрашен типично для конца войны - верхние и боковые поверхности темно-зеленого цвета, а нижние поверхности серого цвета. Данный самолет принадлежал 402-й авиаэскадрилье 341-го авиакорпуса авиации ВМС, авиабаза Кларк-Филд, Филиппины. 1944 год.
A6M3 "модель 22" Нисизавы. 251-й кокутай, лето 1943г.
Самолет Нисизавы A6M3 "модель 22". Рабаул, июнь 1943г.
A6M3 отличался не только крылом уменьшенного размаха, но и новым фюзеляжем. Конструкцию фюзеляжа изменили под установку мотора Sakae 21 с двухскоростным нагнетателем, противопожарная перегородка двигателя была смещена к хвостовой части на 20 см. Изображен A6M3 из 251-й авиагруппы, Кусю, Япония, конец 1942 года. Под фюзеляжем подвешен 330-литровый сбрасываемый топливный бак.
Mitsubishi A6M3 Reisen. В 1942 году в серийное производство запустили улучшенный вариант A6M3, снабженный двигателем Sakae-21 с двухступенчатым нагнетателем Изображен самолет 251-го авиакорпуса, Кусю, конец 1942 года. Верхние и боковые поверхности окрашены камуфляжными пятнами палевого зеленого цвета поверх стандартной однотонной светло-серой окраски.
A6M3 "Хэмп" из состава 2-й смешанной авиагруппы японских ВМС. Рабаул, август 1942г.
A6M3 модель 32 старшего петти-офицера Шоичи Сугиты из состава 204-го кокутая. Рабаул, осень 1943г.
A6M3a модель 22a унтер-офицера Тетсузо Ивамото из состава 253-го кокутая. Рабаул, осень 1943г.
"Мицубиси A6M3", модель 22, (борт. N 7-104, белый), принадлежавший Тетсузо Ивамото. Рабаул - Трук, конец 1943 - начало 1944 годов. Это не единственный самолет аса того периода. Ивамото писал, что на Рабауле использовал три "Рейсена", один из которых был в его распоряжении с конца января по 9 февраля и отличительной чертой которого был N 104. Одна из сделанных в то время в Рабауле фотографий как раз и показывает "Рейсен" модель 22 с бортовым N 7-104. Вполне возможно, что этот самолет принадлежал Ивамото, а цифра "7" обозначала один из бунтаев 253-го кокутая. Кроме того, нет полной ясности с цветом хризантем - отметок побед. По одним данным, они были розовыми с красной окантовкой, а по другим - желтыми с красной окантовкой.
A6M2 "Zeke". Типичный представитель "Zeke", действовавших на Тихоокеанском ТВД как с сухопутных аэродромов, так и с авианосцев - A6M2 из 6-го кокутая (авиакорпуса), Рабаул, Новая Британия, конец 1942 года. В те месяцы это подразделение участвовало в интенсивных боях над Рабаулом.
В конце 1942 года этот A6M2 (основной серийный вариант Reisen) служил в Рабауле, Новая Британия, в составе 6-го авиакорпуса. К этому времени на серый камуфляж стали наносить темно-зеленые пятна, поэтому "Хиномару" (красный круг - символ восходящего солнца) пришлось обводить белой полосой.