Mitsubishi A6M Reisen
Варианты:
Mitsubishi - A6M Reisen - 1939 - Япония
Страна: Япония
Год: 1939


Single-seat naval carrier-borne or land-based fighter
Описание:
A6M Reisen
Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)
Фотографии:

Кабина (5)

A6M Reisen

Одноместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Мицубиси дзюкоге" под руководством Дз. Хорикоси. Опытный образец этого самолета совершил первый полет 1 апреля 1939 г. Серийное производство начато в июне 1940 г. Строился заводами "Мицубиси" в Нагое, "Накадзима" в Окава, "Хитачи кокуки", 21-м авиаарсеналом флота в Омуре. Всего выпущено 10 938 экз. (вместе с учебными вариантами).
Мотор "Сакае". Вооружение - в зависимости от модификации.
Состоял на вооружении японского флота с июля 1940 г. (как "тип 0").
Основные серийные модификации:
  - A6M2 (модель 11) с мотором "Сакае" 12, вооружение 2x20+ 2x7,9, поздние серии (модель 21) с усиленным складным крылом и флеттнерами на элеронах;
  - А6МЗ (модель 32) с мотором "Сакае" 21, измененным капотом, урезанным законцовками нескладывающегося крыла, увеличенным боезапасом пушек, вариант A6M3-Ko (модель 32А) с длинноствольными пушками;
  - A6M2-N - поплавковый истребитель на базе A6M2;
  - A6M5 (модель 52) с мотором "Сакае" 21, усиленной обшивкой крыла, дополнительными бензобаками в консолях, нескладывающееся крыло меньшей площади с округлыми законцовками, бомбодержателями (бомбы до 100 кг), вариант А6М5-Ко (модель 52А) с усиленным набором крыла, А6М5-Оцу (модель 52В) с вооружением 2x20+1x7,69+1x13,2, бронестеклом, автоматической системой пожаротушения, А6М5-Хей (модель 52С) - с 2x20+3x13,2+1x7,69, протектированием бензобаков, подвеской 2хНУР, часть А6М5-Хей выпущена как модель 53С с мотором "Сакае" 31, А6М5-Тей - перехватчик с вооружением 3x20+ 1x7,69+1,13,2 (одна пушка наклонно в задней части фюзеляжа), переделывался из типа Хей;
  - A6M7 - истребитель-бомбардировщик с мотором "Сакае" 31.
В июле 1940 г. А6М перебросили в Китай. Первый боевой вылет - сопровождение бомбардировщиков в налете на Чунцин 19 августа. Первый воздушный бой с китайскими истребителями состоялся 13 сентября над Чунцином. Позднее неоднократно совершали рейды на Чунцин и Ченгту. В 1941 г. участвовали в захвате Французского Индокитая.
К концу 1941 г. А6М являлся основным палубным истребителем императорского флота. Эти машины базировались на шести авианосцах. Они участвовали в атаке на Гавайские о-ва 8 декабря 1941 г., поддерживали вторжение в Малайю и десант на Филиппинах. Самолеты с авианосцев "Сорю" и "Хирю" нанесли удары по о. Уэйк и поддержали высадку там войск.
Позднее палубная авиация обеспечивала захват о-вов Новая Британия и Новая Ирландия.19 февраля 1942 г. А6М сопровождали бомбардировщики при налете на Дарвин (Австралия). До марта эти машины воевали в Индонезии, как с авианосцев, так и с берега. Весной 1942 г. они приняли участие в рейде японского авианосного соединения в Индийский океан, в налетах на Коломбо и Тринкомали.
В мае 1942 г. А6М прикрывали десант, высадившийся на о-ва Кыска и Атту (Алеутские о-ва). Одновременно они сражались у о. Мидуэй. В ноябре 1942 г. японский флот использовал эти истребители на шести авианосцах и в трех соединениях на суше.
A6M5 появились на фронте с осени 1943 г., к ее концу такие машины уже несли девять авианосцев. Они приняли участие в двух сражениях в Филиппинском море летом 1944 г., обороняли о-ва Сайпан, Гуам и Тиниан. Последняя крупная операция проводилась с авианосцев в октябре того же года.
В конце войны применялись отрядами "камикадзе" с подфюзеляжной подвеской 250-кг бомбы. Впервые их бросили в бой у о. Себу в октябре 1944 г. Летчики-самоубийцы в широких масштабах встречались на Филиппинах, а затем на Окинаве. Ими был потоплен авианосец "Сент-Ло".
В конце войны в строю оставались только A6M5. Ими были вооружены шесть групп в Японии, одна - в Рабауле, одна - на Тайване и одна - в Шанхае. Устаревшие модификации служили как учебные или были переданы в подразделения "камикадзе". Последние использовали также двухместные учебные модификации A6M2-K и A6M5-K (на базе истребителей A6M2 и A6M5 соответственно).
Производство А6М было прекращено уже после капитуляции Японии.

Mitsubishi A6M Zero-Sen (морской палубный истребитель Тип 0)

Самым известным японским одномоторным истребителем является Zero-Sen (военно-морской палубный истребитель Тип 0), разработанный для замены самолета А5M. На A6M1 стоял мотор воздушного охлаждения Mitsubishi MK2 Zuisei мощностью 780 л. с. (582 кВт); первый полет самолет выполнил 1 апреля 1939 года. На испытаниях истребитель показал выдающиеся летные данные, за исключением максимальной скорости, оказавшейся ниже требуемого значения. Прототип A6M2 с мотором Nakajima NK1C Sakae мощностью 925 л.с. выполнил первый полет 18 января 1940 года. Уже в июле 1940 года с компанией "Mitsubishi" был заключен контракт на постройку 15 предсерийных A6M2 для проведения испытаний в Китае. В июле самолет пошел в серию как "военно-морской палубный истребитель Model 11 (A6M2 Model 11)". Данный вариант также строился в подвариантах A6M2 Model 21 со складными законцовками крыла и учебно-тренировочном двухместном A6M2-K. Вариант с поплавковым шасси A6M2N строила компания "Nakajima". К улучшенным вариантам A6M2 относится A6M3 Model 22 с мотором Nakajima NK1F Sakae 21 и с обрезанными, вместо складных, законцовками крыла.
<...>
Кабина отреставрированного A6M2 из Национального музея ВВС США в Дайтоне, Огайо. Обратите внимание, что некоторые инструменты и указатели на панели приборов отсутствуют. Вверху над панелью хорошо виден прицел Type 98.
Кабина на A6M2
Правая панель управления A6M2 с набором радиооборудования. Самолет с кодом AI-154 врезался в Строение 52 в форте Камехамеха на Оаху во время японского налета на Перл Харбор в 1941 году. Пилотировавший истребитель пилот Такеши Хирано погиб.
Прицел на A6M3
Кресло пилота