RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : США

Год : 1947

Средний стратегический бомбардировщик с экипажем из трех человек

Boeing Model 450 (B-47 Stratojet)

   К началу 1944 года четыре компании были привлечены ВВС Армии США к участию в конкурсе на разработку перспективного реактивного бомбардировщика. Первый предложенный компанией "Boeing" проект, Model 424, никакого интереса у вероятного заказчика не вызвал, поэтому от него отказались. Предложенный в конце 1944 года второй проект, Model 432, представлял собой самолет с прямым крылом и расположенными в фюзеляже двигателями (это улучшило обтекание крыла). Данный проект и выиграл конкурс, после чего было решено строить макет самолета. Однако на этой стадии разработки специалисты "Boeing" получили возможность ознакомиться с результатами работ германских аэродинамиков, которые стали доступными союзникам после окончания войны в Европе.
   Исследования немецких специалистов в области стреловидного крыла предопределили выбор руководства "Boeing" в пользу именно такого крыла для нового проекта перспективного самолета - Model 448, имевшего шесть расположенных в фюзеляже двигателей. Однако силовая установка не удовлетворила командование ВВС Армии США, поэтому на свет появился четвертый вариант - Model 450, на котором сохранили стреловидное крыло, но двигатели разместили в мотогондолах под крылом. После изучения проекта и построенного компанией-разработчиком макета официальной комиссией Минобороны весной 1946 года был заключен контракт на постройку двух прототипов XB-47 (Model 450-3-3), которые отличались от макета увеличенным размахом крыла и усовершенствованным шасси.
   Первый из двух прототипов поднялся в воздух 17 декабря 1947 года, и уже в первых полетах машина показала великолепные скоростные качества. На XB-47 стояло высокорасположенное крыло ламинарного профиля с очень большим удлинением, но на такое тонкое крыло нельзя было разместить топливные баки. В крыле также не было объемов для размещения в убранном положении основных опор шасси, так что вместо традиционного трехопорного шасси конструкторам пришлось использовать велосипедное шасси с двумя убираемыми в фюзеляж основными двухколесными опорами и двумя вспомогательными стабилизирующими опорами, которые убирались во внутренние мотогондолы. Изначально предполагалось, что разнесенные вдоль фюзеляжа основные опоры сильно осложнят взлет, поэтому длину стоек подобрали так, чтобы самолет занимал на полосе положение, соответствующее углу атаки крыла при отрыве от ВПП. По три двигателя подвесили под каждую консоль крыла, два - в спаренных внутренних мотогондолах, еще по одному - в одинарных внешних мотогондолах, размещенных очень близко к законцовкам. На прототип установили ТРД General Electric J35 тягой по 16,68 кН. В фюзеляже находилась кабина для трех членов экипажа, большой бомбоотсек под крупногабаритную ядерную бомбу с возможностью переоборудования под обычные бомбы суммарной массой до 9979 кг. В хвостовой части установили дистанционно управляемую стрелковую установку; была предусмотрена возможность монтажа ракетных ускорителей RATO.
   Испытания XB-47 специалистами ВВС США привели к заключению контракта на постройку 10 самолетов B-47A (Model 450-10-9), предназначенных для эксплуатационных испытаний. В целом B-47A был похож на прототип, но силовая установка состояла из шести ТРД 147-GE-11 тягой по 23,13 кН. На B-47A отрабатывались варианты кормовой оборонительной стрелковой установки и системы управления вооружением. Первый B-47A поднялся в воздух 25 июня 1950 года, в день начала войны в Корее, которая заставила командование ВВС США резко ускорить работы по новому реактивному бомбардировщику. Было даже принято решение о производстве бомбардировщиков не только на заводе "Boeing" в Уичите, но и на заводах "Douglas" и "Lockheed".
   Первым серийным вариантом стал B-47B (Model 450-11-10); построено 399 самолетов, 381 из них - на заводе в Уичите. От B-47A вариант B-47B отличался большей взлетной массой, наличием системы дозаправки в воздухе и возможностью подвески под крылом дополнительных топливных баков. Начиная с 88-го самолета, бомбардировщики оснащались ТРД 147-GE-23 тягой по 25,80 кН. Первый B-47B поднялся в воздух 26 апреля 1951 года, через два месяца самолеты поступили 8 строевые части ВВС США.
   Самой важной стала модификация B-47E (Model 450-157-35), таких самолетов в вариантах бомбардировщика и разведчика построили более 1600. На B-47E усилили шасси с целью дальнейшего увеличения взлетной массы, изменили носовую часть фюзеляжа для установленного там оборудования системы дозаправки топливом, установили катапультные кресла для членов экипажа и тормозной парашют, заменили два 12,7-мм пулемета в хвостовой части на две 20-мм пушки. Внутренняя система ускорителей RATO была заменена внешними сбрасываемыми ускорителями тягой по 4,49 кН, а также установили двигатели J47-GE-25 с системой впрыска воды. Первый полет B-47E выполнил 30 января 1953 года, а вскоре самолет поступил на вооружение Стратегического авиационного командования ВВС США.
   Предполагалось, что к 1957 году будет готов новый бомбардировщик, предназначенный для замены B-47, однако довольно быстро срок эксплуатации B-47 продлили до 1960-х годов. Данный факт наряду с изменением высот полета с больших на малые и предельно малые, где бомбардировщики не были заметны для РЛС зенитных ракетных комплексов, породили проблемы, связанные с прочностью крыла. Бомбометание в полете на предельно малых высотах выполнялось с кабрирования, а крыло B-47 для выполнения подобных маневров не предназначалось. Кроме того, ресурс крыла изначально был ограниченным. В итоге потребовались огромные финансовые затраты для осуществления обследования и последующего усиления крыльев бомбардировщиков. B-47E с доработанным крылом получил обозначение B-47E-II. Тогда как улучшенная следующая модификация получила обозначение B-47B-II.
   Программа усиления крыла, наряду с модернизацией различного оборудования и систем, позволила эксплуатировать B-47 в частях первой линии на протяжении 15 лет. Только в 1966 году самолеты сняли с вооружения, но до конца 1969 года их продолжали использовать как разведчики погоды в Командовании воздушных перевозок. B-47 стал, с точки зрения технологического совершенства, значительным достижением сотрудников компании "Boeing" и занял достойное место в истории ВВС США. Кроме того, B-47 является первым в мире серийным реактивным бомбардировщиком со стреловидным крылом.


Варианты

   B-47B-II; B-47B, доработанные до уровня B-47E
   B-47B/CL-52; один B-47B, переданный канадским ВВС, которые, в свою очередь, передали его "Canadair Ltd" для испытаний канадского ТРД Orenda Iroquois
   DB-47B: B-47B, переоборудованный в самолет управления, в основном - мишеней QB-47E; на нем демонтирована кормовая стрелковая точка, установлена аппаратура радиоуправления
   RB-47B: 24 B-47B (иногда используется обозначение YRB-47B), переоборудованные в разведчики; установлено восемь аэрофотоаппаратов и иное целевое оборудование в обогреваемой секции бомбоотсека
   TB-47B: 66 стандартных B-47B, оборудованных местом для четвертого члена экипажа (инструктора); использовались для обучения летчиков и штурманов
   YDB-47B: один B-47B, переоборудованный для пусков и управления ракетами Bell GAM-63 Rascal в период начальных испытаний ракеты
   XB-47D: два B-47B, переоборудованные в летающие лаборатории для испытаний турбовинтовых двигателей Wright YT49-W-1 мощностью 9710 л. с; ТВД ставились вместо спаренных мотогондол под каждой плоскостью крыла, внешние ТРД J47 сохранялись
   DB-47E: два модернизированных B-47E (затем были еще два самолета, в целом похожих на первые)
   YDB-47E: самолет, предназначавшийся для испытаний ракет Bell GAM-63 Rascal
   QB-47E: 14 B-47E, переоборудованных в радиоуправляемые мишени (в этом виде не использовались в силу высокой стоимости), а также для работ в условиях, очень опасных для жизни человека
   RB-47E: основной вариант стратегического разведчика на базе B-47, построено 240 самолетов; бомбовое оборудование заменено 11 аэрофотоаппаратами и аппаратурой для ночного фотографирования
   WB-47E: 24 B-47E, переоборудованные в разведчики погоды
   YB-47F: один B-47B, оснащенный топливоприемником системы дозаправки в воздухе "штанга-конус"
   KB-47G: один B-47B, доработанный в заправщик с системой "штанга-конус" для экспериментов по дозаправке YB-47F
   RB-47H: 32 B-47, законченные сборкой в варианте самолета радиотехнической разведки, разведывательная аппаратура устанавливалась в обтекателях под носовой частью фюзеляжа и крылом, в бомбоотсеке оборудовали места для трех операторов разведоборудования
   ERB-47H: три B-47E, переоборудованные для решения тех же задач, что и RB-47H, но с экипажем из пяти человек
   YB-47J: один обычный бомбардировщик, переоборудованный в летающую лабораторию для испытаний новой бомбардировочно-навигационной радиолокационной системы MA-2
   RB-47K: 15 новых RB-47E, предназначенных для ведения фоторазведки и разведки погоды во всем диапазоне высот
   EB-47L: 35 B-47E, переоборудованных в 1963 году в самолеты-ретрансляторы


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Boeing Model 450 (B-47E-IE Stratojet)

   Тип: средний стратегический бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: шесть ТРД General Electric J47-GE-25 или -25A тягой 32,03 кН (с впрыском воды)
   Характеристики: максимальная скорость на высоте 4970 м - 975 км/ч; крейсерская скорость на высоте 11 735 м - 896 км/ч; начальная скороподъемность 1420 м/мин; практический потолок 12 345 м; дальность 6437 км
   Масса: пустого 36630 кг; максимальная взлетная 89 893 кг
   Размеры: размах крыла 35,36 м; длина 33,48 м; высота 8,51 м; площадь крыла 132,66 м:
   Вооружение: две 20-мм пушки в дистанционно управляемой хвостовой турели; до 9071 кг бомб на внутренней подвеске

Показать полностью
  • Описание
  • Aviation Historian 36 / B.Cahill - The original photo bombers

    The RB-29’s successor in SAC’s Medium Reconnaissance Wings was the Boeing RB-47. Dedicated photorecce RB-47Es were operated by the 26th, 55th, 90th and 91st SRWs, while the RB-47H replaced the RB-50G in the SIGINT role with the 343rd SRS. Seen here is RB-47H serial 53-4291; note the SAC “Milky Way” sash on the nose.

  • Мировая Авиация 111

    YDB-47B и YDB-47E (на снимке) были доработаны для летных испытаний ракеты Bell GAM-63 Rascal. После пуска ракеты наведение на пути к цели осуществлялось с борта YDB-47E.

  • Мировая Авиация 111

    В 1956 году этот B-47B был передан ВВС Канады, присвоивших ему обозначение CL-52 и регистрационный номер X-059. После этого самолет использовался фирмой "Canadair Ltd." в качестве летающей лаборатории для испытаний ТРД Orenda Iroquois тягой 89 кН, который создавался для истребителя Avro Canada Arrow.

  • Изд-во Schiffer / S.Markman & B.Holder - One-of-a-kind research aircraft

    One of the earliest testbed aircraft to investigate fly-by-wire capabilities was this B-47. Presently, this plane is displayed in the Air Force Museum where it has been repainted in operational colors.

  • Мировая Авиация 91

    Два B-47 ВВС США были переданы ВМС США, где эксплуатировались значительно дольше, чем последние B-47 в ВВС. флот использовал Stratojet для летных испытаний двигателя самолета S-3A Viking, а позже - для испытаний электронного оборудования.

  • Мировая Авиация 111

    Одним из наиболее радикально модифицированных B-47 был самолет с серийным номером 53-4296 (RB-47H), долгое время использовавшийся для испытаний РЛС самолета F-111 и оснащенный носовой частью этой машины. Пути B-47 и F-111 пересеклись еще один раз, когда австралийские ВВС взяли в аренду две эскадрильи B/RB-47, ожидая начала поставок Aardvark.

  • Фотографии