Boeing B-47 Stratojet
Страна: США
Год: 1947


Средний стратегический бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание
Фотографии
Boeing Model 450 (B-47 Stratojet)

  К началу 1944 года четыре компании были привлечены ВВС Армии США к участию в конкурсе на разработку перспективного реактивного бомбардировщика. Первый предложенный компанией "Boeing" проект, Model 424, никакого интереса у вероятного заказчика не вызвал, поэтому от него отказались. Предложенный в конце 1944 года второй проект, Model 432, представлял собой самолет с прямым крылом и расположенными в фюзеляже двигателями (это улучшило обтекание крыла). Данный проект и выиграл конкурс, после чего было решено строить макет самолета. Однако на этой стадии разработки специалисты "Boeing" получили возможность ознакомиться с результатами работ германских аэродинамиков, которые стали доступными союзникам после окончания войны в Европе.
  Исследования немецких специалистов в области стреловидного крыла предопределили выбор руководства "Boeing" в пользу именно такого крыла для нового проекта перспективного самолета - Model 448, имевшего шесть расположенных в фюзеляже двигателей. Однако силовая установка не удовлетворила командование ВВС Армии США, поэтому на свет появился четвертый вариант - Model 450, на котором сохранили стреловидное крыло, но двигатели разместили в мотогондолах под крылом. После изучения проекта и построенного компанией-разработчиком макета официальной комиссией Минобороны весной 1946 года был заключен контракт на постройку двух прототипов XB-47 (Model 450-3-3), которые отличались от макета увеличенным размахом крыла и усовершенствованным шасси.
  Первый из двух прототипов поднялся в воздух 17 декабря 1947 года, и уже в первых полетах машина показала великолепные скоростные качества. На XB-47 стояло высокорасположенное крыло ламинарного профиля с очень большим удлинением, но на такое тонкое крыло нельзя было разместить топливные баки. В крыле также не было объемов для размещения в убранном положении основных опор шасси, так что вместо традиционного трехопорного шасси конструкторам пришлось использовать велосипедное шасси с двумя убираемыми в фюзеляж основными двухколесными опорами и двумя вспомогательными стабилизирующими опорами, которые убирались во внутренние мотогондолы. Изначально предполагалось, что разнесенные вдоль фюзеляжа основные опоры сильно осложнят взлет, поэтому длину стоек подобрали так, чтобы самолет занимал на полосе положение, соответствующее углу атаки крыла при отрыве от ВПП. По три двигателя подвесили под каждую консоль крыла, два - в спаренных внутренних мотогондолах, еще по одному - в одинарных внешних мотогондолах, размещенных очень близко к законцовкам. На прототип установили ТРД General Electric J35 тягой по 16,68 кН. В фюзеляже находилась кабина для трех членов экипажа, большой бомбоотсек под крупногабаритную ядерную бомбу с возможностью переоборудования под обычные бомбы суммарной массой до 9979 кг. В хвостовой части установили дистанционно управляемую стрелковую установку; была предусмотрена возможность монтажа ракетных ускорителей RATO.
  Испытания XB-47 специалистами ВВС США привели к заключению контракта на постройку 10 самолетов B-47A (Model 450-10-9), предназначенных для эксплуатационных испытаний. В целом B-47A был похож на прототип, но силовая установка состояла из шести ТРД 147-GE-11 тягой по 23,13 кН. На B-47A отрабатывались варианты кормовой оборонительной стрелковой установки и системы управления вооружением. Первый B-47A поднялся в воздух 25 июня 1950 года, в день начала войны в Корее, которая заставила командование ВВС США резко ускорить работы по новому реактивному бомбардировщику. Было даже принято решение о производстве бомбардировщиков не только на заводе "Boeing" в Уичите, но и на заводах "Douglas" и "Lockheed".
  Первым серийным вариантом стал B-47B (Model 450-11-10); построено 399 самолетов, 381 из них - на заводе в Уичите. От B-47A вариант B-47B отличался большей взлетной массой, наличием системы дозаправки в воздухе и возможностью подвески под крылом дополнительных топливных баков. Начиная с 88-го самолета, бомбардировщики оснащались ТРД 147-GE-23 тягой по 25,80 кН. Первый B-47B поднялся в воздух 26 апреля 1951 года, через два месяца самолеты поступили 8 строевые части ВВС США.
  Самой важной стала модификация B-47E (Model 450-157-35), таких самолетов в вариантах бомбардировщика и разведчика построили более 1600. На B-47E усилили шасси с целью дальнейшего увеличения взлетной массы, изменили носовую часть фюзеляжа для установленного там оборудования системы дозаправки топливом, установили катапультные кресла для членов экипажа и тормозной парашют, заменили два 12,7-мм пулемета в хвостовой части на две 20-мм пушки. Внутренняя система ускорителей RATO была заменена внешними сбрасываемыми ускорителями тягой по 4,49 кН, а также установили двигатели J47-GE-25 с системой впрыска воды. Первый полет B-47E выполнил 30 января 1953 года, а вскоре самолет поступил на вооружение Стратегического авиационного командования ВВС США.
  Предполагалось, что к 1957 году будет готов новый бомбардировщик, предназначенный для замены B-47, однако довольно быстро срок эксплуатации B-47 продлили до 1960-х годов. Данный факт наряду с изменением высот полета с больших на малые и предельно малые, где бомбардировщики не были заметны для РЛС зенитных ракетных комплексов, породили проблемы, связанные с прочностью крыла. Бомбометание в полете на предельно малых высотах выполнялось с кабрирования, а крыло B-47 для выполнения подобных маневров не предназначалось. Кроме того, ресурс крыла изначально был ограниченным. В итоге потребовались огромные финансовые затраты для осуществления обследования и последующего усиления крыльев бомбардировщиков. B-47E с доработанным крылом получил обозначение B-47E-II. Тогда как улучшенная следующая модификация получила обозначение B-47B-II.
  Программа усиления крыла, наряду с модернизацией различного оборудования и систем, позволила эксплуатировать B-47 в частях первой линии на протяжении 15 лет. Только в 1966 году самолеты сняли с вооружения, но до конца 1969 года их продолжали использовать как разведчики погоды в Командовании воздушных перевозок. B-47 стал, с точки зрения технологического совершенства, значительным достижением сотрудников компании "Boeing" и занял достойное место в истории ВВС США. Кроме того, B-47 является первым в мире серийным реактивным бомбардировщиком со стреловидным крылом.


Варианты

  B-47B-II; B-47B, доработанные до уровня B-47E
  B-47B/CL-52; один B-47B, переданный канадским ВВС, которые, в свою очередь, передали его "Canadair Ltd" для испытаний канадского ТРД Orenda Iroquois
  DB-47B: B-47B, переоборудованный в самолет управления, в основном - мишеней QB-47E; на нем демонтирована кормовая стрелковая точка, установлена аппаратура радиоуправления
  RB-47B: 24 B-47B (иногда используется обозначение YRB-47B), переоборудованные в разведчики; установлено восемь аэрофотоаппаратов и иное целевое оборудование в обогреваемой секции бомбоотсека
  TB-47B: 66 стандартных B-47B, оборудованных местом для четвертого члена экипажа (инструктора); использовались для обучения летчиков и штурманов
  YDB-47B: один B-47B, переоборудованный для пусков и управления ракетами Bell GAM-63 Rascal в период начальных испытаний ракеты
  XB-47D: два B-47B, переоборудованные в летающие лаборатории для испытаний турбовинтовых двигателей Wright YT49-W-1 мощностью 9710 л. с; ТВД ставились вместо спаренных мотогондол под каждой плоскостью крыла, внешние ТРД J47 сохранялись
  DB-47E: два модернизированных B-47E (затем были еще два самолета, в целом похожих на первые)
  YDB-47E: самолет, предназначавшийся для испытаний ракет Bell GAM-63 Rascal
  QB-47E: 14 B-47E, переоборудованных в радиоуправляемые мишени (в этом виде не использовались в силу высокой стоимости), а также для работ в условиях, очень опасных для жизни человека
  RB-47E: основной вариант стратегического разведчика на базе B-47, построено 240 самолетов; бомбовое оборудование заменено 11 аэрофотоаппаратами и аппаратурой для ночного фотографирования
  WB-47E: 24 B-47E, переоборудованные в разведчики погоды
  YB-47F: один B-47B, оснащенный топливоприемником системы дозаправки в воздухе "штанга-конус"
  KB-47G: один B-47B, доработанный в заправщик с системой "штанга-конус" для экспериментов по дозаправке YB-47F
  RB-47H: 32 B-47, законченные сборкой в варианте самолета радиотехнической разведки, разведывательная аппаратура устанавливалась в обтекателях под носовой частью фюзеляжа и крылом, в бомбоотсеке оборудовали места для трех операторов разведоборудования
  ERB-47H: три B-47E, переоборудованные для решения тех же задач, что и RB-47H, но с экипажем из пяти человек
  YB-47J: один обычный бомбардировщик, переоборудованный в летающую лабораторию для испытаний новой бомбардировочно-навигационной радиолокационной системы MA-2
  RB-47K: 15 новых RB-47E, предназначенных для ведения фоторазведки и разведки погоды во всем диапазоне высот
  EB-47L: 35 B-47E, переоборудованных в 1963 году в самолеты-ретрансляторы


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 450 (B-47E-IE Stratojet)

  Тип: средний стратегический бомбардировщик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: шесть ТРД General Electric J47-GE-25 или -25A тягой 32,03 кН (с впрыском воды)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 4970 м - 975 км/ч; крейсерская скорость на высоте 11 735 м - 896 км/ч; начальная скороподъемность 1420 м/мин; практический потолок 12 345 м; дальность 6437 км
  Масса: пустого 36630 кг; максимальная взлетная 89 893 кг
  Размеры: размах крыла 35,36 м; длина 33,48 м; высота 8,51 м; площадь крыла 132,66 м:
  Вооружение: две 20-мм пушки в дистанционно управляемой хвостовой турели; до 9071 кг бомб на внутренней подвеске
B-47B-41-BW (сер. N 51-2234) из 306 бомбардировочного крыла, авиабаза Мак Дилл, Флорида.
B-47B (сер. N 51-2314) из 320 бомбардировочного крыла (443 эскадрилья), авиабаза Мач, Калифорния.
B-47B-50-BW (сер. N 51-2327), принадлежавший 381 эскадрилье 310 бомбардировочного крыла, авиабаза Смоуки Хилл, Канзас.
После непродолжительной эксплуатации в САК ВВС США некоторое количество B-47 ранней постройки доработали в учебно-тренировочные TB-47B, состоявшие на вооружении 3520-го тренировочного авиакрыла (авиабаза Мак-Коннел, штат Канзас). На рисунке как раз изображен TB-47B.
Самым "броско окрашенным" самолетом Stratojet стал изображенный здесь WB-47B из 55-й эскадрильи разведки погоды. В течение нескольких лет он оставался единственным разведчиком погоды на базе B-47, но потом в вариант WB-47E было конвертировано порядка 30 машин.
RB-47E (сер. N 52-791) из крыла боевой поддержки, дислоцированного на английской авиабазе Брайз Нортон (Оксфордшир), 1961г.
RB-47H из 55-го стратегического разведывательного авиакрыла с характерными для данной модификации обтекателями и контейнерами.
EB-47E (сер. N 53-2121 из 301 бомбардировочного крыла, оснащенный ускорителями JATO, начало 1960-х гг.
Взлет B-47 сопровождался сильным шумом и клубами дыма из стартовых ускорителей, буквально "бросавших" машину в воздух. Использование таких ускорителей позволяло значительно сократить разбег B-47 и сэкономить топливо.
Изображен 171-й самолет B-47E, построенный на заводе "Lockheed" в городе Мариетта, штат Джорджия. Всего было построено более 1800 самолетов B-47 всех модификаций; одновременно самолетами данного типа укомплектовали 28 авиакрыльев САК ВВС США.
B-47, хотя и не имел столь потрясающей дальности, как B-52, но, благодаря высоким скоростным характеристикам, представлял собой весьма трудную цель для советских перехватчиков.
Этот B-47E (№ 23363), 171-й серийный самолет, построенный компанией "Lockheed", нес стандартную для Stratojet окраску - цвет натурального металла на большей части поверхности и белый "противоатомный" цвет на нижних поверхностях. Необычно то, что на этом самолете отсутствует стрелковая установка.
YDB-47B и YDB-47E (на снимке) были доработаны для летных испытаний ракеты Bell GAM-63 Rascal. После пуска ракеты наведение на пути к цели осуществлялось с борта YDB-47E.
В 1956 году этот B-47B был передан ВВС Канады, присвоивших ему обозначение CL-52 и регистрационный номер X-059. После этого самолет использовался фирмой "Canadair Ltd." в качестве летающей лаборатории для испытаний ТРД Orenda Iroquois тягой 89 кН, который создавался для истребителя Avro Canada Arrow.
One of the earliest testbed aircraft to investigate fly-by-wire capabilities was this B-47. Presently, this plane is displayed in the Air Force Museum where it has been repainted in operational colors.
Два B-47 ВВС США были переданы ВМС США, где эксплуатировались значительно дольше, чем последние B-47 в ВВС. флот использовал Stratojet для летных испытаний двигателя самолета S-3A Viking, а позже - для испытаний электронного оборудования.
Одним из наиболее радикально модифицированных B-47 был самолет с серийным номером 53-4296 (RB-47H), долгое время использовавшийся для испытаний РЛС самолета F-111 и оснащенный носовой частью этой машины. Пути B-47 и F-111 пересеклись еще один раз, когда австралийские ВВС взяли в аренду две эскадрильи B/RB-47, ожидая начала поставок Aardvark.
XB-47 выкатывают из цеха, 12 сентября 1947г.
Boeing XB-47 Stratojet (46-065), впервые взлетевший 17 декабря 1947 года, был первым из двух прототипов среднего бомбардировщика фирмы "Boeing". Ранее большие американские реактивные самолеты никогда не оснащались стреловидным крылом. Много проблем возникло с установкой шасси и топливных баков.
B-47A с длинным бомбоотсеком.
ВВС США заказали 10 бомбардировщиков B-47A - версии прототипа XB-47 для эксплуатационных испытаний, обучения экипажей и наземного персонала.
B-47B
Первым массовым реактивным бомбардировщиком со стреловидным крылом стал Boeing B-47 Stratojet, выполнивший первый полет в 1947 году. К 1957 году на вооружение САК поступило примерно 1800 B-47.
Взлет B-47B с ускорителями RATO.
Take-off run of the Boeing B-47 is considerably shortened by use of J.A.T.O.
Испытательный пуск ракеты "Раскал" с борта бомбардировщика B-47.
B-47 без бомб и с неполной загрузкой топливом был очень маневренным. С получением стартовых ракетных ускорителей системы RATO при взлете по тревоге скороподъемность легко загруженного B-47 превосходила скороподъемность перехватчика F-101.
Вверху: примечательное расположение двигателей в гондолах и изящные обводы фюзеляжа и крыла самолета эффектно смотрятся на этом снимке трех B-47B. Всего было собрано 399 таких машин.
На снимке летящего B-47B хорошо видно крыло большого удлинения со стреловидностью 35° и гондолы ТРД обтекаемой формы. Использование стреловидного крыла, ранее никогда не устанавливавшегося на самолеты такого размера, стало важным шагом в развитии бомбардировщиков.
Начиная с B-47B, на случай дальнего вылета на самолеты устанавливались два подвесных бака емкостью по 7723 л. Для сброса баков использовались парашюты. Большего увеличения дальности можно было добиться при использовании дозаправки в воздухе, с помощью управляемой заправочной штанги, разработанной фирмой "Boeing".
Внешне B-47B был идентичен B-47A, но получил оборудование, необходимое для повышения боеспособности. Оно включало новые системы обогрева и вентиляции, улучшающие условия экипажа, тепловую антиобледенительную систему на крыле и систему дозаправки в полете.
Shown under going its initial taxi tests at Boeing Field is the Boeing XB-47D, a standard B-47B modified to serve as a test-bed for flight-testing the Curtiss-Wright T49 turbo-prop . Two T49's are mounted in place of the four G.E.47's at the inboard pod positions .
XB-47D Stratojet (два турбовинтовых двигателя YT49)
Long-range tanks are now standard fittings on Boeing B-47s and B-52s. Note the huge bracing struts on this B-47E's tanks.
B-47E
Венцом развития бомбардировщика B-47 стала модель Е. Она оказалась самым удачным вариантом этого самолета. В разгар холодной войны в строю стояло более 1500 таких машин.
B-47
B-47 выпустил парашют еще в воздухе.
Агентство NACA получило 11 июля 1952 года единственный B-47A (AF49-1900, NACA No. 150), который эксплуатировался до 1957 года. Самолет задействовался на авиабазе Эдвардс для исследований особенностей полета на больших скоростях, что было необходимо для проектирования перспективных скоростных самолетов со стреловидным крылом.
B-47E
B-47E-55-LM из 96 BW. Низ самолета покрыт защитной белой краской, октябрь 1960г.
At the completion of this program (Fly-By-Wire Research/Demonstration) the aircraft appeared as shown here. Note the glass window in the nose and the air inlets under the tail still on the aircraft today.
This B-47 was spotted by "Aeroscribe" in the background to a photograph of a Lockheed C-130 Hercules. It has the all-white undersurfaces colour scheme that has been adopted as an anti-atom-flash measure.
B-47E-75-LM с оборудованием РЭБ Phase II ECM из 307 BW.
RB-47E
Удлиненная носовая часть фюзеляжа - главная отличительная особенность RB-47. Планер разведчика имел ряд существенных отличий от планера бомбардировщика.
RB-47
Первый полет RB-47E, вариант B-47E с удлиненным носом и встроенными реактивными ускорителями (для облегчения взлета), выполнил в августе 1953 года. Из экипажа исключили штурмана-бомбардира, взамен ввели штурмана-оператора фотооборудования; бомбардировочное оборудование не ставилось. Самолет нес 11 фотоаппаратов и до 10 осветительных бомб. Еще 15 самолетов RB-47E собрали как RB-47K, которые могли вести разведку погоды и фотографирование уже на всех высотах.
Два Stratojet, взятые в аренду ВМС США и получившие обозначение EB-47E, долгое время использовались для испытаний двигателей и аппаратуры РЭП. Один из этих самолетов, EB-47E-45-DT, получивший гражданский регистрационный номер N1045Y, совершил последний в истории B-47 полет - его перегнали в авиационный музей.
RB-47 САК в основном были сосредоточены в 55-м стратегическом разведывательном авиакрыле, и, постоянно базируясь в Турции и Великобритании, совершали полеты над районами Балтийского и Черного морей, а также Арктикой. Оборудование для записи и анализа радиосигналов установлено в удлиненной носовой части этого ERB-47H.
ERB-47H
A Boeing B·47 StratoJet of Strategic Air Command. Two of these B-47s (53-4295 and 53-4304) have been resident in East Anglia for several months. Most noticeable modifications are: wide-diameter weather radar nose; extended (wingtip) trailing-edge fuel vents; bulged belly and an additional dorsal plus two smaller side bulges. Unusual, too, is the port rear fuselage siting of a tail (air brake) parachute.
RB-47H
32 самолета B-47E модернизировали в RB-47H для выполнения специальных разведывательных заданий, основным их которых являлось обнаружение и идентификация РЛС вероятного противника. Разведчики из 55-го разведывательного авиакрыла выполняли полеты вдоль границ стран Восточной Европы. Еще три B-47E доработали в самолеты радиотехнической разведки ERB-47H с экипажем из пяти человек, двое из них размещались в бывшем бомбоотсеке.
Стандартный B-47B был оснащен приемной штангой для испытаний системы дозаправки по схеме с заправочным шлангом и получил обозначение YB-47F. В качестве заправщика использовали доработанный B-47B, имевший обозначение YB-47G. Однако американцы сочли такой способ дозаправки непрактичным и перешли к схеме со штангой.
1 сентября 1953г.: выполнена первая в мире дозаправка в воздухе реактивного самолета от реактивного самолета - заправщик Boeing KB-47B ВВС США передал топливо бомбардировщику B-47 Stratojet.
Один из B-52A в полете со своим предшественником B-47. Три B-52A американские ВВС получили прежде, чем началось серийное производство B-52B. Стоимость одного B-52A по тем временам была фантастической - 29 млн долларов. Справедливости ради надо отметить, что B-52A являлся, по сути, экспериментальным самолетом и в его стоимость входили затраты на НИОКР. Ни один из B-52A не достиг состояния боеготовности.
Два B-47B были переделаны в вариант XB-47D для летных испытаний ТВД Wright YT-49-W-1. По одному такому двигателю установили вместо пары ТРД J47 во внутренних гондолах, сохранив ТРД во внешних гондолах. Для полного использования гигантской мощности ТВД их оснастили винтами диаметром 4,5 м с очень широкими лопастями.
The first con­version (51-2103). These were essentially power plant test-beds without any potential operational application.
The second of two XB-47D conversions to fly (51-2046)
In 1956 Boeing B-47 Stratojet 51-2059 was lent to the RCAF for trials at Canadair with the Orenda Iroquois engine, the aircraft being redesignated CL-52. The engine was mounted on the starboard rear fuselage and tested, although its position was far from ideal. After some 35hr of Iroquois test-flying the B-47 was returned to the USA, becoming the only example of the type to see foreign service.
First flight of the B-47 Orenda Iroquois test-bed took place on 15th April 1957 respectively. The B-47 carries R.C.A.F. markings and is serialled X059 on the vertical fin.
Интерьер кабины пилотов.
Сдвижной фонарь (B-47B-45-BW).
Откидывающийся фонарь (B-47E-135-BW).
RB-47H Stratojet. Этот разведывательный самолет входил в состав 338-й стратегической разведывательной эскадрильи 55-го авиакрыла Стратегического авиационного командования (САК), расположенной на авиабазе Форбс в Топека, Канзас. Самолет в основном имел цвет неокрашенного металла, за исключением черного антибликового покрытия сверху носовой части и эмблемы САК с полосой "Млечного пути". Серийный номер был нанесен на носовой части и на киле самолета. Основным предназначением RB-47H, в отличие от обычных RB-47, был сбор информации о советских наземных РЛС.
B-47E-II Stratojet
Варианты подвески бомб.
Бомбардировщики Стратегического авиационного командования ВВС США.