Grumman F-14 Tomcat
Страна: США
Год: 1970


Палубный истребитель с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (25)
Grumman F-14 Tomcat (G-303)
  
  Tomcat создавался как замена F-4 в качестве истребителя ПВО флота и предназначался для уничтожения воздушных целей на очень больших дистанциях - до их выхода на дальность удара по авианосцам. F-14A Tomcat представлял собой очень эффективный комплекс и оставался на вооружении в своем оригинальном виде более 20 лет. Всего для ВМС США были построены 556 F-14A, еще 80 близких F-14A самолетов поставлены Ирану до антишахской революции (фактически поставлено 79 машин, один F-14 из иранского заказа передали ВМС США). F-14 продолжал оставаться основным палубным перехватчиком даже после начала поставок в 1999 году F/A-18E/F.
  Эффективность F-14 достигнута, прежде всего, за счет сложного комплекса управления вооружением, включающим СУВ Hughes AWG-9 (с возможностями которой в части перехвата воздушных целей сопоставима только СУВ перехватчика МиГ-31). РЛС AWG-9 способна обнаруживать, классифицировать и сопровождать цели на расстоянии порядка 160 км. На самолеты ранней постройки ставили тепловизоры, позже вместо них монтировали телевизионные системы слежения TCS. Оборудование позволяло самолетам вести дальний ракетный бой вне визуальной видимости.
  УР AIM-54 Phoenix до сих пор остается самой дальнобойной западной ракетой класса "воздух-воздух". В ассортимент вооружения самолета Tomcat также входили УР "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, УР малой дальности AIM-9 Sidewinder. Ракетное вооружение дополняла встроенная 20-мм пушка M61A1 Vulcan с вращающимся блоком стволов и боекомплектом 675 патронов.
  Работы по перспективному палубному перехватчику начались в конце 1960-х годов после закрытия программы создания F-111B. Компания "Grumman" уже инвестировала огромные средства в разработку F-111B и использовала этот опыт разработки тактического истребителя с крылом изменяемой стреловидности в проекте G-303, который ВМС США выбрали в январе 1969 года. Крыло изменяемой стреловидности позволяет совместить высокую максимальную скорость полета с хорошими характеристиками в полете на малых скоростях и с большими углами атаки. Первый из нескольких заказанных прототипов YF-14A выполнил первый полет 21 декабря 1970 года.
  Программа F-14 развивалась быстро, поставки ВМС начались в октябре 1972 года, а первый дальний поход на авианосце F-14 выполнили в 1974 году. Серийное производство продолжалось до 1980-х годов. Самолетами F-14A Tomcat вооружили 26 эскадрилий первой линии и четыре тренировочных эскадрильи.
  В целом удачный F-14 имел немало недостатков, основным из которых был двигатель TF30. Отрыв лопаток турбин послужил причиной нескольких летных происшествий с F-14A, прежде чем качество лопаток удалось повысить за счет усиления контроля за их изготовлением. Неоднократно случался помпаж компрессора, особенно часто помпаж случался при маневрировании с большими углами атаки. С одним работающим двигателем F-14A был плохо управляем, из-за этого потеряли несколько самолетов. Многие проблемы разрешились после установки двигателей варианта TF30-P-414A.
  Помимо обеспечения ПВО авианосных групп на F-14A возлагалось ведение разведки, для чего использовались контейнеры TARPS (Tactical Air Reconnaissance Pod System); в каждом корабельном авиакрыле было по одному разведчику. Обычно разведчик нес три контейнера TARPS. Ближе к концу карьеры на F-14 возложили задачу поражения наземных целей. F-14A "Bombcat" изначально имел возможность работать только обычными бомбами, но после интеграции в системы самолета контейнера LANTIRN стало возможным использование КАБ с лазерным наведением.
  Бесконечные проблемы с двигателями TF30 послужили поводом для разработки улучшенного Tomcat с новой силовой установкой. Один из первых прототипов переоснастили двумя двигателями F401-PW-400, после чего самолет получил обозначение F-14B; испытания самолет проходил в 1973-1974 годах. Технические сложности и проблемы с финансированием привели к закрытию данной программы. Самолет передали на хранение, но потом вернули в летное состояние уже как F-14B Super Tomcat с двигателями F101DFE, разработанными на основе ТРДДФ General Electric F110-GE-400. Двигатель F101DFE выбрали для установки на улучшенный Tomcat. Было принято решение о модернизации и постройке новых Tomcat: в F-14A+ дорабатывались ранее построенные F-14A (на них ставили другие двигатели), а F-14D строились "с нуля" с новыми БРЭО и силовой установкой. Самолеты F-14A+ создавались как промежуточный вариант, который в перспективе подлежал доработке в F-14D.
  Со временем F-14A+ присвоили обозначение F-14B, 38 таких самолетов построили заново и 32 модернизировали из F-14A. В строевые части ВМС вариант F-14B начал поступать в 1988 году. F-14B получили улучшенную систему управления вооружением, новое радиооборудование, доработанную систему пассивной защиты, измененное приборное оборудование кабин. F-14B стал первым Tomcat с новыми двигателями, поступившим в авиацию ВМС США.
  Два доработанных F-14A летали по программе испытаний F-14D, первый из них в новой конфигурации выполнил первый полет 9 февраля 1990 года. На F-14D установлены цифровое БРЭО, цифровой процессор РЛС, новое ПО для РЛС (обозначение РЛС изменено на APG-71) и под носовой частью фюзеляжа смонтирована бок о бок ИК- и ТВ-система (TCS/IRST). Также на F-14D установили бортовую кислородную станцию, катапультные кресла NACES, станцию предупреждения об облучении AN/ALR-67. Подобно F-14A, F-14D являлся полноценным истребителем-бомбардировщиком. Решение Министерства обороны США о прекращении финансирования программы F-14D поставило крест на плане ВМС о приведении всего парка Tomcat к уровню "D". Флот получил 37 вновь построенных F-14D, но от плана модернизации в вариант F-14D около 400 ранее построенных машин отказались.
  Поставки ВМС начались в 1990 году - первый F-14D получила 124-й истребительная (тренировочная) эскадрилья. В сентябре 2006 года F-14 были окончательно заменены на F/A-18E/F Super Hornet.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F-14A Tomcat

  Тип: палубный истребитель с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-412A/414A тягой на форсаже по 92,97 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте без внешних подвесок 2485 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус действия с шестью УР AIM-7 Sparrow и четырьмя УР AIM-9 Sidewinder - 1233 км
  Масса: пустого с ТРДДФ-414А- 18191 кг; максимальная взлетная с шестью УР Phoenix - 32 098 кг
  Размеры: размах крыла в положении минимальной стреловидности 19,54 м; размах крыла в положении максимальной стреловидности 11,65 м; размах крыла в положении чрезвычайной стреловидности 10,15 м; длина 19,10 м; высота 4,88 м; площадь крыла 52,49 мг
  Вооружение: стандартное вооружение включает встроенную шестиствольную пушку M61A1 Vulcan калибра 20 мм и УР AIM-9M Sidewinder на пилонах под неподвижной частью крыла (НЧК). На основных пилонах под НЧК подвешиваются УР AIM-7M Sparrow или AIM-54C Phoenix. Еще четыре AIM-7M или AIM-54C подвешиваются под фюзеляжем между гондолами двигателей. Под воздухозаборниками допустима подвеска 1011-л топливных баков. На места для УР Phoenix допускается подвеска держателей для бомб калибра 454 (Mk 83) или 907 кг (Mk 84)
F-14A Tomcat. Самолет F-14A из эскадрильи VF-1 "Wolf Pack" авиакрыла CVW-14, авианосец "Энтерпрайз". Бортовой номер (модекс) "00" указывает, что это самолет командира палубного авиакрыла.
F-14A из истребительной АЭ VF-1. Авианосец "Рэйнжер", весна 1986 г.
F-14A, VF-143 "Pukin' Dogs". F-14A несет обозначения 143-й истребительной эскадрильи. Ее эмблема - грифон - нанесена на внешние стороны обоих килей. В 1970-е годы на Tomcat можно было видеть носовые обтекатели кремового/белого цвета, черные антибликовые покрытия перед фонарем кабины, а также яркие полосы и звезды.
F-14A Tomcat. Этот Tomcat из эскадрильи VF-143 7-го авиакрыла, базировавшейся на борту авианосца "Эйзенхауэр" в 1984 году, имеет как хорошо, так и плохо различимые обозначения поверх стандартного морского камуфляжа. Самолет несет ракеты класса "воздух-воздух": четыре Phoenix, две Sparrow и две Sidewinder, а также пару сверхзвуковых сбрасываемых топливных баков.
F-14, VF-32 "Swordsman". 32-я истребительная авиаэскадрилья (иаэ), дислоцировавшаяся на авиабазе Мирамар (Тихоокеанский флот), "пересела" на F-14 в начале 1974 года. После этого она перебазировалась на авиабазу Оушеана, Атлантический флот. Стандартный камуфляж того времени - светло-серый (Light Gull Gray), с белым низом, на килях наносились желтые полосы, а на рулях направления - меч.
F-14A из эскадрильи VF-31 «Tomcatters», окрашенный по малозаметной схеме, внедренной в 1980-е годы. VF-31 - одна из немногих эскадрилий, самолеты которой в тот период сохранили полноцветную маркировку. Эмблема эскадрильи, «Felix the Cat», впервые появилась еще в 1930-е годы, когда на вооружении этой части состояли бипланы Boeing F4B.
F-14A, VF-31 "Tomcatters". 31-я эскадрилья - вторая по возрасту истребительная эскадрилья авиации ВМС США. До середины 1980-х годов ее машины носили яркий камуфляж, отличительными чертами которого были ярко-красные кили хвостового оперения и подфюзеляжные кили, а также черные носовые обтекатели. Эмблема эскадрильи, "'Felix the Cat", разработана Эмилем Чурре (Emil Chourre) в 1930-х годах.
С самого начала F-14 обладал значительным ударным потенциалом, но реализовать его удалось лишь на закате карьеры. С 1992 года Tomcat модификации А, В и D (на рисунке) эффективно использовались в качестве ударных самолетов, получив прозвище "Bombcat".
F-14D, VF-31 "Tomcatters". F-14D "Bombcat" из 31-й истребительной эскадрильи несет обозначения, отображающие его боевые заслуги в операции "Enduring Freedom" (2002 год, Афганистан). Наступательное вооружение включает 907-кг УАБ GBU-31 JDAM - самолет может нести до четырех бомб. Операции в Афганистане и в следующем году в Ираке стали последними боевыми эпизодами F-14 на американской службе.
F-14A, VF-14 "Top Hatters". Данный истребитель несет на хвостовом оперении буквенный код "AB", означающий принадлежность к авиакрылу авианосца "Джон Ф. Кеннеди". Самолет принадлежит 14-й эскадрилье "Тор Hatters", старейшей эскадрилье авиации ВМС США.
F-14D, VF-2 "Bounty Hunters". 2-я истребительная эскадрилья была сформирована в 1922 году - она стала первой истребительной эскадрильей ВМС США, размещенной на борту авианосца. На F-14D она перевооружилась в 1993 году. К тому времени уже повсеместно применялись малозаметные схемы камуфляжа. F-14D легко узнаваем по увеличенному обтекателю в носовой части, где размещены сенсоры систем IRST и TCS.
С мая 1995 года началось перевооружение 2-й истребительной эскадрильи на F-14D. Изображен самолет с типовым вариантом вооружения в варианте перехватчика - четыре УР Phoenix под фюзеляжем, по две УР Sparrow и Sidewinder под НЧК каждой консоли крыла.
F-14A, VF-1 "Wolfpack". В мае 1977 года самолет корабельного авиакрыла, в которое входила 1-я иаэ, получил отличительный "рваный" камуфляж, названный "Heater-Ferris". Автор камуфляжа - Кейт Феррис, камуфляж был применен на самолете морского летчика по фамилии Хитли. Снизу носовой части фюзеляжа был изображен "ложный" фонарь кабины.
F14A-95 "Томкэт" с авианосца "Нимитц", лето 1981г. На левом борту под кабиной и на правом киле - обозначения сбитого ливийского Су-22.
F-14A, VF-41 "Black Aces". В конце 1970-х годов была введена светло-серая схема камуфляжа, вначале - с хорошо заметными обозначениями, но затем последние стали "приглушенными". Пилоты истребителей с бортовыми номерами 102 (на рисунке) и 107 из 41-й иаэ 19 августа 1981 года сбили два ливийских Су-22 над заливом Сидра - первая воздушная победа летчиков ВМС США со времен Вьетнамской войны.
Истребитель F-14A «Томкэт» из эскадрильи VF-41, экипаж которого 18 августа 1981 г. сбил два ливийских Су-22
F-14B "Super Tomcat". Седьмой прототип был изначально оснащен двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но затем на него установили новые двигатели F101 DFE (Derivative Fighter Engine). Самолет получил обозначение "Super Tomcat", а двигатели, имевшие лучшие характеристики, после испытаний и доработки под обозначением F110-GE-400 стали ставить на модификации F-14A Plus (затем F-14B) и F-14D.
F-14B Tomcat. Изображен F-14B в маркировке эскадрильи VF-74 "Bedevilers" Атлантического флота, расформированной 1 июля 1994 года.
Иранский F-14A из состава 81-го тактического истребительного дивизиона (81 TFS), авиабаза "Хатами", 1981г.
F-14A Tomcat. Этот F-14A окрашен в три оттенка коричневого и зеленого цветов, такой камуфляж имели поставлявшиеся в Иран самолеты Tomcat, к ней вернулись некоторые иранские F-14A в 2000-х годах.
F-14A, ВВС Ирана. ВВС шахского Ирана получили 79 самолетов F-14A, все они были окрашены в трехтоновый камуфляж - песочно-зелено-коричневый, со светло-серым низом. Главным внешним отличием иранских Tomcat было отсутствие обтекателей на топливоприемниках для дозаправки в полете.
F-14A ВВС Ирана
Свыше 40 F-14 оставалость на вооружении иранских ВВС в конце 2007 года. Начиная с 1997 года, все Tomcat, прошедшие серьезную переделку на иранском авиационном заводе в Мехрабаде, имели новую камуфляжную окраску - светло-серую и светло-синюю.
F-14A, 81-я тиаэ, ВВС ИРИ. Истребители Tomcat из состава ВВС Исламской Республики Иран сегодня несут двухтоновый средне-серый/серо-голубой камуфляж. F-14A-05-GR, 3-6055, принадлежит 81-й тактической иаэ (авиабаза "Shahid Baba'ie", Исфахан). Самолет появился на иранском телевидении осенью 2007 года, с подвешенной под крылом УР I-HAWK, модифицированной для СУВ AWG-9.