Grumman F-14 Tomcat
Страна: США
Год: 1970


Палубный истребитель с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (129)
Grumman F-14 Tomcat (G-303)
  
  Tomcat создавался как замена F-4 в качестве истребителя ПВО флота и предназначался для уничтожения воздушных целей на очень больших дистанциях - до их выхода на дальность удара по авианосцам. F-14A Tomcat представлял собой очень эффективный комплекс и оставался на вооружении в своем оригинальном виде более 20 лет. Всего для ВМС США были построены 556 F-14A, еще 80 близких F-14A самолетов поставлены Ирану до антишахской революции (фактически поставлено 79 машин, один F-14 из иранского заказа передали ВМС США). F-14 продолжал оставаться основным палубным перехватчиком даже после начала поставок в 1999 году F/A-18E/F.
  Эффективность F-14 достигнута, прежде всего, за счет сложного комплекса управления вооружением, включающим СУВ Hughes AWG-9 (с возможностями которой в части перехвата воздушных целей сопоставима только СУВ перехватчика МиГ-31). РЛС AWG-9 способна обнаруживать, классифицировать и сопровождать цели на расстоянии порядка 160 км. На самолеты ранней постройки ставили тепловизоры, позже вместо них монтировали телевизионные системы слежения TCS. Оборудование позволяло самолетам вести дальний ракетный бой вне визуальной видимости.
  УР AIM-54 Phoenix до сих пор остается самой дальнобойной западной ракетой класса "воздух-воздух". В ассортимент вооружения самолета Tomcat также входили УР "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, УР малой дальности AIM-9 Sidewinder. Ракетное вооружение дополняла встроенная 20-мм пушка M61A1 Vulcan с вращающимся блоком стволов и боекомплектом 675 патронов.
  Работы по перспективному палубному перехватчику начались в конце 1960-х годов после закрытия программы создания F-111B. Компания "Grumman" уже инвестировала огромные средства в разработку F-111B и использовала этот опыт разработки тактического истребителя с крылом изменяемой стреловидности в проекте G-303, который ВМС США выбрали в январе 1969 года. Крыло изменяемой стреловидности позволяет совместить высокую максимальную скорость полета с хорошими характеристиками в полете на малых скоростях и с большими углами атаки. Первый из нескольких заказанных прототипов YF-14A выполнил первый полет 21 декабря 1970 года.
  Программа F-14 развивалась быстро, поставки ВМС начались в октябре 1972 года, а первый дальний поход на авианосце F-14 выполнили в 1974 году. Серийное производство продолжалось до 1980-х годов. Самолетами F-14A Tomcat вооружили 26 эскадрилий первой линии и четыре тренировочных эскадрильи.
  В целом удачный F-14 имел немало недостатков, основным из которых был двигатель TF30. Отрыв лопаток турбин послужил причиной нескольких летных происшествий с F-14A, прежде чем качество лопаток удалось повысить за счет усиления контроля за их изготовлением. Неоднократно случался помпаж компрессора, особенно часто помпаж случался при маневрировании с большими углами атаки. С одним работающим двигателем F-14A был плохо управляем, из-за этого потеряли несколько самолетов. Многие проблемы разрешились после установки двигателей варианта TF30-P-414A.
  Помимо обеспечения ПВО авианосных групп на F-14A возлагалось ведение разведки, для чего использовались контейнеры TARPS (Tactical Air Reconnaissance Pod System); в каждом корабельном авиакрыле было по одному разведчику. Обычно разведчик нес три контейнера TARPS. Ближе к концу карьеры на F-14 возложили задачу поражения наземных целей. F-14A "Bombcat" изначально имел возможность работать только обычными бомбами, но после интеграции в системы самолета контейнера LANTIRN стало возможным использование КАБ с лазерным наведением.
  Бесконечные проблемы с двигателями TF30 послужили поводом для разработки улучшенного Tomcat с новой силовой установкой. Один из первых прототипов переоснастили двумя двигателями F401-PW-400, после чего самолет получил обозначение F-14B; испытания самолет проходил в 1973-1974 годах. Технические сложности и проблемы с финансированием привели к закрытию данной программы. Самолет передали на хранение, но потом вернули в летное состояние уже как F-14B Super Tomcat с двигателями F101DFE, разработанными на основе ТРДДФ General Electric F110-GE-400. Двигатель F101DFE выбрали для установки на улучшенный Tomcat. Было принято решение о модернизации и постройке новых Tomcat: в F-14A+ дорабатывались ранее построенные F-14A (на них ставили другие двигатели), а F-14D строились "с нуля" с новыми БРЭО и силовой установкой. Самолеты F-14A+ создавались как промежуточный вариант, который в перспективе подлежал доработке в F-14D.
  Со временем F-14A+ присвоили обозначение F-14B, 38 таких самолетов построили заново и 32 модернизировали из F-14A. В строевые части ВМС вариант F-14B начал поступать в 1988 году. F-14B получили улучшенную систему управления вооружением, новое радиооборудование, доработанную систему пассивной защиты, измененное приборное оборудование кабин. F-14B стал первым Tomcat с новыми двигателями, поступившим в авиацию ВМС США.
  Два доработанных F-14A летали по программе испытаний F-14D, первый из них в новой конфигурации выполнил первый полет 9 февраля 1990 года. На F-14D установлены цифровое БРЭО, цифровой процессор РЛС, новое ПО для РЛС (обозначение РЛС изменено на APG-71) и под носовой частью фюзеляжа смонтирована бок о бок ИК- и ТВ-система (TCS/IRST). Также на F-14D установили бортовую кислородную станцию, катапультные кресла NACES, станцию предупреждения об облучении AN/ALR-67. Подобно F-14A, F-14D являлся полноценным истребителем-бомбардировщиком. Решение Министерства обороны США о прекращении финансирования программы F-14D поставило крест на плане ВМС о приведении всего парка Tomcat к уровню "D". Флот получил 37 вновь построенных F-14D, но от плана модернизации в вариант F-14D около 400 ранее построенных машин отказались.
  Поставки ВМС начались в 1990 году - первый F-14D получила 124-й истребительная (тренировочная) эскадрилья. В сентябре 2006 года F-14 были окончательно заменены на F/A-18E/F Super Hornet.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F-14A Tomcat

  Тип: палубный истребитель с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-412A/414A тягой на форсаже по 92,97 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте без внешних подвесок 2485 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус действия с шестью УР AIM-7 Sparrow и четырьмя УР AIM-9 Sidewinder - 1233 км
  Масса: пустого с ТРДДФ-414А- 18191 кг; максимальная взлетная с шестью УР Phoenix - 32 098 кг
  Размеры: размах крыла в положении минимальной стреловидности 19,54 м; размах крыла в положении максимальной стреловидности 11,65 м; размах крыла в положении чрезвычайной стреловидности 10,15 м; длина 19,10 м; высота 4,88 м; площадь крыла 52,49 мг
  Вооружение: стандартное вооружение включает встроенную шестиствольную пушку M61A1 Vulcan калибра 20 мм и УР AIM-9M Sidewinder на пилонах под неподвижной частью крыла (НЧК). На основных пилонах под НЧК подвешиваются УР AIM-7M Sparrow или AIM-54C Phoenix. Еще четыре AIM-7M или AIM-54C подвешиваются под фюзеляжем между гондолами двигателей. Под воздухозаборниками допустима подвеска 1011-л топливных баков. На места для УР Phoenix допускается подвеска держателей для бомб калибра 454 (Mk 83) или 907 кг (Mk 84)
Первые скоростные рулежки F-14 прошли в Калвертоне 14 декабря 1970 года, первый полет - два круга над аэродромом - Смайт и Миллер выполнили 21 декабря.
Программа испытаний, принятая ВМС США, устанавливала крайний срок первого полета нового истребителя - 31 января 1971 года, а сами испытания предлагалось завершить уже через 17 месяцев после первого полета. Эксплуатационные испытания на базе эскадрильи VX-4 в Пойнт-Мугу следовало начать в сентябре 1972 года.
America's first response to the treat posed by the new generation of Soviet fighters is the variable sweep Grumman F-14 Tomcat, selected by the US Navy to replace the abortive F-111B programme. Shown here at take-off, the first of 12 development F-14As made its initial flight on 21 December 1970, but crashed on its second flight on 30 December after a complete flying control failure. The second F-14A should have flown by this issue of AIR Entusiast is published.
В полете первый опытный F-14 - через несколько мгновений у него начнутся неполадки в гидравлической системе
The second Grumman F-14A prototype on an early test flight.
Второй прототип "Томкэта" (№ 157981) в своем первом полете 24 мая 1971 г. Крыло установлено на минимальный угол стреловидности 20’. Позднее кили этого самолета окрасили в красный цвет и нанесли на них цифру "2"
Второй прототип предназначался для изучения поведения самолета в полетах с малыми скоростями и большими углами атаки. Для проведения испытаний на сваливание его оборудовали в передней части фюзеляжа убираемым в полете передним горизонтальным оперением.
Two views of the F-14A (BuAer No 157991) number 1-X (the third to fly), which replaced the first prototype as the high speed test aircraft. The wings are shown fully forward and fully swept.
Пятый прототип (№ 157984). Крыло в положении максимальной стреловидности 68
Испытательный полете разными положениями консолей крыла. 15 декабря 1985 г.
Три прототипа в полете строем. Крыло на всех трех машинах установлено на различные углы стреловидности, от минимального до максимального. Схемы окраски опытных самолетов различны.
F-14B. Конструкторы с самого начала понимали, что двигатель TF30 не дает достаточной мощности - ранние машины считались "временными", переходными, благодаря которым ВМС могли получить опыт полетов до появления более мощного варианта. Для усовершенствованного варианта выбрали Pratt & Whitney F401-PW-P400. Предполагалось, что только первые 67 машин будут иметь двигатели TF30 (F-14A), а последующие построят по стандарту VFX-2 с новым двигателем (F-14B). На F-14A позднее тоже собирались установить новый двигатель. Седьмой YF-14 переоборудовали в прототип F-14B, он полетел 12 сентября 1973 года. Однако новый двигатель оказался сложным, его установка была связана с множеством проблем - в итоге ВМС решили оставить двигатели TF30 и отказались от нового варианта. Прототип F-14B поставили на хранение, позже он "возродился" как F-14B Super Tomcat.
Седьмой прототип "Томкэта" (№ 157986) в варианте F-14B с двигателями F401. Сентябрь 1973 г.
First prototype of the Grumman F-14B Tomcat carrier-based multi-role fighter
Самолет № 157986 во время испытаний с двигателями F101DFE. 1981 г.
This Grumman F-14A of US Navy Squadron VF-1 was the first Tomcat delivered to a combat unit
F-14A (№ 158620) - один из первых "Томкэтов" эскадрильи VF-124. Лето 1972 г.
A portion of the static display with Shorts SD3-30, McDonnell Douglas TF-15A, Grumman F-14A Tomcat, McDonnell Douglas YC-15 and the Grumman Gulfstream II in the foreground. Behind are a Dassault-Breguet Falcon, GAF Nomad and Piaggio P.166DL-3.
Первый серийный F-14A Plus (№ 162910). 14 ноября 1987 г.
The two 20,900 lb thrust Pratt & Whitney TF30P turbofans of Grumman’s F-14A Tomcat obscure the background with heat haze as the aircraft flies past in "dirty" configuration with its wings in the low-speed position.
Опытный самолет на базе F-14A (№ 161865), задействованный по программе F-14D. Ноябрь 1987 г.
Погрузка F-14A из эскадрильи VF-2 на "Энтерпрайз". 14 сентября 1974 г.
Первыми истребители F-14A получили эскадрильи VF-1 и VF-2 авиакрыла CVW-14 ВМФ США. Свой первый дальний поход эти новейшие самолеты совершили на авианосце "Энтерпрайз".
Одиннадцатый прототип (№ 157990) во время испытаний на палубе авианосца "Индепенденс". Март 1972 г.
Буксировка F-14A по палубе авианосца "Китти Хок". Операция "Свобода для Ирака", 6 апреля 2003 г.
Эскадрилья VF-142 "Jolly Rogers" приступила к перевооружению на истребители F-14A в октябре 1975 года. Вместе с эскадрильей VF-41 она входила в авиакрыло CVW-8 авианосца "Нимиц".
"Томкэт" из эскадрильи VF-41 - участник победного боя с ливийскими Су-22
Самолеты на палубе авианосца «Энтерпрайз», конец 1970-х годов. F-14A из VF-1 и VF-2 сохранили полноцветную маркировку, но их нижние поверхности перекрашены из белого в два оттенка светло-серого цвета. Крылья самолетов Tomcat установлены в положение максимальной стреловидности для экономии пространства на палубе.
Эскадрилью VF-41 "Black Асе" перевооружили самолетами F-14A в апреле 1976 года. До 1987 года эскадрилья входила в авиакрыло CVW-8 авианосца "Нимиц".
F-14A из эскадрильи VF-33 "Starfighters" сфотографированы на палубе авианосца "Америка" во время операций у побережья Ливии в составе 1-го авиакрыла в апреле 1986 года. Хотя Tomcat осуществляли боевое патрулирование при проведении операции "Каньон Эльдорадо", они не встречали истребителей противника.
Палубный перехватчик F-14
F-14A из эскадрильи VF-1 и самолет-заправщик KA-6D на стартовых позициях "Энтерпрайза". 1974 г.
Grumman F-14A Tomcat of VF-143 about to be catapulted from the U.S.S. "America", August 1976. Behind is a Grumman A-6E Intruder of VA-176
"Томкэт" из эскадрильи VF-2 перед взлетом с авианосца "Энтерпрайз". 17 марта 1973 г.
F-14D из эскадрильи VF-31 во время очередной летной смены. Авианосец "Теодор Рузвельт", Атлантический океан, 10 марта 2006 г.
"Томкэт" перед взлетом с авианосца "Форрестол". 26 ноября 1973 г.
F-14D из эскадрильи VF-2 перед взлетом с катапульты авианосца "Констелейшн". 3 января 2003 г.
Intruder из 533-й смешанной штурмовой эскадрильи готовятся к вылету на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди", в то время как с катапульты уже стартует истребитель F-14A. Эскадрилья базировалась на авианосцев 1986-1987 годах, ее код "AC".
После взлета бомбардировщика А-3 Skywarrior самолеты F-14 из 41-й и 84-й истребительных эскадрилий ожидают своей очереди на взлет. В период напряженных отношений с Ливией Tomcat постоянно патрулировали воздушное пространство в районе авианосной группы.
The Tomcat is about to leave the deck. It is being rotated into flying attitude by the stored-energy nose-undercarriage strut and downward-deflected tailerons
Эскадрилья VF-142 "Ghostriders" входила в состав 6-го палубного авиакрыла; первый поход с истребителями F-14A она совершила на авианосце "Америка" в апреле - октябре 1976 года.
F-14 взлетел с авианосца "Индепенденс" на сопровождение Ту-16Р экипажа майора И.Д.Аликина
Первой F-14A на свое вооружение получила эскадрилья VF-1, опробовавшая его в море на авианосце "Энтерпрайз"
Первый показ в небе Англии истребителя F-14A "Томкэт"
Grumman F-14A Tomcat 158955 rolling with wings in the mid-sweep position during a particularly impressive aerobatic demonstration
"Томкэт" прикрывает свой авианосец
F-14A "Томкэт". Позирует прекрасно...
The Grumman F-14 Tomcat from US Navy Training Air Group VF-124 seen with wings extended.
F-14B
"Томкэт" выполняет полет на малой высоте
Испытательный полет серийного F-14A (№ 160696) с разведконтейнером TARPS. Крыло на максимальной стреловидности, дестабилизатор выпущен. 1973 г.
The Phoenix-equipped Grumman F-14A Tomcat has demonstrated “an unrivalled capacity for multiple target engagement at ranges still unequalled today".
F-14A (№ 160919) из эскадрильи VF-32 с максимальным количеством ракет AIM-54C "Феникс"
F-14A "Томкэт" эскадрильи VF-2 ВМС США
The Grumman F-14 Tomcat was based on a remarkably complex fire-control system developed by Hughes. It encompasses the radar, a host of weapon-processing equipment and the Phoenix missile system. This was the most complex military avionics system developed without widespread use of data-bus technology.
Grumman F-14A Tomcat of US Navy Squadron VF-1, with latest form of underfuselage missile racks
One of the US Navy's participants was this Grumman F-14A Tomcat from VF-142, aboard USS America
F-14A+ из эскадрильи VF-103 в патрульном полете над Ираком
Пуск управляемой ракеты большой дальности AIM-54C "Феникс"
Пуск УР "Феникс" с F-14
Запуск управляемой ракеты средней дальности AIM-7M "Спарроу" с истребителя эскадрильи VF-84
Пуск 127-мм НУРС "Зуни" с "Бомбкэта"
Самая последняя модификация F-14 - "Бомбкэт" - сбрасывает управляемую бомбу
Пара "Томкэтов" из эскадрильи VF-103 (авианосец "Джордж Вашингтон"). Средиземное море, 26 ноября 2002 г.
F-14 из эскадрильи VF-102, 1995г.
Палубные истребители F-14 "Томкет" работали по наземным целям
В 1973 году была проведена серия имитаций воздушных боев между истребителями F-14A и F-4J Phantom II, в ходе которых оценивалась маневренность Tomcat в условиях, максимально приближенных к реальным. Самолет F-14, обладая меньшим радиусом виража, продемонстрировал свое полное превосходство над оппонентом.
Учебный бой F-14 с F-4
Ту-95КМ в сопровождении американского F-14A
F-14A из эскадрильи VF-111 "Sundowners", вооруженный Phoenix, сопровождает советский бомбардировщик-носитель крылатых ракет Ту-95КМ "BEAR-C". Установка на AIM-54C нового взрывателя позволила Phoenix перехватывать и ракеты "воздух-поверхность", запускавшиеся с самолетов Ту-95, Ту-16 и Ту-22М.
Ту-95РЦ в сопровождении американского палубного истребителя F-14 "Томкэт"
F-14 были предназначены для обеспечения обороны авианосной ударной группы. На фотографии самолеты F-14A сопровождают советский разведывательный самолет Ту-95РЦ ("Bear-D").
Пара Ту-16 из 1-й эскадрильи 169-го ОГСАП в сопровождении F-14 Tomcat из эскадрильи VF-1 Wolfpack. Ориентировочно 1986 г.
Две главные задачи бомбардировщиков семейства Ту-22М в годы холодной войны - атака стратегически важных наземных объектов и удары по авианосным группам и соединениям ВМС США. На фотографии - палубный истребитель F-14 Tomcat сопровождает Ту-22М2 (1998 год).
"Совместное маневрирование" Ил-38, P-3C "Орион" и F-14. Для полной картины не хватает МиГ-31
Иранские ВВС заказали шесть самолетов в 1973 году, они получили обозначение P-3F, но фактически представляли собой планер P-3C с аппаратурой по стандарту P-3A/B. Первая машина поставлена в 1975 году, после падения шахского режима самолеты остались в ВВС нового Ирана (на снимке). Один самолет разбился, из остальных, вероятно, годны к полетам только один или два. Изначально самолеты дислоцировались на 9-й авиабазе в Бендер-Аббасе, но затем, вероятно, были переведены на 7-ю авиабазу в Ширазе.
Малазийский МиГ-29Н совершает полет в сопровождении американского F-14A
"Совместное маневрирование" МиГ-21 с F-14
"Томкэт"" из эскадрильи VP-21 пытается закрыть своим "телом" авианосец "Констеллейшн" от объективов фотоаппаратов самолета-разведчика из состава 169-го ОГСАП ВМФ СССР. Середина 1980-х гг.
U.S.S. "John F. Kennedy" (CV-67). 87,000 tons, "Kitty Hawk" class, moored in the Solent. Types visible on her packed flight deck include F-14A Tomcats, A-6 Intruders, A-7 Corsair IIs, S-3A Vikings, SH-3 Sea Kings, E-2C Hawkeyes and three F-8 Crusaders
Tomcats, Intruders, Corsairs and Prowlers litter the forward end of the flight deck. The F-14 is the only type with non-folding wings.
Дозаправка F-14A в воздухе от KA-6
By mid-January, eight examples of the Grumman F-14A were in flight test and had amassed 365 hours in 156 flights (these figures exclude the first prototype, which crashed on its second flight). Of the original batch of 12 R & D F-14As ordered in February 1969, two more will be completed shortly, while the No 7 aircraft is earmarked for completion as the F-14B prototype, with F401-P-400 engines. The illustration show the No 2, low-speed trials. F-14A refuelling from an NA-6A tanker.
Дозаправка F-14B из эскадрильи VF-103 от самолета S-З "Викинг". На переднем плане - F/A 18 "Хорнет" из эскадрильи VFA-83. Атлантический океан, 26 апреля 2002 г.
На переднем плане - F/A-18C (№ 163508) из эскадрильи VFA-81, на котором Марк Фокс одержал 17 января 1991 г. воздушную победу в ходе операции «Буря в пустыне»
A Tomcat of VF-32 about to come aboard.
Жесткая посадка после боевого вылета над Ираком
F-14D из эскадрильи VF-2 садится на авианосец "Констеллейшн". Тихий океан, 18 мая 2003 г.
The eleventh pre-production Grumman F-14A Tomcat (157990) performed compatibility trials at Norfolk, Virginia, recently aboard the USS Independence (CVA-62).
Первый серийный F-14A (№ 158614) совершил посадку на авианосец "Форрестол". 1972 г.
The Grumman F-14 Tomcat from US Navy Training Air Group VF-124 seen landing
F-14B
Детали
Техники осматривают тормозной гак "Томкэта"
Заряжание пушки M-61A1 "Вулкан"
Обслуживание "Томкэта" на ангарной палубе авианосца "Гарри Трумэн"
Техники смывают с F-14D осевшую соль
Подготовка к вылету истребителя F-14A
Техники осматривают приборное оборудование "Томкэта"
F-14D из эскадрильи VF-213. Носовой конус поднят для обслуживания антенны радара
Система управления оружием AN/AWG-9 впервые была установлена на четвертом прототипе самолета Tomcat, изображенном на снимке. Этот самолет проходил испытания на применение ракет AIM-54 Phoenix.
РЛС И УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ. Залогом успеха самолетов F-14 в роли истребителя-перехватчика большой дальности было сочетание системы управления оружием AN/AWG-9 фирмы "Hughes" и управляемых ракет AIM-54 Phoenix. Очень мощная радиолокационная станция использовала планарную щелевую антенную решетку. Обладая способностью обнаруживать и следить за целью на расстоянии более 220 км, система управления оружием могла одновременно отслеживать 24 цели и наводить до 6 ракет Phoenix, продолжая при этом работать и в режиме поиска.
Антенна радара системы управления оружием AN/AWG-9
Механизация крыла "Томкэта"
F14A-95 "Томкэт" командира эскадрильи VF41 капитана второго ранга Хэнка Климана (оператор - капитан-лейтенант Дэйв Вентлет), авианосец "Нимитц", август 1981г. Сбитый ливийский Су-22 обозначен силуэтом на правом киле.
Контрольный осмотр перед запуском катапульты
Передняя и основная опоры шасси
Проблемы двигателя и F-14B. Для установки на F-14A выбрали двигатели Pratt & Whitney TF30-P-412 тягой 54,94 кН, разработанные на основе двигателей TF30-P-12 и предназначенные для так и не построенного самолета F-111D. Еще на F-111 с ними пришлось изрядно помучиться, а на F-14 проблемы с силовой установкой продолжались. Тяги двух TF-30 самолету явно не хватало. Двигатели оказались склонными к помпажу, а их отказы в конечном итоге привели к потере 40 самолетов общей стоимостью 1 млрд. долларов. Двигатели TF30, которые стояли на первых 67 F-14A, являлись если не единственной, то главной "ахиллесовой пятой" этой машины. Впоследствии путем замены силовой установки F-14A доработали в вариант F-14B. На вновь построенные самолеты F-14B предполагалось ставить ТРД General Electric F401-PW-400 - вариант двигателя JTF-22. По сравнению с TF30 двигатель F401 обладал большей удельной тягой, меньшим удельным расходом топлива и был проще в обслуживании. Однако вопрос о двигателе был поднят в момент, когда программа самолета F-14 в очередной раз подверглась критике за высокую стоимость. В прототипы F-14B доработали два серийных F-14A. Первый полет самолет с двигателями F401 выполнил 12 сентября 1973 года. Однако F401 так и не удалось довести "до ума", технических проблем с ним было слишком много. Поэтому от плана закупки 400 экземпляров F-14B пришлось отказаться, а все работы по F401 окончательно свернули в апреле 1974 года. Второй экземпляр почти доработали в F-14B, когда эта программа была аннулирована. Самолет снова переделали в F-14A, и ни одного полета с новыми двигателями он не совершил.
Воздухозаборник "Томкэта" в максимально открытом и закрытом положениях
A close-up of the F-14A showing the arrester hook and the air brakes above and below the rear fuselage between the fins.
Сопло двигателя TF30-P-412 в закрытом и полностью открытом положениях
Двигатель TF30-P-412
Двигатель F110-GF-400
"Томкэты" в цехе окончательной сборки
AIM-54A Phoenix missile, with F-14A Tomcat launch aircraft
Ракетное вооружение "Томкэта": AIM-54C "Феникс" и AIM-9M "Сайдвиндер"
Прицельная станция LANTIRN и ракета AIM-9
Ракетное вооружение "Томкэта": AIM-7M "Спарроу"
Корректируемые бомбы JDAM перед подвеской на F-14B из эскадрильи VF-32
Корректируемые бомбы GBU-16 под F-14D
Управляемая ракета "Усовершенствованный Хок" под иранским F-14A
Иран
F-14 "Томкэт" - наиболее совершенный иранский боевой самолет к моменту начала войны с Ираком.
Пара иранских "Томкэтов" в полете. На ближнем самолете подвешена ракета "Усовершенствованный Хок"
Иранские "Томкэты" в полете.