Grumman F-14 Tomcat
Страна: США
Год: 1970


Палубный истребитель с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Обломки (7)
Grumman F-14 Tomcat (G-303)
  
  Tomcat создавался как замена F-4 в качестве истребителя ПВО флота и предназначался для уничтожения воздушных целей на очень больших дистанциях - до их выхода на дальность удара по авианосцам. F-14A Tomcat представлял собой очень эффективный комплекс и оставался на вооружении в своем оригинальном виде более 20 лет. Всего для ВМС США были построены 556 F-14A, еще 80 близких F-14A самолетов поставлены Ирану до антишахской революции (фактически поставлено 79 машин, один F-14 из иранского заказа передали ВМС США). F-14 продолжал оставаться основным палубным перехватчиком даже после начала поставок в 1999 году F/A-18E/F.
  Эффективность F-14 достигнута, прежде всего, за счет сложного комплекса управления вооружением, включающим СУВ Hughes AWG-9 (с возможностями которой в части перехвата воздушных целей сопоставима только СУВ перехватчика МиГ-31). РЛС AWG-9 способна обнаруживать, классифицировать и сопровождать цели на расстоянии порядка 160 км. На самолеты ранней постройки ставили тепловизоры, позже вместо них монтировали телевизионные системы слежения TCS. Оборудование позволяло самолетам вести дальний ракетный бой вне визуальной видимости.
  УР AIM-54 Phoenix до сих пор остается самой дальнобойной западной ракетой класса "воздух-воздух". В ассортимент вооружения самолета Tomcat также входили УР "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, УР малой дальности AIM-9 Sidewinder. Ракетное вооружение дополняла встроенная 20-мм пушка M61A1 Vulcan с вращающимся блоком стволов и боекомплектом 675 патронов.
  Работы по перспективному палубному перехватчику начались в конце 1960-х годов после закрытия программы создания F-111B. Компания "Grumman" уже инвестировала огромные средства в разработку F-111B и использовала этот опыт разработки тактического истребителя с крылом изменяемой стреловидности в проекте G-303, который ВМС США выбрали в январе 1969 года. Крыло изменяемой стреловидности позволяет совместить высокую максимальную скорость полета с хорошими характеристиками в полете на малых скоростях и с большими углами атаки. Первый из нескольких заказанных прототипов YF-14A выполнил первый полет 21 декабря 1970 года.
  Программа F-14 развивалась быстро, поставки ВМС начались в октябре 1972 года, а первый дальний поход на авианосце F-14 выполнили в 1974 году. Серийное производство продолжалось до 1980-х годов. Самолетами F-14A Tomcat вооружили 26 эскадрилий первой линии и четыре тренировочных эскадрильи.
  В целом удачный F-14 имел немало недостатков, основным из которых был двигатель TF30. Отрыв лопаток турбин послужил причиной нескольких летных происшествий с F-14A, прежде чем качество лопаток удалось повысить за счет усиления контроля за их изготовлением. Неоднократно случался помпаж компрессора, особенно часто помпаж случался при маневрировании с большими углами атаки. С одним работающим двигателем F-14A был плохо управляем, из-за этого потеряли несколько самолетов. Многие проблемы разрешились после установки двигателей варианта TF30-P-414A.
  Помимо обеспечения ПВО авианосных групп на F-14A возлагалось ведение разведки, для чего использовались контейнеры TARPS (Tactical Air Reconnaissance Pod System); в каждом корабельном авиакрыле было по одному разведчику. Обычно разведчик нес три контейнера TARPS. Ближе к концу карьеры на F-14 возложили задачу поражения наземных целей. F-14A "Bombcat" изначально имел возможность работать только обычными бомбами, но после интеграции в системы самолета контейнера LANTIRN стало возможным использование КАБ с лазерным наведением.
  Бесконечные проблемы с двигателями TF30 послужили поводом для разработки улучшенного Tomcat с новой силовой установкой. Один из первых прототипов переоснастили двумя двигателями F401-PW-400, после чего самолет получил обозначение F-14B; испытания самолет проходил в 1973-1974 годах. Технические сложности и проблемы с финансированием привели к закрытию данной программы. Самолет передали на хранение, но потом вернули в летное состояние уже как F-14B Super Tomcat с двигателями F101DFE, разработанными на основе ТРДДФ General Electric F110-GE-400. Двигатель F101DFE выбрали для установки на улучшенный Tomcat. Было принято решение о модернизации и постройке новых Tomcat: в F-14A+ дорабатывались ранее построенные F-14A (на них ставили другие двигатели), а F-14D строились "с нуля" с новыми БРЭО и силовой установкой. Самолеты F-14A+ создавались как промежуточный вариант, который в перспективе подлежал доработке в F-14D.
  Со временем F-14A+ присвоили обозначение F-14B, 38 таких самолетов построили заново и 32 модернизировали из F-14A. В строевые части ВМС вариант F-14B начал поступать в 1988 году. F-14B получили улучшенную систему управления вооружением, новое радиооборудование, доработанную систему пассивной защиты, измененное приборное оборудование кабин. F-14B стал первым Tomcat с новыми двигателями, поступившим в авиацию ВМС США.
  Два доработанных F-14A летали по программе испытаний F-14D, первый из них в новой конфигурации выполнил первый полет 9 февраля 1990 года. На F-14D установлены цифровое БРЭО, цифровой процессор РЛС, новое ПО для РЛС (обозначение РЛС изменено на APG-71) и под носовой частью фюзеляжа смонтирована бок о бок ИК- и ТВ-система (TCS/IRST). Также на F-14D установили бортовую кислородную станцию, катапультные кресла NACES, станцию предупреждения об облучении AN/ALR-67. Подобно F-14A, F-14D являлся полноценным истребителем-бомбардировщиком. Решение Министерства обороны США о прекращении финансирования программы F-14D поставило крест на плане ВМС о приведении всего парка Tomcat к уровню "D". Флот получил 37 вновь построенных F-14D, но от плана модернизации в вариант F-14D около 400 ранее построенных машин отказались.
  Поставки ВМС начались в 1990 году - первый F-14D получила 124-й истребительная (тренировочная) эскадрилья. В сентябре 2006 года F-14 были окончательно заменены на F/A-18E/F Super Hornet.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F-14A Tomcat

  Тип: палубный истребитель с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-412A/414A тягой на форсаже по 92,97 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте без внешних подвесок 2485 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус действия с шестью УР AIM-7 Sparrow и четырьмя УР AIM-9 Sidewinder - 1233 км
  Масса: пустого с ТРДДФ-414А- 18191 кг; максимальная взлетная с шестью УР Phoenix - 32 098 кг
  Размеры: размах крыла в положении минимальной стреловидности 19,54 м; размах крыла в положении максимальной стреловидности 11,65 м; размах крыла в положении чрезвычайной стреловидности 10,15 м; длина 19,10 м; высота 4,88 м; площадь крыла 52,49 мг
  Вооружение: стандартное вооружение включает встроенную шестиствольную пушку M61A1 Vulcan калибра 20 мм и УР AIM-9M Sidewinder на пилонах под неподвижной частью крыла (НЧК). На основных пилонах под НЧК подвешиваются УР AIM-7M Sparrow или AIM-54C Phoenix. Еще четыре AIM-7M или AIM-54C подвешиваются под фюзеляжем между гондолами двигателей. Под воздухозаборниками допустима подвеска 1011-л топливных баков. На места для УР Phoenix допускается подвеска держателей для бомб калибра 454 (Mk 83) или 907 кг (Mk 84)
Летчик-испытатель Билл Миллер катапультировался за полсекунды до столкновения самолета с землей. Позже пилот погиб при выполнении обычного показательного полета на десятом опытном экземпляре F-14 во время авиашоу.
Взрыв первого опытного F-14. Пилоты спускаются на парашютах...
Первый прототип после падения в окрестностях заводского аэродрома фирмы "Grumman" в Калвертоне. Оба члена экипажа успели благополучно покинуть самолет.
Миллер и Смайт катапультировались всего в 7,6 м от макушек деревьев, но оба остались живы и почти не получили повреждений. Парашют Смайта раскрылся прямо над горящими обломками самолета. Горячий воздух пожара приподнял парашют летчика и отнес его в сторону от места падения истребителя.
Неприятность с американским истребителем. 14 сентября 1976г. Истребитель F-14A "Томкэт" (серийный номер 159 588) ВМС США неожиданно свалился за борт с палубы авианосца ВМС США "Джон ф. Кеннеди". Это произошло приблизительно в 120 км от шотландских берегов. Самолет затонул в нейтральных водах, после чего ВМС США срочно начали проводить погружения, чтобы не дать советским военно-морским судам завладеть истребителем. Особенно не хотелось американцам "показывать" противнику радарную систему управления огнем AWG-9 и реактивные снаряды AIM-54 Phoenix. Самолет был поднят американцами со дна спустя два месяца, 11 ноября.
The US Navy Grumman F-14 Tomcat which rolled off the USS John F. Kennedy into the North Sea on September 14, 1976 was finally recovered in November and shipped back to the USA.
Обломки F-14D из эскадрильи VF-31, потерпевшего аварию. 8 мая 2004 г.