Grumman F-14 Tomcat
Страна: США
Год: 1970


Палубный истребитель с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (29)
Grumman F-14 Tomcat (G-303)
  
  Tomcat создавался как замена F-4 в качестве истребителя ПВО флота и предназначался для уничтожения воздушных целей на очень больших дистанциях - до их выхода на дальность удара по авианосцам. F-14A Tomcat представлял собой очень эффективный комплекс и оставался на вооружении в своем оригинальном виде более 20 лет. Всего для ВМС США были построены 556 F-14A, еще 80 близких F-14A самолетов поставлены Ирану до антишахской революции (фактически поставлено 79 машин, один F-14 из иранского заказа передали ВМС США). F-14 продолжал оставаться основным палубным перехватчиком даже после начала поставок в 1999 году F/A-18E/F.
  Эффективность F-14 достигнута, прежде всего, за счет сложного комплекса управления вооружением, включающим СУВ Hughes AWG-9 (с возможностями которой в части перехвата воздушных целей сопоставима только СУВ перехватчика МиГ-31). РЛС AWG-9 способна обнаруживать, классифицировать и сопровождать цели на расстоянии порядка 160 км. На самолеты ранней постройки ставили тепловизоры, позже вместо них монтировали телевизионные системы слежения TCS. Оборудование позволяло самолетам вести дальний ракетный бой вне визуальной видимости.
  УР AIM-54 Phoenix до сих пор остается самой дальнобойной западной ракетой класса "воздух-воздух". В ассортимент вооружения самолета Tomcat также входили УР "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, УР малой дальности AIM-9 Sidewinder. Ракетное вооружение дополняла встроенная 20-мм пушка M61A1 Vulcan с вращающимся блоком стволов и боекомплектом 675 патронов.
  Работы по перспективному палубному перехватчику начались в конце 1960-х годов после закрытия программы создания F-111B. Компания "Grumman" уже инвестировала огромные средства в разработку F-111B и использовала этот опыт разработки тактического истребителя с крылом изменяемой стреловидности в проекте G-303, который ВМС США выбрали в январе 1969 года. Крыло изменяемой стреловидности позволяет совместить высокую максимальную скорость полета с хорошими характеристиками в полете на малых скоростях и с большими углами атаки. Первый из нескольких заказанных прототипов YF-14A выполнил первый полет 21 декабря 1970 года.
  Программа F-14 развивалась быстро, поставки ВМС начались в октябре 1972 года, а первый дальний поход на авианосце F-14 выполнили в 1974 году. Серийное производство продолжалось до 1980-х годов. Самолетами F-14A Tomcat вооружили 26 эскадрилий первой линии и четыре тренировочных эскадрильи.
  В целом удачный F-14 имел немало недостатков, основным из которых был двигатель TF30. Отрыв лопаток турбин послужил причиной нескольких летных происшествий с F-14A, прежде чем качество лопаток удалось повысить за счет усиления контроля за их изготовлением. Неоднократно случался помпаж компрессора, особенно часто помпаж случался при маневрировании с большими углами атаки. С одним работающим двигателем F-14A был плохо управляем, из-за этого потеряли несколько самолетов. Многие проблемы разрешились после установки двигателей варианта TF30-P-414A.
  Помимо обеспечения ПВО авианосных групп на F-14A возлагалось ведение разведки, для чего использовались контейнеры TARPS (Tactical Air Reconnaissance Pod System); в каждом корабельном авиакрыле было по одному разведчику. Обычно разведчик нес три контейнера TARPS. Ближе к концу карьеры на F-14 возложили задачу поражения наземных целей. F-14A "Bombcat" изначально имел возможность работать только обычными бомбами, но после интеграции в системы самолета контейнера LANTIRN стало возможным использование КАБ с лазерным наведением.
  Бесконечные проблемы с двигателями TF30 послужили поводом для разработки улучшенного Tomcat с новой силовой установкой. Один из первых прототипов переоснастили двумя двигателями F401-PW-400, после чего самолет получил обозначение F-14B; испытания самолет проходил в 1973-1974 годах. Технические сложности и проблемы с финансированием привели к закрытию данной программы. Самолет передали на хранение, но потом вернули в летное состояние уже как F-14B Super Tomcat с двигателями F101DFE, разработанными на основе ТРДДФ General Electric F110-GE-400. Двигатель F101DFE выбрали для установки на улучшенный Tomcat. Было принято решение о модернизации и постройке новых Tomcat: в F-14A+ дорабатывались ранее построенные F-14A (на них ставили другие двигатели), а F-14D строились "с нуля" с новыми БРЭО и силовой установкой. Самолеты F-14A+ создавались как промежуточный вариант, который в перспективе подлежал доработке в F-14D.
  Со временем F-14A+ присвоили обозначение F-14B, 38 таких самолетов построили заново и 32 модернизировали из F-14A. В строевые части ВМС вариант F-14B начал поступать в 1988 году. F-14B получили улучшенную систему управления вооружением, новое радиооборудование, доработанную систему пассивной защиты, измененное приборное оборудование кабин. F-14B стал первым Tomcat с новыми двигателями, поступившим в авиацию ВМС США.
  Два доработанных F-14A летали по программе испытаний F-14D, первый из них в новой конфигурации выполнил первый полет 9 февраля 1990 года. На F-14D установлены цифровое БРЭО, цифровой процессор РЛС, новое ПО для РЛС (обозначение РЛС изменено на APG-71) и под носовой частью фюзеляжа смонтирована бок о бок ИК- и ТВ-система (TCS/IRST). Также на F-14D установили бортовую кислородную станцию, катапультные кресла NACES, станцию предупреждения об облучении AN/ALR-67. Подобно F-14A, F-14D являлся полноценным истребителем-бомбардировщиком. Решение Министерства обороны США о прекращении финансирования программы F-14D поставило крест на плане ВМС о приведении всего парка Tomcat к уровню "D". Флот получил 37 вновь построенных F-14D, но от плана модернизации в вариант F-14D около 400 ранее построенных машин отказались.
  Поставки ВМС начались в 1990 году - первый F-14D получила 124-й истребительная (тренировочная) эскадрилья. В сентябре 2006 года F-14 были окончательно заменены на F/A-18E/F Super Hornet.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F-14A Tomcat

  Тип: палубный истребитель с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-412A/414A тягой на форсаже по 92,97 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте без внешних подвесок 2485 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус действия с шестью УР AIM-7 Sparrow и четырьмя УР AIM-9 Sidewinder - 1233 км
  Масса: пустого с ТРДДФ-414А- 18191 кг; максимальная взлетная с шестью УР Phoenix - 32 098 кг
  Размеры: размах крыла в положении минимальной стреловидности 19,54 м; размах крыла в положении максимальной стреловидности 11,65 м; размах крыла в положении чрезвычайной стреловидности 10,15 м; длина 19,10 м; высота 4,88 м; площадь крыла 52,49 мг
  Вооружение: стандартное вооружение включает встроенную шестиствольную пушку M61A1 Vulcan калибра 20 мм и УР AIM-9M Sidewinder на пилонах под неподвижной частью крыла (НЧК). На основных пилонах под НЧК подвешиваются УР AIM-7M Sparrow или AIM-54C Phoenix. Еще четыре AIM-7M или AIM-54C подвешиваются под фюзеляжем между гондолами двигателей. Под воздухозаборниками допустима подвеска 1011-л топливных баков. На места для УР Phoenix допускается подвеска держателей для бомб калибра 454 (Mk 83) или 907 кг (Mk 84)
Стоимость работ по F-14 так быстро возрастала, что рассматривались и более дешевые одноместные варианты F-14
Макет самолета 303E
Макет самолета Tomcat в конфигурации с двумя килями, исходный проект 303E предусматривал наличие одного складного киля и одного подфюзеляжного киля.
F-14A Tomcat. Этот F-14A эксплуатировался истребительной эскадрильей VF-111 "Sundowners", размещавшейся на борту авианосца "Карл Винсон" (CVN-70) ВМФ США на Тихом океане в 1985 году. Tomcat имеет светло-серую камуфляжную окраску. На носовой части - изображение акульей пасти, повторяющееся на наружных топливных баках.
F-14A+ Tomcat. Изображен F-14A+ из 103-й истребительной эскадрильи "Sluggers", входившей в состав 17-го корабельного авиакрыла авианосца "Саратога" в период операции "Буря в пустыне". На авианосце, находившемся в Красном море, в то время также базировалась 74-я истребительная эскадрилья с F-14A+. Самолет несет бортовой номер "201" и личную маркировку заместителя командира эскадрильи лейтенант-коммандера Фитцпатрика. Пилотируемый лейтенантом Девоном Джонсом, самолет был позже сбит иракским ЗРК во время разведывательного полета. Вертолет сил специальных операций при поддержке штурмовиков A-10A спас Джонса, но его оператор СУВ лейтенант Лоуренс Рэндольф Слэйд попал в плен. После окончания войны в Персидском заливе маркировка самолетов 103-й эскадрильи стала выполняться в традициях эскадрильи "Jolly Rogers", а обозначение F-14A+ изменили на F-14B.
Компоновочная схема F-14A
Grumman F-14A Tomcat
F-14D Tomcat
F-14D Tomcat
Ассортимент ракет "воздух-воздух". На самолете Tomcat имеется 10 узлов подвески боевой нагрузки. Теоретическая суммарная масса подвешиваемых ракет "воздух-воздух" составляет 2950 кг, включая шесть УР Phoenix и две УР Sidewinder. Два узла подвески под воздухозаборниками двигателей предназначены только для дополнительных топливных баков.
Варианты боевой нагрузки для воздушного боя. Предусмотрено несколько типовых вариантов вооружения самолета Tomcat для ведения воздушного боя в зависимости от поставленной задачи. Ракеты AIM-9 подвешиваются только на внешних пилонах под крылом, в то время как ракеты AIM-7 могут быть подвешены как на любых подкрыльевых пилонах, так и в полуутопленном положении на подфюзеляжных узлах подвески. Ракеты AIM-54 могут подвешиваться попарно на специальных паллетах, которые крепятся к днищу фюзеляжа. Пилоны 1В и 8В (левый и правый подкрыльевые пилоны) предназначены для подвески любого из этих трех типов ракет.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов ВМС США пришлось сократить парк своей палубной авиации, тогда и задумались об использовании F-14 Tomcat в качестве многоцелевого. Программа "Bombcat" вначале позволила F-14 нести обычные бомбы Mk80 series GP и кассетные Mk 20. К началу 1990-х годов уже имелось несколько эскадрилий Tomcat, способных решать ударные задачи, но они не задействовались в операциях ВМС на регулярной основе. К 1994 году "Bombcat" получили возможность нести бомбы с лазерным наведением. Впервые такие боеприпасы были использованы в боевой обстановке F-14 из эскадрильи VF-41 в 1995 году в Боснии. Затем последовала установка контейнера LANTIRN, превратившего F-14 в настоящий всепогодный истребитель-бомбардировщик, способный действовать днем и ночью. Перед самым завершением службы арсенал Tomcat пополнился контейнером Litening II и высокоточными боеприпасами GBU-38 JDAM.
F-14B/D: варианты боевой нагрузки
Непревзойденная гибкость вооружения. Ассортимент вооружения класса "воздух-воздух" обеспечивает самолету Tomcat поражение любых воздушных целей во всех диапазонах высот на дальностях до 150 км. Ближе всего к F-14 по своим боевым возможностям стоит российский истребитель МиГ-31М, однако в войсках таких самолетов нет. Серийные модификации перехватчика МиГ-31 не способны нести ракеты средней дальности. С другой стороны, в США самолеты F-14 с вооружения сняты, а на вооружение ВВС России начинают поступать модернизированные перехватчики МиГ-31БМ.
YF-14A № 2, серийный номер 147981
Grumman F-14A Tomcat carrier-based multi-mission fighter
Grumman F-14A Tomcat
F-14B Super Tomcat
F-14D Tomcat
F-14A Tomcat. Этот F-14A окрашен в три оттенка коричневого и зеленого цветов, такой камуфляж имели поставлявшиеся в Иран самолеты Tomcat, к ней вернулись некоторые иранские F-14A в 2000-х годах.