RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : США

Год : 1970

Палубный истребитель с экипажем из двух человек

Grumman F-14 Tomcat (G-303)
  
   Tomcat создавался как замена F-4 в качестве истребителя ПВО флота и предназначался для уничтожения воздушных целей на очень больших дистанциях - до их выхода на дальность удара по авианосцам. F-14A Tomcat представлял собой очень эффективный комплекс и оставался на вооружении в своем оригинальном виде более 20 лет. Всего для ВМС США были построены 556 F-14A, еще 80 близких F-14A самолетов поставлены Ирану до антишахской революции (фактически поставлено 79 машин, один F-14 из иранского заказа передали ВМС США). F-14 продолжал оставаться основным палубным перехватчиком даже после начала поставок в 1999 году F/A-18E/F.
   Эффективность F-14 достигнута, прежде всего, за счет сложного комплекса управления вооружением, включающим СУВ Hughes AWG-9 (с возможностями которой в части перехвата воздушных целей сопоставима только СУВ перехватчика МиГ-31). РЛС AWG-9 способна обнаруживать, классифицировать и сопровождать цели на расстоянии порядка 160 км. На самолеты ранней постройки ставили тепловизоры, позже вместо них монтировали телевизионные системы слежения TCS. Оборудование позволяло самолетам вести дальний ракетный бой вне визуальной видимости.
   УР AIM-54 Phoenix до сих пор остается самой дальнобойной западной ракетой класса "воздух-воздух". В ассортимент вооружения самолета Tomcat также входили УР "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, УР малой дальности AIM-9 Sidewinder. Ракетное вооружение дополняла встроенная 20-мм пушка M61A1 Vulcan с вращающимся блоком стволов и боекомплектом 675 патронов.
   Работы по перспективному палубному перехватчику начались в конце 1960-х годов после закрытия программы создания F-111B. Компания "Grumman" уже инвестировала огромные средства в разработку F-111B и использовала этот опыт разработки тактического истребителя с крылом изменяемой стреловидности в проекте G-303, который ВМС США выбрали в январе 1969 года. Крыло изменяемой стреловидности позволяет совместить высокую максимальную скорость полета с хорошими характеристиками в полете на малых скоростях и с большими углами атаки. Первый из нескольких заказанных прототипов YF-14A выполнил первый полет 21 декабря 1970 года.
   Программа F-14 развивалась быстро, поставки ВМС начались в октябре 1972 года, а первый дальний поход на авианосце F-14 выполнили в 1974 году. Серийное производство продолжалось до 1980-х годов. Самолетами F-14A Tomcat вооружили 26 эскадрилий первой линии и четыре тренировочных эскадрильи.
   В целом удачный F-14 имел немало недостатков, основным из которых был двигатель TF30. Отрыв лопаток турбин послужил причиной нескольких летных происшествий с F-14A, прежде чем качество лопаток удалось повысить за счет усиления контроля за их изготовлением. Неоднократно случался помпаж компрессора, особенно часто помпаж случался при маневрировании с большими углами атаки. С одним работающим двигателем F-14A был плохо управляем, из-за этого потеряли несколько самолетов. Многие проблемы разрешились после установки двигателей варианта TF30-P-414A.
   Помимо обеспечения ПВО авианосных групп на F-14A возлагалось ведение разведки, для чего использовались контейнеры TARPS (Tactical Air Reconnaissance Pod System); в каждом корабельном авиакрыле было по одному разведчику. Обычно разведчик нес три контейнера TARPS. Ближе к концу карьеры на F-14 возложили задачу поражения наземных целей. F-14A "Bombcat" изначально имел возможность работать только обычными бомбами, но после интеграции в системы самолета контейнера LANTIRN стало возможным использование КАБ с лазерным наведением.
   Бесконечные проблемы с двигателями TF30 послужили поводом для разработки улучшенного Tomcat с новой силовой установкой. Один из первых прототипов переоснастили двумя двигателями F401-PW-400, после чего самолет получил обозначение F-14B; испытания самолет проходил в 1973-1974 годах. Технические сложности и проблемы с финансированием привели к закрытию данной программы. Самолет передали на хранение, но потом вернули в летное состояние уже как F-14B Super Tomcat с двигателями F101DFE, разработанными на основе ТРДДФ General Electric F110-GE-400. Двигатель F101DFE выбрали для установки на улучшенный Tomcat. Было принято решение о модернизации и постройке новых Tomcat: в F-14A+ дорабатывались ранее построенные F-14A (на них ставили другие двигатели), а F-14D строились "с нуля" с новыми БРЭО и силовой установкой. Самолеты F-14A+ создавались как промежуточный вариант, который в перспективе подлежал доработке в F-14D.
   Со временем F-14A+ присвоили обозначение F-14B, 38 таких самолетов построили заново и 32 модернизировали из F-14A. В строевые части ВМС вариант F-14B начал поступать в 1988 году. F-14B получили улучшенную систему управления вооружением, новое радиооборудование, доработанную систему пассивной защиты, измененное приборное оборудование кабин. F-14B стал первым Tomcat с новыми двигателями, поступившим в авиацию ВМС США.
   Два доработанных F-14A летали по программе испытаний F-14D, первый из них в новой конфигурации выполнил первый полет 9 февраля 1990 года. На F-14D установлены цифровое БРЭО, цифровой процессор РЛС, новое ПО для РЛС (обозначение РЛС изменено на APG-71) и под носовой частью фюзеляжа смонтирована бок о бок ИК- и ТВ-система (TCS/IRST). Также на F-14D установили бортовую кислородную станцию, катапультные кресла NACES, станцию предупреждения об облучении AN/ALR-67. Подобно F-14A, F-14D являлся полноценным истребителем-бомбардировщиком. Решение Министерства обороны США о прекращении финансирования программы F-14D поставило крест на плане ВМС о приведении всего парка Tomcat к уровню "D". Флот получил 37 вновь построенных F-14D, но от плана модернизации в вариант F-14D около 400 ранее построенных машин отказались.
   Поставки ВМС начались в 1990 году - первый F-14D получила 124-й истребительная (тренировочная) эскадрилья. В сентябре 2006 года F-14 были окончательно заменены на F/A-18E/F Super Hornet.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman F-14A Tomcat

   Тип: палубный истребитель с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-412A/414A тягой на форсаже по 92,97 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте без внешних подвесок 2485 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус действия с шестью УР AIM-7 Sparrow и четырьмя УР AIM-9 Sidewinder - 1233 км
   Масса: пустого с ТРДДФ-414А- 18191 кг; максимальная взлетная с шестью УР Phoenix - 32 098 кг
   Размеры: размах крыла в положении минимальной стреловидности 19,54 м; размах крыла в положении максимальной стреловидности 11,65 м; размах крыла в положении чрезвычайной стреловидности 10,15 м; длина 19,10 м; высота 4,88 м; площадь крыла 52,49 мг
   Вооружение: стандартное вооружение включает встроенную шестиствольную пушку M61A1 Vulcan калибра 20 мм и УР AIM-9M Sidewinder на пилонах под неподвижной частью крыла (НЧК). На основных пилонах под НЧК подвешиваются УР AIM-7M Sparrow или AIM-54C Phoenix. Еще четыре AIM-7M или AIM-54C подвешиваются под фюзеляжем между гондолами двигателей. Под воздухозаборниками допустима подвеска 1011-л топливных баков. На места для УР Phoenix допускается подвеска держателей для бомб калибра 454 (Mk 83) или 907 кг (Mk 84)

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 14

    F-14A Tomcat. Самолет F-14A из эскадрильи VF-1 "Wolf Pack" авиакрыла CVW-14, авианосец "Энтерпрайз". Бортовой номер (модекс) "00" указывает, что это самолет командира палубного авиакрыла.

  • Авиация и Время 2010-04 / И.Михелевич - "МиГи" в Кам Рани (1)

    F-14A из истребительной АЭ VF-1. Авианосец "Рэйнжер", весна 1986 г.

  • Мировая Авиация 123

    F-14A, VF-143 "Pukin' Dogs". F-14A несет обозначения 143-й истребительной эскадрильи. Ее эмблема - грифон - нанесена на внешние стороны обоих килей. В 1970-е годы на Tomcat можно было видеть носовые обтекатели кремового/белого цвета, черные антибликовые покрытия перед фонарем кабины, а также яркие полосы и звезды.

  • Мировая Авиация 72

    F-14A Tomcat. Этот Tomcat из эскадрильи VF-143 7-го авиакрыла, базировавшейся на борту авианосца "Эйзенхауэр" в 1984 году, имеет как хорошо, так и плохо различимые обозначения поверх стандартного морского камуфляжа. Самолет несет ракеты класса "воздух-воздух": четыре Phoenix, две Sparrow и две Sidewinder, а также пару сверхзвуковых сбрасываемых топливных баков.

  • Мировая Авиация 123

    F-14, VF-32 "Swordsman". 32-я истребительная авиаэскадрилья (иаэ), дислоцировавшаяся на авиабазе Мирамар (Тихоокеанский флот), "пересела" на F-14 в начале 1974 года. После этого она перебазировалась на авиабазу Оушеана, Атлантический флот. Стандартный камуфляж того времени - светло-серый (Light Gull Gray), с белым низом, на килях наносились желтые полосы, а на рулях направления - меч.

  • Мировая Авиация 226

    F-14A из эскадрильи VF-31 «Tomcatters», окрашенный по малозаметной схеме, внедренной в 1980-е годы. VF-31 - одна из немногих эскадрилий, самолеты которой в тот период сохранили полноцветную маркировку. Эмблема эскадрильи, «Felix the Cat», впервые появилась еще в 1930-е годы, когда на вооружении этой части состояли бипланы Boeing F4B.

  • Мировая Авиация 123

    F-14A, VF-31 "Tomcatters". 31-я эскадрилья - вторая по возрасту истребительная эскадрилья авиации ВМС США. До середины 1980-х годов ее машины носили яркий камуфляж, отличительными чертами которого были ярко-красные кили хвостового оперения и подфюзеляжные кили, а также черные носовые обтекатели. Эмблема эскадрильи, "'Felix the Cat", разработана Эмилем Чурре (Emil Chourre) в 1930-х годах.

  • Мировая Авиация 80

    С самого начала F-14 обладал значительным ударным потенциалом, но реализовать его удалось лишь на закате карьеры. С 1992 года Tomcat модификации А, В и D (на рисунке) эффективно использовались в качестве ударных самолетов, получив прозвище "Bombcat".

  • Мировая Авиация 123

    F-14D, VF-31 "Tomcatters". F-14D "Bombcat" из 31-й истребительной эскадрильи несет обозначения, отображающие его боевые заслуги в операции "Enduring Freedom" (2002 год, Афганистан). Наступательное вооружение включает 907-кг УАБ GBU-31 JDAM - самолет может нести до четырех бомб. Операции в Афганистане и в следующем году в Ираке стали последними боевыми эпизодами F-14 на американской службе.

  • Мировая Авиация 123

    F-14A, VF-14 "Top Hatters". Данный истребитель несет на хвостовом оперении буквенный код "AB", означающий принадлежность к авиакрылу авианосца "Джон Ф. Кеннеди". Самолет принадлежит 14-й эскадрилье "Тор Hatters", старейшей эскадрилье авиации ВМС США.

  • Мировая Авиация 123

    F-14D, VF-2 "Bounty Hunters". 2-я истребительная эскадрилья была сформирована в 1922 году - она стала первой истребительной эскадрильей ВМС США, размещенной на борту авианосца. На F-14D она перевооружилась в 1993 году. К тому времени уже повсеместно применялись малозаметные схемы камуфляжа. F-14D легко узнаваем по увеличенному обтекателю в носовой части, где размещены сенсоры систем IRST и TCS.

  • Мировая Авиация 146

    С мая 1995 года началось перевооружение 2-й истребительной эскадрильи на F-14D. Изображен самолет с типовым вариантом вооружения в варианте перехватчика - четыре УР Phoenix под фюзеляжем, по две УР Sparrow и Sidewinder под НЧК каждой консоли крыла.

  • Мировая Авиация 123

    F-14A, VF-1 "Wolfpack". В мае 1977 года самолет корабельного авиакрыла, в которое входила 1-я иаэ, получил отличительный "рваный" камуфляж, названный "Heater-Ferris". Автор камуфляжа - Кейт Феррис, камуфляж был применен на самолете морского летчика по фамилии Хитли. Снизу носовой части фюзеляжа был изображен "ложный" фонарь кабины.

  • АвиаМастер 2002-04 / С.Степанов - "Зарубки на прикладе" /Боевая палитра/ (11)

    F14A-95 "Томкэт" с авианосца "Нимитц", лето 1981г. На левом борту под кабиной и на правом киле - обозначения сбитого ливийского Су-22.

  • Мировая Авиация 123

    F-14A, VF-41 "Black Aces". В конце 1970-х годов была введена светло-серая схема камуфляжа, вначале - с хорошо заметными обозначениями, но затем последние стали "приглушенными". Пилоты истребителей с бортовыми номерами 102 (на рисунке) и 107 из 41-й иаэ 19 августа 1981 года сбили два ливийских Су-22 над заливом Сидра - первая воздушная победа летчиков ВМС США со времен Вьетнамской войны.

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    Истребитель F-14A «Томкэт» из эскадрильи VF-41, экипаж которого 18 августа 1981 г. сбил два ливийских Су-22

  • Мировая Авиация 123

    F-14B "Super Tomcat". Седьмой прототип был изначально оснащен двигателями Pratt & Whitney F401-PW-400, но затем на него установили новые двигатели F101 DFE (Derivative Fighter Engine). Самолет получил обозначение "Super Tomcat", а двигатели, имевшие лучшие характеристики, после испытаний и доработки под обозначением F110-GE-400 стали ставить на модификации F-14A Plus (затем F-14B) и F-14D.

  • Мировая Авиация 161

    F-14B Tomcat. Изображен F-14B в маркировке эскадрильи VF-74 "Bedevilers" Атлантического флота, расформированной 1 июля 1994 года.

  • АвиаМастер 2004-02 / М.Жирохов, Г.Минский - Берега Шатт-Эль-Араб: авиация в ирано-иракской войне /Из истории воздушных войн/ (2)

    Иранский F-14A из состава 81-го тактического истребительного дивизиона (81 TFS), авиабаза "Хатами", 1981г.

  • Мировая Авиация 6

    F-14A Tomcat. Этот F-14A окрашен в три оттенка коричневого и зеленого цветов, такой камуфляж имели поставлявшиеся в Иран самолеты Tomcat, к ней вернулись некоторые иранские F-14A в 2000-х годах.

  • Мировая Авиация 123

    F-14A, ВВС Ирана. ВВС шахского Ирана получили 79 самолетов F-14A, все они были окрашены в трехтоновый камуфляж - песочно-зелено-коричневый, со светло-серым низом. Главным внешним отличием иранских Tomcat было отсутствие обтекателей на топливоприемниках для дозаправки в полете.

  • Мировая Авиация 6

    Свыше 40 F-14 оставалость на вооружении иранских ВВС в конце 2007 года. Начиная с 1997 года, все Tomcat, прошедшие серьезную переделку на иранском авиационном заводе в Мехрабаде, имели новую камуфляжную окраску - светло-серую и светло-синюю.

  • Мировая Авиация 123

    F-14A, 81-я тиаэ, ВВС ИРИ. Истребители Tomcat из состава ВВС Исламской Республики Иран сегодня несут двухтоновый средне-серый/серо-голубой камуфляж. F-14A-05-GR, 3-6055, принадлежит 81-й тактической иаэ (авиабаза "Shahid Baba'ie", Исфахан). Самолет появился на иранском телевидении осенью 2007 года, с подвешенной под крылом УР I-HAWK, модифицированной для СУВ AWG-9.

  • Air Enthusiast 1972-03 / R.Braybrook - F-14 and F-15: The New Wave of Warplanes

    The first Grumman F-14A Tomcat (BuAer No 157980), with wings fully forward. This aircraft was lost on its second flight just over a year ago, setting back the programme by several months.

  • Мировая Авиация 13

    Первый прототип самолета XF-14A (заводской № 157980) выполнил первый полет 21 декабря 1970 года. Через девять дней, во время второго полета, самолет разбился из-за отказа основной гидравлической системы. На фотографии: первый прототип заходит на посадку на заводской аэродром фирмы "Grumman" в Калвертоне; за самолетом тянется белый шлейф рабочей жидкости, вытекающей из гидросистемы.

  • Air Enthusiast 1972-03 / R.Braybrook - F-14 and F-15: The New Wave of Warplanes

    The second F-14A Tomcat (BuAer No 157981) made its first flight on 24 May 1971 and is assigned primarily to low-speed testing, with wings locked at 20 deg. The small radome under the nose was not carried by the first prototype.

  • Мировая Авиация 13

    Большинство опытных самолетов F-14 были окрашены светоотражающей краской для удобства наблюдения за их полетами с земли.

  • Мировая Авиация 14

    После потери первого опытного самолета 72-й прототип доработали в вариант № 1X и задействовали в скоростных испытаниях.

  • Мировая Авиация 14

    Третий летный прототип YF-14A в испытательном полете с четырьмя ракетами AIM-54 Phoenix и двумя подвесными баками

  • Мировая Авиация 99

    YF-14A. Для испытаний и оценки было приобретено 12 YF-14A, первые рулежки прошли 14 декабря 1970 года (в Калвертоне). Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря, но официально "первый полет" состоялся 30 декабря, когда неисправность гидравлической системы привела к крушению самолета. Проблемы быстро исправили, но второй раз Tomcat полетел только в мае следующего года. К летным испытаниям привлекались 12 машин, причем №5 был потерян на огневых испытаниях, №7 стал летающей лабораторией по программе F-14B, а № 10 передали в испытательный центр авиации ВМС в Патуксент-Ривер, но позднее он разбился во время авиашоу, летчик погиб.

  • Мировая Авиация 14

    Второй опытный самолет с крылом на минимальной стреловидности летит в составе звена из трех самолетов, ведомые истребители - первый и четвертый прототипы.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    F-14A (Зав. № 159834) с консолями крыла с обшивкой из стеклопластика. Испытания в NASA, 1986 г.

  • Изд-во Schiffer / S.Markman & B.Holder - One-of-a-kind research aircraft

    This F-14A testbed was modified with the so-called Aileron-Rudder Interconnect System which investigated new high angle-of-attack flight techniques.

  • Мировая Авиация 161

    Недостаточная тяга двигателей TF30 поставила на повестку дня вопрос о модернизации самолета. Результатом стал "промежуточный" вариант F-14B, массово эксплуатировавшийся в ВМС США.

  • Мировая Авиация 49

    F-14B: усовершенствованный Tomcat. 12 сентября 1973г.: для устранения едва ли не главного недостатка самолета F-14A - недостаточной тяги двигателей TF30 - фирма "Grumman" разработала с целью удовлетворения требований VFX-2 вариант F-14B, в который был модернизирован седьмой прототип YF-14. На F-14B установили двигатели P&W F401-PW-400, вариант двигателя F100, установленного на истребителях ВВС США F-15 и F-16. Первый полет F-14B выполнил 12 сентября 1973 года.

  • Мировая Авиация 15

    Истребители F-14 также состояли на вооружении резервных эскадрилий авиации ВМС США. Первыми в 1984 году их получили резервные эскадрильи VF-301 (вверху) и VF-302. Еще две эскадрильи, VF-201 и VF-202, получили 25 машин после ремонта в конце 1986 года.

  • Мировая Авиация 99

    F-14A TARPS. 45 самолетов получили возможность подвески контейнеров TARPS для ведения тактической воздушной разведки (на задний левый узел подвески, предназначенный для УР Phoenix). В настоящее время таких самолетов около 50, в каждой эскадрилье с F-14 на авианосцах обычно было три таких разведывательных самолета.

  • Мировая Авиация 91

    9-ю опытную эскадрилью сформировали в 1994 году на базе 4-й и 5-й эскадрилий. В 5-й эскадрилье долгое время эксплуатировались окрашенные в черный цвет F-4 - традиция была продолжена и в окраске F-14D. 9-я эскадрилья базировалась в Чайна-Лейк, но одно из подразделений постоянно дислоцировалось в Пойнт-Мугу. Данный самолет принадлежал как раз этому подразделению. 9-я и 1-я опытные эскадрильи предназначались для испытаний и отработки новых самолетов и систем.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    F-14A из эскадрильи VF-2 в экспериментальном камуфляже, 1976г.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    F-14A в камуфляже в ходе учений Reconnaissance Air Meet в 1986 г.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    Эскадрилья VF-1 одной из первых на флоте получила истребители F-14A. Авиабаза Мирамар, начало 1973 г.

  • Мировая Авиация 146

    F-14D легко отличить от других модификаций по подфюзеляжному контейнеру GE/Martin-Marietta с ТВ- и ИК-системами. На снимке - первый серийный F-14D(№ 163412).

  • Мировая Авиация 146

    F-14C - проект улучшенного F-14B с прежними двигателями, но более совершенными БРЭО и СУВ.

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    F-14D «Бомбкэт» на палубе авианосца. Конец 1990-х гг.

  • Air International 1988-01 / Talkback

    Photograph taken aboard the USS "Forrestal" shows a Grumman F-14A of VF-31

  • Air International 2006-11 / News: Headline, Military, Civil, Accidents, Airshow

    US Navy/VF-31 F-14D Tomcat 163904 '102', with special tail markings for the occasion, takes part in the 'Sunset Ceremony' for the type at NAS Oceana, Virginia, on September 22, 2006.

  • Мировая Авиация 14

    10-й опытный экземпляр YF-14F в середине 1972 года проходил испытания на совместимость корабля и самолета на авианосце CVA-59 "Форрестол".

  • Мировая Авиация 15

    На палубах авианосцев истребители F-14 размещались очень плотно. Береговой базой истребителей Tomcat авиации Тихоокеанского флота служил аэродром Мирамар.

  • Авиация и Космонавтика 2019-12 / М.Никольский - "Томкэты" в Иране (1)

    Первые иранские экипажи переучивались на F-14 в США на авиабазе ВМС Мирамар

  • Мировая Авиация 97

    Декабрь 2001 года. Tomcat с "Джона К. Стенниса" осуществляли боевые вылеты круглосуточно, так как потребность в них была велика. Техническому составу приходилось очень напряженно работать, чтобы в перерывах между вылетами обеспечивать боеготовность самолетов.

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    Американский F-14A на фоне заходящего или восходящего солнца. Такие кадры вошли в моду как раз после премьеры фильма «Топ Ган» в 1986 г.

  • Мировая Авиация 97

    Три Tomcat из эскадрильи VF-102 "Diamondbacks" ("Гремучие змеи") на палубе "Теодора Рузвельта". Tomcat стал первым боевым самолетом, собиравшим разведданные над Афганистаном с помощью контейнера TARPS, конец 2001 года.

  • Мировая Авиация 95

    На верхней палубе авианосца, где во время боевой работы весьма тесно, Tomcat обычно стояли со сложенными назад плоскостями крыла. На снимке: пилот F-14D, принадлежащего 213-й эскадрилье, протирает фонарь кабины своего истребителя.

  • Мировая Авиация 85

    Многочисленные задачи были примерно равноценно распределены между пилотом и оператором вооружения. В бою первый вел огонь из 20-мм пушки и выполнял пуск УР AIM-9 Sidewinder, а оператор вооружения контролировал работу РЛС и применял ракеты AIM-7 Sparrow и AIM-54 Phoenix.

  • Мировая Авиация 83

    В боевой готовности летчики могут проводить до двух часов в полной экипировке в помещении для дежурных экипажей, а еще пару часов - сидя в кабине. Эти четыре часа - максимальное время ожидания по тревоге для летчика.

  • Мировая Авиация 87

    Усовершенствованные F-14+ из 143-й истребительной эскадрильи "World Famous Pukin' Dogs" на палубе ABMA "Дуайт Д. Эйзенхауэр". Снимок, вероятно, сделан во время следования домой. Авианосец первым прибыл в Персидский залив после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года и оставался здесь до прибытия основных сил коалиции.

  • Мировая Авиация 75

    В 1990-х годах F-14 оказались единственными тактическими разведчиками на палубах американских авианосцев. Самолет на снимке из эскадрильи VF-84 "Jolly Rogers" оснащен контейнером TARPS. Во время операции "Буря в пустыне" Tomcat из эскадрилий VF-2, VF-32, VF-84 и VF-103 использовали эти контейнеры для ведения разведки территории Ирака.

  • Мировая Авиация 87

    На палубе авианосца "Саратога" штурмовики A-6E Intruder из 35-й штурмовой эскадрильи и истребители F-14A+ Tomcat. На "Саратоге" базировалось 17-е авиакрыло, (CVW-17) в состав которого входили 74-я и 103-я истребительные эскадрильи F-14, перебазировавшиеся на корабль 7 августа 1990 года.

  • Авиация и Космонавтика 2019-12 / М.Никольский - "Томкэты" в Иране (1)

    «Главный калибр» F-14A - управляемые ракеты AIM-54«Феникс».

  • Мировая Авиация 75

    Ракета AIM-54C/C+ была последним вариантом Phoenix. Несмотря на размеры и сложность, шесть AIM-54C могли быть подвешены на самолет за 18 минут.

  • Мировая Авиация 93

    Июнь 1999 года. Специалист по авиавооружению на палубе авианосца "Теодор Рузвельт" проверяет ракету AIM-9 Sidewinder перед вылетом Tomcat для патрулирования над Средиземным морем. Под ракетой виден контейнер LANTIRN, обеспечивающий возможность применения высокоточного оружия класса "воздух-поверхность".

  • Мировая Авиация 97

    Летчик из VF-102 проводит предполетный осмотр Tomcat, включающий проверку правильности подвески и взведения оружия.

  • Мировая Авиация 93

    Апрель 1999 года, Адриатическое море. Техники по вооружению F-14 подвешивают на подфюзеляжный пилон 907-кг бомбу GBU-24. Самолет Bombcat с системой LANTIRN мог нести весь ассортимент американских бомб с лазерным наведением на узлах подвески BRU-42 под бомбы серии Mk 80.

  • Мировая Авиация 146

    Пара F-14D из 101-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с авианосца "Джон Ф.Кеннеди" на учениях, 1998 год. Хорошо видны измененные сопла двигателей F110.

  • Мировая Авиация 97

    "Энтерпрайз" полгода спустя после начала операции "Несокрушимая свобода". Палубная техническая команда стоит перед F/A-18 Hornet, три Tomcat ожидают своей очереди постановки на катапульту.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F/A-18A Hornet - США - 1978

  • Мировая Авиация 81

    Авианосец "Америка" в Средиземном море при проведении операции "Каньон Эльдорадо", апрель 1986 года. VF-33 выполняла боевые задания у ливийского побережья, пересекая "линию смерти" Каддафи и входя в международные воды спорного залива Сирт, которые Ливия называла своими территориальными водами.

  • Мировая Авиация 89

    Tomcat постоянно присутствовали на палубах авианосцев и высоко ценились морскими летчиками. На этом снимке хорошо видны датчики под носовой частью самолета последних модификаций.

  • Air International 2006-09 / News: Headline, Military, Civil, Airshow

    It was the end of an era at 1642hrs on July 28, 2006 on board the US Navy aircraft carrier USS Theodore Roosevelt (CVN 71) in the western Atlantic Ocean when F-14D Tomcat 163417 'AJ-112' from VF-31 'Tomcatters' launched from catapult three, assisted by considerably more ground crew than would normally be necessary. This was the final operational catapult launch of a Tomcat after the type's more than 32 years of USN service. VF-31, the last F-14 squadron, will commence transitioning to the F/A-18E Super Hornet in October.

  • Мировая Авиация 93

    Во время операции "Provide Promise", проводившейся в 1993 году, Tomcat из эскадрильи VF-14 "Tophatters" осуществляли боевое прикрытие при сбрасывании гуманитарной помощи на территорию Боснии. В роли бомбардировщиков эскадрилья также участвовала в операции "Allied Force", начавшейся в конце марта 1999 года.

  • Мировая Авиация 93

    F-14 из эскадрильи VF-41 "Black Aces" прогревает двигатели перед катапультным запуском с палубы авианосца "Теодор Рузвельт" с целью нанесения ночных ударов при проведении операции "Allied Force". "Теодор Рузвельт" принял эстафету боевого дежурства у авианосца "Джон Ф. Кеннеди" в Средиземном море в марте 1993 года, его поддерживало оперативное соединение морской пехоты США.

  • Air International 1999-05 / N.Beckett - Foreplanest Foremost or should the tail wag the dog? /Technology/

    A large tailplane deflection (leading edge down) is needed to achieve and trim the high angle of attack required by the Grumman F-14 Tomcat as it comes off the catapult, full of fuel and at a relatively low speed.

  • Мировая Авиация 97

    Этот Tomcat из эскадрильи VF-211 "Checkmates" ("Шах и мат") замер в ожидании катапультирования, январь 2002 года. Эскадрилья, базировавшаяся на палубе "Джона К. Стенниса" (CVN 74) во время операции "Несокрушимая свобода", применяла контейнеры LANTIRN с аппаратурой целеуказания и бомбы GBU-16 с лазерным наведением.

  • Мировая Авиация 81

    Во время операции "Огонь в прерии" в марте 1986 года эскадрилья VF-102 действовала с авианосца "Америка". Ее Tomcat обстреливались ливийскими ракетами SA-5 и зенитной артиллерией. Позднее, в апреле 1986 года, при проведении операции"Каньон Эльдорадо"самолеты наносили удары с воздуха.

  • Мировая Авиация 226

    VF-31 была одной из четырех эскадрилий, перевооруженных на F-14D Super Tomcat. Снимок сделан в ноябре 2002 года. Самолет командира эскадрильи выполняет взлет с авианосца «Авраам Линкольн», операция «Southern Watch»/«Enduring Freedom».

  • Мировая Авиация 226

    Tomcat был эффективным палубным перехватчиком. На фотографии - катапультный взлет F-14B из VF-32 «Swordsmen» с авианосца «Гарри С. Трумэн», самолет на переднем плане готов выполнить взлет с катапульты.

  • Мировая Авиация 95

    С катапульты №3 авианосца "Теодор Рузвельт" выполняет взлет Super Tomcat из 31-й эскадрильи "Tomcatters", а второй истребитель готовится к взлету с катапульты №2.

  • Мировая Авиация 91

    Клубы пара вырываются из одной из двух носовых катапульт авианосца "Констеллейшн" после взлета F-14D из состава 2-й истребительной эскадрильи "Bounty Hunters". Большая тяга двигателей F-14B/D позволяла выполнять катапультный взлет с авианосца, не имевшего хода, с большой взлетной массой, а также без использования форсажа. На снимке хорошо видны отклоненные закрылки крыла.

  • Air International 2006-10 / News: Headline, Military, Civil, Accidents

    US Navy Grumman F-14D Tomcats 164342 'AJ-100' and 163904 'AJ-102' from VF-31 get airborne from their home base at Naval Air Station Oceana, Virginia, on September 9, 2006 to participate in the 2006 Oceana Air Show. The unit is the last US Navy squadron operating the type and this was the Tomcat's last air show appearance before it is finally phased out of service. The squadron was due to retire the last of its F-14Ds on September 22 and commence transition to the F/A-18E Super Hornet during October, finally bringing to an end the US Navy Tomcat era. The prototype Tomcat made its first flight on December 21, 1970, whilst the initial production version, the F-14A, was first deployed by the US Navy in October 1972 with squadrons VF-1 and VF-2.

  • Air Pictorial 1999-12 / W.Turner, C.Rosher - Hi-tech at Edwards

    The US Navy participated in the exercise with the Tomcats (shown), Hornets and Prowlers, flying in from the US 6th Fleet in the Mediterranean.

  • Мировая Авиация 10

    Grumman F-14 Tomcat, символ мощи палубной авиации ВМС США, был первым в мире перехватчиком дальнего действия более 20 лет. Этот F-14 Tomcat эскадрильи VF-2 "Bounty Hunters" взлетает на форсаже.

  • Мировая Авиация 10

    Разработанный в конце 1960-х годов, Tomcat оставался эффективным истребителем-перехватчиком и штурмовиком даже незадолго до снятия с эксплуатации. Его вооружение класса "воздух - воздух" не имело себе равных, его РЛС была среди лучших, используемых в то время. В сочетании с его летными данными и маневренностью эти факторы позволяли Tomcat решать задачи ведения тактической разведки и штурмовых ударов по наземным целям. В период сокращения военного бюджета постоянно дорожавшее содержание самолета стало основной причиной снятия его с эксплуатации.

  • Мировая Авиация 89

    F-14D из эскадрильи VF-213 "Blacklions", взлетевший с авианосца "Теодор Рузвельт". Tomcat сыграли важную роль во время операции "Iraqi Freedom", действуя в роли передовых авианаводчиков. Этот Bombcat несет 454-кг бомбу с лазерным наведением GBU-16.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    F-14D из 213-й эскадрильи "Blacklions" (VF-213) с авианосца "Теодор Рузвельт" несет две 454-кг УАБ GBU-16 с лазерным наведением и прицельный контейнер AAQ-14 LANTIRN. Персидский залив, 10 октября 2005 г.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    F-14D из эскадрильи VX-9 над Атлантикой. Авиабаза ВМФ США Кей Вест, 17 октября 2002 г.

  • Мировая Авиация 226

    VF-102 «Diamondbacks» в числе немногих получила вновь построенные F-14B. Самолет с подвешенным под неподвижной частью крыла контейнером LANTIRN сфотографирован в январе 1998 года во время операции «Southern Watch». F-14B вооружен УР «воздух-воздух» AIM-9 и AIM-54.

  • Мировая Авиация 85

    Дублирование приборов в передней и задней кабинах Tomcat было минимальным: в распоряжении оператора вооружения были индикатор истинной воздушной скорости и числа М, барометрический высотомер, часы, резервный указатель пространственного положения и указатели азимута - дальности и курса, а также топливомер. Приборы же контроля за работой силовой установки отсутствовали.

  • Мировая Авиация 146

    Под воздухозаборниками двигателей этого F-14A подвешены топливные баки.

  • Мировая Авиация 12

    Несмотря на отличные характеристики самолета F-14A, проблемы с его двигателями TF-30 привели к появлению F-14D, оснащенного более мощными двигателями F110 и с усовершенствованными бортовыми системами.

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    Реалии повседневной жизни: F-14A из эскадрильи VF-1 в полете с одним из вариантов подвески вооружения - под самолетом подвешена одна ракета «Феникс», пара «Спэрроу» и четыре «Сайдвиндера»

  • Мировая Авиация 15

    Параллельно с поставкой истребителей Tomcat иранским ВВС росло количество таких самолетов в ВМС США. В 1979 году F-14 получило палубное авиакрыло CVW-15 (эскадрильи VF-51 и VF-111), затем в 1982 году - авиакрылья CVW-3 (VF-11 и VF-31) и CVW-1 (VF-102 и VF-33), в 1983 году - CVW-14 (VF-21 и VF-154) и CVW-17 (VF-74 и VF-103). Каждый американский авианосец, кроме "Мидуэя" и "Корал Си", имел на борту F-14.

  • Air International 2006-07 / R.Burgess - US Naval aviation 2006 /Military/ (1)

    A Grumman F-14D Tomcat of VF-213 Black Lions is pictured returning to the USS Theodore Roosevelt in the Arabian Gulf in November 2005. This cruise, which also involved VF-31 Tomcatters, was the last operational deployment for this famous aircraft.

  • Мировая Авиация 95

    Вместе с самолетами 31-й эскадрильи в конце 2003 года в небе Ирака работали и F-14D из 213-й эскадрильи "Blacklions" (самолет на снимке несет две УАБ GBU-38). Обе эскадрильи входили в состав 8-го авиакрыла авианосца "Теодор Рузвельт".

  • Мировая Авиация 91

    В состав Центра боевого применения авиации ВМС США входили две эскадрильи испытания вооружения (NWTS). На снимке: F-14D из эскадрильи NWTS, дислоцированной в Пойнт-Мугу и занимавшейся отработкой и испытаниями вооружения класса "воздух-воздух" по беспилотным мишеням QF-4.

  • Мировая Авиация 12

    По окончании холодной войны авианосцы стали для Америки основным средством переброски на дальние расстояния воинских сил для "поддержания мира". Более трех десятилетий авианосцы ВМС США были защищены совершенным истребителем-перехватчиком - F-14 Tomcat компании "Grumman".

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    Большую часть зимы 2005 года F-14D из эскадрильи VF-213 были задействованы в операции "Steel Curtain" по воспрепятствованию проникновения боевиков Аль-Каиды в Ирак через сирийскую границу.

  • Мировая Авиация 95

    F-14D из 31-й истребительной эскадрильи "Tomcatters" во время боевого вылета, его задача - координация авиаударов и разведка в интересах командиров армейских подразделений, ноябрь 2005 года.

  • Мировая Авиация 10

    Крыло изменяемой стреловидности устанавливается на угол 20° для полета на малой скорости. По мере ее увеличения, крыло постепенно приобретает стреловидность до 68°. Во время выполнения маневра автоматическая программа определяет оптимальное значение угла, учитывая множество данных. Однако в нештатной ситуации используется ручное управление. Консольная часть крыла представляет собой облегченную двухлонжеронную конструкцию с топливными отсеками; патрубки проходят перед задним лонжероном.

  • Мировая Авиация 97

    Стандартная боевая нагрузка F-14 в Афганистане состояла из контейнера LANTIRN на пилоне правого крыла и двух бомб GBU-16 на доработанных узлах Phoenix под фюзеляжем. Но этот F-14D снаряжен 907-кг бомбой GBU-10 Paveway II.

  • Мировая Авиация 91

    Только после установки двигателей F110 летные данные F-14 стали близки к тем, которые планировались на стадии разработки: значительно повысилась управляемость самолета в воздушном бою, повысилась топливная экономичность, увеличился радиус действия при решении задач ПВО, самолет получил возможность дольше оставаться в районе патрулирования. Дополнительно стало возможным использование более тяжелого вооружения класса "воздух-поверхность", и, наконец, повысилась безопасность эксплуатации истребителя на авианосцах.

  • Air International 1987-03 / B.Gunston - The AAM story (4)

    Reversing the sequence of events with the Sparrow, the US Navy adopted the Hughes Phoenix AAM after it had been developed for the USAF, primarily to arm the North American F-108 Rapier and Lockheed F-12A, neither of which entered operational service.

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    Рекламно-устрашающий снимок истребителя F-14 с шестью ракетами «Феникс»

  • Мировая Авиация 23

    Самое мощное вооружение в мире. F-14D в теории может нести шесть ракет AIM-54 Phoenix. Но при таком варианте боевой нагрузки резко возрастает лобовое сопротивление, а масса превышает максимально допустимую при посадке. Приземление с шестью УР AIM-54 исключено даже при нулевом остатке топлива. Как минимум две многомиллионные ракеты необходимо израсходовать или просто сбросить. На практике такой вариант боевой нагрузки никогда не применялся.

  • Мировая Авиация 91

    Шесть УР Phoenix и две Sidewinder смотрятся впечатляюще, но данный вариант боевой нагрузки не практичен. Эволюция Tomcat модификаций "В" и "D" ушла в сторону от истребителя ПВО, для которого этот вариант боевой нагрузки являлся типовым.

  • Мировая Авиация 72

    F-14 - морской истребитель с непревзойденными качествами. Снизу отчетливо виден так называемый "пирог" между гондолами двигателей, на котором подвешены четыре ракеты AIM-54 класса "воздух-воздух". Также виден посадочный гак из высокопрочной стали.

  • Мировая Авиация 15

    На пике холодной войны в авиации ВМС США имелось 22 эскадрильи истребителей F-14. На фотографии: F-14A из эскадрильи VF-32 с максимальной боевой нагрузкой из шести ракет AIM-54. Истребители с шестью ракетами не имели возможности садиться на авианосцы из-за превышения максимальной посадочной массы.

  • Мировая Авиация 10

    Возможность применения Tomcat вооружения класса "воздух-поверхность" сделало его настоящим многоцелевым самолетом, обладающим значительными атакующими способностями. F-14A эскадрильи VF-57 "Screaming Eagles" демонстрирует свой набор средств поражения, включающий четыре 907-кг управляемые свободнопадающие бомбы Мк84.

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    F-14A из эскадрильи VF-41 с более типичным и чаще применяемым вариантом подвески - четыре УР «Спэрроу» и четыре «Сайдвиндера».

  • Мировая Авиация 12

    Этот F-14D, вооруженный неуправляемыми бомбами и бомбами с лазерным наведением, а также оснащенный системой инфракрасного ночного видения, аэронавигации и целеуказания LANTIRN, представляет собой образец типичного вооружения самолета, применявшегося в операции "Освобождение Ирака". Самолет принадлежит эскадрилье VF-213, которая участвовала в последнем боевом вылете Tomcat совместно с эскадрильей VF-31 в 2005 году.

  • Aviation Historian 14 / D.Powers - Bunny Power!

    Same callsign, different type; Grumman F-14A Tomcat BuNo 159853 shows off its sleek lines during a VX-4 deployment to NAS Key West in Florida in 1990.

  • Мировая Авиация 10

    КОНТЕЙНЕР С СИСТЕМОЙ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ LANTIRN. Установка лазерной системы целеуказания LANTIRN позволяла F-14 самостоя тельно осуществлять наведение управляемых авиабомб с помощью лазера в неблагоприятных погодных условиях, повышая ударный потенциал Tomcat. Система LANTIRN могла использовать системы спутниковой навигации GPS, благодаря которой экипаж определял точное расположение самого самолета и его целей. Навигационная составляющая системы LANTIRN на F-14 не использовалась.

  • Мировая Авиация 67

    Истребители F-14 появились над Вьетнамом на очень короткий период времени и в боях участия не принимали. Две эскадрильи VF-1 и VF-2, имевшие на вооружении эти новейшие машины, прикрывали эвакуацию от возможных атак северовьетнамских истребителей. Но в этот период атак МиГов не было.

  • Мировая Авиация 74

    41-я истребительная эскадрилья получила Tomcat в апреле 1976 года. Первое плавание на борту авианосца "Нимиц" прошло в 1977 году, следующее - в 1979 году, когда эскадрилья вела наблюдение за вводом советских войск в Афганистан. Однако самым драматичным стал средиземноморский поход, начавшийся в августе 1981 года.

  • Мировая Авиация 10

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ. Первые F-14 имели небольшие дополнительные аэродинамические поверхности, выдвигавшиеся из передней кромки неподвижной части крыла и увеличивающие скороподъемность. С увеличением числа М аэродинамический фокус смещался назад, придавая F-14 дополнительную устойчивость на высоте. При числе М-1,4 поверхности поворачивались на 15", чтобы приподнять носовую часть и разгрузить хвостовое оперение. На сохранившихся F-14 эти плоскости были постоянно убраны, а на F-14B/D они отсутствовали, поскольку управляемость была достаточной и без них.

  • Air Pictorial 2000-05

    For this scary fly-by, the pilot received a 30-day suspension - and a place in the 'gee-wiz' book of ’planes. The F-14 Tomcat was passing the carrier USS Stennis.

  • Air International 1995-11 / D.Baker - Feline Claws. The nine lives of the F-14

    Considering its size and weight, the F-14 is a manoeuvrable aircraft. Vortices stream off the wingtips and condensation forms a cloud over the wings of an F-14B of VF-24 Fighting Renegades as it pulls up in a high-g manoeuvre.

  • Air Pictorial 1995-04 / Airshow'95

    A halo of vapour comes off a fast-moving F-14 Tomcat at a 1994 display.

  • Мировая Авиация 14

    F-14A из эскадрильи VF-32 "Swordsmen" над советским противолодочным кораблем проекта 61 (западное обозначение "Kresta II"). Корабль осуществляет слежение за авианосной группой ВМС США. Истребитель несет полный комплект ракетного вооружения.

  • Air International 1995-11 / D.Baker - Feline Claws. The nine lives of the F-14

    An NF-14D of the Naval Air Warfare Center, Point Mugu, launching a Hughes AIM-54C Phoenix during trials of the system. Developed from the AAM-N-10 Eagle missile which was to have armed the Douglas F6D Missileer, the AIM-54C has a range of 148km and contains a 60kg continuous rod warhead. For fleet defence tasks, F-14s are also armed with AIM-9 Sidewinders, AIM-7 Sparrows and an integral M61 Vulcan cannon.

  • Мировая Авиация 23

    Пуск ракеты AIM-54C Phoenix с истребителя F-14A Tomcat из эскадрильи VF-21 "Freelancer". Ракета Phoenix является самой дальнобойной западной ракетой класса "воздух-воздух".

  • Мировая Авиация 75

    Установленная на Tomcat система управления огнем AWG-9 позволяла перехватывать несколько целей на большой дальности. Она могла сопровождать 24 цели и запускать все шесть Phoenix практически одним залпом.

  • Мировая Авиация 12

    Система управления оружием AWC-9 самолета F-14 и ракеты AIM-54 Phoenix класса "воздух-воздух" позволяли поражать самолеты противника на разных расстояниях. Шесть целей, находящихся на различной высоте, могли обстреливаться одновременно.

  • Мировая Авиация 75

    Даже в ударном варианте "Bombcat" самолет F-14 сохранил возможность нести достаточное количество ракет "воздух-воздух". F-14D (на снимке) наряду с ударным вооружением мог нести любые ракеты из арсенала перехватчика, а вот оборонительное вооружение F-14A ограничивалось ракетами AIM-7 и AIM-9.

  • Мировая Авиация 146

    NF-14D. Второй и четвертый прототипы F-14D (№161867, на снимке, и № 161623) и ранние F-14D (№163415/16) были задействованы в различных программах летных испытаний как NF-14D. Испытания проводились в Центрах боевого применения авиации ВМС (PMTC и NATC) и в 4-й опытовой эскадрилье (№ 163415 и № 163416). Префикс "N" обозначал невозможность возвращения самолетов в строевые части.

  • Air International 1995-11 / D.Baker - Feline Claws. The nine lives of the F-14

    F-14 weapons integration and tactics are developed at the Naval Air Warfare Test Center, Patuxent River, by Strike Squadron, Test Wing Atlantic. F-14A 159455 is dropping a pair of Paveway II laser guided bombs during a dive attack.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    F-14D из эскадрильи VF-101. Авиабаза ВМФ США Оушена, шт. Вирджиния, 25 сентября 2004г.

  • Мировая Авиация 87

    F-14A Tomcat из 41-й истребительной эскадрильи в полете над горящими нефтепромыслами к западу от Эль-Кувейта. Эскадрилья входила в 8-е корабельное авиакрыло новейшего на то время атомного авианосца "Теодор Рузвельт"

  • Мировая Авиация 74

    Пара F-14 Tomcat, принадлежащих 41-й эскадрилье, патрулирует район Средиземного моря. Каждый самолет несет УР AIM-9 Sidewinder.

  • Air International 1995-11 / D.Baker - Feline Claws. The nine lives of the F-14

    A pair of F-14Bs of VF-24 Fighting Renegades in close formation, each carrying two Mk 84 LDGP 2.000lb bombs and armed with AIM-9 Sidewinders and AIM-7 Sparrow missiles. Note the taileron incidence, forward wing sweep and flap and slat deployment required to formate on the slow-flying camera aircraft (KC-135).

  • Мировая Авиация 93

    Эскадрилья VF-41 участвовала в операции "Deliberate Force". Первое боевое задание она выполнила 5 сентября 1995 года, нанеся удар двумя самолетами с использованием управляемых бомб GBU-16.

  • Aviation Historian 14 / D.Powers - Bunny Power!

    Meet the new kid on the block - on October 20, 1987, F-4S BuNo 158358 was photographed with F-14A Tomcat BuNo 161444, both adorned with bunnies and in the colours of Vandy 1. The Tomcat had been painted in an all-over matt black scheme with blue fin flashes with stars and red outlines for that year's Point Mugu airshow.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F-4J / F-4S Phantom II - США - 1964

  • Aviation Historian 14 / D.Powers - Bunny Power!

    The last of the black Tomcats; in September 1994, following nearly two years without a black Vandy 1, VX-4 received F-14D Super Tomcat BuNo 164604 in an all-black scheme but without the bunny logo, by that time deemed politically inappropriate. The unit was disbanded and folded into evaluation unit VX-9 a few days later.

  • Мировая Авиация 10

    Два самолета Tomcat из эскадрилий VF-101 "Grim Reapers" и VF-32 "Swordsmen" во время тренировочного перелета. ВМФ США быстро уменьшил парк Tomcat, оставив вместо двух по одной эскадрилье в каждом крыле. Оставшиеся эскадрильи были сняты с эксплуатации с появлением самолетов Super Hornet.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    Пара F-14D из эскадрильи VF-31. Вирджиния Бич, шт. Вирджиния, 9 сентября 2006 г.

  • Мировая Авиация 226

    Снимок 1995 года. Пара потрепанных F-14A из эскадрильи VF-154 "Black Knights". К этому времени пик карьеры F-14 остался в прошлом, многие эскадрильи Tomcat были расформированы.

  • Мировая Авиация 81

    К моменту начала военных действий 4 января 1989 года F-14 из эскадрильи VF-32 (ведущий) снаряжался четырьмя ракетами Sparrow и двумя AIM-9 Sidewinder вместо проедполагавшихся четырех AIM-7 и четырех AIM-9. Одновременно Tomcat из VF-14 (ведомый) базировался на борту авианосца "Джон Ф.Кеннеди" в Средиземном море.
    Истребители Grumman F-14 Tomcat практически никак не проявили себя в ходе конфликта. Единственный уничтоженный ими летательный аппарат - вертолет Ми-8 - выглядит просто смешно на фоне побед истребителей ВВС США и даже груженых бомбами F/A-18 и штурмовиков A-10.

  • Мировая Авиация 4

    В операции "Освобождение Ирака" приняли участие все три типа самолетов F-14. Самолеты F-14D направляли авиабомбы JDAM с помощью маловысотной ночной тепловизионной прицельно-навигационной системы LANTIRN. Эта пара F-18B, несущая бомбы с лазерным наведением (LGB) VF-32, поднялась в воздух с палубы авианосца ВМС США "Гарри Трумэн".

  • Мировая Авиация 89

    Пара F-14B подходит к заправщику, Ирак. Оба самолета несут контейнеры с прицельной системой LANTIRN на правом пилоне под крылом. Левый пилон обычно был зарезервирован для ракет AIM-7 Sparrow или AIM-54 Phoenix.

  • Мировая Авиация 83

    Группа F-14B из 102-й истребительной эскадрильи "Diamondbacks" позирует перед камерой. F-14B с двигателями F110 имели увеличенный боевой радиус действия и лучшую скороподъемность. В бою летчик мог не думать о двигателях и перемещать РУД независимо от угла атаки и скорости.

  • Мировая Авиация 89

    F-14B Tomcat из эскадрильи VF-143 "Pukin' Dogs" во время своего последнего вылета, 15 марта 2005 года. После этого эскадрилья сдала свои Tomcat и приступила к переучиванию на F/A-18E Super Hornet, в процессе сменив обозначение на VFA-143

  • Мировая Авиация 226

    F-14D оказался удачным ударным самолетом, свои возможности в этом качестве он продемонстрировал в Афганистане и Ираке. Два F-14D из VF-143 несут по две 227-кг КАБ с лазерным наведением GBU-12, операция «Iraqi Freedom», 2004 год.

  • Мировая Авиация 87

    В полете Tomcat из 32-й истребительной эскадрильи "Swordsmen" и штурмовик А-6 Intruder из 75-й штурмовой эскадрильи. Обе эскадрильи входили в 3-е корабельное авиакрыло (АВ "Джон ф. Кеннеди"), принимавшее активное участие в операции "Буря в пустыне".

    Другие самолёты на фотографии: Grumman A-6 Intruder - США - 1960

  • Мировая Авиация 37

    Авиация ВМС США была быстро развернута в Персидском заливе. Первым в этот район прибыл авианосец "Индепенденс", а присоединившиеся к нему в дальнейшем корабли резко увеличили потенциал сил коалиции.

    Другие самолёты на фотографии: Grumman EA-6 Prowler - США - 1963

  • Мировая Авиация 12

    F/A-18 Super Hornet фирмы "Boeing" окончательно вытеснил Tomcat с авианосцев ВМС США.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F/A-18E Super Hornet - США - 1995

  • Air International 1995-11 / D.Baker - Feline Claws. The nine lives of the F-14

    In spite of proposals by Grumman to stave off an advanced tactical fighter by developing the F-14's propulsion and avionic systems, the Navy opted for the McDonnell Douglas F/A-18E/F. Fleet defence and attack assets are depicted here by an F-14A of VF-84 Jolly Rogers and an F/A-18D of VMFA(AW)-225 Vagabonds. VF-84 became the first Navy squadron to deploy TARPS equipped F-14A Tomcats for the reconnaissance mission.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F/A-18D Hornet - США - 1987

  • Мировая Авиация 68

    Недалеко от Кипра две эскадрильи F-14, приписанные к авианосцу "Джон Ф. Кеннеди", выполнили условный перехват британских Phantom. На снимке: F-14 из 32-й истребительной эскадрильи и Phantom из 19-й эскадрильи.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - США - 1964

  • Авиация и Космонавтика 2016-02 / М.Никольский - Как снимали "Топ Ган"

    В съемках фильма участвовали реальные самолеты школы "Топ Ган" с авиабазы Мирамар

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas A-4 Skyhawk - США - 1954

  • Мировая Авиация 154

    Летчики ВМС США перед дальним походом обязательно проходили недельную подготовку по ведению маневренного боя. На фотографии F-14A тренировочной эскадрильи VF-101 "Grim Reapers" в полете парой с F-5E эскадрильи VMFT-401 "Snipers" КМП США.

    Другие самолёты на фотографии: Northrop F-5E Tiger II - США - 1972

  • Авиация и Космонавтика 2017-10 / С.Дроздов - Была такая авиация... (19)

    МиГ-21 в совместном полете с истребителями ВВС США F-14 "Томкэт"

    Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21Ф - Россия - 1958

  • Авиация и Космонавтика 2012-07 / М.Никольский - Советские истребители в ВВС США (2)

    "Совместное маневрирование" МиГ-21 с F-14

    Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21Ф - Россия - 1958

  • Мировая Авиация 172

    Хорватия - один из последних европейских эксплуатантов МиГ-21. Машины, прошедшие в 2003 году ремонт в Румынии, вскоре будут сняты с вооружения. На фотографии - два хорватских МиГ-21 сопровождают F-14B авиации ВМС США над Адриатическим морем (2002 год).

    Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-21бис - Россия - 1971

  • Мировая Авиация 12

    Решая задачи обороны, F-14 использовался в тесном контакте с компаньоном от фирмы "Grumman" - самолетом дальнего радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye. Во время воздушного боя системы двух самолетов обменивались информацией по закрытому радиоканалу передачи данных.

    Другие самолёты на фотографии: Grumman E-2 Hawkeye - США - 1960

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Ильин - «Вторая жизнь» ветерана

    Ту-95К-22 в сопровождении истребителя F-14

    Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95К - Россия - 1956

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    Типичная картина времен пика «холодной войны» - американский F-14A из эскадрильи VF-114 сопровождает над морем советский разведывательный Ту-95РЦ, 1980-е гг.

    Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95РЦ - Россия - 1965

  • Мировая Авиация 150

    Классический эпизод холодной войны - пару Ту-16Р сопровождает F-14 эскадрильи VF-1 с авианосца "Рейнджер". Ту 16 являлся не стратегическим, а средним бомбардировщиком, его задачи унаследовали Ту-22 и Ту-22М. По мере поступления в войска самолетов Ту-22, Ту-16 переключались на выполнение спецзаданий - разведки (на фотографии), РЭБ, дозаправки в воздухе.

    Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-16Р - Россия - 1955

  • Мировая Авиация 245

    В середине 1990-х годов ВМС США приняли решение о сокращении количества типов самолетов палубной авиации. От Intruder отказались в пользу оснащенных контейнерами LANTIRN F-14 Tomcat, способных наносить удары по наземным целям. На фотографии: KA-6D из VA-34 "Blue Blaster" с авианосца "Америка" дозаправляет истребитель F-14A из VF-102 "Diamondbacks" с того же авианосца, февраль 1982 года.

    Другие самолёты на фотографии: Grumman A-6 Intruder - США - 1960

  • Мировая Авиация 15

    Дозаправка F-14 ВВС США от танкера KC-10 могла бы стать рутинной процедурой, не откажись ВВС от закупок этих самолетов в пользу истребителей F-15.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas KC-10 Extender - США - 1981

  • Мировая Авиация 97

    5 октября 2001 года Tomcat из VF-31 "Black Aces" ("Пиковые тузы") эскортирует три F/A-18C Hornet во время дозаправки от танкера KC-10 Extender ВВС США. На этом этапе войны озабоченность вызывали действия Ирана, поэтому самолеты VF-31 носили ракеты AIM-54.

    Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas F/A-18C Hornet - США - 1986McDonnell Douglas KC-10 Extender - США - 1981

  • Мировая Авиация 10

    ДОЗАПРАВКА В ВОЗДУХЕ. Важным фактором во время длительного боевого патрулирования или выполнения задачи сопровождения является возможность дозаправки в воздухе. F-14 имеет убираемую штангу топливоприемника, установленную в верхней передней части фюзеляжа.

  • Мировая Авиация 72

    На полном форсаже расход топлива каждого двигателя TF30 достигает 18635 кг/ч. Масса топлива во внутренних топливных баках F-14 составляет 7270 кг.

  • Мировая Авиация 83

    Дозаправка в воздухе возможна благодаря слаженным действиям экипажа, когда оба летчика должны полностью сконцентрироваться на процессе. Очень часто в паре летают старшие и опытные летчики и младшие операторы вооружения (и наоборот), чтобы обеспечить максимальную передачу опыта в ходе дозаправки в воздухе.

  • Мировая Авиация 85

    Распределение обязанностей между ведущим и ведомым, а также поддержание устойчивой связи были одними из важнейших элементов обеспечения успеха в бою.

  • Мировая Авиация 72

    Трубопроводы ряда систем и тяги управления проложены в обтекателе за кабиной. В ряде случаев дефекты этой системы приводили к потере управления самолетом.

  • Мировая Авиация 6

    VF-31 была последней эскадрильей ВМС США, на вооружении которой числились истребители Tomcat. 28 июля 2006 года с палубы авианосца "Эйзенхауэр" совершил последний полет истребитель модификации D. В составе эскадрильи была эта машина, принадлежащая авиационному командованию.

  • Air Pictorial 1995-01

    Memories of the famous ‘Black Bunny’ F-4 Phantom have been revived by this latest addition to the US Navy’s Weapons Centre at Point Mugu, Calif. Grumman F-14D Tomcat 164604 carries the all-black scheme of its predecessor with the XF code and tail stripes and is seen landing at NAS Miramar on October 27, 1994.

  • Aeroplane Monthly 1976-03 / M.Hewish - USS John F.Kennedy

    The Tomcat have everything down and out.

  • Мировая Авиация 83

    При заходе на посадку на авианосец Tomcat выглядит очень грациозно. Самолет имеет огромное число подвижных элементов, и при посадке все они приходят в движение. Поэтому F-14 получил прозвище "Индюк", поскольку многие считали, что он выглядит как толстый индюк, распушивший оперение.

  • Мировая Авиация 91

    74-я истребительная эскадрилья перед выходом авианосца "Саратога" в Красное море (7 августа 1990 года) едва успела завершить переучивание на F-14A+. Корабль вернулся в порт приписки 28 марта 1991 года, в следующий дальний поход "Саратога" ушла в 1992 году. В дальнейшем 74-я эскадрилья непродолжительное время была приписана к авианосцу "Констеллейшн", а затем последовало переформирование, в ходе которого эскадрилью вывели из числа частей постоянной готовности. До расформирования 28 апреля 1994 года она дислоцировалась на авиабазе Оушена и являлась эскадрильей "агрессоров", используя специально окрашенные самолеты, такие как этот F-14B.

  • Air International 1995-11 / D.Baker - Feline Claws. The nine lives of the F-14

    With the wings swept fully forward and with flaps and slats deployed, an F-14A of VF-32 Swordsmen lands on USS Dwight D Eisenhower.

  • Мировая Авиация 14

    Боевой дебют F-14A состоялся уже в первом походе, когда авианосец "Энтерпрайз" находился в Южно-Китайском море. Самолеты эскадрилий VF-1 и VF-2 принимали участие в обеспечении операции "Frequent Wind" - эвакуации американских граждан из Сайгона.

  • Мировая Авиация 93

    F-14 из эскадрильи VF-14 "Tophatters" садится на авианосец "Теодор Рузвельт" после выполнения боевой задачи над бывшей Югославией. Самолет несет управляемую бомбу под фюзеляжем, ракету Sidewinder, контейнер LANTIRN и 1011-литровые подвесные баки.

  • Мировая Авиация 85

    Несмотря на то, что пилот и оператор вооружения F-14 находились в отдельных, расположенных друг за другом кабинах, успеха в бою можно было достичь только в том случае, если они работали как "единый организм".

  • Авиация и Космонавтика 2020-01 / М.Никольский - "Томкэты" в Иране (2)

    F-14A из эскадрильи VF-21 выполняет посадку на авианосец «Констеллейшн». Персидский залив, 1937 г.

  • Мировая Авиация 81

    F-14 из VF-14 и VF-32 на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди" у Канн в декабре 1988 года, за несколько недель до того, как будут сбиты МиГ-23. Четыре члена экипажей будут награждены крестами "За летные боевые заслуги".

  • Мировая Авиация 67

    Авианосец "Энтерпрайз" (CVAN-65) заполнен вертолетами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца также находились две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, впервые в своей карьере выполнивших полеты в зону боевых действий.

    Другие самолёты на фотографии: Sikorsky CH-53 / S-65 Sea Stallion - США - 1964

  • Мировая Авиация 93

    "Теодор Рузвельт" (справа) вместе с эсминцем "Гонсалес" в Ионическом море летом 1999 года.

  • Мировая Авиация 83

    Урезание расходов на оборону после окончания холодной войны привело к сокращению количества Tomcat, выпуск F-14D прекратился, в результате чего резко упал боевой дух. Его восстановлению способствовало появление F-14 как "Bombcat" (истребитель-бомбардировщик) и его использование в роли разведчика.

  • Мировая Авиация 89

    F-14B стартует с катапульты авианосца "Джордж Вашингтон" в Аравийском море. Этот снимок хорошо позволяет оценить внушительные размеры Tomcat.

  • Авиация и Космонавтика 2015-12 / В.Морозов - F-14: от «Томкэта» до «Али-Кэта»

    Списанные американские F-14 на одной из баз хранения. 2007-2009 гг.

  • Мировая Авиация 10

    НОСОВЫЕ ПОДВЕСНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ. Tomcat были оснащены различными подвесными контейнерами, крепившимися в носовой части фюзеляжа. На некоторых F-14A там размещалась инфракрасная (IR) аппаратура, на других модификациях устанавливалась низкоуровневая телевизионная камера (НТК) AN/AXX-1 Northrop. F-14D оснащались спаренными контейнерами от "General Electric" и "Martin Marietta" с НТК, расположенными с правой стороны, и инфракрасными датчиками поиска и слежения AN/AAS от фирмы "General Electric Aerospace Electronic Systems" с левой стороны. Почти все F-14 имели небольшой обтекатель, закрывающий передатчик станции импульсных помех AN/ALQ-126.

  • Мировая Авиация 95

    Впечатляющий результат боевой работы экипажа F-14D из состава 2-й эскадрильи "Bounty Hunters", Ирак, май 2003 года. Судя по значкам, были сброшены 49 УАБ GBU-16 калибром 454 кг и 10 УАБ GBU-31(V)2/B калибром 907 кг.

  • Авиация и Космонавтика 2020-01 / М.Никольский - "Томкэты" в Иране (2)

    «Каннибализация» истребителей F-14 на авиабазе Дэвис-Монтан

  • Авиация и Космонавтика 1999-12 / М.Никольский - Любимая кошка вице-адмирала Коннели

    Взрыв первого опытного F-14. Пилоты спускаются на парашютах...

  • Мировая Авиация 13

    Первый прототип после падения в окрестностях заводского аэродрома фирмы "Grumman" в Калвертоне. Оба члена экипажа успели благополучно покинуть самолет.

  • Мировая Авиация 45

    Миллер и Смайт катапультировались всего в 7,6 м от макушек деревьев, но оба остались живы и почти не получили повреждений. Парашют Смайта раскрылся прямо над горящими обломками самолета. Горячий воздух пожара приподнял парашют летчика и отнес его в сторону от места падения истребителя.

  • Мировая Авиация 2

    Неприятность с американским истребителем. 14 сентября 1976г. Истребитель F-14A "Томкэт" (серийный номер 159 588) ВМС США неожиданно свалился за борт с палубы авианосца ВМС США "Джон ф. Кеннеди". Это произошло приблизительно в 120 км от шотландских берегов. Самолет затонул в нейтральных водах, после чего ВМС США срочно начали проводить погружения, чтобы не дать советским военно-морским судам завладеть истребителем. Особенно не хотелось американцам "показывать" противнику радарную систему управления огнем AWG-9 и реактивные снаряды AIM-54 Phoenix. Самолет был поднят американцами со дна спустя два месяца, 11 ноября.

  • Aeroplane Monthly 1977-01 / News Spotlight

    The US Navy Grumman F-14 Tomcat which rolled off the USS John F. Kennedy into the North Sea on September 14, 1976 was finally recovered in November and shipped back to the USA.

  • Авиация и Время 2012-01 / И.Михелевич - Последний из "кошачьего" семейства

    Обломки F-14D из эскадрильи VF-31, потерпевшего аварию. 8 мая 2004 г.

Тип фотографий

  • Все фото (465)
  • Боковые проекции (25)
  • Цветные фото (247)
  • Ч/б фото (139)
  • Кабина (10)
  • Обломки (7)
  • Модели, рисунки, схемы, чертежи (37)