Grumman F-14 Tomcat
Страна: США
Год: 1970


Палубный истребитель с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (171)
Grumman F-14 Tomcat (G-303)
  
  Tomcat создавался как замена F-4 в качестве истребителя ПВО флота и предназначался для уничтожения воздушных целей на очень больших дистанциях - до их выхода на дальность удара по авианосцам. F-14A Tomcat представлял собой очень эффективный комплекс и оставался на вооружении в своем оригинальном виде более 20 лет. Всего для ВМС США были построены 556 F-14A, еще 80 близких F-14A самолетов поставлены Ирану до антишахской революции (фактически поставлено 79 машин, один F-14 из иранского заказа передали ВМС США). F-14 продолжал оставаться основным палубным перехватчиком даже после начала поставок в 1999 году F/A-18E/F.
  Эффективность F-14 достигнута, прежде всего, за счет сложного комплекса управления вооружением, включающим СУВ Hughes AWG-9 (с возможностями которой в части перехвата воздушных целей сопоставима только СУВ перехватчика МиГ-31). РЛС AWG-9 способна обнаруживать, классифицировать и сопровождать цели на расстоянии порядка 160 км. На самолеты ранней постройки ставили тепловизоры, позже вместо них монтировали телевизионные системы слежения TCS. Оборудование позволяло самолетам вести дальний ракетный бой вне визуальной видимости.
  УР AIM-54 Phoenix до сих пор остается самой дальнобойной западной ракетой класса "воздух-воздух". В ассортимент вооружения самолета Tomcat также входили УР "воздух-воздух" средней дальности AIM-7 Sparrow и AIM-120 AMRAAM, УР малой дальности AIM-9 Sidewinder. Ракетное вооружение дополняла встроенная 20-мм пушка M61A1 Vulcan с вращающимся блоком стволов и боекомплектом 675 патронов.
  Работы по перспективному палубному перехватчику начались в конце 1960-х годов после закрытия программы создания F-111B. Компания "Grumman" уже инвестировала огромные средства в разработку F-111B и использовала этот опыт разработки тактического истребителя с крылом изменяемой стреловидности в проекте G-303, который ВМС США выбрали в январе 1969 года. Крыло изменяемой стреловидности позволяет совместить высокую максимальную скорость полета с хорошими характеристиками в полете на малых скоростях и с большими углами атаки. Первый из нескольких заказанных прототипов YF-14A выполнил первый полет 21 декабря 1970 года.
  Программа F-14 развивалась быстро, поставки ВМС начались в октябре 1972 года, а первый дальний поход на авианосце F-14 выполнили в 1974 году. Серийное производство продолжалось до 1980-х годов. Самолетами F-14A Tomcat вооружили 26 эскадрилий первой линии и четыре тренировочных эскадрильи.
  В целом удачный F-14 имел немало недостатков, основным из которых был двигатель TF30. Отрыв лопаток турбин послужил причиной нескольких летных происшествий с F-14A, прежде чем качество лопаток удалось повысить за счет усиления контроля за их изготовлением. Неоднократно случался помпаж компрессора, особенно часто помпаж случался при маневрировании с большими углами атаки. С одним работающим двигателем F-14A был плохо управляем, из-за этого потеряли несколько самолетов. Многие проблемы разрешились после установки двигателей варианта TF30-P-414A.
  Помимо обеспечения ПВО авианосных групп на F-14A возлагалось ведение разведки, для чего использовались контейнеры TARPS (Tactical Air Reconnaissance Pod System); в каждом корабельном авиакрыле было по одному разведчику. Обычно разведчик нес три контейнера TARPS. Ближе к концу карьеры на F-14 возложили задачу поражения наземных целей. F-14A "Bombcat" изначально имел возможность работать только обычными бомбами, но после интеграции в системы самолета контейнера LANTIRN стало возможным использование КАБ с лазерным наведением.
  Бесконечные проблемы с двигателями TF30 послужили поводом для разработки улучшенного Tomcat с новой силовой установкой. Один из первых прототипов переоснастили двумя двигателями F401-PW-400, после чего самолет получил обозначение F-14B; испытания самолет проходил в 1973-1974 годах. Технические сложности и проблемы с финансированием привели к закрытию данной программы. Самолет передали на хранение, но потом вернули в летное состояние уже как F-14B Super Tomcat с двигателями F101DFE, разработанными на основе ТРДДФ General Electric F110-GE-400. Двигатель F101DFE выбрали для установки на улучшенный Tomcat. Было принято решение о модернизации и постройке новых Tomcat: в F-14A+ дорабатывались ранее построенные F-14A (на них ставили другие двигатели), а F-14D строились "с нуля" с новыми БРЭО и силовой установкой. Самолеты F-14A+ создавались как промежуточный вариант, который в перспективе подлежал доработке в F-14D.
  Со временем F-14A+ присвоили обозначение F-14B, 38 таких самолетов построили заново и 32 модернизировали из F-14A. В строевые части ВМС вариант F-14B начал поступать в 1988 году. F-14B получили улучшенную систему управления вооружением, новое радиооборудование, доработанную систему пассивной защиты, измененное приборное оборудование кабин. F-14B стал первым Tomcat с новыми двигателями, поступившим в авиацию ВМС США.
  Два доработанных F-14A летали по программе испытаний F-14D, первый из них в новой конфигурации выполнил первый полет 9 февраля 1990 года. На F-14D установлены цифровое БРЭО, цифровой процессор РЛС, новое ПО для РЛС (обозначение РЛС изменено на APG-71) и под носовой частью фюзеляжа смонтирована бок о бок ИК- и ТВ-система (TCS/IRST). Также на F-14D установили бортовую кислородную станцию, катапультные кресла NACES, станцию предупреждения об облучении AN/ALR-67. Подобно F-14A, F-14D являлся полноценным истребителем-бомбардировщиком. Решение Министерства обороны США о прекращении финансирования программы F-14D поставило крест на плане ВМС о приведении всего парка Tomcat к уровню "D". Флот получил 37 вновь построенных F-14D, но от плана модернизации в вариант F-14D около 400 ранее построенных машин отказались.
  Поставки ВМС начались в 1990 году - первый F-14D получила 124-й истребительная (тренировочная) эскадрилья. В сентябре 2006 года F-14 были окончательно заменены на F/A-18E/F Super Hornet.

  
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman F-14A Tomcat

  Тип: палубный истребитель с экипажем из двух человек
  Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-412A/414A тягой на форсаже по 92,97 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте без внешних подвесок 2485 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 9145 м/мин; практический потолок более 15 240 м; радиус действия с шестью УР AIM-7 Sparrow и четырьмя УР AIM-9 Sidewinder - 1233 км
  Масса: пустого с ТРДДФ-414А- 18191 кг; максимальная взлетная с шестью УР Phoenix - 32 098 кг
  Размеры: размах крыла в положении минимальной стреловидности 19,54 м; размах крыла в положении максимальной стреловидности 11,65 м; размах крыла в положении чрезвычайной стреловидности 10,15 м; длина 19,10 м; высота 4,88 м; площадь крыла 52,49 мг
  Вооружение: стандартное вооружение включает встроенную шестиствольную пушку M61A1 Vulcan калибра 20 мм и УР AIM-9M Sidewinder на пилонах под неподвижной частью крыла (НЧК). На основных пилонах под НЧК подвешиваются УР AIM-7M Sparrow или AIM-54C Phoenix. Еще четыре AIM-7M или AIM-54C подвешиваются под фюзеляжем между гондолами двигателей. Под воздухозаборниками допустима подвеска 1011-л топливных баков. На места для УР Phoenix допускается подвеска держателей для бомб калибра 454 (Mk 83) или 907 кг (Mk 84)
The first Grumman F-14A Tomcat (BuAer No 157980), with wings fully forward. This aircraft was lost on its second flight just over a year ago, setting back the programme by several months.
Первый прототип самолета XF-14A (заводской № 157980) выполнил первый полет 21 декабря 1970 года. Через девять дней, во время второго полета, самолет разбился из-за отказа основной гидравлической системы. На фотографии: первый прототип заходит на посадку на заводской аэродром фирмы "Grumman" в Калвертоне; за самолетом тянется белый шлейф рабочей жидкости, вытекающей из гидросистемы.
The second F-14A Tomcat (BuAer No 157981) made its first flight on 24 May 1971 and is assigned primarily to low-speed testing, with wings locked at 20 deg. The small radome under the nose was not carried by the first prototype.
Большинство опытных самолетов F-14 были окрашены светоотражающей краской для удобства наблюдения за их полетами с земли.
После потери первого опытного самолета 72-й прототип доработали в вариант № 1X и задействовали в скоростных испытаниях.
Третий летный прототип YF-14A в испытательном полете с четырьмя ракетами AIM-54 Phoenix и двумя подвесными баками
YF-14A. Для испытаний и оценки было приобретено 12 YF-14A, первые рулежки прошли 14 декабря 1970 года (в Калвертоне). Первый прототип поднялся в воздух 21 декабря, но официально "первый полет" состоялся 30 декабря, когда неисправность гидравлической системы привела к крушению самолета. Проблемы быстро исправили, но второй раз Tomcat полетел только в мае следующего года. К летным испытаниям привлекались 12 машин, причем №5 был потерян на огневых испытаниях, №7 стал летающей лабораторией по программе F-14B, а № 10 передали в испытательный центр авиации ВМС в Патуксент-Ривер, но позднее он разбился во время авиашоу, летчик погиб.
Второй опытный самолет с крылом на минимальной стреловидности летит в составе звена из трех самолетов, ведомые истребители - первый и четвертый прототипы.
F-14A (Зав. № 159834) с консолями крыла с обшивкой из стеклопластика. Испытания в NASA, 1986 г.
This F-14A testbed was modified with the so-called Aileron-Rudder Interconnect System which investigated new high angle-of-attack flight techniques.
Недостаточная тяга двигателей TF30 поставила на повестку дня вопрос о модернизации самолета. Результатом стал "промежуточный" вариант F-14B, массово эксплуатировавшийся в ВМС США.
F-14B: усовершенствованный Tomcat. 12 сентября 1973г.: для устранения едва ли не главного недостатка самолета F-14A - недостаточной тяги двигателей TF30 - фирма "Grumman" разработала с целью удовлетворения требований VFX-2 вариант F-14B, в который был модернизирован седьмой прототип YF-14. На F-14B установили двигатели P&W F401-PW-400, вариант двигателя F100, установленного на истребителях ВВС США F-15 и F-16. Первый полет F-14B выполнил 12 сентября 1973 года.
Истребители F-14 также состояли на вооружении резервных эскадрилий авиации ВМС США. Первыми в 1984 году их получили резервные эскадрильи VF-301 (вверху) и VF-302. Еще две эскадрильи, VF-201 и VF-202, получили 25 машин после ремонта в конце 1986 года.
F-14A TARPS. 45 самолетов получили возможность подвески контейнеров TARPS для ведения тактической воздушной разведки (на задний левый узел подвески, предназначенный для УР Phoenix). В настоящее время таких самолетов около 50, в каждой эскадрилье с F-14 на авианосцах обычно было три таких разведывательных самолета.
9-ю опытную эскадрилью сформировали в 1994 году на базе 4-й и 5-й эскадрилий. В 5-й эскадрилье долгое время эксплуатировались окрашенные в черный цвет F-4 - традиция была продолжена и в окраске F-14D. 9-я эскадрилья базировалась в Чайна-Лейк, но одно из подразделений постоянно дислоцировалось в Пойнт-Мугу. Данный самолет принадлежал как раз этому подразделению. 9-я и 1-я опытные эскадрильи предназначались для испытаний и отработки новых самолетов и систем.
F-14A из эскадрильи VF-2 в экспериментальном камуфляже, 1976г.
F-14A в камуфляже в ходе учений Reconnaissance Air Meet в 1986 г.
Эскадрилья VF-1 одной из первых на флоте получила истребители F-14A. Авиабаза Мирамар, начало 1973 г.
F-14D легко отличить от других модификаций по подфюзеляжному контейнеру GE/Martin-Marietta с ТВ- и ИК-системами. На снимке - первый серийный F-14D(№ 163412).
F-14C - проект улучшенного F-14B с прежними двигателями, но более совершенными БРЭО и СУВ.
F-14D «Бомбкэт» на палубе авианосца. Конец 1990-х гг.
10-й опытный экземпляр YF-14F в середине 1972 года проходил испытания на совместимость корабля и самолета на авианосце CVA-59 "Форрестол".
На палубах авианосцев истребители F-14 размещались очень плотно. Береговой базой истребителей Tomcat авиации Тихоокеанского флота служил аэродром Мирамар.
Декабрь 2001 года. Tomcat с "Джона К. Стенниса" осуществляли боевые вылеты круглосуточно, так как потребность в них была велика. Техническому составу приходилось очень напряженно работать, чтобы в перерывах между вылетами обеспечивать боеготовность самолетов.
Американский F-14A на фоне заходящего или восходящего солнца. Такие кадры вошли в моду как раз после премьеры фильма «Топ Ган» в 1986 г.
Три Tomcat из эскадрильи VF-102 "Diamondbacks" ("Гремучие змеи") на палубе "Теодора Рузвельта". Tomcat стал первым боевым самолетом, собиравшим разведданные над Афганистаном с помощью контейнера TARPS, конец 2001 года.
На верхней палубе авианосца, где во время боевой работы весьма тесно, Tomcat обычно стояли со сложенными назад плоскостями крыла. На снимке: пилот F-14D, принадлежащего 213-й эскадрилье, протирает фонарь кабины своего истребителя.
Многочисленные задачи были примерно равноценно распределены между пилотом и оператором вооружения. В бою первый вел огонь из 20-мм пушки и выполнял пуск УР AIM-9 Sidewinder, а оператор вооружения контролировал работу РЛС и применял ракеты AIM-7 Sparrow и AIM-54 Phoenix.
В боевой готовности летчики могут проводить до двух часов в полной экипировке в помещении для дежурных экипажей, а еще пару часов - сидя в кабине. Эти четыре часа - максимальное время ожидания по тревоге для летчика.
Усовершенствованные F-14+ из 143-й истребительной эскадрильи "World Famous Pukin' Dogs" на палубе ABMA "Дуайт Д. Эйзенхауэр". Снимок, вероятно, сделан во время следования домой. Авианосец первым прибыл в Персидский залив после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 года и оставался здесь до прибытия основных сил коалиции.
В 1990-х годах F-14 оказались единственными тактическими разведчиками на палубах американских авианосцев. Самолет на снимке из эскадрильи VF-84 "Jolly Rogers" оснащен контейнером TARPS. Во время операции "Буря в пустыне" Tomcat из эскадрилий VF-2, VF-32, VF-84 и VF-103 использовали эти контейнеры для ведения разведки территории Ирака.
На палубе авианосца "Саратога" штурмовики A-6E Intruder из 35-й штурмовой эскадрильи и истребители F-14A+ Tomcat. На "Саратоге" базировалось 17-е авиакрыло, (CVW-17) в состав которого входили 74-я и 103-я истребительные эскадрильи F-14, перебазировавшиеся на корабль 7 августа 1990 года.
«Главный калибр» F-14A - управляемые ракеты AIM-54«Феникс».
Ракета AIM-54C/C+ была последним вариантом Phoenix. Несмотря на размеры и сложность, шесть AIM-54C могли быть подвешены на самолет за 18 минут.
Июнь 1999 года. Специалист по авиавооружению на палубе авианосца "Теодор Рузвельт" проверяет ракету AIM-9 Sidewinder перед вылетом Tomcat для патрулирования над Средиземным морем. Под ракетой виден контейнер LANTIRN, обеспечивающий возможность применения высокоточного оружия класса "воздух-поверхность".
Летчик из VF-102 проводит предполетный осмотр Tomcat, включающий проверку правильности подвески и взведения оружия.
Апрель 1999 года, Адриатическое море. Техники по вооружению F-14 подвешивают на подфюзеляжный пилон 907-кг бомбу GBU-24. Самолет Bombcat с системой LANTIRN мог нести весь ассортимент американских бомб с лазерным наведением на узлах подвески BRU-42 под бомбы серии Mk 80.
Пара F-14D из 101-й истребительной эскадрильи готовится к взлету с авианосца "Джон Ф.Кеннеди" на учениях, 1998 год. Хорошо видны измененные сопла двигателей F110.
"Энтерпрайз" полгода спустя после начала операции "Несокрушимая свобода". Палубная техническая команда стоит перед F/A-18 Hornet, три Tomcat ожидают своей очереди постановки на катапульту.
Авианосец "Америка" в Средиземном море при проведении операции "Каньон Эльдорадо", апрель 1986 года. VF-33 выполняла боевые задания у ливийского побережья, пересекая "линию смерти" Каддафи и входя в международные воды спорного залива Сирт, которые Ливия называла своими территориальными водами.
Tomcat постоянно присутствовали на палубах авианосцев и высоко ценились морскими летчиками. На этом снимке хорошо видны датчики под носовой частью самолета последних модификаций.
Во время операции "Provide Promise", проводившейся в 1993 году, Tomcat из эскадрильи VF-14 "Tophatters" осуществляли боевое прикрытие при сбрасывании гуманитарной помощи на территорию Боснии. В роли бомбардировщиков эскадрилья также участвовала в операции "Allied Force", начавшейся в конце марта 1999 года.
F-14 из эскадрильи VF-41 "Black Aces" прогревает двигатели перед катапультным запуском с палубы авианосца "Теодор Рузвельт" с целью нанесения ночных ударов при проведении операции "Allied Force". "Теодор Рузвельт" принял эстафету боевого дежурства у авианосца "Джон Ф. Кеннеди" в Средиземном море в марте 1993 года, его поддерживало оперативное соединение морской пехоты США.
Этот Tomcat из эскадрильи VF-211 "Checkmates" ("Шах и мат") замер в ожидании катапультирования, январь 2002 года. Эскадрилья, базировавшаяся на палубе "Джона К. Стенниса" (CVN 74) во время операции "Несокрушимая свобода", применяла контейнеры LANTIRN с аппаратурой целеуказания и бомбы GBU-16 с лазерным наведением.
Во время операции "Огонь в прерии" в марте 1986 года эскадрилья VF-102 действовала с авианосца "Америка". Ее Tomcat обстреливались ливийскими ракетами SA-5 и зенитной артиллерией. Позднее, в апреле 1986 года, при проведении операции"Каньон Эльдорадо"самолеты наносили удары с воздуха.
VF-31 была одной из четырех эскадрилий, перевооруженных на F-14D Super Tomcat. Снимок сделан в ноябре 2002 года. Самолет командира эскадрильи выполняет взлет с авианосца «Авраам Линкольн», операция «Southern Watch»/«Enduring Freedom».
Tomcat был эффективным палубным перехватчиком. На фотографии - катапультный взлет F-14B из VF-32 «Swordsmen» с авианосца «Гарри С. Трумэн», самолет на переднем плане готов выполнить взлет с катапульты.
С катапульты №3 авианосца "Теодор Рузвельт" выполняет взлет Super Tomcat из 31-й эскадрильи "Tomcatters", а второй истребитель готовится к взлету с катапульты №2.
Клубы пара вырываются из одной из двух носовых катапульт авианосца "Констеллейшн" после взлета F-14D из состава 2-й истребительной эскадрильи "Bounty Hunters". Большая тяга двигателей F-14B/D позволяла выполнять катапультный взлет с авианосца, не имевшего хода, с большой взлетной массой, а также без использования форсажа. На снимке хорошо видны отклоненные закрылки крыла.
Grumman F-14 Tomcat, символ мощи палубной авиации ВМС США, был первым в мире перехватчиком дальнего действия более 20 лет. Этот F-14 Tomcat эскадрильи VF-2 "Bounty Hunters" взлетает на форсаже.
Разработанный в конце 1960-х годов, Tomcat оставался эффективным истребителем-перехватчиком и штурмовиком даже незадолго до снятия с эксплуатации. Его вооружение класса "воздух - воздух" не имело себе равных, его РЛС была среди лучших, используемых в то время. В сочетании с его летными данными и маневренностью эти факторы позволяли Tomcat решать задачи ведения тактической разведки и штурмовых ударов по наземным целям. В период сокращения военного бюджета постоянно дорожавшее содержание самолета стало основной причиной снятия его с эксплуатации.
F-14D из эскадрильи VF-213 "Blacklions", взлетевший с авианосца "Теодор Рузвельт". Tomcat сыграли важную роль во время операции "Iraqi Freedom", действуя в роли передовых авианаводчиков. Этот Bombcat несет 454-кг бомбу с лазерным наведением GBU-16.
F-14D из 213-й эскадрильи "Blacklions" (VF-213) с авианосца "Теодор Рузвельт" несет две 454-кг УАБ GBU-16 с лазерным наведением и прицельный контейнер AAQ-14 LANTIRN. Персидский залив, 10 октября 2005 г.
F-14D из эскадрильи VX-9 над Атлантикой. Авиабаза ВМФ США Кей Вест, 17 октября 2002 г.
VF-102 «Diamondbacks» в числе немногих получила вновь построенные F-14B. Самолет с подвешенным под неподвижной частью крыла контейнером LANTIRN сфотографирован в январе 1998 года во время операции «Southern Watch». F-14B вооружен УР «воздух-воздух» AIM-9 и AIM-54.
Дублирование приборов в передней и задней кабинах Tomcat было минимальным: в распоряжении оператора вооружения были индикатор истинной воздушной скорости и числа М, барометрический высотомер, часы, резервный указатель пространственного положения и указатели азимута - дальности и курса, а также топливомер. Приборы же контроля за работой силовой установки отсутствовали.
Под воздухозаборниками двигателей этого F-14A подвешены топливные баки.
Несмотря на отличные характеристики самолета F-14A, проблемы с его двигателями TF-30 привели к появлению F-14D, оснащенного более мощными двигателями F110 и с усовершенствованными бортовыми системами.
Реалии повседневной жизни: F-14A из эскадрильи VF-1 в полете с одним из вариантов подвески вооружения - под самолетом подвешена одна ракета «Феникс», пара «Спэрроу» и четыре «Сайдвиндера»
Параллельно с поставкой истребителей Tomcat иранским ВВС росло количество таких самолетов в ВМС США. В 1979 году F-14 получило палубное авиакрыло CVW-15 (эскадрильи VF-51 и VF-111), затем в 1982 году - авиакрылья CVW-3 (VF-11 и VF-31) и CVW-1 (VF-102 и VF-33), в 1983 году - CVW-14 (VF-21 и VF-154) и CVW-17 (VF-74 и VF-103). Каждый американский авианосец, кроме "Мидуэя" и "Корал Си", имел на борту F-14.
Вместе с самолетами 31-й эскадрильи в конце 2003 года в небе Ирака работали и F-14D из 213-й эскадрильи "Blacklions" (самолет на снимке несет две УАБ GBU-38). Обе эскадрильи входили в состав 8-го авиакрыла авианосца "Теодор Рузвельт".
В состав Центра боевого применения авиации ВМС США входили две эскадрильи испытания вооружения (NWTS). На снимке: F-14D из эскадрильи NWTS, дислоцированной в Пойнт-Мугу и занимавшейся отработкой и испытаниями вооружения класса "воздух-воздух" по беспилотным мишеням QF-4.
По окончании холодной войны авианосцы стали для Америки основным средством переброски на дальние расстояния воинских сил для "поддержания мира". Более трех десятилетий авианосцы ВМС США были защищены совершенным истребителем-перехватчиком - F-14 Tomcat компании "Grumman".
Большую часть зимы 2005 года F-14D из эскадрильи VF-213 были задействованы в операции "Steel Curtain" по воспрепятствованию проникновения боевиков Аль-Каиды в Ирак через сирийскую границу.
F-14D из 31-й истребительной эскадрильи "Tomcatters" во время боевого вылета, его задача - координация авиаударов и разведка в интересах командиров армейских подразделений, ноябрь 2005 года.
Крыло изменяемой стреловидности устанавливается на угол 20° для полета на малой скорости. По мере ее увеличения, крыло постепенно приобретает стреловидность до 68°. Во время выполнения маневра автоматическая программа определяет оптимальное значение угла, учитывая множество данных. Однако в нештатной ситуации используется ручное управление. Консольная часть крыла представляет собой облегченную двухлонжеронную конструкцию с топливными отсеками; патрубки проходят перед задним лонжероном.
Стандартная боевая нагрузка F-14 в Афганистане состояла из контейнера LANTIRN на пилоне правого крыла и двух бомб GBU-16 на доработанных узлах Phoenix под фюзеляжем. Но этот F-14D снаряжен 907-кг бомбой GBU-10 Paveway II.
Только после установки двигателей F110 летные данные F-14 стали близки к тем, которые планировались на стадии разработки: значительно повысилась управляемость самолета в воздушном бою, повысилась топливная экономичность, увеличился радиус действия при решении задач ПВО, самолет получил возможность дольше оставаться в районе патрулирования. Дополнительно стало возможным использование более тяжелого вооружения класса "воздух-поверхность", и, наконец, повысилась безопасность эксплуатации истребителя на авианосцах.
F-14
Рекламно-устрашающий снимок истребителя F-14 с шестью ракетами «Феникс»
Самое мощное вооружение в мире. F-14D в теории может нести шесть ракет AIM-54 Phoenix. Но при таком варианте боевой нагрузки резко возрастает лобовое сопротивление, а масса превышает максимально допустимую при посадке. Приземление с шестью УР AIM-54 исключено даже при нулевом остатке топлива. Как минимум две многомиллионные ракеты необходимо израсходовать или просто сбросить. На практике такой вариант боевой нагрузки никогда не применялся.
Шесть УР Phoenix и две Sidewinder смотрятся впечатляюще, но данный вариант боевой нагрузки не практичен. Эволюция Tomcat модификаций "В" и "D" ушла в сторону от истребителя ПВО, для которого этот вариант боевой нагрузки являлся типовым.
F-14 - морской истребитель с непревзойденными качествами. Снизу отчетливо виден так называемый "пирог" между гондолами двигателей, на котором подвешены четыре ракеты AIM-54 класса "воздух-воздух". Также виден посадочный гак из высокопрочной стали.
На пике холодной войны в авиации ВМС США имелось 22 эскадрильи истребителей F-14. На фотографии: F-14A из эскадрильи VF-32 с максимальной боевой нагрузкой из шести ракет AIM-54. Истребители с шестью ракетами не имели возможности садиться на авианосцы из-за превышения максимальной посадочной массы.
Возможность применения Tomcat вооружения класса "воздух-поверхность" сделало его настоящим многоцелевым самолетом, обладающим значительными атакующими способностями. F-14A эскадрильи VF-57 "Screaming Eagles" демонстрирует свой набор средств поражения, включающий четыре 907-кг управляемые свободнопадающие бомбы Мк84.
F-14A из эскадрильи VF-41 с более типичным и чаще применяемым вариантом подвески - четыре УР «Спэрроу» и четыре «Сайдвиндера».
Этот F-14D, вооруженный неуправляемыми бомбами и бомбами с лазерным наведением, а также оснащенный системой инфракрасного ночного видения, аэронавигации и целеуказания LANTIRN, представляет собой образец типичного вооружения самолета, применявшегося в операции "Освобождение Ирака". Самолет принадлежит эскадрилье VF-213, которая участвовала в последнем боевом вылете Tomcat совместно с эскадрильей VF-31 в 2005 году.
КОНТЕЙНЕР С СИСТЕМОЙ ЦЕЛЕУКАЗАНИЯ LANTIRN. Установка лазерной системы целеуказания LANTIRN позволяла F-14 самостоя тельно осуществлять наведение управляемых авиабомб с помощью лазера в неблагоприятных погодных условиях, повышая ударный потенциал Tomcat. Система LANTIRN могла использовать системы спутниковой навигации GPS, благодаря которой экипаж определял точное расположение самого самолета и его целей. Навигационная составляющая системы LANTIRN на F-14 не использовалась.
Истребители F-14 появились над Вьетнамом на очень короткий период времени и в боях участия не принимали. Две эскадрильи VF-1 и VF-2, имевшие на вооружении эти новейшие машины, прикрывали эвакуацию от возможных атак северовьетнамских истребителей. Но в этот период атак МиГов не было.
41-я истребительная эскадрилья получила Tomcat в апреле 1976 года. Первое плавание на борту авианосца "Нимиц" прошло в 1977 году, следующее - в 1979 году, когда эскадрилья вела наблюдение за вводом советских войск в Афганистан. Однако самым драматичным стал средиземноморский поход, начавшийся в августе 1981 года.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ. Первые F-14 имели небольшие дополнительные аэродинамические поверхности, выдвигавшиеся из передней кромки неподвижной части крыла и увеличивающие скороподъемность. С увеличением числа М аэродинамический фокус смещался назад, придавая F-14 дополнительную устойчивость на высоте. При числе М-1,4 поверхности поворачивались на 15", чтобы приподнять носовую часть и разгрузить хвостовое оперение. На сохранившихся F-14 эти плоскости были постоянно убраны, а на F-14B/D они отсутствовали, поскольку управляемость была достаточной и без них.
D полете F-14 "Томкэт", кадр из фильма
F-14A из эскадрильи VF-32 "Swordsmen" над советским противолодочным кораблем проекта 61 (западное обозначение "Kresta II"). Корабль осуществляет слежение за авианосной группой ВМС США. Истребитель несет полный комплект ракетного вооружения.
Пуск ракеты AIM-54C Phoenix с истребителя F-14A Tomcat из эскадрильи VF-21 "Freelancer". Ракета Phoenix является самой дальнобойной западной ракетой класса "воздух-воздух".
Установленная на Tomcat система управления огнем AWG-9 позволяла перехватывать несколько целей на большой дальности. Она могла сопровождать 24 цели и запускать все шесть Phoenix практически одним залпом.
Система управления оружием AWC-9 самолета F-14 и ракеты AIM-54 Phoenix класса "воздух-воздух" позволяли поражать самолеты противника на разных расстояниях. Шесть целей, находящихся на различной высоте, могли обстреливаться одновременно.
Даже в ударном варианте "Bombcat" самолет F-14 сохранил возможность нести достаточное количество ракет "воздух-воздух". F-14D (на снимке) наряду с ударным вооружением мог нести любые ракеты из арсенала перехватчика, а вот оборонительное вооружение F-14A ограничивалось ракетами AIM-7 и AIM-9.
NF-14D. Второй и четвертый прототипы F-14D (№161867, на снимке, и № 161623) и ранние F-14D (№163415/16) были задействованы в различных программах летных испытаний как NF-14D. Испытания проводились в Центрах боевого применения авиации ВМС (PMTC и NATC) и в 4-й опытовой эскадрилье (№ 163415 и № 163416). Префикс "N" обозначал невозможность возвращения самолетов в строевые части.
F-14D из эскадрильи VF-101. Авиабаза ВМФ США Оушена, шт. Вирджиния, 25 сентября 2004г.
F-14A Tomcat из 41-й истребительной эскадрильи в полете над горящими нефтепромыслами к западу от Эль-Кувейта. Эскадрилья входила в 8-е корабельное авиакрыло новейшего на то время атомного авианосца "Теодор Рузвельт"
Пара F-14 Tomcat, принадлежащих 41-й эскадрилье, патрулирует район Средиземного моря. Каждый самолет несет УР AIM-9 Sidewinder.
Эскадрилья VF-41 участвовала в операции "Deliberate Force". Первое боевое задание она выполнила 5 сентября 1995 года, нанеся удар двумя самолетами с использованием управляемых бомб GBU-16.
Два самолета Tomcat из эскадрилий VF-101 "Grim Reapers" и VF-32 "Swordsmen" во время тренировочного перелета. ВМФ США быстро уменьшил парк Tomcat, оставив вместо двух по одной эскадрилье в каждом крыле. Оставшиеся эскадрильи были сняты с эксплуатации с появлением самолетов Super Hornet.
Пара F-14D из эскадрильи VF-31. Вирджиния Бич, шт. Вирджиния, 9 сентября 2006 г.
Снимок 1995 года. Пара потрепанных F-14A из эскадрильи VF-154 "Black Knights". К этому времени пик карьеры F-14 остался в прошлом, многие эскадрильи Tomcat были расформированы.
К моменту начала военных действий 4 января 1989 года F-14 из эскадрильи VF-32 (ведущий) снаряжался четырьмя ракетами Sparrow и двумя AIM-9 Sidewinder вместо проедполагавшихся четырех AIM-7 и четырех AIM-9. Одновременно Tomcat из VF-14 (ведомый) базировался на борту авианосца "Джон Ф.Кеннеди" в Средиземном море.
Истребители Grumman F-14 Tomcat практически никак не проявили себя в ходе конфликта. Единственный уничтоженный ими летательный аппарат - вертолет Ми-8 - выглядит просто смешно на фоне побед истребителей ВВС США и даже груженых бомбами F/A-18 и штурмовиков A-10.
В операции "Освобождение Ирака" приняли участие все три типа самолетов F-14. Самолеты F-14D направляли авиабомбы JDAM с помощью маловысотной ночной тепловизионной прицельно-навигационной системы LANTIRN. Эта пара F-18B, несущая бомбы с лазерным наведением (LGB) VF-32, поднялась в воздух с палубы авианосца ВМС США "Гарри Трумэн".
Пара F-14B подходит к заправщику, Ирак. Оба самолета несут контейнеры с прицельной системой LANTIRN на правом пилоне под крылом. Левый пилон обычно был зарезервирован для ракет AIM-7 Sparrow или AIM-54 Phoenix.
Группа F-14B из 102-й истребительной эскадрильи "Diamondbacks" позирует перед камерой. F-14B с двигателями F110 имели увеличенный боевой радиус действия и лучшую скороподъемность. В бою летчик мог не думать о двигателях и перемещать РУД независимо от угла атаки и скорости.
F-14B Tomcat из эскадрильи VF-143 "Pukin' Dogs" во время своего последнего вылета, 15 марта 2005 года. После этого эскадрилья сдала свои Tomcat и приступила к переучиванию на F/A-18E Super Hornet, в процессе сменив обозначение на VFA-143
F-14D оказался удачным ударным самолетом, свои возможности в этом качестве он продемонстрировал в Афганистане и Ираке. Два F-14D из VF-143 несут по две 227-кг КАБ с лазерным наведением GBU-12, операция «Iraqi Freedom», 2004 год.
В полете Tomcat из 32-й истребительной эскадрильи "Swordsmen" и штурмовик А-6 Intruder из 75-й штурмовой эскадрильи. Обе эскадрильи входили в 3-е корабельное авиакрыло (АВ "Джон ф. Кеннеди"), принимавшее активное участие в операции "Буря в пустыне".
Авиация ВМС США была быстро развернута в Персидском заливе. Первым в этот район прибыл авианосец "Индепенденс", а присоединившиеся к нему в дальнейшем корабли резко увеличили потенциал сил коалиции.
F/A-18 Super Hornet фирмы "Boeing" окончательно вытеснил Tomcat с авианосцев ВМС США.
Недалеко от Кипра две эскадрильи F-14, приписанные к авианосцу "Джон Ф. Кеннеди", выполнили условный перехват британских Phantom. На снимке: F-14 из 32-й истребительной эскадрильи и Phantom из 19-й эскадрильи.
В съемках фильма участвовали реальные самолеты школы "Топ Ган" с авиабазы Мирамар
Летчики ВМС США перед дальним походом обязательно проходили недельную подготовку по ведению маневренного боя. На фотографии F-14A тренировочной эскадрильи VF-101 "Grim Reapers" в полете парой с F-5E эскадрильи VMFT-401 "Snipers" КМП США.
Хорватия - один из последних европейских эксплуатантов МиГ-21. Машины, прошедшие в 2003 году ремонт в Румынии, вскоре будут сняты с вооружения. На фотографии - два хорватских МиГ-21 сопровождают F-14B авиации ВМС США над Адриатическим морем (2002 год).
Решая задачи обороны, F-14 использовался в тесном контакте с компаньоном от фирмы "Grumman" - самолетом дальнего радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye. Во время воздушного боя системы двух самолетов обменивались информацией по закрытому радиоканалу передачи данных.
Ту-95К-22 в сопровождении истребителя F-14
Типичная картина времен пика «холодной войны» - американский F-14A из эскадрильи VF-114 сопровождает над морем советский разведывательный Ту-95РЦ, 1980-е гг.
Классический эпизод холодной войны - пару Ту-16Р сопровождает F-14 эскадрильи VF-1 с авианосца "Рейнджер". Ту 16 являлся не стратегическим, а средним бомбардировщиком, его задачи унаследовали Ту-22 и Ту-22М. По мере поступления в войска самолетов Ту-22, Ту-16 переключались на выполнение спецзаданий - разведки (на фотографии), РЭБ, дозаправки в воздухе.
В середине 1990-х годов ВМС США приняли решение о сокращении количества типов самолетов палубной авиации. От Intruder отказались в пользу оснащенных контейнерами LANTIRN F-14 Tomcat, способных наносить удары по наземным целям. На фотографии: KA-6D из VA-34 "Blue Blaster" с авианосца "Америка" дозаправляет истребитель F-14A из VF-102 "Diamondbacks" с того же авианосца, февраль 1982 года.
Дозаправка F-14 ВВС США от танкера KC-10 могла бы стать рутинной процедурой, не откажись ВВС от закупок этих самолетов в пользу истребителей F-15.
5 октября 2001 года Tomcat из VF-31 "Black Aces" ("Пиковые тузы") эскортирует три F/A-18C Hornet во время дозаправки от танкера KC-10 Extender ВВС США. На этом этапе войны озабоченность вызывали действия Ирана, поэтому самолеты VF-31 носили ракеты AIM-54.
ДОЗАПРАВКА В ВОЗДУХЕ. Важным фактором во время длительного боевого патрулирования или выполнения задачи сопровождения является возможность дозаправки в воздухе. F-14 имеет убираемую штангу топливоприемника, установленную в верхней передней части фюзеляжа.
На полном форсаже расход топлива каждого двигателя TF30 достигает 18635 кг/ч. Масса топлива во внутренних топливных баках F-14 составляет 7270 кг.
Дозаправка в воздухе возможна благодаря слаженным действиям экипажа, когда оба летчика должны полностью сконцентрироваться на процессе. Очень часто в паре летают старшие и опытные летчики и младшие операторы вооружения (и наоборот), чтобы обеспечить максимальную передачу опыта в ходе дозаправки в воздухе.
Распределение обязанностей между ведущим и ведомым, а также поддержание устойчивой связи были одними из важнейших элементов обеспечения успеха в бою.
Трубопроводы ряда систем и тяги управления проложены в обтекателе за кабиной. В ряде случаев дефекты этой системы приводили к потере управления самолетом.
VF-31 была последней эскадрильей ВМС США, на вооружении которой числились истребители Tomcat. 28 июля 2006 года с палубы авианосца "Эйзенхауэр" совершил последний полет истребитель модификации D. В составе эскадрильи была эта машина, принадлежащая авиационному командованию.
The Tomcat have everything down and out.
При заходе на посадку на авианосец Tomcat выглядит очень грациозно. Самолет имеет огромное число подвижных элементов, и при посадке все они приходят в движение. Поэтому F-14 получил прозвище "Индюк", поскольку многие считали, что он выглядит как толстый индюк, распушивший оперение.
74-я истребительная эскадрилья перед выходом авианосца "Саратога" в Красное море (7 августа 1990 года) едва успела завершить переучивание на F-14A+. Корабль вернулся в порт приписки 28 марта 1991 года, в следующий дальний поход "Саратога" ушла в 1992 году. В дальнейшем 74-я эскадрилья непродолжительное время была приписана к авианосцу "Констеллейшн", а затем последовало переформирование, в ходе которого эскадрилью вывели из числа частей постоянной готовности. До расформирования 28 апреля 1994 года она дислоцировалась на авиабазе Оушена и являлась эскадрильей "агрессоров", используя специально окрашенные самолеты, такие как этот F-14B.
Боевой дебют F-14A состоялся уже в первом походе, когда авианосец "Энтерпрайз" находился в Южно-Китайском море. Самолеты эскадрилий VF-1 и VF-2 принимали участие в обеспечении операции "Frequent Wind" - эвакуации американских граждан из Сайгона.
F-14 из эскадрильи VF-14 "Tophatters" садится на авианосец "Теодор Рузвельт" после выполнения боевой задачи над бывшей Югославией. Самолет несет управляемую бомбу под фюзеляжем, ракету Sidewinder, контейнер LANTIRN и 1011-литровые подвесные баки.
Несмотря на то, что пилот и оператор вооружения F-14 находились в отдельных, расположенных друг за другом кабинах, успеха в бою можно было достичь только в том случае, если они работали как "единый организм".
F-14 из VF-14 и VF-32 на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди" у Канн в декабре 1988 года, за несколько недель до того, как будут сбиты МиГ-23. Четыре члена экипажей будут награждены крестами "За летные боевые заслуги".
Авианосец "Энтерпрайз" (CVAN-65) заполнен вертолетами CH-53, принимавшими участие в финальной стадии эвакуации Сайгона. На борту авианосца также находились две эскадрильи истребителей Grumman F-14 Tomcat, впервые в своей карьере выполнивших полеты в зону боевых действий.
"Теодор Рузвельт" (справа) вместе с эсминцем "Гонсалес" в Ионическом море летом 1999 года.
Урезание расходов на оборону после окончания холодной войны привело к сокращению количества Tomcat, выпуск F-14D прекратился, в результате чего резко упал боевой дух. Его восстановлению способствовало появление F-14 как "Bombcat" (истребитель-бомбардировщик) и его использование в роли разведчика.
F-14B стартует с катапульты авианосца "Джордж Вашингтон" в Аравийском море. Этот снимок хорошо позволяет оценить внушительные размеры Tomcat.
Списанные американские F-14 на одной из баз хранения. 2007-2009 гг.
Иран
Иракцы познакомились с F-14 еще во время войны с Ираном. Истребитель представлял собой грозную силу даже в не очень умелых руках. Иран закупил самолеты данного типа в период правления шаха.
Иранский F-14A-(GR). Иран - единственный зарубежный эксплуатант F-14, они были почти идентичны Block 95 ВМС США и отличались упрощенными БРЛС и комплексом РЭБ, измененными замковыми устройствами и кислородной системой, а их УР Phoenix имели низкую помехозащищенность. Самолеты участвовали в войне с Ираком, хотя в основном применялись в роли самолетов ДРЛОиУ.
Истребители F-14 иранских ВВС (IRIAF) в период ирано-иракской войны получили трехцветный камуфляж и опознавательные знаки в виде зелено-бело-красных кругов
Иранский Tomcat
Во время войны с Ираком ВВС Исламской Республики Иран приняли на вооружение авиационную модификацию зенитной ракеты MIM-23B l-HAWK SAM, дав ей название AIM-23C Sejil. Несмотря на серьезные проблемы с разработкой, это оружие входит в состав комплекса вооружения многоцелевого истребителя Tomcat иранских ВВС.
В полете пара F-14A ВВС Ирана. На ближнем самолете видны две УР местного производства, изготовленные на базе ракет ЗРК «Усовершенствованный Хок». 2008-2010 гг.
The Iranian fleet of F-14A Tomcats remained fully operational and were used to excellent effect during the war. F-14A, 3-6079, was the last example delivered to Iran and one of the most distinguished during the whole war. At least a dozen Iraqi aircraft were shot down by different pilots flying this Tomcat alone.
F-14A ВВС Ирана периода ирано-иракской войны
Пилоты F-14A ВВС Ирана. Снимок сделан в 1977-1979 гг., до начала исламской революции
Майор Джалил Занди, считавшийся самым результативным иранским асом периода ирано-иракской войны, летавшим на F-14A. Ряд англоязычных изданий до недавнего времени приписывали ему 11 воздушных побед. Снимок времен ирано-иракской войны
В полете F-14A ВВС Ирана в новом серо-голубом камуфляже, 2012-2013 гг.
ВВС Ирана начали перевооружение истребителей-перехватчиков американской разработки Грумман F-14A «Томкэт» ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности национального производства. При этом ракеты нового поколения призваны заменить устаревшие американские УР класса «воздух-воздух» большой дальности AIM-54A «Феникс», поставленные США Ирану в конце 1970-х гг. в (еще в период правления шаха) вместе с самолетами F-14A.
F-14A ВВС Ирана в современной окраске. Международный аэропорт Тегерана, 16 апреля 2011 г.
Как ни парадоксально, но Иран понял, что содержание AIM-54 Phoenix труднее, чем обслуживание F-14. Современные модификации этого оружия, полученные методом "обратной разработки" (восстановления чужой технологии через анализ готовых изделий), находятся сейчас в эксплуатации, и, по имеющимся данным, их качества схожи с американскими AIM-54C.
 
НОСОВЫЕ ПОДВЕСНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ. Tomcat были оснащены различными подвесными контейнерами, крепившимися в носовой части фюзеляжа. На некоторых F-14A там размещалась инфракрасная (IR) аппаратура, на других модификациях устанавливалась низкоуровневая телевизионная камера (НТК) AN/AXX-1 Northrop. F-14D оснащались спаренными контейнерами от "General Electric" и "Martin Marietta" с НТК, расположенными с правой стороны, и инфракрасными датчиками поиска и слежения AN/AAS от фирмы "General Electric Aerospace Electronic Systems" с левой стороны. Почти все F-14 имели небольшой обтекатель, закрывающий передатчик станции импульсных помех AN/ALQ-126.
Впечатляющий результат боевой работы экипажа F-14D из состава 2-й эскадрильи "Bounty Hunters", Ирак, май 2003 года. Судя по значкам, были сброшены 49 УАБ GBU-16 калибром 454 кг и 10 УАБ GBU-31(V)2/B калибром 907 кг.