Messerschmitt Bf.110
Варианты:
Messerschmitt - Bf.110 - 1936 - Германия
Страна: Германия
Год: 1936


Истребитель
Описание:
Bf.110
Bf.110 (разв.)
Messerschmitt Bf 110
Фотографии:

Боковые проекции (33)

Bf.110

Двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец Bf 110V1 совершил свой первый полет 12 мая 1936 г. Серийное производство начато в июле 1938 г. Выпускался заводами BFW ("Мессершмитт") в Аугсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Фокке-Вульф" и "Готаер вагонфабрик". Всего изготовлено 616 экз. Самолет состоял на вооружении в Германии с февраля 1939 г., Италии, Румынии и Венгрии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - Bf 110B с моторами Jumo 210Ga;
  - Bf 110C с моторами DB601A и измененными законцовками крыла;
  - Bf 110D, дальний истребитель на базе Bf 110C с дополнительными подвесными баками;
  - Bf 110E, истребитель-бомбардировщик с усиленной бронезащитой, усиленной конструкцией, дополнительными наружными бомбодержателями;
  - Bf 110F с моторами DB601F и усиленной бронезащитой, на ночных вариантах введена РЛС;
  - Bf 110G с DB605B, с измененным вертикальным оперением, спаренным пулеметом у стрелка; с G-2 - усиленное шасси;
  - Bf 110H с усиленным фюзеляжем и убирающимся хвостовым колесом.
Каждая из этих модификаций имела большое количество вариантов различного назначения - дневные и ночные истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики.
Вооружение: 2x20(2x30)4-4x7,9 неподвижно впереди и 1x7,9(2x7,9) у стрелка на турели. Некоторые ночные истребители несли 2x20 или 2x30 наклонно вверх-вперед. Экипаж - 2 (у ночных истребителей модификации G - 3) человека. Бомбовая нагрузка от 500 (Bf 110C) до 2000 кг (Bf 110E). Первое боевое применение Bf 110 - в Польше в сентябре 1939 г. Далее они использовались на всех фронтах как истребители сопровождения и истребители-бомбардировщики. С июля 1940 г. - как ночные истребители в системе ПВО рейха. С 1942 г. - преимущественно в ПВО. В Италии, Румынии, Венгрии - в небольших количествах только как ночные истребители. Самолет снят с производства в марте 1945 г. Применялся на фронте до конца войны.

Bf.110 (разв.)

Тяжелый истребитель Bf 110 имел целый ряд модификаций для выполнения задач дальнего разведчика. Bf 110 - двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси, был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец истребителя, Bf 110V1, совершил первый полет 12 мая 1936 г., с августа 1937 г. началось серийное производство этих машин на заводе BFW в Аугсбурге, а затем также на предприятиях фирм MIAG и "Готаер ваггонфабрик". Первый вариант разведчика, Bf 110B-2, был выпущен в 1938 г. малой серией. Массовое производство разведывательных модификаций началось с лета 1940 г., с модели С-5. Всего было выпущено более 200 разведчиков Bf 110.
Экипаж у всех разведывательных модификаций - 2 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от базовой модификации истребителя.
Разведчики Bf 110 находились на вооружении только в Германии, с августа 1938 г.
В варианте разведчика выпускались следующие модификации:
  - Bf 110B-2 с моторами Jumo 210Ga и вооружением 5x7,9 на базе истребителя Bf 110B-1;
  - Bf 110C-5 с моторами DB 601A-1 и вооружением 5x7,9 на базе истребителя Bf 110C-4, выпускался также вариант Bf 110C-5/N с моторами DB 601N;
  - Bf 110E-3 с моторами DB 601A-1 и вооружением 5x7,9 (на части машин 7x7,9), усиленным планером, бронезащитой, подвесными сбрасываемыми бензобаками, измененным оборудованием;
  - Bf 110F-3, аналог Bf 110E-3 с моторами DB 601F и вооружением 7x7,9.
Разведывательные варианты Bf 110 впервые были использованы в июне 1940 г. в операциях над Южной Англией. Далее применялись в основном на советско-германском фронте в первой половине Великой Отечественной войны. Действовали над Украиной, Белоруссией, Прибалтикой. Эти машины воевали и в Северной Африке в 1941 - 1942 гг., обеспечивая операции корпуса Роммеля. Далее постепенно они были вытеснены более современными дальними разведчиками Ju 88D.
Производство разведывательных вариантов Bf 110 прекратили в феврале 1942 г.


Bf 110C-5||
Размах:||16,2 м
Длина:||12,1 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1100 л.с.

Messerschmitt Bf 110

Bf 110 был спроектирован компанией "Messerschmitt" согласно сформулированным требованиям Люфтваффе к двухмоторному истребителю. Аналогичные самолеты одновременно разрабатывались компаниями "Focke-Wulf" и "Henschel". Назначение самолета - тяжелый истребитель с возможностью использования в качестве скоростного бомбардировщика. Через некоторое время заказчик внес изменения в требования, и это привело к тому, что единственным претендентом на победу в конкурсе остался Messerschmitt Bf 110. Первый из трех прототипов выполнил первый полет 12 мая 1936 года. Установленные на нем два мотора Daimler-Benz DB 600A мощностью по 910 л.с. работали очень ненадежно, однако показанная на испытаниях скорость 505 км/ч и летные данные машины в целом удовлетворяли Люфтваффе. Проблемы с моторами отмечались на всех трех прототипах, однако предсерийные Bf 110A-0 получили более надежные Junkers Jumo 210Da мощностью по 680 л.с., но летные данные, конечно, ухудшались. Длительное ожидание мотора с непосредственным впрыском DB 601A серьезно задержало программу выпуска Bf 110. Собрав в марте 1938 года четвертый предсерийный самолет, фирма переключилась на выпуск варианта Bf 110B, на котором в дополнение к четырем пулеметам, как на Bf 110A-0, установили две 20-мм пушки. Помимо базового подварианта Bf 110B-1 строился и оснащенный фотоаппаратурой Bf 110B-2, а несколько Bf 110B-1 доработали в тренировочные Bf 110B-3 с двойным управлением. Долгожданные моторы DB 601A установили уже на вариант Bf 110C. Сначала было построено 10 предсерийных машин Bf 110C-0, их испытания начались в январе 1939 года. За ними последовали первые серийные истребители Bf 110C-1. К серийному выпуску подключили заводы компаний "Focke-Wulf" и "Gotha". Боевой дебют нового истребителя состоялся в Польше, а в декабре 1939 года Bf 110 впервые проявили себя как средство борьбы с бомбардировщиками, сбив в районе острова Гельголанд на Балтике девять из 22 британских Vickers Wellington. Первый опыт боевого применения показал необходимость этого самолета, выпуск Bf 110 считался приоритетной программой. До конца 1939 года было построено 315 самолетов, а в 1940 году темп производства достиг 102 машин в месяц.
  В 1940 году Bf 110 впервые встретил достойных противников в виде современных ему одномоторных истребителей. Выяснилось, что Bf 110 проигрывает в маневренности истребителям Hurricane и Spitfire, а оборонительного вооружения из одного турельного пулемета недостаточно. С первых дней битвы за Британию Bf 110 нести большие потери. Их все чаще стали использовать как бомбардировщики и разведчики, а с зимы 1940-1941 года - как ночные истребители. Первые ночные истребители Bf 110 не имели специализированного оборудования, поиск бомбардировщиков противника выполнялся визуально. На варианте Bf 110D-1/U-1 установили инфракрасный датчик, но данное устройство часто не срабатывало или отказывало. В середине 1941 года была создана наземная сеть управления ночными перехватчиками, после чего истребители резко увеличили свою эффективность. Через год Bf 110 получили РЛС Lichtenstein, к осени 1942 года большинство ночных истребителей Люфтваффе были оборудованы теми или иными поисковыми устройствами. В середине 1943 года британские ВВС нашли способ подавления бортовых РЛС ночных истребителей - путем сброса полос и кусочков алюминиевой фольги (система "Window"). В ответ на это через полгода на Bf 110 установили более совершенную РЛС, не реагировавшую на подобные помехи. В начале 1944 года численность германских ночных истребителей достигла своего пика. Среди них были 320 ночных истребителей Bf 110, что составляло 60% от общего числа ночников ПВО Германии. Через год численность этих Bf 110 снизилась до 150 самолетов, но тогда уже появились новые ночные истребители. В дальнейшем эффективность ПВО Германии снижалась, немалую роль в этом процессе сыграла нехватка топлива.
  Серийный выпуск Messerschmitt Bf 110 завершился в марте 1945 года; построено около 6050 самолетов всех вариантов.


Варианты
  
  Bf 110A-0: четыре предсерийных самолета с моторами Jumo 210B
  Bf 110B: первый серийный вариант; известны подварианты от Bf 110B-0 до Bf 110B-3
  Bf 110C: серийный вариант с моторами Daimler-Benz DB 601A мощностью по 1100 л. с.; выпускался в подвариантах от Bf 110C-0 до Bf 110C-7, включая истребитель-бомбардировщик Bf 110C-4 и разведчик Bf 110C-5
  Bf 110D: серийный вариант, строился в подвариантах от Bf 110D-0 до Bf 110D-3, включая дальний истребитель Bf 110D-2 и истребитель сопровождения Bf 110D-3
  Bf 110E: серийный вариант, строился в подвариантах от Bf 110E-0 до Bf 110E-3; E-1 - истребитель-бомбардировщик, E-2 - ночной истребитель, E-3 - дальний разведчик
  Bf 110F: серийный вариант, близкий Bf 110E, но с моторами DB 601F мощностью 1350 л. с.; строился в подвариантах до Bf 110F-4
<...>
Bf 110B-3, Франция, 1940г.
The Bf 110C-1 used by Rudolf Hess for his solo flight to Scotland on 10 May 1941.
Bf 110C-1, Польская кампания, 1939г.
Bf 110C-2 of the Stab l/ZG 2 at Darmstadt-Griesheim, April 1940, prior to the assault on France.
Здесь изображен Bf 110C из состава штабного звена I группы 2-й тяжелой истребительной эскадры, дислоцировавшейся в июле 1940 года в Амьене. Группой командовал майор Эрнст Отт - он погиб в бою 11 августа того же года.
A Bf 110C-2 of l/ZG 52 operating from Charleville during the "Battle of France" in June 1940.
Bf 110C обер-лейтенанта Вальтера Борхерса, зима 1941-1942 годов. Борхерс был командиром эскадрильи 8./NJG 3, когда служил в Люнеберге. Германия. Тогда его самолет имел окраску и обозначения ночного истребителя, нанесенные поверх прежней окраски, и изображение акульей пасти, широко использовавшееся в III.ZG 76.
Bf 110C майора Вольфганга Фалька, осень 1940 года. Фальк в качестве командира NJG 1 летал на этом самолете осенью 1940 года с аэродрома Арнхерн-Делен. Ему удалось одержать семь побед на этой машине, но штабные обязанности не позволили майору увеличить их счет.
Ночной истребитель Bf 110C из эскадрильи 2./NJG 1, Гютерслоу, июль 1940 года. Самолет сохранил изначальную окраску дневного истребителя.
A Bf 110C-4B of 5./ZG 1, the Wespen Geschwader, in the Caucasus in October 1942.
Bf 110C из I./ZG 26, лето 1940г.
A Bf 110C-4 of 2./ZG 26 when operating from Argos, Greece, for the assault on Crete, May 1941.
Этот Bf 110C состоял на вооружении 2./ZG26
Bf 110D-1/R1, Битва за Англию, 1940г.
Messerschmitt Bf 110D-3 of 9 Gruppe ZG26
Bf 110D-3 of l/NG 3 at Catania, Sicily, February 1941. The coding of LG 1 (from which unit formed) is retained.
Bf110D-3 командира I/SKG210 гауптмана Карла-Генца Стриккера, одержавшего восемь побед и погибшего 13 сентября 1941г. в районе Новгород-Северского (Черниговская обл.). 2 октября 1942г. был посмертно награжден "Рыцарским Крестом".
Bf110D-3 командира II/ZG1 гауптмана Рольфа Калдрака, на счету которого была 21 победа. Был сбит 2 февраля 1942г. вместе со своим ведомым - обер-лейтенантом Вальтером Ортманом - в схватке между четырьмя Bf110 с одиноким ЛаГГ-3 старшего лейтенанта Н.Ф.Бочарова из 21-го ИАП над аэродромом Старая Торопа. Награжден "Рыцарским Крестом с Дубовыми листьями" посмертно. Никто из четырех немецких летчиков не уцелел.
Bf 110D-3 из 4/ZG76, а/б Аль-Рашид, май 1941г.
A Bf 110D-3 (M8+GM) of 4./ZG 76 flying in support of Iraqi forces from Raschid, May 1941. Note crudely overpainted fuselage.
Мессершмитт Bf 110E, ZG26, зима 1941-1942 гг.
Тяжелый многоцелевой истребитель Мессершмитт Bf 110
Bf 110E-1/R4 of 8./ZG 26 operating from Berea in September 1942 under Fliegerfiihrer Afrika.
Bf 110E-1 of an operational conversion unit at Deblin-Irena, Poland, 1942.
Bf 110E-1/U-1 (зав. №3920) командира NJG 1 Вольфганга Фалька. Германия, весна 1941 г.
Bf 110E-1 (зав. № 4054) из 5./ZG 1. Самолет был сбит на Сталинградском направлении в июле 1942 г.
Bf-110E-2 командира 6(Z)JG5 оберлейтенанта Феликса Брандиса, аэродром Хебуктен, сентябрь 1941г.
Bf 110E-2, действовавший против советских войск с финских авиабаз, 1942г.
Messerschmitt Bf 110E, LN+PR, Теодора Вайссенбергера, 10.(Z)/JG 5. Норвегия, 15 мая 1942г.
Bf110E-2 (сер. N 3761) командира IV/ZG76 гауптмана Герхарда Шашке, одержавшего до момента своей гибели 19 побед. Погиб 27 июля 1941г. в бою с истребителями 145-го ИАП над аэродромом Шонгуй (район Мурманска).
Bf 110E-2, Северная Африка, 1942г.
Messerschmitt Bf 110F-1 из II./ZG 26, Восточный фронт, осень 1941г.
Bf 110F-3 из разведывательного отряда 2.(H)/14. Северная Африка, весна 1942 г.