Messerschmitt Bf.110
Варианты:
Messerschmitt - Bf.110 - 1936 - Германия
Страна: Германия
Год: 1936


Истребитель
Описание:
Bf.110
Bf.110 (разв.)
Messerschmitt Bf 110
Flight, October 1939
Fighters of the Luftwaffe
Фотографии:

Кабина (9)

Bf.110

Двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец Bf 110V1 совершил свой первый полет 12 мая 1936 г. Серийное производство начато в июле 1938 г. Выпускался заводами BFW ("Мессершмитт") в Аугсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Фокке-Вульф" и "Готаер вагонфабрик". Всего изготовлено 616 экз. Самолет состоял на вооружении в Германии с февраля 1939 г., Италии, Румынии и Венгрии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
   - Bf 110B с моторами Jumo 210Ga;
   - Bf 110C с моторами DB601A и измененными законцовками крыла;
   - Bf 110D, дальний истребитель на базе Bf 110C с дополнительными подвесными баками;
   - Bf 110E, истребитель-бомбардировщик с усиленной бронезащитой, усиленной конструкцией, дополнительными наружными бомбодержателями;
   - Bf 110F с моторами DB601F и усиленной бронезащитой, на ночных вариантах введена РЛС;
   - Bf 110G с DB605B, с измененным вертикальным оперением, спаренным пулеметом у стрелка; с G-2 - усиленное шасси;
   - Bf 110H с усиленным фюзеляжем и убирающимся хвостовым колесом.
Каждая из этих модификаций имела большое количество вариантов различного назначения - дневные и ночные истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики.
Вооружение: 2x20(2x30)4-4x7,9 неподвижно впереди и 1x7,9(2x7,9) у стрелка на турели. Некоторые ночные истребители несли 2x20 или 2x30 наклонно вверх-вперед. Экипаж - 2 (у ночных истребителей модификации G - 3) человека. Бомбовая нагрузка от 500 (Bf 110C) до 2000 кг (Bf 110E). Первое боевое применение Bf 110 - в Польше в сентябре 1939 г. Далее они использовались на всех фронтах как истребители сопровождения и истребители-бомбардировщики. С июля 1940 г. - как ночные истребители в системе ПВО рейха. С 1942 г. - преимущественно в ПВО. В Италии, Румынии, Венгрии - в небольших количествах только как ночные истребители. Самолет снят с производства в марте 1945 г. Применялся на фронте до конца войны.

Bf.110 (разв.)

Тяжелый истребитель Bf 110 имел целый ряд модификаций для выполнения задач дальнего разведчика. Bf 110 - двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси, был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец истребителя, Bf 110V1, совершил первый полет 12 мая 1936 г., с августа 1937 г. началось серийное производство этих машин на заводе BFW в Аугсбурге, а затем также на предприятиях фирм MIAG и "Готаер ваггонфабрик". Первый вариант разведчика, Bf 110B-2, был выпущен в 1938 г. малой серией. Массовое производство разведывательных модификаций началось с лета 1940 г., с модели С-5. Всего было выпущено более 200 разведчиков Bf 110.
Экипаж у всех разведывательных модификаций - 2 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от базовой модификации истребителя.
Разведчики Bf 110 находились на вооружении только в Германии, с августа 1938 г.
В варианте разведчика выпускались следующие модификации:
   - Bf 110B-2 с моторами Jumo 210Ga и вооружением 5x7,9 на базе истребителя Bf 110B-1;
   - Bf 110C-5 с моторами DB 601A-1 и вооружением 5x7,9 на базе истребителя Bf 110C-4, выпускался также вариант Bf 110C-5/N с моторами DB 601N;
   - Bf 110E-3 с моторами DB 601A-1 и вооружением 5x7,9 (на части машин 7x7,9), усиленным планером, бронезащитой, подвесными сбрасываемыми бензобаками, измененным оборудованием;
   - Bf 110F-3, аналог Bf 110E-3 с моторами DB 601F и вооружением 7x7,9.
Разведывательные варианты Bf 110 впервые были использованы в июне 1940 г. в операциях над Южной Англией. Далее применялись в основном на советско-германском фронте в первой половине Великой Отечественной войны. Действовали над Украиной, Белоруссией, Прибалтикой. Эти машины воевали и в Северной Африке в 1941 - 1942 гг., обеспечивая операции корпуса Роммеля. Далее постепенно они были вытеснены более современными дальними разведчиками Ju 88D.
Производство разведывательных вариантов Bf 110 прекратили в феврале 1942 г.


Bf 110C-5||
Размах:||16,2 м
Длина:||12,1 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1100 л.с.

Messerschmitt Bf 110

Bf 110 был спроектирован компанией "Messerschmitt" согласно сформулированным требованиям Люфтваффе к двухмоторному истребителю. Аналогичные самолеты одновременно разрабатывались компаниями "Focke-Wulf" и "Henschel". Назначение самолета - тяжелый истребитель с возможностью использования в качестве скоростного бомбардировщика. Через некоторое время заказчик внес изменения в требования, и это привело к тому, что единственным претендентом на победу в конкурсе остался Messerschmitt Bf 110. Первый из трех прототипов выполнил первый полет 12 мая 1936 года. Установленные на нем два мотора Daimler-Benz DB 600A мощностью по 910 л.с. работали очень ненадежно, однако показанная на испытаниях скорость 505 км/ч и летные данные машины в целом удовлетворяли Люфтваффе. Проблемы с моторами отмечались на всех трех прототипах, однако предсерийные Bf 110A-0 получили более надежные Junkers Jumo 210Da мощностью по 680 л.с., но летные данные, конечно, ухудшались. Длительное ожидание мотора с непосредственным впрыском DB 601A серьезно задержало программу выпуска Bf 110. Собрав в марте 1938 года четвертый предсерийный самолет, фирма переключилась на выпуск варианта Bf 110B, на котором в дополнение к четырем пулеметам, как на Bf 110A-0, установили две 20-мм пушки. Помимо базового подварианта Bf 110B-1 строился и оснащенный фотоаппаратурой Bf 110B-2, а несколько Bf 110B-1 доработали в тренировочные Bf 110B-3 с двойным управлением. Долгожданные моторы DB 601A установили уже на вариант Bf 110C. Сначала было построено 10 предсерийных машин Bf 110C-0, их испытания начались в январе 1939 года. За ними последовали первые серийные истребители Bf 110C-1. К серийному выпуску подключили заводы компаний "Focke-Wulf" и "Gotha". Боевой дебют нового истребителя состоялся в Польше, а в декабре 1939 года Bf 110 впервые проявили себя как средство борьбы с бомбардировщиками, сбив в районе острова Гельголанд на Балтике девять из 22 британских Vickers Wellington. Первый опыт боевого применения показал необходимость этого самолета, выпуск Bf 110 считался приоритетной программой. До конца 1939 года было построено 315 самолетов, а в 1940 году темп производства достиг 102 машин в месяц.
   В 1940 году Bf 110 впервые встретил достойных противников в виде современных ему одномоторных истребителей. Выяснилось, что Bf 110 проигрывает в маневренности истребителям Hurricane и Spitfire, а оборонительного вооружения из одного турельного пулемета недостаточно. С первых дней битвы за Британию Bf 110 нести большие потери. Их все чаще стали использовать как бомбардировщики и разведчики, а с зимы 1940-1941 года - как ночные истребители. Первые ночные истребители Bf 110 не имели специализированного оборудования, поиск бомбардировщиков противника выполнялся визуально. На варианте Bf 110D-1/U-1 установили инфракрасный датчик, но данное устройство часто не срабатывало или отказывало. В середине 1941 года была создана наземная сеть управления ночными перехватчиками, после чего истребители резко увеличили свою эффективность. Через год Bf 110 получили РЛС Lichtenstein, к осени 1942 года большинство ночных истребителей Люфтваффе были оборудованы теми или иными поисковыми устройствами. В середине 1943 года британские ВВС нашли способ подавления бортовых РЛС ночных истребителей - путем сброса полос и кусочков алюминиевой фольги (система "Window"). В ответ на это через полгода на Bf 110 установили более совершенную РЛС, не реагировавшую на подобные помехи. В начале 1944 года численность германских ночных истребителей достигла своего пика. Среди них были 320 ночных истребителей Bf 110, что составляло 60% от общего числа ночников ПВО Германии. Через год численность этих Bf 110 снизилась до 150 самолетов, но тогда уже появились новые ночные истребители. В дальнейшем эффективность ПВО Германии снижалась, немалую роль в этом процессе сыграла нехватка топлива.
   Серийный выпуск Messerschmitt Bf 110 завершился в марте 1945 года; построено около 6050 самолетов всех вариантов.


Варианты
  
   Bf 110A-0: четыре предсерийных самолета с моторами Jumo 210B
   Bf 110B: первый серийный вариант; известны подварианты от Bf 110B-0 до Bf 110B-3
   Bf 110C: серийный вариант с моторами Daimler-Benz DB 601A мощностью по 1100 л. с.; выпускался в подвариантах от Bf 110C-0 до Bf 110C-7, включая истребитель-бомбардировщик Bf 110C-4 и разведчик Bf 110C-5
   Bf 110D: серийный вариант, строился в подвариантах от Bf 110D-0 до Bf 110D-3, включая дальний истребитель Bf 110D-2 и истребитель сопровождения Bf 110D-3
   Bf 110E: серийный вариант, строился в подвариантах от Bf 110E-0 до Bf 110E-3; E-1 - истребитель-бомбардировщик, E-2 - ночной истребитель, E-3 - дальний разведчик
   Bf 110F: серийный вариант, близкий Bf 110E, но с моторами DB 601F мощностью 1350 л. с.; строился в подвариантах до Bf 110F-4
<...>

Flight, October 1939

Fighters of the Luftwaffe
By H.F.King

Messerschmitt Me 110

   Like the other Powers, Germany has developed twin-engined fighters, the standard type being the Messerschmitt. 110 two-seater. A machine of this type was demonstrated at Nuremberg in September, 1938, and since that time has been issued in quantity to squadrons of the Luftwaffe. At least one squadron took part in the fly-past in June this year in honour of Prince Paul, Regent of Jugoslavia. Little information is available on the new Messerschmitt, but the machine is depicted on this page. The prototype was equipped with two Daimler-Benz DB 601 engines with two-speed superchargers. Each of these units, according to a French source, delivered a maximum of 1,360 h.p. and gave a top speed of 379 m.p.h. at 16,400ft. Possibly some of the production machines have been powered with Junkers Jumo 211s.
   The armament of the Me 110 is two fixed shell-guns (20 or 23 mm.) and four machine guns, which may be of heavier calibre than is normally fitted.
   It may be assumed that the range of the Me 110 is considerably longer than that attainable by the single-engined fighters, and the machine is accordingly suitable for escort work. In addition, it can be used for light bombing, ground attack or reconnaissance, or may function as a "fighter-command" type or what the French call (commandement a la chasse).
Still missing: the windscreen of Jim’s other Bf 110E-2, 4502, stolen at Hull Docks 15 months ago.
Кабина летчика "церштерера"
На этих трех снимках кабина пилота Bf 110: сверху - приборная панель, справа вверху - левый борт кабины, справа внизу - правый борт кабины. Приборное оборудование позволяет выполнять и "слепые полеты" в сложных метеорологических условиях или ночью. Обратите внимание на несколько необычное расположения повторителя компаса на правой части приборной панели - пожалуй, единственный недостаток эргономики приборного оборудования. Его "обычное" место на панели занимают переключатели пулеметов и счетчики остатка патронов. Как остроумно заметил по этому поводу один английский летчик-испытатель: "Очевидно, чиновник по артвооружению в Рейхсминистерстве авиации имел больший "вес", чем все остальные..."
Кабина стрелка-радиста: вверху - вид вперед по полету на приборную панель с радиооборудованием; слева вверху - на пушечный лафет на полу кабины с установленными магазинами и на запасные магазины по правому борту; слева - вид назад
Экипаж Bf 110: слева - пилот, справа - штурман-стрелок
An interesting shot of the pilot at his controls, taken from the radioman's seat in the rear. Note the auxiliary set of flight instruments; the artificial horizon, altimeter, airspeed indicator and chronometer.
Многие варианты Bf 110 несли четыре пулемета MG 17 в носовой части и один такой же в оборонительной установке
Вид на 7,92-мм пулемет MG 15 в кабине стрелка
Удачный снимок с места стрелка Bf 110 - падает горящий "Спитфайр"