Messerschmitt Bf.110
Варианты:
Messerschmitt - Bf.110 - 1936 - Германия
Страна: Германия
Год: 1936


Истребитель
Описание:
Bf.110
Bf.110 (разв.)
Messerschmitt Bf 110
Фотографии:

Обломки (21)

Bf.110

Двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец Bf 110V1 совершил свой первый полет 12 мая 1936 г. Серийное производство начато в июле 1938 г. Выпускался заводами BFW ("Мессершмитт") в Аугсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Фокке-Вульф" и "Готаер вагонфабрик". Всего изготовлено 616 экз. Самолет состоял на вооружении в Германии с февраля 1939 г., Италии, Румынии и Венгрии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - Bf 110B с моторами Jumo 210Ga;
  - Bf 110C с моторами DB601A и измененными законцовками крыла;
  - Bf 110D, дальний истребитель на базе Bf 110C с дополнительными подвесными баками;
  - Bf 110E, истребитель-бомбардировщик с усиленной бронезащитой, усиленной конструкцией, дополнительными наружными бомбодержателями;
  - Bf 110F с моторами DB601F и усиленной бронезащитой, на ночных вариантах введена РЛС;
  - Bf 110G с DB605B, с измененным вертикальным оперением, спаренным пулеметом у стрелка; с G-2 - усиленное шасси;
  - Bf 110H с усиленным фюзеляжем и убирающимся хвостовым колесом.
Каждая из этих модификаций имела большое количество вариантов различного назначения - дневные и ночные истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики.
Вооружение: 2x20(2x30)4-4x7,9 неподвижно впереди и 1x7,9(2x7,9) у стрелка на турели. Некоторые ночные истребители несли 2x20 или 2x30 наклонно вверх-вперед. Экипаж - 2 (у ночных истребителей модификации G - 3) человека. Бомбовая нагрузка от 500 (Bf 110C) до 2000 кг (Bf 110E). Первое боевое применение Bf 110 - в Польше в сентябре 1939 г. Далее они использовались на всех фронтах как истребители сопровождения и истребители-бомбардировщики. С июля 1940 г. - как ночные истребители в системе ПВО рейха. С 1942 г. - преимущественно в ПВО. В Италии, Румынии, Венгрии - в небольших количествах только как ночные истребители. Самолет снят с производства в марте 1945 г. Применялся на фронте до конца войны.

Bf.110 (разв.)

Тяжелый истребитель Bf 110 имел целый ряд модификаций для выполнения задач дальнего разведчика. Bf 110 - двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси, был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец истребителя, Bf 110V1, совершил первый полет 12 мая 1936 г., с августа 1937 г. началось серийное производство этих машин на заводе BFW в Аугсбурге, а затем также на предприятиях фирм MIAG и "Готаер ваггонфабрик". Первый вариант разведчика, Bf 110B-2, был выпущен в 1938 г. малой серией. Массовое производство разведывательных модификаций началось с лета 1940 г., с модели С-5. Всего было выпущено более 200 разведчиков Bf 110.
Экипаж у всех разведывательных модификаций - 2 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от базовой модификации истребителя.
Разведчики Bf 110 находились на вооружении только в Германии, с августа 1938 г.
В варианте разведчика выпускались следующие модификации:
  - Bf 110B-2 с моторами Jumo 210Ga и вооружением 5x7,9 на базе истребителя Bf 110B-1;
  - Bf 110C-5 с моторами DB 601A-1 и вооружением 5x7,9 на базе истребителя Bf 110C-4, выпускался также вариант Bf 110C-5/N с моторами DB 601N;
  - Bf 110E-3 с моторами DB 601A-1 и вооружением 5x7,9 (на части машин 7x7,9), усиленным планером, бронезащитой, подвесными сбрасываемыми бензобаками, измененным оборудованием;
  - Bf 110F-3, аналог Bf 110E-3 с моторами DB 601F и вооружением 7x7,9.
Разведывательные варианты Bf 110 впервые были использованы в июне 1940 г. в операциях над Южной Англией. Далее применялись в основном на советско-германском фронте в первой половине Великой Отечественной войны. Действовали над Украиной, Белоруссией, Прибалтикой. Эти машины воевали и в Северной Африке в 1941 - 1942 гг., обеспечивая операции корпуса Роммеля. Далее постепенно они были вытеснены более современными дальними разведчиками Ju 88D.
Производство разведывательных вариантов Bf 110 прекратили в феврале 1942 г.


Bf 110C-5||
Размах:||16,2 м
Длина:||12,1 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1100 л.с.

Messerschmitt Bf 110

Bf 110 был спроектирован компанией "Messerschmitt" согласно сформулированным требованиям Люфтваффе к двухмоторному истребителю. Аналогичные самолеты одновременно разрабатывались компаниями "Focke-Wulf" и "Henschel". Назначение самолета - тяжелый истребитель с возможностью использования в качестве скоростного бомбардировщика. Через некоторое время заказчик внес изменения в требования, и это привело к тому, что единственным претендентом на победу в конкурсе остался Messerschmitt Bf 110. Первый из трех прототипов выполнил первый полет 12 мая 1936 года. Установленные на нем два мотора Daimler-Benz DB 600A мощностью по 910 л.с. работали очень ненадежно, однако показанная на испытаниях скорость 505 км/ч и летные данные машины в целом удовлетворяли Люфтваффе. Проблемы с моторами отмечались на всех трех прототипах, однако предсерийные Bf 110A-0 получили более надежные Junkers Jumo 210Da мощностью по 680 л.с., но летные данные, конечно, ухудшались. Длительное ожидание мотора с непосредственным впрыском DB 601A серьезно задержало программу выпуска Bf 110. Собрав в марте 1938 года четвертый предсерийный самолет, фирма переключилась на выпуск варианта Bf 110B, на котором в дополнение к четырем пулеметам, как на Bf 110A-0, установили две 20-мм пушки. Помимо базового подварианта Bf 110B-1 строился и оснащенный фотоаппаратурой Bf 110B-2, а несколько Bf 110B-1 доработали в тренировочные Bf 110B-3 с двойным управлением. Долгожданные моторы DB 601A установили уже на вариант Bf 110C. Сначала было построено 10 предсерийных машин Bf 110C-0, их испытания начались в январе 1939 года. За ними последовали первые серийные истребители Bf 110C-1. К серийному выпуску подключили заводы компаний "Focke-Wulf" и "Gotha". Боевой дебют нового истребителя состоялся в Польше, а в декабре 1939 года Bf 110 впервые проявили себя как средство борьбы с бомбардировщиками, сбив в районе острова Гельголанд на Балтике девять из 22 британских Vickers Wellington. Первый опыт боевого применения показал необходимость этого самолета, выпуск Bf 110 считался приоритетной программой. До конца 1939 года было построено 315 самолетов, а в 1940 году темп производства достиг 102 машин в месяц.
  В 1940 году Bf 110 впервые встретил достойных противников в виде современных ему одномоторных истребителей. Выяснилось, что Bf 110 проигрывает в маневренности истребителям Hurricane и Spitfire, а оборонительного вооружения из одного турельного пулемета недостаточно. С первых дней битвы за Британию Bf 110 нести большие потери. Их все чаще стали использовать как бомбардировщики и разведчики, а с зимы 1940-1941 года - как ночные истребители. Первые ночные истребители Bf 110 не имели специализированного оборудования, поиск бомбардировщиков противника выполнялся визуально. На варианте Bf 110D-1/U-1 установили инфракрасный датчик, но данное устройство часто не срабатывало или отказывало. В середине 1941 года была создана наземная сеть управления ночными перехватчиками, после чего истребители резко увеличили свою эффективность. Через год Bf 110 получили РЛС Lichtenstein, к осени 1942 года большинство ночных истребителей Люфтваффе были оборудованы теми или иными поисковыми устройствами. В середине 1943 года британские ВВС нашли способ подавления бортовых РЛС ночных истребителей - путем сброса полос и кусочков алюминиевой фольги (система "Window"). В ответ на это через полгода на Bf 110 установили более совершенную РЛС, не реагировавшую на подобные помехи. В начале 1944 года численность германских ночных истребителей достигла своего пика. Среди них были 320 ночных истребителей Bf 110, что составляло 60% от общего числа ночников ПВО Германии. Через год численность этих Bf 110 снизилась до 150 самолетов, но тогда уже появились новые ночные истребители. В дальнейшем эффективность ПВО Германии снижалась, немалую роль в этом процессе сыграла нехватка топлива.
  Серийный выпуск Messerschmitt Bf 110 завершился в марте 1945 года; построено около 6050 самолетов всех вариантов.


Варианты
  
  Bf 110A-0: четыре предсерийных самолета с моторами Jumo 210B
  Bf 110B: первый серийный вариант; известны подварианты от Bf 110B-0 до Bf 110B-3
  Bf 110C: серийный вариант с моторами Daimler-Benz DB 601A мощностью по 1100 л. с.; выпускался в подвариантах от Bf 110C-0 до Bf 110C-7, включая истребитель-бомбардировщик Bf 110C-4 и разведчик Bf 110C-5
  Bf 110D: серийный вариант, строился в подвариантах от Bf 110D-0 до Bf 110D-3, включая дальний истребитель Bf 110D-2 и истребитель сопровождения Bf 110D-3
  Bf 110E: серийный вариант, строился в подвариантах от Bf 110E-0 до Bf 110E-3; E-1 - истребитель-бомбардировщик, E-2 - ночной истребитель, E-3 - дальний разведчик
  Bf 110F: серийный вариант, близкий Bf 110E, но с моторами DB 601F мощностью 1350 л. с.; строился в подвариантах до Bf 110F-4
<...>
P-47 атакует Мессершмитт 110
"Вот он задымил..." Правый мотор Bf 110 уже горит. Хорошо видны трассы снарядов 20-мм пушек, оставляющие позади себя "жгуты" инверсионных следов.
Техники приступили к ремонту Bf 110C, поврежденного над Францией. 1940 г.
Bf 110F из группы I/ZG 1, получивший боевые повреждения во время Курской битвы. Лето 1943 г.
This Bf 110C experienced a rather hard landing on a desert airfield in Lybia. Luftwaffe ground personnel have already begun reclaiming the aircraft and her fuselage has been raised and held in place by the large stepladders so that the tail surfaces will not get damaged.
The Bf 110 seen from the Tiger Moth, before the armoured cars arrived.
Inspecting the Messerschmitt Bf 110 after removal of the booby trap hooked onto the battery beneath the tailplane.
Armoured car crews standing on the Bf 110’s tailplane after the bomb was made safe.
The Bf 110 on shear legs whilst a hole was dug to lower the wheels for towing.
И все же война в России с самого начала преподносила немецким летчикам не только приятные сюрпризы.
Bf 110C из 6-й эскадрильи 26-го авиаполка тяжелых истребителей, поврежденный во время неудачной посадки на аэродроме Малеме.
А этот ночной истребитель Bf 110F-2 напоролся на очередь хвостового стрелка "Галифакса"
Снимок сделан во Франции летом 1940 года. Самолет из 1./ZG 52 либо "встал на нос" при взлете с полевого аэродрома или едва не скапотировал при посадке.
Bf 110C (Wr.Nr. 0965), скапотировавший при посадке на размокшем финском аэродроме
Самолет, сбитый советскими зенитчиками
Первые часы Великой Отечественной войны, один из первых сбитых фашистских самолетов - Bf 110
Экипаж этого поврежденного в бою "церштерера" уцелел. Польша, сентябрь 1939 г.
Мессершмитт Bf 110, сбитый 8 июня 1940г.
Этот "церштерер" (Wr.Nr. 3341) из группы Erpr.Gr. 210 получил боевые повреждения и совершил вынужденную посадку на территории Англии, став британским трофеем
Ju 52/3 "бреет" верхушки деревьев, окружающих аэродром Осло-Форнебю, 9 апреля 1940 года - первый день вторжения в Норвегию. На переднем плане виден потерпевший катастрофу Bf 110 из подразделения 1./ZG6.
Авиационная свалка под Мюнхеном сфотографирована в 1946 году. На снимке можно различить He 111, Me 262, Ju 88, Ju 52/3m и, как минимум, один Bf 110. К 25 апреля 1945 года большинство He 111 переключили на выполнение транспортных перевозок, но 27 самолетов из Gruppe Uhl продолжали выполнять ночные бомбардировки железнодорожных станций. Были еще 15 буксировщиков планеров из группы Schleppgruppe 1, дислоцированной в Кёнигграце.