Messerschmitt Bf.110
Варианты:
Messerschmitt - Bf.110 - 1936 - Германия
Страна: Германия
Год: 1936


Истребитель
Описание:
Bf.110
Bf.110 (разв.)
Messerschmitt Bf 110
Фотографии:

Цветные фото (9)

Bf.110

Двухмоторный истребитель, цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец Bf 110V1 совершил свой первый полет 12 мая 1936 г. Серийное производство начато в июле 1938 г. Выпускался заводами BFW ("Мессершмитт") в Аугсбурге, MIAG в Брауншвейге, "Фокке-Вульф" и "Готаер вагонфабрик". Всего изготовлено 616 экз. Самолет состоял на вооружении в Германии с февраля 1939 г., Италии, Румынии и Венгрии - с 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - Bf 110B с моторами Jumo 210Ga;
  - Bf 110C с моторами DB601A и измененными законцовками крыла;
  - Bf 110D, дальний истребитель на базе Bf 110C с дополнительными подвесными баками;
  - Bf 110E, истребитель-бомбардировщик с усиленной бронезащитой, усиленной конструкцией, дополнительными наружными бомбодержателями;
  - Bf 110F с моторами DB601F и усиленной бронезащитой, на ночных вариантах введена РЛС;
  - Bf 110G с DB605B, с измененным вертикальным оперением, спаренным пулеметом у стрелка; с G-2 - усиленное шасси;
  - Bf 110H с усиленным фюзеляжем и убирающимся хвостовым колесом.
Каждая из этих модификаций имела большое количество вариантов различного назначения - дневные и ночные истребители, истребители-бомбардировщики, разведчики.
Вооружение: 2x20(2x30)4-4x7,9 неподвижно впереди и 1x7,9(2x7,9) у стрелка на турели. Некоторые ночные истребители несли 2x20 или 2x30 наклонно вверх-вперед. Экипаж - 2 (у ночных истребителей модификации G - 3) человека. Бомбовая нагрузка от 500 (Bf 110C) до 2000 кг (Bf 110E). Первое боевое применение Bf 110 - в Польше в сентябре 1939 г. Далее они использовались на всех фронтах как истребители сопровождения и истребители-бомбардировщики. С июля 1940 г. - как ночные истребители в системе ПВО рейха. С 1942 г. - преимущественно в ПВО. В Италии, Румынии, Венгрии - в небольших количествах только как ночные истребители. Самолет снят с производства в марте 1945 г. Применялся на фронте до конца войны.

Bf.110 (разв.)

Тяжелый истребитель Bf 110 имел целый ряд модификаций для выполнения задач дальнего разведчика. Bf 110 - двухмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси, был спроектирован в КБ фирмы "Байерише флюгцойгверке" (BFW) под руководством В. Мессершмитта. Опытный образец истребителя, Bf 110V1, совершил первый полет 12 мая 1936 г., с августа 1937 г. началось серийное производство этих машин на заводе BFW в Аугсбурге, а затем также на предприятиях фирм MIAG и "Готаер ваггонфабрик". Первый вариант разведчика, Bf 110B-2, был выпущен в 1938 г. малой серией. Массовое производство разведывательных модификаций началось с лета 1940 г., с модели С-5. Всего было выпущено более 200 разведчиков Bf 110.
Экипаж у всех разведывательных модификаций - 2 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от базовой модификации истребителя.
Разведчики Bf 110 находились на вооружении только в Германии, с августа 1938 г.
В варианте разведчика выпускались следующие модификации:
  - Bf 110B-2 с моторами Jumo 210Ga и вооружением 5x7,9 на базе истребителя Bf 110B-1;
  - Bf 110C-5 с моторами DB 601A-1 и вооружением 5x7,9 на базе истребителя Bf 110C-4, выпускался также вариант Bf 110C-5/N с моторами DB 601N;
  - Bf 110E-3 с моторами DB 601A-1 и вооружением 5x7,9 (на части машин 7x7,9), усиленным планером, бронезащитой, подвесными сбрасываемыми бензобаками, измененным оборудованием;
  - Bf 110F-3, аналог Bf 110E-3 с моторами DB 601F и вооружением 7x7,9.
Разведывательные варианты Bf 110 впервые были использованы в июне 1940 г. в операциях над Южной Англией. Далее применялись в основном на советско-германском фронте в первой половине Великой Отечественной войны. Действовали над Украиной, Белоруссией, Прибалтикой. Эти машины воевали и в Северной Африке в 1941 - 1942 гг., обеспечивая операции корпуса Роммеля. Далее постепенно они были вытеснены более современными дальними разведчиками Ju 88D.
Производство разведывательных вариантов Bf 110 прекратили в феврале 1942 г.


Bf 110C-5||
Размах:||16,2 м
Длина:||12,1 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1100 л.с.

Messerschmitt Bf 110

Bf 110 был спроектирован компанией "Messerschmitt" согласно сформулированным требованиям Люфтваффе к двухмоторному истребителю. Аналогичные самолеты одновременно разрабатывались компаниями "Focke-Wulf" и "Henschel". Назначение самолета - тяжелый истребитель с возможностью использования в качестве скоростного бомбардировщика. Через некоторое время заказчик внес изменения в требования, и это привело к тому, что единственным претендентом на победу в конкурсе остался Messerschmitt Bf 110. Первый из трех прототипов выполнил первый полет 12 мая 1936 года. Установленные на нем два мотора Daimler-Benz DB 600A мощностью по 910 л.с. работали очень ненадежно, однако показанная на испытаниях скорость 505 км/ч и летные данные машины в целом удовлетворяли Люфтваффе. Проблемы с моторами отмечались на всех трех прототипах, однако предсерийные Bf 110A-0 получили более надежные Junkers Jumo 210Da мощностью по 680 л.с., но летные данные, конечно, ухудшались. Длительное ожидание мотора с непосредственным впрыском DB 601A серьезно задержало программу выпуска Bf 110. Собрав в марте 1938 года четвертый предсерийный самолет, фирма переключилась на выпуск варианта Bf 110B, на котором в дополнение к четырем пулеметам, как на Bf 110A-0, установили две 20-мм пушки. Помимо базового подварианта Bf 110B-1 строился и оснащенный фотоаппаратурой Bf 110B-2, а несколько Bf 110B-1 доработали в тренировочные Bf 110B-3 с двойным управлением. Долгожданные моторы DB 601A установили уже на вариант Bf 110C. Сначала было построено 10 предсерийных машин Bf 110C-0, их испытания начались в январе 1939 года. За ними последовали первые серийные истребители Bf 110C-1. К серийному выпуску подключили заводы компаний "Focke-Wulf" и "Gotha". Боевой дебют нового истребителя состоялся в Польше, а в декабре 1939 года Bf 110 впервые проявили себя как средство борьбы с бомбардировщиками, сбив в районе острова Гельголанд на Балтике девять из 22 британских Vickers Wellington. Первый опыт боевого применения показал необходимость этого самолета, выпуск Bf 110 считался приоритетной программой. До конца 1939 года было построено 315 самолетов, а в 1940 году темп производства достиг 102 машин в месяц.
  В 1940 году Bf 110 впервые встретил достойных противников в виде современных ему одномоторных истребителей. Выяснилось, что Bf 110 проигрывает в маневренности истребителям Hurricane и Spitfire, а оборонительного вооружения из одного турельного пулемета недостаточно. С первых дней битвы за Британию Bf 110 нести большие потери. Их все чаще стали использовать как бомбардировщики и разведчики, а с зимы 1940-1941 года - как ночные истребители. Первые ночные истребители Bf 110 не имели специализированного оборудования, поиск бомбардировщиков противника выполнялся визуально. На варианте Bf 110D-1/U-1 установили инфракрасный датчик, но данное устройство часто не срабатывало или отказывало. В середине 1941 года была создана наземная сеть управления ночными перехватчиками, после чего истребители резко увеличили свою эффективность. Через год Bf 110 получили РЛС Lichtenstein, к осени 1942 года большинство ночных истребителей Люфтваффе были оборудованы теми или иными поисковыми устройствами. В середине 1943 года британские ВВС нашли способ подавления бортовых РЛС ночных истребителей - путем сброса полос и кусочков алюминиевой фольги (система "Window"). В ответ на это через полгода на Bf 110 установили более совершенную РЛС, не реагировавшую на подобные помехи. В начале 1944 года численность германских ночных истребителей достигла своего пика. Среди них были 320 ночных истребителей Bf 110, что составляло 60% от общего числа ночников ПВО Германии. Через год численность этих Bf 110 снизилась до 150 самолетов, но тогда уже появились новые ночные истребители. В дальнейшем эффективность ПВО Германии снижалась, немалую роль в этом процессе сыграла нехватка топлива.
  Серийный выпуск Messerschmitt Bf 110 завершился в марте 1945 года; построено около 6050 самолетов всех вариантов.


Варианты
  
  Bf 110A-0: четыре предсерийных самолета с моторами Jumo 210B
  Bf 110B: первый серийный вариант; известны подварианты от Bf 110B-0 до Bf 110B-3
  Bf 110C: серийный вариант с моторами Daimler-Benz DB 601A мощностью по 1100 л. с.; выпускался в подвариантах от Bf 110C-0 до Bf 110C-7, включая истребитель-бомбардировщик Bf 110C-4 и разведчик Bf 110C-5
  Bf 110D: серийный вариант, строился в подвариантах от Bf 110D-0 до Bf 110D-3, включая дальний истребитель Bf 110D-2 и истребитель сопровождения Bf 110D-3
  Bf 110E: серийный вариант, строился в подвариантах от Bf 110E-0 до Bf 110E-3; E-1 - истребитель-бомбардировщик, E-2 - ночной истребитель, E-3 - дальний разведчик
  Bf 110F: серийный вариант, близкий Bf 110E, но с моторами DB 601F мощностью 1350 л. с.; строился в подвариантах до Bf 110F-4
<...>
Bf 110D из эскадры ZG 26 в полете над Северной Африкой, 1942 год. Боевой дебют Bf 110D состоялся в период боев за Британию. Затем эскадру JG 26 перебросили на Сицилию, а зимой 1940-1941 годов в Северную Африку.
Bf 110 с его высокой скоростью и тяжелым вооружением, несмотря на свои успехи на начальных этапах воины, оказался устаревшим, столкнувшись над Британскими островами с Spitfire и Hurricane.
Истребители Мессершмитт Bf 110D (Германия) над Средиземным морем
Наземный персонал готовит к установке на Bf 110C-5 аэрофотоаппараты Rb 50/30. Впрочем, самолеты-разведчики не смогли дать полное представление о характере местности на Крите в районах высадки десантов.
Подготовка к вылету немецкого разведчика Мессершмитт Bf 110, Северная Африка, 1942г.
Наряду с Bf109E важную роль в реализации плана "Gelb" сыграли тяжелые двухмоторные истребители Bf 110C. На снимке - экипажи из I/JG 52 (позднее II/JG 52) получают боевую задачу.
Немецкие власти были удовлетворены концепцией Bf 110, и самолет строился для Люфтваффе в относительно больших количествах. Хотя конструктивно идея оказалась удачной, Bf 110 сам часто нуждался в истребительном прикрытии. Самолет имел множество модификаций, и в конечном итоге превратился в машину, намного отличавшуюся от прототипа.
После потерь, которые Bf 110 понесли в период битвы за Британию, самолет перевели на другие театры военных действий, где его тяжелое вооружение компенсировало уязвимость в боях с одномоторными истребителями. Bf 110 выполнял противолодочные операции у берегов Норвегии, действовал в Средиземноморье и Северной Африке, как и изображенный на фотографии самолет, летавший в 1942 году в составе 7./ZG 26.
Самолеты Ju 52/3m вместе с Bf 110 на импровизированном аэродроме в Ливии, июнь 1942 года. Машины исправно несли службу как в пустынях Северной Африки, такие снегах на севере Восточного фронта.