Поликарпов И-5
Страна: Россия
Год: 1930


Одноместный истребитель
Производство металлоконструкций - пск пулково завод металлоконструкций ИнВестСтрой.
Описание:
И-5
И-5 и И-6
Фотографии

И-5

Истребитель, одномоторный полутораплан смешанной конструкции с неубирающимся шасси. Был спроектирован в январе - феврале 1930 г. под руководством Д.П. Григоровича и Н.Н. Поликарпова в ОКБ ОГПУ при заводе #39. Опытный экземпляр истребителя ВТ-11 совершил первый полет 29 апреля 1930 г. Серийное производство велось с августа 1930 г. И-5 выпускался на заводах #39 (Москва), # 1 (Москва), # 21 (Горький). Всего выпущено около 820 экз. Являлся первым массовым советским истребителем.
Экипаж - 1 чел. Мотор М-22. Вооружение 2x7,62 (с 1933 г. на части самолетов 4x7,62), бомбы до 20 кг (с 1933 г. - до 40 кг). В 1941-42 гг. некоторое количество машин оснащено 4хНУРС.
С 1931 г. самолеты выпускались с измененным капотированием мотора, с 1934 г. - с металлическими винтами.
Войсковые испытания И-5 проходили в Киеве в ноябре 1930 г. В строевые части новый самолет поступал с 1931 г., с 1934 г. являлся самым распространенным типом истребителя в ВВС РККА. Эти машины дислоцировались под Ленинградом, на Украине, в Забайкалье, Монголии и на Дальнем Востоке. Эксплуатировались сухопутной и морской авиацией. С 1937 г. И-5 считался устаревшим и передавался в летные школы.
К лету 1941 г. служил только как учебный, но осенью из-за больших потерь начал вынужденно применяться как легкий ночной бомбардировщик и штурмовик. Эти самолеты действовали с ноября 1941 г. под Москвой и в Крыму. В Подмосковье их также пытались использовать как ночные перехватчики. В Крыму старые бипланы воевали до конца 1942 г. Выпуск И-5 прекратили в конце 1934 г.


И-5||
Размах:||9,65 м
Длина:||6,81 м
Моторы, количество х мощность:||1x480 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||1335 кг
Максимальная скорость:||252 км/ч
Практический потолок:||7500 м
Дальность:||660 км

И-5 и И-6

В конце 1920-х годов Н. Н. Поликарпов и Д. П. Григорович были репрессированы и находились в заключении. За рекордные сроки, зимой 1929-1930 годов, при их участии был построен прототип компактного одноместного истребителя И-5 с радиальным ПД, получивший обозначение ВТ-11. Летчик-испытатель Б.Л. Бухгольц поднял его в воздух 29 апреля 1930 года. На втором прототипе двигатель Gnome-Rhone Jupiter VII заменили на Jupiter VI, который более подходил для малых и средних высот.
  Третий прототип, облетанный 1 июля 1930 года, был оснащен радиальным ПД М-15 (советский вариант Jupiter VI) с кольцом Тауненда. И-5 прошел сравнительные испытания с истребителем-бипланом И-6. Последний ранее создавался как замена И-3 и был оснащен радиальным незакапотированным ПД Gnome-Rhone Jupiter VI.

  Постройка И-6 задержалась из-за ареста Н. Н. Поликарпова, и его первый полет состоялся лишь 30 марта 1930 года. Следом был построен второй прототип И-6 с советским ПД М-22, и обе машины были продемонстрированы во время первомайского воздушного парада 1930 года. В результате сравнительных испытаний предпочтение было отдано И-5, как имевшему более надежную конструкцию.
  В августе и сентябре 1939 года были построены и облетаны семь предсерийных истребителей И-5, оснащенных радиальными двигателями М-22. И-5 был запущен в серию на заводе ГАЗ-21 в 1932 году. Всего, включая прототипы, построили 803 самолета. Машина оставалась основным советским истребителем до 1936 года, когда ее постепенно стали выводить из боевых частей и использовать в качестве учебной.
  Небольшое число самолетов И-5 несли нестандартное вооружение из четырех 7,62-мм пулеметов ПВ-1, устанавливавшихся также на штурмовиках И-5ЛШ. Эти самолеты состояли на вооружении частей Черноморского флота еще в 1940 году. Испытывались также двухместные учебные варианты и, кроме того, И-5 был опробован в качестве подвесного истребителя.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  И-5

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один радиальный ПД М-22, 480 л. с. (358 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 278 км/ч; потолок 7500 м; дальность полета 560 км
  Масса: пустого снаряженного 934 кг; максимальная взлетная 1355 кг
  Размеры: размах крыла 10,24 м; длина 6,78 м; площадь крыла 21,25 м2
  Вооружение: два синхронных 7,62-мм пулемета ПВ-1 и две 20-кг бомбы
И-5 / ВТ-11
Первый опытный экземпляр И-5.
И-5 "Клим Ворошилов" - персональный самолет начальника ВВС РККА Я.Алксниса, май 1931г.
И-5.1-я Социалистическая боевая группа. Самолет командующего ПВО Московского округа Ивана Павлова. 1932 г.
И-5 известного летчика И.У.Павлова. Белая стрела на руле поворота - эмблема 1-й Советской авиагруппы, которой в годы Гражданской войны командовал Павлов. В дальнейшем она стала его личной эмблемой.
Серийный истребитель И-5 М-22
И-5 из 11-го штурмового полка. Самолет ВВС ЧФ - участник боев за Севастополь в ноябре-декабре 1941г
Истребитель И-5 из состава 11-го шап, Крым, октябрь 1941г.
Серийный И-5 в стандартной окраске. Данная машина участвовала в первомайском воздушном параде 1935г.
29 апреля 1930г.: первый полет выполнил прототип советского истребителя И-5 конструкции Николая Поликарпова. Первый опытный И-5, получивший обозначение ВТ-11, имел серебристую окраску с нанесенной на фюзеляж красной линией. На киле была нанесена красная звезда, в которую была вписана аббревиатура ВТ, что означало "внутренняя тюрьма".
Опытный истребитель ВТ-11 во время первого запуска двигателя в заводском дворе авиазавода №39. Территориально это место находится в северо-восточном районе Ходынского аэродрома, там, где ранее, в 1917-1920 гг., находились многочисленные постройки, частью относящиеся к так называемому "парк-складу".
Прототип ВТ-11 был похож на британский истребитель Bristol Bulldog. Это и не удивительно, так как оба самолета были оснащены двигателем Jupiter.
И-5 ранних серий завода # 39 отличались сложным капотированием отдельных цилиндров
Несколько ракурсов одного из И-5 установочной серии, выпущенной заводом N 39 в 1930г.
Личный самолет-истребитель начальника управления ВВС РККА Я.И.Алксниса, второй опытный И-5, обозначенный ВТ-12, имел надпись «Клим Ворошилов». ВТ-12 отличался более мощным двигателем Jupiter VI, обеспечивавшим по сравнению с ВТ-11 лучшие характеристики на малых и средних высотах. Оснащенный индивидуальными обтекателями цилиндров, он стал образцом для первых серий истребителей, выпущенных на авиазаводах №1 и №39.
Бенедикт Бухгольц в фирменном комбинезоне с надписью "ОКБ" у истребителя "Клим Ворошилов"
Опытный истребитель И-5 с надписью "XVI-му съезду ВКП (б)" был оборудован цилиндрическим капотом типа NACA
Выполненный по схеме полутораплана, И-5 был оснащен подкосным неубирающимся шасси, колеса которого в ходе разработки получили обтекатели.
На И-5 с надписью "За ВКП(б)" летал герой Гражданской войны И.У.Павлов. Внизу - уменьшенная реплика этой машины на авиасалоне 1993 года в Жуковском.
Самолет-истребитель И-5 с дарственной надписью генерального секретаря ЦК ВЛКСМ А.Косарева
Курсант авиашколы возле учебного И-5. Истребитель поздней серии оснащен металлическим винтом.
После снятия с вооружения строевых частей самолеты И-5 поступили в летные школы, но в первый период Великой Отечественной войны их пришлось вернуть в строй - настолько были велики потери ВВС.
Серийный истребитель И-5 М-22, построенный на авиазаводе №21 в 1933г.
Самолеты И-5 внесли значительный вклад в испытания советского авиационного вооружения, включая реактивные снаряды РС-82, которые широко использовались в годы Великой Отечественной войны. На данной машине под нижним крылом видны направляющие для таких ракет.
И-5бис или "эталон 1933г." с металлическим винтом и обтекателями колес
Истребитель морской авиации И-5
Для улучшения аэродинамики истребителя И-5 Н. Н. Поликарпов установил обтекатели на колеса шасси. Самолет на снимке использовался в экспериментах с подвесными истребителями, о чем свидетельствует крюк на верхнем крыле.
И-5 на фронтовом аэродроме в Белоруссии осенью 1941г. (немецкий трофейный снимок)
Советский истребитель И-5 во многом, включая и характеристики, был схож со своим зарубежным аналогом - Bristol Bulldog. Причем, если на Западе заказ на 50 машин тогда считали весьма удачным контрактом, в СССР истребитель выпустили в количестве более 800 машин.
The I.5 Single-seat Fighter Biplane (480 h.p. M-22 engine).
И-5 наносит удар "Огненным дождем" но полигоне НИХИ, 1935 г.
И-5 с двумя доработанными приборами ВАП-6, заполненными зажигательным составом, на полигоне НИХИ, октябрь 1935 г.
Истребитель И-5 с английским дымовым прибором в НИИ ВВС. Октябрь 1935 г.
Звено-1
Экспериментальный самолет "Звено-2А" И.С.Вахмистрова мог нести три И-5. На снимке видно, что на фюзеляже ТБ-3 установлен истребитель более раннего, а на крыльях - более позднего выпуска. Хорошо виден помост для накатки самолетов на крыло бомбардировщика.
И-5 в момент старта с крыла ТБ-3. Хвостовая опора уже отстыкована.
«Паразитные» истребители. В середине 1930-х годов Владимиром Сергеевичем Вахмистровым была разработана система «Самолет - Звено»: доработанный тяжелый бомбардировщик должен был нести на себе несколько истребителей, которые поднимались в воздух при появлении вражеских самолетов. Существовало несколько вариантов, включая «Звено-1а» (ТБ-1 и два И-5 под крылом), «Звено-2» (ТБ-3 с одним, двумя или тремя И-5) и «Звено-7» (два И-5, два И-16 и один И-Z). Система «Звено-2» успешно прошла испытания в конце 1933 года, но на вооружение был принят вариант «Звено-СПБ» с двумя И-16 в роли легких бомбардировщиков на ТБ-3. На воздушном параде в Монино в ноябре 1935 года (на фотографии) пять истребителей удачно взлетели с ТБ-3. Бомбардировщик нес два И-5 на крыле, два И-16 - под крылом и один И-Z - под фюзеляжем.
Кадры кинохроники, запечатлевшие подход и зацепление И-Z под ТБ-3. «Авиаматка» несет максимальное количество - пять самолетов: сверху 2 И-5, снизу 2 И-16 и И-Z.
И-5 испытывался с 50-кг бомбами в качестве пикирующего бомбардировщика.
Наземные испытания реактивных снарядов РС-82.
Летчица Мария Нестеренко и ее муж комэск Павел Рычагов, будущий главком ВВС. Снимок середины 30-х годов.
Летчики 11-го ИАП Черноморского флота, Крым, осень 1941г.
Устаревший истребитель И-5, использовавшийся в ходе боев за Крым в качестве штурмовика.
Заливная горловина на правом борту истребителя И-5. Эксперименты с дозаправкой истребителей проводились в 1936г.
Аварийная посадка И-5
Компоновочная схема истребителя И-5
Оригинальная схема истребителя И-5, подготовленная при передаче документации на авиазавод № 21 в Нижнем Новгороде. Этот истребитель стал первым типом для 21-го завода, о чем свидетельствует надпись в чертежном штампе - "самолет №1"
И-5 выпуска 1934г.
1 - первый опытный самолет И-5 (ВТ-11); 2 - второй опытный самолет И-5 ("Клим Ворошилов"); 3 - И-5 первой войсковой серии; 4 - И-5 с металлическим винтом и обтекателями колес; 5 - И-5 серийный с деревянным винтом; 6 - И-5 последних серий