Поиск по сайту:
Варианты
- Fokker - Dr.I - 1917 - Германия
- Sorrell Aviation - Dr.1 - 1957 - США
Fokker F I и Dr I (V.4 и V.5)
Воевавшие на Западном фронте германские пилоты быстро оценили высокую скороподъемность и выдающуюся маневренность британского истребителя Sopwith Triplane, поступившего на вооружение авиации Королевского ВМФ весной 1917 года. Поэтому германские авиационные фирмы в спешном порядке приступили к разработке экспериментальных истребителей-трипланов. Главный конструктор "Fokker" Мартин Кройтцер погиб при испытаниях 27 июня 1916 года, и на смену ему пришел Рейнхольд Платц, который и стал отвечать за разработку нового триплана. Создание V.4 (такое обозначение дали самолету) берет свое начало от заказа авиации Австро-Венгрии, размещенного в мае 1917 года. Первоначально оно предусматривало разработку одноместного истребителя-биплана, но затем схему изменили на триплан, свободнонесущие крылья которого не были связаны стойками. Другими особенностями прототипа были фюзеляж с плоскими бортами, подкрепленный подкосами стабилизатор треугольной формы с прямыми рулями высоты, руль направления - характерного вида ("запятая"), при полном отсутствии киля и шасси с хвостовым костылем, основные стойки которого были закрыты обтекателями.
Первый полет V.4, оснащенного ротативным двигателем Le Rhone 9 мощностью 120 л. с. (90 кВт), состоялся во второй половине мая 1917 года и сразу выявил опасную вибрацию крыльев. Поэтому машину оснастили I-образными стойками с каждой стороны крыльевой коробки, а также элеронами и рулями высоты с роговой компенсацией. В таком виде первый V.4 был поставлен Австро-Венгрии в августе 1917 года.
Между тем фирма "Fokker" получила германский заказ на еще один V.4, а также на два прототипа V.5, у которых размах увеличивался от нижнего крыла к верхнему, а в силовой установке использовался нелицензионный вариант двигателя Le Rhone мощностью 110 л.с. (82 кВт), выпускавшийся в Германии под обозначением Oberursel U.II.
V.5 был запущен в серийное производство под обозначением F I, которое вскоре изменили на Dr I, отражавшее его схему триплана (Dreidecker). Dr I оснащался или ротативным двигателем Le Rhone, выпускавшимся по лицензии фирмой "Thulin", или его нелицензионной копией U.II.
Вскоре Dr I приобрел несколько преувеличенную репутацию, во многом благодаря тому, что на нем летали многие известные асы, включая знаменитого Манфреда фон Рихтгофена, который любил эту машину за отличную маневренность и высокую скороподъемность. Но вот по максимальной скорости Dr I уступал современным ему истребителям противника, и много машин были потеряны из-за недостаточной прочности крыла. В конце 1917 года полеты этих истребителей были на время приостановлены, пока проводились мероприятия по усилению крыла. К моменту завершения серийного производства в мае 1918 года были построены около 320 машин этого типа, служивших в строевых частях до лета 1918 года.
Варианты
V.6: заказанный в июле 1917 года и разрабатывавшийся параллельно с V.5; этот вариант был оснащен рядным двигателем водяного охлаждения Mercedes D.III мощностью 160 л. с. (119 кВт), большая масса которого вынудила Платца удлинить фюзеляж и увеличить площадь крыльев; также увеличили высоту фюзеляжа и расстояния между плоскостями крыльев; испытания показали, что по маневренности V.6 заметно уступает более легкому V.5
V.7: обозначение для четырех опытных самолетов, оснащенных форсированными двигателями; один из них, с ротативным двигателем Oberursel U.III мощностью 145 л.с. (108 кВт), в январе 1918 года принимал участие в первом конкурсе на создание истребителя D; еще два самолета были поставлены в Австро-Венгрию, один из них с ротативным редукторным двигателем Siemens-Halske Sh.III в 160 л. с. (119 кВт), а второй - с двигателем Steyr-Le Rhone 9 в 145 л.с. (108 кВт); четвертая машина использовалась в Германии для испытаний ротативного двигателя Goebel Goe.III мощностью 170 л.с. (127 кВт)
V.8: этот необычный прототип являлся дальнейшим развитием V.6 и был выполнен по схеме пятиплана с тандемным расположением крыльев; фюзеляж был значительно удлинен в носовой части, чтобы установить трипланную коробку, у которой верхнее и нижнее крыло находились над и под фюзеляжем, соответственно; позади кабины пилота располагалась бипланная коробка крыла; верхние плоскости каждой из коробок несли элероны с компенсацией, а хвостовое оперение имело обычную схему; Фоккер лично совершил первый полет на V.8 в октябре 1917 года, но дальнейшие работы над этой необычной машиной вскоре прекратили
V.9: экспериментальный биплан, созданный осенью 1917 года, с использованием элементов конструкции Dr I и центропланом верхнего крыла, крепившегося к фюзеляжу с помощью двух трехстоечных кабанов; в качестве силовой установки использовался ротативный двигатель Oberursel U.0 мощностью 80 л.с. (60 кВт)
V.10: стандартный Dr I, оснащенный двигателем Oberursel U.III мощностью 145 л.с. (108 кВт), которому удалось достичь небывалой для тех времен высоты 9500 м
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Fokker Dr I
Тип: одноместный истребитель
Силовая установка: один ротативный двигатель Thulin-Le Rhone 9 или Oberursel U.II мощностью 110 л. с. (82 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость у земли 185 км/ч; время набора высоты 1000 м - 2 мин 54 с; потолок 6095 м; продолжительность полета 1 ч 30 мин
Масса: пустого 406 кг; максимальная взлетная 586 кг
Размеры: размах крыла 7,19 м; длина 5,77 м; высота 2,95 м; площадь крыльев 18,66 м2
Вооружение: два 7,92-мм пулемета LMG 08/15 в носовой чаш фюзеляжа
- Описание
Фотографии
-
АвиаМастер 2005-01 / Д.Евстафьев - Максим и его команда /Арсенал/
Пара синхронных LMG 08/15 на истребителе "Фоккер-триплан"
-
Aeroplane Monthly 1974-03 / Triplane folio
The cockpit interior of triplane replica, G-ATJM, built by Blitz for the Blue Max film
-
Aeroplane Monthly 1993-05 / H.Levy - Blue, Green and Red Barons
The cockpit of Fred Murrin's Dr I - note the sparse instrumentation.
Тип фотографий