Sud-Est SA.316 / SA.319 Alouette III (HAL Chetak (Индия))
Варианты:
Sud-Est - SA.316 / SA.319 Alouette III - 1959 - Франция
Страна: Франция
Год: 1959
Вертолет

Вертолет общего назначения
Описание:
Aerospatiale (Sud) SA 316/SA 319B Alouette III
HAL Cheetah, Chetak и Lancer
Фотографии:

Ч/б фото (35)

Aerospatiale (Sud) SA 316/SA 319B Alouette III

Коммерческий успех вертолета Alouette II побудил руководство фирмы "Sud-Aviation" инициировать создание улучшенной модификации.
  Получивший обозначение Sud SE-3160 прототип вертолета Alouette III имел закрытую кабину увеличенного объема и значительно более сложное приборное оборудование. В кабине теперь могли разместиться летчик и шесть пассажиров с багажом или шесть солдат с полной боевой выкладкой, или двое лежачих и двое сидячих раненых, а также груз в случае демонтажа сидений для пассажиров. На внешней подвеске вертолет был способен перевозить груз массой до 750 кг. Динамические системы использовали от вертолета Alouette II, но диаметр несущего винта несколько увеличили, вместо двухлопастного хвостового винта установили трехлопастный. Силовая установка состояла из одного турбовального двигателя Artouste III мощностью 550 л. с. Шасси - трехопорное, с носовой опорой.
  Прототип получил регистрацию F-ZWVQ, он выполнил первый полет 28 февраля 1959 года. В июне 1960 года новейший вертолет достиг вершины горы Монблан (4810 м над уровнем моря).
  К новинке сразу же проявили интерес французские военные, которым для войны в Алжире требовался скоростной хорошо вооруженный вертолет. Вертолет прошел испытания с различными вариантами боевой нагрузки, включая управляемые по проводам противотанковые ракеты (ПТУР) и установленную на турели пушку. Способный развивать скорость 210 км/ч вертолет Alouette III в полной мере отвечал требованиям военных, но конфликт в Алжире завершился прежде, чем вертолет успели принять на вооружение.
  Первым серийным вариантом стал SA 316A Alouette III, изначально вертолеты данного типа строились только на экспорт. Первые три машины были проданы в 1961 году ВВС Бирмы.
  Затем последовали заказы от ВВС Южной Африки и от ВВС Родезии. Армейская авиация и ВМС Франции закупили всего 11 вертолетов первой серийной модификации. Вертолеты SA 316A были также проданы Перу и Дании (для ВМС).
  В июне 1962 года между фирмами Sud и HAL было заключено соглашение на лицензионное производство вертолетов SA 316A (под наименованием HAL Chetak) в Индии на заводе в городе Бангалор.
  Во Франции вертолетов SA 316A успели построить сравнительно немного, прежде чем появилась новая модификация SA 316B, оснащенная двигателем Turbomeca Artouste IIIB мощностью 570 л. с, усиленным несущим винтом и редуктором хвостового винта. Первый полет вертолет SA 316B выполнил 27 июня 1968 года.
  Соглашение о лицензионном производстве вертолетов SA 316B было подписано с румынской фирмой "ICA-Brasov". В Румынии было построено примерно 230 вертолетов под обозначением ICA-Brasov IAR-316B. В Швейцарии фирма FFA выпустила по лицензии еще примерно 60 вертолетов SA 316B. Лицензионное производство улучшенных вертолетов Alouette III наладили также в Индии на заводе фирмы HAL. Вертолеты SA 316B французской сборки экспортировались в Пакистан, Алжир и Анголу. В 1980-е годы СССР закупил в Индии для оценочных испытаний на кораблях советского ВМФ три вертолета Chetak.
  По опыту эксплуатации вертолетов SA 316B вскоре было принято решение о разработке его двухместного военного варианта, так как по своим характеристикам машина была вполне пригодная для использования в качестве легкого вертолета-штурмовика. Типовой вариант боевой нагрузки - четыре блока неуправляемых авиационных ракет калибра 68 мм или четыре ПТУР AS.11/AS.12, или противолодочное вооружение (две торпеды Mk 44 или Mk 46, чаще использовался вариант в виде подвески одной торпеды и детектора магнитных аномалий).
  За модификацией SA 316B последовала модификация SA 316C Alouette III Astazou с двигателем Astazou XIV располагаемой мощностью 600 л. с. (мощность двигателя 870 л.с). Данный двигатель также обладал меньшим расходом топлива и лучшими характеристиками при высоких температурах атмосферного воздуха. Первые полет вертолет SA 316C выполнил в 1967 году, но его полномасштабное серийное производство началось лишь в 1973 году.
  Морской вариант вертолета Alouette III оптимизирован для базирования на кораблях и судах сравнительно небольшого водоизмещения, даже таких как торпедные и ракетные катера. По желанию заказчика, морские варианты вертолета комплектовались поисковым радиолокатором ORB-31, гиростабилизированным прицелом APX-BEZU и вооружались двумя управляемыми по проводам ПТУР AS. 12.
  С коммерческой точки зрения вертолет Alouette III получился очень удачным. Фирма "Sud Aerospatiale" (с 1970 года "Sud Nord") поставила 1453 вертолета в 74 государства мира, но в вооруженных силах эксплуатировалось только 60 из этих вертолетов.
  Alouette III с неизменным успехом применялись в самых разных природно-климатических условиях, всегда демонстрируя отменную надежность. Вертолет в полной мере соответствовал всем требованиям к легкой транспортной, связной, противопожарной, противолодочной, легкой ударной, патрульной, наблюдательной, учебно-тренировочной винтокрылой машине. В ряде стран Alouette III использовались национальными вертолетными пилотажными группами.
  Дальнейшим радикальным совершенствованием вертолета Alouette III в первой половине 1980-х годов занялись в ЮАР и в Румынии. Фирма "ICA-Brasov" использовала динамические системы вертолета Alouette III собственного производства для постройки дешевого боевого вертолета, известного как IAR-317 Airfox, но дальнейшего развития проект не получил. В ЮАР фирма "Atlas Aircraft Corporation" в обстановке глубокой секретности разработала легкий боевой вертолет XH-1 Alpha. Этот вертолет стал первым шагом к созданию превосходного боевого вертолета Rooivalk, поступившего на вооружение ВВС ЮАР.
  В настоящее время серийное производство вертолетов Alouette III продолжается в Индии фирмой HAL в виде модернизированного варианта Chetan с современным приборным оборудованием кабины, новой системой управления полетом и двигателем ТМ 333 2М2 от вертолета Chetal.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale SA 316B Alouette III

  Тип: вертолет общего назначения
  Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Artouste IIIB располагаемой мощностью 570 л. с. (мощность двигателя 870 л. с.)
  Летные характеристики: (стандартный вариант с максимальной взлетной массой) максимальная скорость на уровне моря 210 км/ч; крейсерская скорость на уровне моря 185 км/ч; скороподъемность на уровне моря 260 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 2880 м; статический потолок без учета влияния земли 1520 м; дальность полета с максимальным запасом топлива на уровне моря 480 км; дальность полета на оптимальной высоте 540 км
  Массы: пустого 1143 кг; максимальная взлетная 2200 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 11.2 м; длина с вращающимися винтами 12,84 м; длина фюзеляжа 10.2 м; высота 3,00 м; площадь ометаемой несущим винтом поверхности 95,38 м2

HAL Cheetah, Chetak и Lancer

Под названиями HAL Cheetah и HAL Chetak компания "Hindustan" строит по лицензии вертолеты Aerospatiale SA 315B Lama и SA 316B Alouette III. В обоих случаях первые машины собирали из сделанных во Франции компонентов. Теперь они полностью строятся в Индии. Выпущено 238 экземпляров Cheetah и 339 вертолетов Chetak.
<...>
France
Sud-Aviation SE 3160 Alouette III (550 shp Turbomeca Artouste IIIB shaft-turbine)
"Алуэтт" III
Aerospatiale SA 319B Alouette III Astazou.
Sud Alouette III for the French Police
Aerospatiale SA 319B Alouette III Astazou equipped for mountain operations with the French Gendarmerie
Aerospatiale SA 319B Alouette III Astazou (600 shp Turbomeca Astazou XIV turboshaft engine)
The Sud SA.3164, an armed version of the Alouette III with 20-mm. cannon
Sent in by Stephen P. Peltz, this photo shows a Sud Alouette III (No. 1042) of the French Army with distinctive aerials on the nose
Launching a Hot missile from an Alouette III helicopter
Russia
Индийский вертолет «Читак», поставленный в СССР
South Africa
Numerically the most important helicopter in the SAAF today is the Alouette III, about 70 of which have been delivered.
Switzerland
Swiss-built SA 316S Alouette III, fitted with skis developed by F+W
After basic instruction on the Alouette II, all helicopter pilots convert to the Alouette III.
Portugal
An Aerospatiale Alouette III on the airstrip at Tite, south of Bissau, with Daimler armoured car guard.
A casualty receives preliminary treatment after being brought in from the jungle by Alouette III.
Вертолеты Alouette III португальских ВВС активно применялись в ходе гражданской войны в Мозамбике в 1962-1975 годах. На снимке: два вертолетчика готовятся к вылету в район Кабо Дельгадо для эвакуации раненого.
Pakistan
The No 503 Workshop of the Army Aviation, at Dhamiat, has established a final assembly line for Aerospatiale Alouette III helicopters, using kits of parts supplied from France. A new Alouette is shown nearing completion.
Aerospatiale Alouette III helicopter built in Pakistan
Libya
One of the SA 316B Alouette III helicopters supplied to the Libyan Army. Some Libyan Alouette IIIs are fitted with periscopic sights and have launch rails for anti-armour missiles.
Malaysia
The Royal Malaysian Air Force relies heavily upon STOL aircraft and helicopters to fulfil its mission of supporting the ground forces at remote jungle sites. Alouette III helicopters (shown) have taken over this task from the Scottish Aviation Pioneers used originally.
Argentina
Среди вертолетов, которые применяли аргентинцы в конфликте, были Alouette III
Jordan
Sharing the King Abdullah AB with No 7 Squadron's S-76As and Super Pumas is the sole remaining Alouette III of No 8 Squadron.
Angola
Aerospatiale SA.316B Alouette III CR-LOK, c/n. 2215
Кубинцы в Анголе использовали несколько вертолетов Alouette-III, оставленных португальцами. Один из них удалось оснастить противотанковым комплексом "Малютка"
Первое знакомство с вертолетом
В операции "Новые туфельки" вертолет "Алуэт-III" использовался в качестве поисково-спасательного
Ireland
Aerospatiale SA.316B Alouette III 213 with Irish flag marking on its tailboom, as well as roundel on the body
Romania
ICA-Brasov-built Aerospatiale SA 316B Alouette III helicopter
Rhodesia
На родезийских вертолетах Alouette III, называемых "G-Car", обычно имелись установленные в дверях 12,7-мм пулеметы. Этот вертолет снят при корректировке огня минометчиков по позициям ZIPRA в Западном Булавайо в феврале 1981 года.
«Главный калибр» родезийских «Алуэттов-III» - 20-мм автоматическая пушка. Фото 1970-х гг.
Фото родезийских вертолетов SA.316B «Алуэтт-III» и бойцов местной SAS, сделанные во время тренировок и боевых операций 1970-х гг.
Netherlands
The Alouette III also equips the Soesterberg-based Search-and-Rescue Flight and is equipped with inflatable pontoons for its ASR role. One of this Flight's Alouettes is seen here with the pontoons in process of inflation.
Denmark
Aerospatiale Alouette III M-030 is one of eight operated by the R. Danish Navy but maintained by Esk722
Canada
One of the Coast Guard's two Aerospatiale Alouette IIIs, with underslung load, operating in Resolute Bay, NWT, in the late ’sixties. Ice conditions allow ships to operate as far north as this point for only a few months each year. The CCGS "C D Howe" is seen in the left background with the CCGS "D’Iberville" to the right.
UK
This year's Army Air Day, held at Middle Wallop on 6th August 1977, began with a massed arrival of ten fixed-wing aircraft (Chipmunks) and sixty-five helicopters. Front row: Basic Fixed-Wing Flight Chipmunks, Canadian A.F. Kiowas, German Army MBB BO 105Cs and Bell UH-1Ds. 2nd row: Gazelles from the Basic Rotary-Wing Flight and No. 2 Flight. 3rd row: Bristow Bell 47Gs, Scouts from the Advanced Rotary-Wing Flight. 4th row: Alouettes of Nos. 6 and 14 Flights, sundry Sioux and Scouts. 5th row: I.F.T.U. Lynx and and R.A.F. No. 230 Squadron Puma landing