Sud-Aviation Alouette III / SA.316 / SA.319     Франция, 1959
HAL Chetak     Индия, 1967
Варианты:
Sud-Aviation - Alouette III / SA.316 / SA.319 - 1959 - Франция
Страна: Франция
Год: 1959
Вертолет

Вертолет общего назначения
Описание:
Aerospatiale (Sud) SA 316/SA 319B Alouette III
HAL Cheetah, Chetak и Lancer
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (4)

Aerospatiale (Sud) SA 316/SA 319B Alouette III

Коммерческий успех вертолета Alouette II побудил руководство фирмы "Sud-Aviation" инициировать создание улучшенной модификации.
   Получивший обозначение Sud SE-3160 прототип вертолета Alouette III имел закрытую кабину увеличенного объема и значительно более сложное приборное оборудование. В кабине теперь могли разместиться летчик и шесть пассажиров с багажом или шесть солдат с полной боевой выкладкой, или двое лежачих и двое сидячих раненых, а также груз в случае демонтажа сидений для пассажиров. На внешней подвеске вертолет был способен перевозить груз массой до 750 кг. Динамические системы использовали от вертолета Alouette II, но диаметр несущего винта несколько увеличили, вместо двухлопастного хвостового винта установили трехлопастный. Силовая установка состояла из одного турбовального двигателя Artouste III мощностью 550 л. с. Шасси - трехопорное, с носовой опорой.
   Прототип получил регистрацию F-ZWVQ, он выполнил первый полет 28 февраля 1959 года. В июне 1960 года новейший вертолет достиг вершины горы Монблан (4810 м над уровнем моря).
   К новинке сразу же проявили интерес французские военные, которым для войны в Алжире требовался скоростной хорошо вооруженный вертолет. Вертолет прошел испытания с различными вариантами боевой нагрузки, включая управляемые по проводам противотанковые ракеты (ПТУР) и установленную на турели пушку. Способный развивать скорость 210 км/ч вертолет Alouette III в полной мере отвечал требованиям военных, но конфликт в Алжире завершился прежде, чем вертолет успели принять на вооружение.
   Первым серийным вариантом стал SA 316A Alouette III, изначально вертолеты данного типа строились только на экспорт. Первые три машины были проданы в 1961 году ВВС Бирмы.
   Затем последовали заказы от ВВС Южной Африки и от ВВС Родезии. Армейская авиация и ВМС Франции закупили всего 11 вертолетов первой серийной модификации. Вертолеты SA 316A были также проданы Перу и Дании (для ВМС).
   В июне 1962 года между фирмами Sud и HAL было заключено соглашение на лицензионное производство вертолетов SA 316A (под наименованием HAL Chetak) в Индии на заводе в городе Бангалор.
   Во Франции вертолетов SA 316A успели построить сравнительно немного, прежде чем появилась новая модификация SA 316B, оснащенная двигателем Turbomeca Artouste IIIB мощностью 570 л. с, усиленным несущим винтом и редуктором хвостового винта. Первый полет вертолет SA 316B выполнил 27 июня 1968 года.
   Соглашение о лицензионном производстве вертолетов SA 316B было подписано с румынской фирмой "ICA-Brasov". В Румынии было построено примерно 230 вертолетов под обозначением ICA-Brasov IAR-316B. В Швейцарии фирма FFA выпустила по лицензии еще примерно 60 вертолетов SA 316B. Лицензионное производство улучшенных вертолетов Alouette III наладили также в Индии на заводе фирмы HAL. Вертолеты SA 316B французской сборки экспортировались в Пакистан, Алжир и Анголу. В 1980-е годы СССР закупил в Индии для оценочных испытаний на кораблях советского ВМФ три вертолета Chetak.
   По опыту эксплуатации вертолетов SA 316B вскоре было принято решение о разработке его двухместного военного варианта, так как по своим характеристикам машина была вполне пригодная для использования в качестве легкого вертолета-штурмовика. Типовой вариант боевой нагрузки - четыре блока неуправляемых авиационных ракет калибра 68 мм или четыре ПТУР AS.11/AS.12, или противолодочное вооружение (две торпеды Mk 44 или Mk 46, чаще использовался вариант в виде подвески одной торпеды и детектора магнитных аномалий).
   За модификацией SA 316B последовала модификация SA 316C Alouette III Astazou с двигателем Astazou XIV располагаемой мощностью 600 л. с. (мощность двигателя 870 л.с). Данный двигатель также обладал меньшим расходом топлива и лучшими характеристиками при высоких температурах атмосферного воздуха. Первые полет вертолет SA 316C выполнил в 1967 году, но его полномасштабное серийное производство началось лишь в 1973 году.
   Морской вариант вертолета Alouette III оптимизирован для базирования на кораблях и судах сравнительно небольшого водоизмещения, даже таких как торпедные и ракетные катера. По желанию заказчика, морские варианты вертолета комплектовались поисковым радиолокатором ORB-31, гиростабилизированным прицелом APX-BEZU и вооружались двумя управляемыми по проводам ПТУР AS. 12.
   С коммерческой точки зрения вертолет Alouette III получился очень удачным. Фирма "Sud Aerospatiale" (с 1970 года "Sud Nord") поставила 1453 вертолета в 74 государства мира, но в вооруженных силах эксплуатировалось только 60 из этих вертолетов.
   Alouette III с неизменным успехом применялись в самых разных природно-климатических условиях, всегда демонстрируя отменную надежность. Вертолет в полной мере соответствовал всем требованиям к легкой транспортной, связной, противопожарной, противолодочной, легкой ударной, патрульной, наблюдательной, учебно-тренировочной винтокрылой машине. В ряде стран Alouette III использовались национальными вертолетными пилотажными группами.
   Дальнейшим радикальным совершенствованием вертолета Alouette III в первой половине 1980-х годов занялись в ЮАР и в Румынии. Фирма "ICA-Brasov" использовала динамические системы вертолета Alouette III собственного производства для постройки дешевого боевого вертолета, известного как IAR-317 Airfox, но дальнейшего развития проект не получил. В ЮАР фирма "Atlas Aircraft Corporation" в обстановке глубокой секретности разработала легкий боевой вертолет XH-1 Alpha. Этот вертолет стал первым шагом к созданию превосходного боевого вертолета Rooivalk, поступившего на вооружение ВВС ЮАР.
   В настоящее время серийное производство вертолетов Alouette III продолжается в Индии фирмой HAL в виде модернизированного варианта Chetan с современным приборным оборудованием кабины, новой системой управления полетом и двигателем ТМ 333 2М2 от вертолета Chetal.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Aerospatiale SA 316B Alouette III

   Тип: вертолет общего назначения
   Силовая установка: один турбовальный двигатель Turbomeca Artouste IIIB располагаемой мощностью 570 л. с. (мощность двигателя 870 л. с.)
   Летные характеристики: (стандартный вариант с максимальной взлетной массой) максимальная скорость на уровне моря 210 км/ч; крейсерская скорость на уровне моря 185 км/ч; скороподъемность на уровне моря 260 м/мин; статический потолок с учетом влияния земли 2880 м; статический потолок без учета влияния земли 1520 м; дальность полета с максимальным запасом топлива на уровне моря 480 км; дальность полета на оптимальной высоте 540 км
   Массы: пустого 1143 кг; максимальная взлетная 2200 кг
   Размеры: диаметр несущего винта 11.2 м; длина с вращающимися винтами 12,84 м; длина фюзеляжа 10.2 м; высота 3,00 м; площадь ометаемой несущим винтом поверхности 95,38 м2

HAL Cheetah, Chetak и Lancer

Под названиями HAL Cheetah и HAL Chetak компания "Hindustan" строит по лицензии вертолеты Aerospatiale SA 315B Lama и SA 316B Alouette III. В обоих случаях первые машины собирали из сделанных во Франции компонентов. Теперь они полностью строятся в Индии. Выпущено 238 экземпляров Cheetah и 339 вертолетов Chetak.
<...>
 
Вертолеты A-109K и "Алуэтт III".
SA.316B Alouette III играл важную роль в боевых действиях между старой, расистской, ЮАР и ее противниками, имевших место в период с конца 1960-х по 1990-е годы. На вооружении 16-й, 17-й и 31-й эскадрилий ВВС ЮАР состояло 60 вертолетов SA.316B в транспортном, противопартизанском, связном и поисково-спасательном вариантах. Главным противником ЮАР являлась Ангола, позволявшая организации SWAPO (South-West Africa People’s Organisation) и ее военному крылу PLAN (People’s Liberation Army of Namibia) размещать базы на своей территории. ВВС ЮАР наносили по этим базам удары. В одной из операций в 1976 году восемь вертолетов Alouette III разрушили важнейшую систему ирригации местного сельского хозяйства. Alouette III регулярно перевозили по всему региону военизированные (паравоенные) формирования, поддерживали огнем южноафриканские сухопутные войска. Вертолеты Alouette также использовались Анголой.
SA.316B Alouette III
Aerospatiale (Sud) SA 319B Alouette III