BAe Sea Harrier
Варианты:
BAe - Sea Harrier - 1978 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1978


Одноместный палубный истребитель КВВП, разведчик и ударный самолет
Описание
Фотографии:

Кабина (2)
British Aerospace Sea Harrier

   British Aerospace Sea Harrier разработан на базе самолета тактической поддержки и разведки Harrier, первого в мире и единственного в то время серийного самолета КВВП. Sea Harrier удачно заполнил брешь, оставшуюся после списания машин McDonnell Douglas Phantom и списания в 1979 году авианосца "Арк Ройял". Появление Sea Harrier совпало с вводом в строй нового поколения 20000-тонных легких вертолетоносцев ПЛО. Sea Harrier являлся единственным морским ударным самолетом, способным на них базироваться. Для получения разрешения на корабельное базирование авианосец "Инвинсибл" условно отнесли к классу "авианесущий крейсер". Sea Harrier стал одним из самых важных типов самолетов, когда-либо находившихся в авиации ВМФ. В войне 1982 года за Фолклендские острова он проявил себя с наилучшей стороны.
   Прототип самолета Harrier (Р.1127) сел на авианосец "Арк Ройял" еще 8 февраля 1963 года. Фирма обещала поставить флотский Harrier с минимальными доработками, но ВМФ сначала не очень интересовался данной программой. Интерес возрос только после серии успешных испытаний Harrier на морских платформах, когда на флоте поняли, что заказать другие самолеты с крылом неизменяемой стреловидности не удастся. В итоге в мае 1975 года сначала заказали 24 одноместных самолета Sea Harrier FRS.Mk 1 и один двухместный учебный Harrier T.Mk4A. В мае 1978-го заказали еще 10 машин Sea Harrier FRS.Mk 1. Индекс означал, что Sea Harrier мог применяться в качестве морского истребителя ПВО, разведчика и ударного штурмовика. 31 марта 1980 года опытную часть (эскадрилья №700A) переименовали в штабную эскадрилью № 899. В тот же день на авианосце "Инвинсибл" сформировали эскадрилью №800.
   Главное отличие Sea Harrier FRS.Mk 1 от Harrier GR.Mk 3 - носовая часть фюзеляжа с заостренным обтекателем импульсно-модулированной РЛС Ferranti Blue Fox и отсек с ее БРЭО. Для улучшения обзора кабину пилота приподняли на 0,25 м, а фонарь переделали. Установили улучшенный турбовентиляторный двигатель Pegasus Mk 104. На усиленных подкрыльевых узлах подвески самолет мог нести множество разнообразного вооружения, включая облегченную версию ядерного боеприпаса WE177. Добавили автопилот для улучшенной системы СУО и новый коллиматорный индикатор. Из всех частей планера удалили магний, подверженный коррозии от соленой воды.
   Эскадрилья №800 базируется на борту авианосца "Гермес" с июня 1981 года. Вскоре к ней присоединилась эскадрилья №801 с машинами Sea Harrier. Впоследствии обе эскадрильи вошли в строй английской эскадры, воевавшей на Фолклендах. Самолеты Sea Harrier служили безупречно. В операции "Corporate", как британцы назвали войну на Фолклендах, машинам обеих эскадрилий (и спешно переформированной 809-й эскадрильи) на борту авианосцев "Гермес" и "Инвинсибл" были созданы все условия. Самой ценной стала поставка из США ракет малой дальности класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder. Пилоты Sea Harrier сбили 22 аргентинских ЛА, потеряв всего шесть своих самолетов, причем все не по боевым причинам. После операции в Южной Атлантике для возмещения потерь заказали 14 Sea Harrier FRS.Mk 1. В 1984 году заказали еще девять одноместных машин и три двухместных учебных Harrier T.Mk 4 (N). Всего флот получил 57 одноместных самолетов и четыре учебных.
   В боевых действиях проявились и недостатки Sea Harrier. Для их исправления пришлось сделать подвеску для четырех ракет AIM-9L, установить улучшенную РЛС и систему оповещения об излучении, усилить узлы подвески крыла для установки ПТБ большей емкости. В то время считалось, что с развитием программы постройки советских авианосцев силам НАТО могут потребоваться носители более мощных ракет "воздух-воздух" для борьбы с низколетящими бомбардировщиками. Для самолетов Sea Harrier в этом варианте потребовалась ракета типа "выстрелил и забыл". Эти изменения совпали с модернизацией Sea Harrier в середине срока их службы. Большую часть этих улучшений реализовали в новом самолете Sea Harrier FRS.Mk 2.
   В конце 1978 года индийский ВМФ стал вторым после английского, получившим машины Sea Harrier. Индусы поначалу заказали 48 одноместных самолетов Sea Harrier FRS.Mk 51 и двухместных Harrier T.Mk 60. Их оборудование соответствовало британским стандартам, но вместо ракет Sidewinder поставили ракеты MATRA Magic. В итоге ВМФ Индии приобрел 23 одноместных самолета и шесть учебных машин.
   Корпорация BAe значительно переделала планер самолета Sea Harrier. Он стал более мощным перехватчиком, сохранив возможности ведения разведки и нанесения ударов. В январе 1985 года компания получила контракт на переделку двух машин Sea Harrier FRS.Mk 1 в стандарт Sea Harrier FRS.Mk 2. В мае 1994 года проект обозначили Sea Harrier F/A. Mk 2, в 1995 году - FA.Mk 2. В 1984 году Министерство обороны планировало заключить контракт с фирмами BAe и "Ferranti" на модификацию всего парка отслуживших половину срока Sea Harrier. В 1985 году эти планы изменили, решив обновить около 30 планеров с установкой РЛС Blue Vixen, улучшенной системой оповещения об электромагнитном облучении, информационно-управляющей системой JTIDS и оборудованием для применения ракет AIM-120 AMRAAM. BAe также предложила установить на законцовки крыла направляющие для ракет Sidewinder. Эти новинки и некоторые улучшения аэродинамики, в конечном счете, убрали из проекта, но крутку передней кромки крыла и аэродинамический гребень оставили.
   Первый из двух переделанных прототипов взлетел 19 сентября 1988 года. Несмотря на ввод дополнительного отсека БРЭО и измененного носового обтекателя РЛС BlueVixen, Sea Harrier FA.Mk 2 стал почти на 0,61 м короче из-за снятия длинного приемника воздушного давления. На каждый из наружных пилонов можно подвешивать пару сбрасываемых баков емкостью 864 л и ракеты AIM-120 AMRAAM (или противорадиолокационные ракеты BAe ALARM). Из-за новых законцовок крыла его размах возрос до 9,04 м. В кабину Sea Harrier FA.Mk 2 установили новые многофункциональные дисплеи, а систему управления организовали по принципу HOTAS для снижения рабочей нагрузки на пилота. На самолет поставили турбовентиляторный двигатель Pegasus Mk 106, морскую версию двигателя Mk 105 самолета AV-8B без применения магния в его конструкции.
   7 декабря 1988 года заключили контракт на переделку 31 самолета Sea Harrier FRS.Mk 1 в стандарт Mk 2. 6 марта 1990 года Министерство обороны собиралось заказать до 10 заново построенных самолетов Sea Harrier FRS.Mk 2. К тому времени парк Sea Harrier в английском ВМФ уменьшился до 39 самолетов. В январе 1994 года флот заказал 18 самолетов Sea Harrier FRS.Mk 2 и модернизацию еще восьми машин Sea Harrier FRS.Mk 1. Всего должно было появиться 57 Sea Harrier FA.Mk 2.
   Для улучшения переподготовки пилотов создали новый двухместный учебный Harrier T.Mk 8. Четыре таких самолета добавились к уцелевшим с 1996 года трем учебным машинам Harrier T.Mk 4N. Harrier T.Mk 8 является переделанной версией Harrier T.Mk 4N с дублированием всех систем Sea Harrier FA.Mk 2, кроме РЛС.
   Впоследствии Sea Harrier FA.Mk 2 с некоторыми отличиями использовали над Балканами. С развитием в Британии концепции "Joint Force Harrier" на авианосцах эти самолеты заменят на машины Harrier II смешанных частей морской авиации и ВВС. Самолеты FA.Mk 2 списали в марте 2006 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   British Aerospace Sea Harrier FRS.Mk 1

   Тип: одноместный палубный истребитель КВВП, разведчик и ударный самолет
   Силовая установка: турбовентиляторный двигатель Rolls-Royce Pegasus Mk 104 с управляемым вектором тяги мощностью 96кН
   Летные характеристики: максимальная скорость выше 1185 км/ч на малой высоте; крейсерская скорость выше 850 км/ч на большой высоте; начальная скороподъемность около 15 240 м/мин; практический потолок 15 545 м; радиус действия 750 км при полете на перехват по профилю "большая-большая-большая высота" либо 463 км при полете в ударной версии по профилю "большая -малая-большая высота"
   Масса: пустого самолета 6374 кг; максимальная взлетная 11884 кг
   Размеры: размах крыла 7,70 м с обычными законцовками крыла или 9,04 м с несущими законцовками крыла; длина 14,50 м; высота 3,71 м; площадь крыла 18.68 м1
   Вооружение: максимум до 3629 кг, обычно 2268 кг для укороченного или вертикального взлета, соответственно
Кабина "Си Харриера" FRS.1.
Below decks, AEO Lt Cdr Ian Reason discusses a point about a Sea Harrier’s cockpit with a member of the maintenance crew.