Lockheed P2V Neptune
Варианты:
Lockheed - P2V Neptune - 1945 - США
Страна: США
Год: 1945


Дальний базовый морской патрульный самолет
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (64)
Lockheed 26 (P2V и P-2 Neptune)

  Изучение концепции перспективного базового патрульного самолета для ВМС США компания "Lockheed" начала в 1941 году, проект получил наименование Vega. Загруженность фирмы заказами отложила начало полномасштабного проектирования до 1944 года. К тому времени ВМС скорректировали свои запросы, но проект Vega от 1941 года при небольших изменениях вполне отвечал и новым требованиям. Флот заказал два прототипа XP2V-1 и 14 серийных P2V-1. Первый прототип поднялся в воздух 17 мая 1945 года. Самолет представлял собой довольно крупный моноплан с убираемым шасси и силовой установкой, включавшей два двигателя Wright R-3350-8 Duplex Cyclone мощностью по 2300 л. с. Экипаж состоял из семи человек. Вооружение включало две торпеды или 12 глубинных бомб при шести оборонительных пулеметах. Серийные P2V-1 оснащались подкрыльевыми узлами подвески для 16 ракет.
  Эксплуатация P2V-1 в строевых частях началась в марте 1947 года. Война в Корее выявила необходимость в дополнительном количестве самолетов данного типа, которая стала еще более острой после вовлечения США в конфликты в Юго-Восточной Азии. Такие самолеты также требовались союзникам США по различным военным блокам. Таким образом, компании "Lockheed" выдалась возможность значительно расширить серийное производство. Всего был построен 1181 самолет. Последними летавшими Neptune, в варианте с ТВД, стали P-2J японской постройки - их сняли с вооружения морской авиации Сил самообороны Японии в 1994 году.
  

Варианты

  XP2V-2: один прототип улучшенного варианта с моторами Wright R-3350-24W мощностью 2800 л.с., первый полет 7 января 1947 года.
  P2V-2: близок к варианту XP2V-2, но способен нести гидроакустические буи, расширен ассортимент вооружения; построено 80
  P2V-2N: обозначение двух P2V-2, доработанных для полярных исследований
  P2V-2S: прототип противолодочного варианта с поисковой РЛС
  P2V-3: близок P2V-2, но с моторами Wright R-3350-26W; построено 53
  P2V-3B: пять самолетов, доработанных в вариант огневой поддержки
  P2V-3C: 12 самолетов, доработанных в носители ядерного оружия
  P2V-3W: серийный противолодочный вариант; построено 30
  P2V-3Z: P2V-3, доработанные в транспортные для VIP-персон
  P2V-4 (позже P-2D): противолодочный вариант, оснащен как прототип P2V-2S, устанавливались двигатели разного типа, увеличена емкость торцевых крыльевых баков; построено 52
  P2V-5: основной серийный вариант; противолодочный самолет, выпускался во многих подвариантах, от P2V-4 отличался моторами R-3350-32WA мощностью 3250 л.с. и крыльевыми баками увеличенной емкости; носовая часть фюзеляжа застеклена, установлен магнитный детектор; построено 424
  P2V-5F (позже P-2E): близок P2V-5, но с моторами R-3350-32W мощностью 3500 л.с. и смонтированными под крылом вспомогательными ТРД тягой 14,45 кН; после 1962 года построены одна летающая лаборатория EP-2E и несколько оснащенных специальным оборудованием для Армии США OP-2E/AP-2E
  P2V-5FD (позже DP-2E): носитель и самолет управления беспилотными аппаратами; модернизированы из P2V-5F
  P2V-5FE (позже EP-2E): P2V-5F с дополнительным БРЭО
  P2V-5FS (позже SP-2E): обозначение P2V-5F с акустической аппаратурой Jezebel/Julie
  P2V-6 (позже P-2F): многоцелевой вариант с моторами R-3350-WA, крыльевыми баками увеличенной вместимости и удлиненным бомбоотсеком; построено 67
  P2V-6B (позже P2V-6M и MP-2F): противокорабельный вариант, вооруженный ракетами Petrel; построено 16
  P2V-6F (позже P-2G): P2V-6, переоснащенные ТРД Westinghouse J34-WE-36 тягой 15,12 кН
  P2V-6T (позже TP-2F): модернизированные в учебные P2V-6F
  P2V-7 (позже P-2H): финальный серийный вариант с моторами R-3350-32W и ТРД J34-WE-36; построено 287; подварианты после 1962 года - несколько AP-2H со специальным оборудованием, самолет управления беспилотными аппаратами DP-2H, один специальный разведывательный EP-2H и одна летающая лаборатория NP-2H
  P2V-7B: 15 самолетов для ВМС Голландии, в непрозрачной носовой части фюзеляжа установлены четыре 20-мм пушки
  P2V-7LP (позже LP-2J): четыре P2V-7 с убираемым лыжным шасси для использования в Антарктике
  P2V-7S (позже SP-2H): P2V-7 с акустическим оборудованием Jezebel/Julie
  P2V-7U (позже RB-69A): самолет радиоэлектронной разведки для ВВС США; построено пять, переоборудовано из P2V-7 два
  P2V-7KAI: после сборки в Японии 48 P2V-7 из комплектов производства "Lockheed" фирма "Kawasaki" разработала свой вариант P-2J, прототипом которого стал P2V-7KAI; отличия - удлиненный фюзеляж, силовая установка из двух ТВД General Electric T64-IHI-10 мощностью по 2850 л.с. и двух ТРД Ishikawajima-Harinia J3-IHI-7C тягой по 13,73 кН; некоторые переоборудованы в буксировщики мишеней UP-2J


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
  Lockheed P2V-7 (P-2H) Neptune

  Тип: дальний базовый морской патрульный самолет
  Силовая установка: два звездообразных мотора Wright R-3350-32W TurboCompound мощностью по 3500 л. с. (2610 кВт) и два вспомогательных ТРД Westinghouse J34-WE-36 тягой по 15,12 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 649 км/ч на высоте 4265 м; практический потолок 6705 м; максимальная дальность 5930 км
  Масса: пустого 22 650 кг; максимальная взлетная 36 240 кг
  Размеры: размах крыла 31,65 м; длина 27,94 м; высота 8,94 м; площадь крыла 92,90 м2
  Вооружение: два 12,7-мм пулемета на верхней турели, ракеты на подвеске под крылом, до 3629 кг бомб, глубинных бомб или торпед во внутреннем отсеке
Прототип XP2V-1 сфотографирован в полете над горами Калифорнии вскоре после того, как 17 мая 1945 года выполнил свой первый полет. Внешними отличиями первого Neptune стали уникальная конфигурация носовой стрелковой точки и форкиль.
Lockheed P2V-1 89084 'Seabiscuit' as modified in 1946 for the proposed flight from New Zealand to the South Pole and on to Chile.
Lockheed XP2V-1 Neptune 89082 "Truculent Turtle" is on permanent display at Norfolk
Вслед за контрактом на 15 предсерийных самолетов P2V-1 с компанией "Lockheed" был заключен контракт на постройку 80 улучшенных P2V-2 с более мощными двигателями, усиленным вооружением и экипажем сокращенного состава. На фотографии самолет 8-й патрульной эскадрильи. Самолеты VP-8 несли идентификационный код HD.
"Deep Freeze" Neptune fitted with retractable skis.
Два P2V-2 в 1949 году доработали для полетов в Антарктиде (P2V-2N). Вооружение демонтировано, установлены лыжное шасси и магнитометр.
Наземная отработка взлета бомбардировщика P2V-3C «Нептун» с помощью стартовых ускорителей.
P2V-3C - ядерный бомбардировщик Neptune. В 1949-1950 годах 11 модернизированных P2V-3C поступили на вооружение смешанной эскадрильи VC-5, которой командовал коммандер Джон Т. Хэйвард. Самолеты рассматривались как временные палубные атомные бомбардировщики. Взлетная масса P2V-3C составляла 33 566 кг, взлет выполнялся с помощью стартовых ускорителей (RATO). Самолеты регулярно выполняли полеты с авианосцев "Мидуэй", "Франклин Д. Рузвельт" и "Коралл Си". Самолеты считались важной частью ядерного арсенала США, но им на смену пришли более адекватные палубные носители ядерного оружия. Хотя один Neptune (№ 122 969) оборудовали тормозным гаком, эти самолеты посадки на авианосцы никогда не выполняли. План предусматривал посадку на воду после нанесения ударов по СССР. На фотографии P2V-3C Neptune (№ 122 969) демонстрирует взлет с ускорителями RATO на авиабазе Гленвью в 1952 году.
Взлет бомбардировщика P2V-3C «Нептун» с помощью стартовых ускорителей с палубы авианосца «Корал Си».
Взлет бомбардировщика P2V-3C «Нептун» с помощью стартовых ускорителей с палубы авианосца «Корал Си».
«Атомный бомбардировщик» P2V-3C «Нептун» не мог самостоятельно сесть на палубу, поэтому на авианосец его приходилось загружать с помощью крана.
P2V-6, в отличие от P2V-5, предназначался для постановки минных заграждений. 16 самолетов модернизировали в P2V-6B (P2V-6M, с 1962 года - MP-2F), способные нести противолодочные ракеты-торпеды Fairchild AUM-N-2 Petrel.
RB-69A - самолеты Neptune в ВВС США. На заводе в Бербанке семь самолетов P2V-7U были построены для ВВС США в варианте RB-69A - им были присвоены серийные номера с 54-4037 (на фото) по 54-4043. Это были самолеты радио- и радиотехнической разведки, предназначенные для сбора разведданных у самых рубежей СССР и стран Варшавского договора. Причем в 1959 году "по ошибке" самолет 54-4041 был показан широкой публике на параде в День Вооруженных сил, хотя ВВС США официально отрицали наличие в войсках "бомбардировщика B-69". Самолеты дислоцировались на западногерманской авиабазе Спангдалем и британской Скалторп, узнать RB-69A легко по обтекателю для РЛС бокового обзора Westinghouse APQ-56 на правом борту и по небольшой надфюзеляжной антенне. На смену RB-69A, вероятно, пришел Boeing ERB-47H Stratojet.
P2V-4 стал первым Neptune с баками на торцах крыла, дальность полета увеличилась до 6759 км. Стандартной стала РЛС APS-20 (впервые появилась на P2V-3W), установлены моторы Wright R-3350-30W Turbo-Compound.
На P2V-5 установили крыльевые баки увеличенной емкости, шаровую носовую стрелковую турель Emerson, дополнительное БРЭО. Большинство P2V-5 со временем оснастили магнитометрами и ТРД J34.
На этой фотографии самолета Neptune хорошо видна первоначальная окраска, применявшаяся к ним в авиации ВМС США. P2V-6 окрашен полностью в темно-синий цвет.
В полете американский P2V-5F, снимок 1960г.
P2V-5F из эскадрильи VP-6 Blue Sharks, база ВМФ США "Ивакуни", Япония, лето 1958г.
P2V-5F из эскадрильи VP-5 "Мэд Фоксиз" с раскапотированным двигателем, авиабаза "Блэкбуш", Великобритания, 1960г.
14 самолетов Neptune британских ВВС были переданы ВВС Бразилии в 1958-1959 годах. Самолет 7004 получил местное обозначение P-15 и несет маркировку 7-й авиагруппы.
A89-311 of No.11 R.A.A.F. Squadron, Richmond, N.S.W., is a P2V-5 now fitted with the submarine detection tail extension of the P2V-7.
A89-307 - один из первых P2V-5, поставленных в 1951 году. На фотографии он уже в модифицированном варианте MR.Mk 3 - с магнитометром и ускорителями J34.
P2V-5F из эскадрильи VP-10 Red Lancers, Норвегия, 1961г.
Четыре P2V-7 получили лыжи и ярко-красный камуфляж - они использовались в Антарктиде. Самолеты обозначались P2V-7LP (LP-2J) и не несли военного оборудования и вооружения, взамен была установлена различная научная и фото-/видеоаппаратура. Обратите внимание на большие концевые топливные баки.
FOR "OPERATION DEEPFREEZE". Four Lockheed P2V·7 Neptunes of the U.S. Navy are now in the Antarctic as part of Rear Admiral Richard E. Byrd's aerial survey and reconnaissance task force. Almost obscured against the "Midnite" blue-painted (Wright R-3350-30W Turbo Compound) engine nacelle is the starboard podded J34-WE-34 auxiliary jet unit, standard on U.S.N. Dash Seven Neptunes. Respective powers are 2,650-h.p and 3,800-lb. s.t. The Westinghouse turbojets are used in lieu of RATO for max. load take-offs. This special snow/ice version P2V-7 has a fixed undercarriage, though the composite aluminium and steel skis (main: 16 ft. by 5 .ft. wide) may be partially lifted to permit normal wheels-down landings. This particular P2V-7 (BuAer. 140436) has the "guppy" ventral radar bath deleted and the twin 0.50-in. dorsal turret removed.
Rarely seen or photographed is the Lockheed P2V-6M. Note the colour scheme of this aircraft which is operated by the Naval Missile Center.
27 января 1952г.: 217-я эскадрилья британских ВВС, дислоцированная на авиабазе Сент-Ивал, графство Корнуолл, получила первые Neptune MR.Mk 1.
Изображен Neptune MR.Mk 1, WX505, перед поставкой в 1952 году в 217-ю эскадрилью Берегового командования. Позже на таких машинах стрелковые турели демонтировали, остеклили носовую часть и поставили магнитометры.
Один из экспериментальных образцов камуфляжа, испытывавшихся на "Нептуне" в 1968-69гг.
Залп НУРСов с P2V-5F из эскадрильи VP-5.
Типичная картина у берегов Кубы во время Карибского кризиса (американский патрульный самолет «Нептун» совершает облет советского сухогруза)
Not a Lockheed P2V-7, but a P2V-5F photographed at Prestwick in February. The 5F is exactly similar to the 7 in having auxiliary J34 jets, MAD "stinger" tail, etc ., but it does not have tbe bulged canopy of the 7.
Американский P2V-7 из эскадрильи VP-23 Sea Hawks.
Another new colour scheme is sported by this P2V-7 Neptune of the U.S. Navy, which has abandoned the customary midnight blue for a natural metal finish.
Первые машины окрашивались в темно-синий цвет, но затем верхняя часть фюзеляжа P2V-7 окрашивалась в белый цвет.
Это канадский Neptune во время очередного вылета "на охоту за подводными лодками". В большом обтекателе снизу носовой части фюзеляжа этого P2V-7 находится антенна поисковой РЛС AN/APS-20. Канадские ВВС получили 25 самолетов P2V-7, они поставлялись без вспомогательных ТРД J34 - их поставили позже.
Избавившись от своих P2V-5 (на фото) в 1960-1961 годах, голландские военные приобрели взамен новые P2V-7.
Избавившись от своих P2V-5 в 1960-1961 годах, голландские военные приобрели взамен новые P2V-7, включая изображенный самолет 209, сфотографированный здесь вместе с 216 - одним из P2V-7, полученных от ВМС Франции позже.
Neptune MR.Mk 4 - обозначение для 12 самолетов P2V-7, приобретенных австралийскими ВВС в 1961 году.
Recent visitor to Prestwick was this Lockheed P2V-7 Neptune of the R.C.A.F. in Arctic markings. Wingtips and tailplane are red, and rest of wings and fuselage blue. P2V-7s of the R.C.A.F. are equipped with an M.A.D stinger tail and have under-wing rocket racks.
На авиабазе австралийских ВВС Таунсвилль сфотографированы бомбардировщики Lincoln (на заднем плане), а также новые P2V-7 Neptune (местное обозначение Neptune MR.Mk 4). Один из них, A89-271, осматривают австралийские специалисты и экипаж. В 1961 году 10-я эскадрилья получила 12 машин MR.Mk 4. Последние "Нептуны" уступили место "Орионом" в конце 1970-х годов.
Франция получила в общей сложности 34 самолета P2V-7, на фотографии - машина флотилии 23F (зав. №147569).
Formed in 1963 at Hachinohe to fly P2V-7 Neptunes, the 4th Kokutai re-equipped on Kawasaki P-2Js between 1978 and 1980, and flies on with the piston-plus-jet-powered patrol aircraft today.
Парк японских машин состоял из P2V-7 постройки компаний "Lockheed" и "Kawasaki" (три из последних показаны на фото) и турбовинтовых P-2J местной постройки.
Архаичный "Нептун" внес важный вклад в уничтожение новейшего британского эсминца "Шеффилд"
Seen in Europe recently, the R.C.A.F. P2V-7 King Neptune with under-wing rocket rails.
Португальские Neptune были получены от Нидерландов. Многие из них прослужили до 1977 года, позже португальцы получили самолеты P-3.
Застекленная кабина штурмана, носовая стойка шасси и обтекатель РЛС P2V-7.
После снятия с вооружения P2V-5 использовались для выполнения самых различных заданий. На фотографии один из девяти самолетов управления беспилотными мишенями P2V-5FD (DP-2E). Под крылом подвешена мишень Ryan Firebee.
DP-2E - носитель радиоуправляемых мишеней "Файрби" с авиабазы "Барберс Поинт", май 1969г.
DP-2E с мишенями "Файрби".
US Navy BQM-34E Firebee II, launched from a Neptune control aircraft over the Atlantic Fleet Weapons Range near San Juan, Puerto Rico
Разброс датчиков в районе "тропы Хо Ши Мина" с борта переоборудованного "Нептуна".
Патрульный самолет OP-2E Neptune разбрасывает сейсмические датчики в районах "тропы".
На взлете AP-2H. Авиабаза Камрань
Сверхсекретный AP-2H N 3 в ангаре. Рядом с ним метет мусор вьетнамская уборщица...
В небе Вьетнама нашлась работа и американским противолодочным самолетам P-2 "Нептун" и P-3 "Орион". Набитые дорогостоящей электроникой эти машины патрулировали по ночам воды Тонкинского залива, выискивая джонки и сампаны, доставлявшие оружие и снабжение повстанцам в Южный Вьетнам.
В заключительный период службы в авиации ВМС США SP-2H окрашивались в серый цвет с белым верхом.
SP-2H из эскадрильи VP-1 Screaming Eagles с авиабазы "Ивакуни", Япония, февраль 1966г.
SP-2H с собственным именем Pegasus из эскадрильи VP-11, 1965г.
Пара SP-2H из эскадрильи VP-4 Skinny Dragons, снимок сделан 15 октября 1963г.
Пожарный самолет на базе противолодочного SP-2H. Показан самолет (танкер N 12, борт N96264) американской фирмы Neptune Inc
В пути на Кубу: пролет "Нептуна" вдоль борта теплохода "Касимов"
Аэродром американской станции Мак-Мердо. Слева направо: B-26 "Инвейдер", UH-34, R4D (флотское обозначение C-47), P2V "Нептун", "Бивер", R4D-8 (он же LC-117, он же "Super DC-3"). На переднем плане - дом Роберта Скотта (находится внутри строения). 25 октября 1958 года.