North American A-5 Vigilante
Страна: США
Год: 1958


Дальний разведчик корабельного базирования
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (2)
North American A3J/A-5 Vigilante

   Самолет NA-247 был создан по тактико-техническому заданию ВМС США на всепогодный штурмовик с высокими летными характеристиками. Первоначально самолет носил обозначение NAGPAW (от North American General Purpose Attack Weapon - "Многоцелевая ударно-наступательная система вооружения компании "North American"). 29 июня 1956 года самолет стал победителем тендера, и компания получила контракт на постройку двух прототипов под обозначением YA3J-1. Название Vigilante самолету присвоили несколько позже, а обозначение A3J впоследствии изменили на A-5. Самолет имел свободнонесущее стреловидное крыло без элеронов - управление по крену осуществлялось интерцепторами и дифференциально отклоняемым управляемым цельноповоротным стабилизатором. Кроме того, Vigilante стал первым в США самолетом, оснащенным управляемыми воздухозаборниками двигателей. Первый из опытных самолетов был оснащен двумя новыми двигателями General Electric YJ79-GE-2 с тягой на форсированном режиме по 66,71 кН и совершил первый полет 31 августа 1958 года. Испытания самолета на авианосце "Саратога" были завершены в июле 1960 года. Первой серийной модификацией стал вариант A3J-1 (позже обозначенный A-5A), его первым получателем в июне 1961 года стала 7-я эскадрилья тяжелых штурмовиков (VAH-7) авиации ВМС США. Основным вооружением самолета была атомная бомба, размещавшаяся в бомбоотсеке между соплами двигателей. Всего было выпущено 57 самолетов A3J-1. Следующей модификацией стал промежуточный вариант дальнего бомбардировщика A3J-2 (A-5B), имевший увеличенный запас топлива и улучшенную аэродинамику. Ввиду изменений в политике ВМС США было построено всего шесть самолетов данной модификации, которые затем были переоборудованы в невооруженные дальние разведчики A3J-3P (RA-5C), оснащенные РЛС бокового обзора, камерами и аппаратурой РЭП. Первый RA-5C поднялся в воздух 30 июня 1962 года, за ним последовали 55 новых серийных машин и 53 самолета, переоборудованных по данному стандарту из A3J-1. Первой самолеты RA-5C Vigilante получила 5-я разведывательно-штурмовая эскадрилья (RVAH-5), в июне 1964 года базировавшаяся на авианосце "Рейнджер". Впоследствии самолеты поступили также в 1-ю, 7-ю, 9-ю и 11-ю разведывательно-штурмовые эскадрильи.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   North American RA-5C Vigilante

   Тип: дальний разведчик корабельного базирования
   Силовая установка: два ТРДФ General Electric J79-GE-10 тягой на форсированном режиме 79,42 кН
   Летные характеристики: макс. скорость М=2,1; практический потолок 14 750 м; дальность 4828 км
   Масса: пустого 17009 кг; максимальная взлетная 29937 кг
   Размеры: размах крыла 16,15 м; длина 23,32 м; высота 5,91 м; площадь крыла 70,05 м2
Летом 1962 года 7-я эскадрилья тяжелых штурмовиков стала первым подразделением, вооруженным самолетами A-5A Vigilante и вышедшим в море на боевую службу. Эскадрилья дислоцировалась на борту ABMA "Энтерпрайз", участвовавшего в блокаде Кубы в период Карибского кризиса.
A-5A Vigilante. В 1962 году обозначение A3J-1 изменили на A-5A. Самолет с номером производителя 149283 является одним из последних построенных A-5A. Этот самолет принимал участие в первом дальнем походе эскадрильи VAH-7 на авианосце "Энтерпрайз" в Средиземное море. Окраска его вполне стандартная - Gull Gray и Insignia White. Маркировка для того периода тоже обычная, за исключением стилизованной цифры "7" цвета Insignia Blue с 12 белыми звездами внутри (на киле).