North American A-5 Vigilante
Страна: США
Год: 1958


Дальний разведчик корабельного базирования
Описание
Фотографии:

Рисунки, схемы, чертежи (9)
North American A3J/A-5 Vigilante

  Самолет NA-247 был создан по тактико-техническому заданию ВМС США на всепогодный штурмовик с высокими летными характеристиками. Первоначально самолет носил обозначение NAGPAW (от North American General Purpose Attack Weapon - "Многоцелевая ударно-наступательная система вооружения компании "North American"). 29 июня 1956 года самолет стал победителем тендера, и компания получила контракт на постройку двух прототипов под обозначением YA3J-1. Название Vigilante самолету присвоили несколько позже, а обозначение A3J впоследствии изменили на A-5. Самолет имел свободнонесущее стреловидное крыло без элеронов - управление по крену осуществлялось интерцепторами и дифференциально отклоняемым управляемым цельноповоротным стабилизатором. Кроме того, Vigilante стал первым в США самолетом, оснащенным управляемыми воздухозаборниками двигателей. Первый из опытных самолетов был оснащен двумя новыми двигателями General Electric YJ79-GE-2 с тягой на форсированном режиме по 66,71 кН и совершил первый полет 31 августа 1958 года. Испытания самолета на авианосце "Саратога" были завершены в июле 1960 года. Первой серийной модификацией стал вариант A3J-1 (позже обозначенный A-5A), его первым получателем в июне 1961 года стала 7-я эскадрилья тяжелых штурмовиков (VAH-7) авиации ВМС США. Основным вооружением самолета была атомная бомба, размещавшаяся в бомбоотсеке между соплами двигателей. Всего было выпущено 57 самолетов A3J-1. Следующей модификацией стал промежуточный вариант дальнего бомбардировщика A3J-2 (A-5B), имевший увеличенный запас топлива и улучшенную аэродинамику. Ввиду изменений в политике ВМС США было построено всего шесть самолетов данной модификации, которые затем были переоборудованы в невооруженные дальние разведчики A3J-3P (RA-5C), оснащенные РЛС бокового обзора, камерами и аппаратурой РЭП. Первый RA-5C поднялся в воздух 30 июня 1962 года, за ним последовали 55 новых серийных машин и 53 самолета, переоборудованных по данному стандарту из A3J-1. Первой самолеты RA-5C Vigilante получила 5-я разведывательно-штурмовая эскадрилья (RVAH-5), в июне 1964 года базировавшаяся на авианосце "Рейнджер". Впоследствии самолеты поступили также в 1-ю, 7-ю, 9-ю и 11-ю разведывательно-штурмовые эскадрильи.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American RA-5C Vigilante

  Тип: дальний разведчик корабельного базирования
  Силовая установка: два ТРДФ General Electric J79-GE-10 тягой на форсированном режиме 79,42 кН
  Летные характеристики: макс. скорость М=2,1; практический потолок 14 750 м; дальность 4828 км
  Масса: пустого 17009 кг; максимальная взлетная 29937 кг
  Размеры: размах крыла 16,15 м; длина 23,32 м; высота 5,91 м; площадь крыла 70,05 м2
RA-5C Vigilante. В таком виде RA-5C (серийный № 149298) из состава 7-й разведывательно-штурмовой эскадрильи (RVAH-7) "Peacemakers of the Fleet" авиакрыла CVW-11 вышел на борту авианосца "Китти Хок" на свою предпоследнюю боевую службу (1973-1974 года). Машина строилась как A-5A и в январе 1963 года вошла в состав 3-й тяжелой штурмовой эскадрильи (VAH-3). В мае того же года самолет был переведен в 1-ю тактически-штурмовую эскадрилью (VAH-1) и вскоре вышел в поход на борту авианосца "Индепенденс". До переоборудования в разведчик машина служила в составе RVAH-7 и совершила поход на борту многоцелевого атомного авианосца "Энтерпрайз". Впоследствии этот самолет сменил не одно подразделение и взлетал также с палуб авианосцев "Джон Ф. Кеннеди" и "Форрестол", пока в августе 1977 года не был отправлен на авиаремонтный завод ВМС США в Джексонвилл (штат Флорида), а 3 августа 1979 года - списан и утилизирован.
Развитие Vigilante. В качестве замены устаревших самолетов English Electric Canberra ВВС Австралии рассматривали McDonnell Douglas F-4 Phantom, BAC TSR.2, Dassault Mirage IV и North American A-5 (на рисунке), пока в 1963 году не заказали 18 General Dynamic F-111A и шесть RF-111A (позже дополненных 24 самолетами F-111C).
Отделение NAA в Колумбусе пыталось заинтересовать ВВС США несколькими своими проектами на основе Vigilante. В 1960 году наиболее вероятным потенциальным заказчиком представлялось Командование ПВО, и большинство проектов выполнили как раз под его требования. Самым продвинутым из них был Retaliator, оснащенный одним ЖРД для повышения скоростных и высотных данных. Проект отвергли, но через 10 лет его переработали в NR-349 (на рисунке) с тремя двигателями GE J79, третий двигатель разместили между двумя штатными, но выше. Вооружение - УР "воздух-воздух" с радиолокационным наведением. Работы не вышли из стадии проектирования.
RA-5C Vigilante
Three-view drawing of the North American A-5C Vigilante for supersonic reconnaissance duties
North American RA-5C Vigilante reconnaissance aircraft
North American RA-5C Vigilante