North American A-5 Vigilante
Страна: США
Год: 1958


Дальний разведчик корабельного базирования
Luminarc интернет магазин посуда люминарк интернет магазин.
Описание
Фотографии
North American A3J/A-5 Vigilante

  Самолет NA-247 был создан по тактико-техническому заданию ВМС США на всепогодный штурмовик с высокими летными характеристиками. Первоначально самолет носил обозначение NAGPAW (от North American General Purpose Attack Weapon - "Многоцелевая ударно-наступательная система вооружения компании "North American"). 29 июня 1956 года самолет стал победителем тендера, и компания получила контракт на постройку двух прототипов под обозначением YA3J-1. Название Vigilante самолету присвоили несколько позже, а обозначение A3J впоследствии изменили на A-5. Самолет имел свободнонесущее стреловидное крыло без элеронов - управление по крену осуществлялось интерцепторами и дифференциально отклоняемым управляемым цельноповоротным стабилизатором. Кроме того, Vigilante стал первым в США самолетом, оснащенным управляемыми воздухозаборниками двигателей. Первый из опытных самолетов был оснащен двумя новыми двигателями General Electric YJ79-GE-2 с тягой на форсированном режиме по 66,71 кН и совершил первый полет 31 августа 1958 года. Испытания самолета на авианосце "Саратога" были завершены в июле 1960 года. Первой серийной модификацией стал вариант A3J-1 (позже обозначенный A-5A), его первым получателем в июне 1961 года стала 7-я эскадрилья тяжелых штурмовиков (VAH-7) авиации ВМС США. Основным вооружением самолета была атомная бомба, размещавшаяся в бомбоотсеке между соплами двигателей. Всего было выпущено 57 самолетов A3J-1. Следующей модификацией стал промежуточный вариант дальнего бомбардировщика A3J-2 (A-5B), имевший увеличенный запас топлива и улучшенную аэродинамику. Ввиду изменений в политике ВМС США было построено всего шесть самолетов данной модификации, которые затем были переоборудованы в невооруженные дальние разведчики A3J-3P (RA-5C), оснащенные РЛС бокового обзора, камерами и аппаратурой РЭП. Первый RA-5C поднялся в воздух 30 июня 1962 года, за ним последовали 55 новых серийных машин и 53 самолета, переоборудованных по данному стандарту из A3J-1. Первой самолеты RA-5C Vigilante получила 5-я разведывательно-штурмовая эскадрилья (RVAH-5), в июне 1964 года базировавшаяся на авианосце "Рейнджер". Впоследствии самолеты поступили также в 1-ю, 7-ю, 9-ю и 11-ю разведывательно-штурмовые эскадрильи.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  North American RA-5C Vigilante

  Тип: дальний разведчик корабельного базирования
  Силовая установка: два ТРДФ General Electric J79-GE-10 тягой на форсированном режиме 79,42 кН
  Летные характеристики: макс. скорость М=2,1; практический потолок 14 750 м; дальность 4828 км
  Масса: пустого 17009 кг; максимальная взлетная 29937 кг
  Размеры: размах крыла 16,15 м; длина 23,32 м; высота 5,91 м; площадь крыла 70,05 м2
Летом 1962 года 7-я эскадрилья тяжелых штурмовиков стала первым подразделением, вооруженным самолетами A-5A Vigilante и вышедшим в море на боевую службу. Эскадрилья дислоцировалась на борту ABMA "Энтерпрайз", участвовавшего в блокаде Кубы в период Карибского кризиса.
A-5A Vigilante. В 1962 году обозначение A3J-1 изменили на A-5A. Самолет с номером производителя 149283 является одним из последних построенных A-5A. Этот самолет принимал участие в первом дальнем походе эскадрильи VAH-7 на авианосце "Энтерпрайз" в Средиземное море. Окраска его вполне стандартная - Gull Gray и Insignia White. Маркировка для того периода тоже обычная, за исключением стилизованной цифры "7" цвета Insignia Blue с 12 белыми звездами внутри (на киле).
Снимок первого прототипа Vigilante сделан вскоре после церемонии его выкатки в мае 1958 года. Первый полет прототип выполнил в последний день августа, самолет пилотировал летчик-испытатель компании NAA Дик Венцель.
Благодаря своей весьма "совершенной" конструкции, "Виджиленты" обладали чрезвычайно низкой надежностью, но одновременно имели довольно высокие характеристики и представляли собой трудную мишень для ПВО ДРВ.
RA-5C (зав. № 149313) из RVAH-6 в экспериментальном камуфляже. Авиабаза ВМС "Норт Айленд", апрель 1966 г.
Авианосец "Саратога" развернулся под ветер, моряки наблюдают за подготовкой к взлету одного из предсерийных A3J-1, которому предстоит очередной испытательный полет. Vigilante стал одним из самых больших и тяжелых палубных самолетов в истории авиации. Тяжелее его был только A3D Skywarrior.
21 сентября 1979 года этот RA-5C стал последним из самолетов Vigilante, выполнившим взлет с катапульты авианосца.
Пара RA-5C Vigilante из RVAH-3 (Vigilante RAG) - это два из 43 бомбардировщиков A-5A, модернизированных в разведчики RA-5C. В RA-5C доработали еще 18 A-5B; всего построено и конвертировано 140 самолетов RA-5C (79 построено заново).
RA-5C № 156 608 из эскадрильи RVAH-7, снимок сделан во время последнего дальнего похода эскадрильи. Последний в карьере катапультный взлет Vigilante выполнил с авианосца "Рейнджер" 21 сентября 1979 года в Ки-Уэсте. Этот же самолет 14 ноября выполнил и последнюю посадку с зацеплением гаком аэрофинишера. Последний полет был выполнен 20 ноября: самолет перелетел из Ки-Уэста в Дэвис-Монтан, где был поставлен на хранение.
На A3J-2 (A-5B), как и на A3J-1 позднего выпуска, стояли более мощные двигатели J79-GE-8, а в конструкцию был внесен ряд важных изменений, включая установку предкрылков, увеличение площади закрылков, за счет чего стало возможным увеличить максимальную взлетную массу на 60% - до 36287 кг. Также увеличили емкость внутренних топливных баков.
RA-5C (зав. № 156638) из RVAH-1. Тихий океан, авианосец "Энтерпрайз", 1977 г.
Большой и сложный в пилотировании, Vigilante не пользовался особой любовью командования и молодых летчиков. Однако в варианте тактического разведчика он даже сегодня, спустя 20 лет после снятия с вооружения, во многом остается непревзойденным.
RA-5C (зав. № 156640) из эскадрильи RVAH-3. 6 июня 1976 г.
Звено самолетов A3J из эскадрильи VAH-7 с авианосца "Энтерпрайз". Тройку самолетов возглавляет "AE/700" - самолет командира эскадрильи. Снимок сделан над авиабазой Стэнфорд. Лишь две эскадрильи первой линии получили на вооружение A-5A - VAH-7 и VAH-1.
Первый серийный RA-5C и первый вновь построенный разведчик Vigilante (в прототипы модернизировали A-5B). Машина № 150823 "позирует" для фотосъемки. На самолете подвешены четыре 1514-литровых сбрасываемых бака. На практике такой вариант внешней подвески практически не использовался, так как для выполнения большинства заданий вполне хватало емкости внутренних баков. На фотографии хорошо видны выпущенные предкрылки, улучшавшие маневренность на малых скоростях полета.
Самолет из состава эскадрильи RVAH-6 "Fleurs" касается палубы авианосца "Америка", Южно-Китайское море, 1972-1973 годы. Восемь из девяти вооруженных RA-5C эскадрилий прошли через Вьетнам.
RA-5C (зав. № 150834) из RVAH-13 приземляется на авианосец "Китти Хок" после разведмиссии над Вьетнамом, начало 1966 г.
В 1966 году на борту авианосца "Китти Хок" проводились испытания различных камуфляжных схем для самолетов авиации ВМС. Эта схема была признана наиболее эффективной и наиболее близка к "юго-восточноазиатской" схеме камуфляжа ВВС США. На снимке: один из самолетов RVAH-13 садится на палубу авианосца "Китти Хок".
This Navy A-5A Vigilante was used by NASA to simulate approaches for the ill-fated American Supersonic Transport program.
The North American A3J Vigilante carrier-based bomber is expected to make its first flight by the time these words are written. It is powered by two General Electric J79-GE-2 turbojets rated at 10,500-lb. thrust. Approximate span and length is 50 ft. and 70 ft. respectively. Height 20 ft.
Первый прототип "Виджилента" YA3J-1 (завод. № 145157)
Второй прототип "Виджилента" YA3J-1 (завод. № 145158) во время подготовки к испытаниям. Поздняя осень 1958 г.
Окончательная сборка самолетов A-5A
Выкатка первого серийного A-5B (№ 149300)
Первые A-5A поступили в эскадрилью VAH-3. Сэнфорд, 16 июня 1961г.
Штурмовик A-5 "Виджилент"
RA-5C из эскадрильи RVAH-7 перед взлетом с авианосца "Констеллейшн" во время миссии во Вьетнаме 1969-70 годов
Самолеты из RVAH-5 на палубе "Энтерпрайза". 17 октября 1971 г. борт № 601 (заводской № 156634) упал в море, его экипаж погиб
Буксировка "Виджилента" на "Форрестоле"
Первый поход самолеты Vigilante совершили в августе 1962 года - 12 машин из VAH-7 ушли в Средиземное море в составе 6-го корабельного авиакрыла (CVG-6) на борту авианосца "Энтерпрайз". Через два месяца эскадрилья вернулась в США и до начала следующего года базировалась во Флориде. В начале февраля 1963 года VAH-7 вернулась в Средиземное море - уже на семь месяцев.
На переднем плане - RA-5C из эскадрильи RVAH-5 на палубе авианосца "Рейнджер" в ходе очередного посещения Тонкинского залива
Vigilante на палубе авианосца "Рэнджер". Корабль уходит из Сан-Франциско на Гавайи, а затем - в Южно-Китайское море. После Тонкинского инцидента "Рэнджер" вошел в состав группировки ВМС США у берегов Вьетнама. Vigilante из RVAH-5, базирующейся на борту авианосца, стали первыми RA-5, прибывшими в зону конфликта. Эскадрилья в основном обеспечивала действия A-6 Intruder. На заднем плане - мост "Золотые ворота". 5 августа 1964г.
"Виджиленты" из эскадрильи VAH-7 на палубе авианосца "Энтерпрайз". 1962г.
RA-5C из эскадрильи RVAH-11 на палубе авианосца "Китти Хок" в ходе очередного вьетнамского похода. 1968 г.
Четвертый серийный самолет A3J (№ 146697) стал первым из "Виджилентов", совершившим посадку и взлет с палубы. Авианосец "Саратога", июль 1960 г.
An RA-5C Vigilante ready for launching from the USS Constellation (CVA-64) in the South China Sea in April 1972.
"Виджиленты" на борту авианосца "Америка" совершили три похода к берегам Вьетнама
"Виджилент" RA-5C из эскадрильи RVAH-5 отправляется в тренировочный полет
Случалось, что при катапультном старте происходил отрыв дополнительных топливных баков, расположенных в бомбоотсеке RA-5. Удар баков о палубу обычно приводил к взрыву и пожару, хотя повреждения корабля при этом были минимальными, а опытные экипажи могли продолжать взлет. Так, 4 сентября 1969 года при взлете с авианосца "Индепенденс" произошел отрыв топливных баков на RA-5 из эскадрильи RVAH-12, пилотируемого коммандером Джоном Хьюбером (на снимке). Но летчик смог благополучно поднять машину. Везло, однако, не всем. Весной 1973 года на самолете с серийным № 156609 из этой же эскадрильи на взлете произошел отрыв одного из баков - экипаж был вынужден покинуть загоревшуюся и потерявшую управление машину.
Бомбардировщик A-5A взлетает с палубы "Энтерпрайза" вместе с истребителем F-8. Восточная Атлантика, Карибский кризис, октябрь 1962 г.
North American RA-5C Vigilante reconnaissance aircraft (two General Electric J79 turbojet engines with afterburners)
Встреча на дальних маршрутах: конкурент - разведчик RA-5
Rockwell (North American) RA-5C Vigilante 149307 of RVAH-35 "Savage Sons", Air Wing 6, U.S.S. "America", in the Mediterranean, March 1966
Один из первых RA-5C так называемой 156-й серии. 20 ноября 1979 г. именно этот самолет совершил последний полет в истории "Виджилентов"
RA-5C из эскадрильи RVAH-5. За характерный вид подфюзеляжный контейнер разведоборудования прозвали "каноэ"
Камуфлированный RA-5C из эскадрильи RVAH-13 с авианосца "Китти Хок" над Тонкинским заливом. 1966 г.
Пара самолетов из эскадрильи RVAH-14 с авианосца "Джон Ф. Кеннеди"" в полете во время средиземноморского похода. 1972 г.
Самолет-разведчик RA-5C из RVAH-14 совершает полет в сопровождении палубного штурмовика A-7
Кадр кинохроники, запечатлевший испытательный сброс с A-5A атомной бомбы, вместе с которой требовалось избавиться от дополнительных баков. 4 октября 1961 г.
Линейный отсек вооружения. Главным назначением Vigilante являлась доставка ядерного оружия. Конструкторы NAA считали, что традиционный отсек вооружения не обладает достаточным объемом и не гарантирует безопасного сброса спецбоеприпаса. Для Vigilante спроектировали необычный линейный отсек вооружения круглого сечения, расположенный в фюзеляже между двигателями. Такой отсек обладал достаточным объемом для размещения спецбоеприпаса тандемной конфигурации - бомба и топливный бак на 907 кг керосина JP-4. Спецбоеприпас выстреливался через отверстие в хвостовой части фюзеляжа. Испытания показали недостаточную надежность такой системы сброса вооружения, в конечном итоге от подобного инновационного отсека отказались. Здесь представлены кадры кинопленки, запечатлевшие испытательный сброс атомной бомбы с Vigilante 4 октября 1961 года. На кадрах видно, что после сброса нагрузки самолету приходится уходить вверх почти вертикально.
"Виджилент" из эскадрильи RVAH-14 сближается с танкером KA-6 для дозаправки. 1972 г.
Видавший виды Vigilante, переоборудованный из A-5B, из состава эскадрильи RVAH-11 принимает топливо от самолета-заправщика EKA-3B после боевого вылета 29 января 1968 года, во время второй командировки эскадрильи к берегам ДРВ.
"Виджилент" из эскадрильи RVAH-13 дозаправляется от самолета KA-3 из эскадрильи VAH-4 у берегов Вьетнама
Несмотря на то, что A-5A никогда официально не рассматривался в качестве самолета-заправщика, на нем могла устанавливаться система дозаправки в полете. Топливо передавалось из дополнительных баков, установленных в бомбоотсеке. На самолете устанавливался также насос перекачки топлива. Длина заправочного шланга - 23,8 м. В качестве оператора заправки выступал штурман-оператор. Система прошла испытания, но никогда не применялась. На снимке - три самолета из 7-й тяжелой штурмовой эскадрильи (HATRON 7), ABMA "Энтерпрайз", в строю дозаправки (поход 1963-1964 годов).
Самолет № 150823 - прототип разведчика RA-5C
"Виджилент" подходит к палубе своего корабля
RA-5C поздней постройки. Заход на посадку выполнялся с очень большими углами атаки. На фотографии хорошо виден центральный контейнер с целевой аппаратурой на нижней поверхности фюзеляжа. За счет установки контейнера изменения в конструкции A-5A при доработке в разведчик удалось свести к минимуму.
Отличная посадка - самолет зацепился за первый трос аэрофинишера
Среди самолетов на палубе "Энтерпрайза" - три "Виджилента" из эскадрильи RVAH-7. Тонкинский залив, 1967 г.
На ангарной палубе авианосца "Энтерпрайз"
"Виджилент" A-5A № 147858 непродолжительное время использовался в NASA
Во время испытаний A3J были установлены два мировых рекорда - 13 декабря 1960 года экипаж в составе коммандера Лероя Хита и лейтенанта Ларри Монро установили рекорд высоты, поднявшись на 27874 м. В снаряжение экипажа входили высотно-компенсирующие костюмы (как на снимке). Несколько ранее самолет достиг скорости М=2,02, причем в том полете в кабине оператора находилась президент ФАИ Жаклин Кохран, первая женщина в мире, которой удалось вдвое превысить скорость звука.
Подфюзеляжный контейнер разведоборудования самолета RA-5C
Обслуживание разведывательного оборудования "Виджилента"
Ранний вариант термоядерной бомбы Mk.43 на пилоне самолета A-5A (вверху) и поздний вариант бомбы Mk.43 на самолете RA-5C
Слева - термоядерная бомба Mk.43 с приспособлением для загрузки в бомбоотсек.
Пилоны правого полукрыла на самолете RA-5C и термоядерная бомба Mk.48 на самолете RA-5C
Атомная бомба Mk.27, помещаемая в тесном бомбоотсеке "Виджилента"
Дополнительные топливные баки и помещенная в контейнер атомная бомба Mk.27
"Ядерный туннель" и бомбоотсек (вид по полету)
Сопла двигателей J79-GE-8 и "ядерный туннель", в котором виден дополнительный топливный бак
Извлеченные наружу блок станции радиотехнической разведки AN/ALQ-61 и дополнительные топливные баки
Для упрощения обслуживания блоки прицельно-навигационной системы AN/ASB-12 можно было не только раскапотировать, но и опустить
Телевизионная камера обнаружения и прицеливания
Носовая и левая основная опоры шасси
Воздухозаборники самолетов RA-5C с двигателями J79-GE-10 (слева) и A-5A
Снятый капот мотогондолы правого двигателя
Двигатель "Дженерал Электрик" J79-GE-8
Приборное оборудование кабины летчика (самолет RA-5C № 150828)
Приборное оборудование кабины оператора (самолет RA-5C № 150826)
"Виджилент" из RVAH-6 после инцидента с несанкционированным сбросом задней крышки фонаря кабины. Лето 1966 г.
Аварийная посадка "Виджилента" из эскадрильи RVAH-3 на аэродроме в Сэнфорде, в ходе которой повреждения получила правая основная опора шасси
Пожар на "Форрестоле". 29 июля 1967 г.
RA-5C Vigilante. В таком виде RA-5C (серийный № 149298) из состава 7-й разведывательно-штурмовой эскадрильи (RVAH-7) "Peacemakers of the Fleet" авиакрыла CVW-11 вышел на борту авианосца "Китти Хок" на свою предпоследнюю боевую службу (1973-1974 года). Машина строилась как A-5A и в январе 1963 года вошла в состав 3-й тяжелой штурмовой эскадрильи (VAH-3). В мае того же года самолет был переведен в 1-ю тактически-штурмовую эскадрилью (VAH-1) и вскоре вышел в поход на борту авианосца "Индепенденс". До переоборудования в разведчик машина служила в составе RVAH-7 и совершила поход на борту многоцелевого атомного авианосца "Энтерпрайз". Впоследствии этот самолет сменил не одно подразделение и взлетал также с палуб авианосцев "Джон Ф. Кеннеди" и "Форрестол", пока в августе 1977 года не был отправлен на авиаремонтный завод ВМС США в Джексонвилл (штат Флорида), а 3 августа 1979 года - списан и утилизирован.
Развитие Vigilante. В качестве замены устаревших самолетов English Electric Canberra ВВС Австралии рассматривали McDonnell Douglas F-4 Phantom, BAC TSR.2, Dassault Mirage IV и North American A-5 (на рисунке), пока в 1963 году не заказали 18 General Dynamic F-111A и шесть RF-111A (позже дополненных 24 самолетами F-111C).
Отделение NAA в Колумбусе пыталось заинтересовать ВВС США несколькими своими проектами на основе Vigilante. В 1960 году наиболее вероятным потенциальным заказчиком представлялось Командование ПВО, и большинство проектов выполнили как раз под его требования. Самым продвинутым из них был Retaliator, оснащенный одним ЖРД для повышения скоростных и высотных данных. Проект отвергли, но через 10 лет его переработали в NR-349 (на рисунке) с тремя двигателями GE J79, третий двигатель разместили между двумя штатными, но выше. Вооружение - УР "воздух-воздух" с радиолокационным наведением. Работы не вышли из стадии проектирования.
RA-5C Vigilante
North American RA-5C Vigilante reconnaissance aircraft
North American RA-5C Vigilante