Grumman A-6 Intruder
Варианты:
Grumman - A-6 Intruder - 1960 - США
Страна: США
Год: 1960


Двухместный палубный всепогодный штурмовик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (69)
Grumman А-6 Intruder (G-128)

  Опыт войны в Корее показал необходимость создания специализированного штурмовика с турбореактивным двигателем, способного эффективно действовать в сложных метеоусловиях. В 1957 году восемь фирм представили ВМС США 11 проектов нового ударного самолета с большой дальностью полета. В последний день года был выбран проект G-128 Intruder, ставший основной боевой машиной ВМС во время последующей войны в Юго-Восточной Азии и давший начало целому семейству самолетов.
  Восемь опытных самолетов были заказаны в марте 1959 года под обозначением YA2F-1, которое позднее изменили на YA-6A. Первый из этих самолетов поднялся в воздух 19 апреля 1960 года. Он был оснащен парой ТРД J52-P-6 тягой по 37,81 кН, выхлопные трубы которых могли немного разворачиваться вниз для создания дополнительной подъемной силы при взлете, но этой особенностью отличались только первые четыре опытные машины. На всех остальных самолетах выхлопные трубы были сразу установлены с некоторым отклонением вниз.
  Первый серийный A-6A (первоначально A2F-1) был передан эскадрилье VA-42 в феврале 1963 года, а первым подразделением, принявшим участие в боевых действиях во Вьетнаме, стала эскадрилья VA-75, A-6A которой начали полеты с борта авианосца "Индепенденс" в марте 1965 года. Прицельно-навигационная система DIANE (Digital Integrated Attack Navigation Equipment) позволяла Intruder действовать в любых погодных условиях, а боевая нагрузка в 7711 кг делала его одним из самых мощных боевых самолетов США в Юго-Восточной Азии. Выпуск базового варианта A-6A продолжался до декабря 1969 года. Всего построили 482 самолета, не считая еще 21 машины, достроенной в варианте EA-6A, обладавшей ограниченными ударными возможностями и предназначенной, прежде всего, для защиты ударных машин с помощью средств РЭБ. Первый EA-6A взлетел в 1963 году, а три YA-6A и три A-6A были доработаны до этого стандарта.
  Следующие три варианта Intruder также были получены путем конверсии A-6A. Первым из них был A-6B (19 самолетов), поставленный одной эскадрилье ВМС и отличавшийся от базовой модели возможностью нести противорадиолокационные ракеты AGM-78 Standard вместо ракет "воздух-поверхность" AGM-12B Bullpup. Для атак целей, не обнаруживаемых стандартной РЛС Intruder, компания "Grumman" переделала еще 12 A-6A в вариант A-6C с расширенными возможностями для проведения ночных операций. Это обеспечивалось установкой под фюзеляжем турели с системой FLIR и ТВ-системой низких уровней освещенности. Прототип самолета-заправщика KA-6D поднялся в воздух 23 мая 1966 года, и был выдан заказ на его производство. Впоследствии его отменили, но к этому времени 62 A-6A были переделаны в KA-6D, получив навигационную систему TACAN и заправочный агрегат в хвостовой части фюзеляжа. Помимо заправки других палубных самолетов, KA-6D также могли использоваться в качестве дневных бомбардировщиков и самолетов управления спасательными операциями. После снятия с вооружения EKA-3B Skywarrior они стали стандартными палубными заправщиками ВМС США. 27 февраля 1970 года компания "Grumman" подняла в воздух A-6E - новый усовершенствованный вариант A-6A. Он стал следующим серийным самолетом: всего построили 240 новых машин, а еще 205 получили путем конверсии A-6A/B/C. Основным отличием A-6E, сохранившим планер и силовую установку старых вариантов, стало новое БРЭО, включавшее многорежимную навигационную РЛС Norden APQ-148, прицельно-навигационную систему IBM/Fairchild ASQ-133, блок управления вооружением Conrac и видеомагнитофон RCA для фиксации результатов ударов. После первого полета опытной машины 22 марта 1974 года, все Intruder ВМС и КМП США прошли программу доработок TRAM (Target Recognition Attack Multisensor). В ее ходе A-6E получили турель Hughes с системой FUR и лазерной системой, интегрированных с РЛС Norden, систему CAINS (Carrier Airborne Inertial Navigation System), обеспечивающую автоматическую посадку на палубу и возможность применять оружие класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Первой эскадрильей ВМС, укомплектованной вариантом A-6E/TRAM, стала VA-165, развернутая на авианосце "Констеллейшн" в 1977 году. Кроме того, в рамках отдельной программы 50 самолетов A-6E получили возможность нести по четыре ПКР Harpoon (позднее эту возможность получили все машины). Программа модернизации SWIP позволила самолетам использовать и другое управляемое оружие, включая ракеты AGM-65 Maverick, AGM-84E SLAM и AGM-88 HARM. Последние Intruder были сняты с вооружения ВМС в 1997 году, а на смену им пришли самолеты Boeing F/A-18 Hornet.

  
Варианты

  YEA-6A: прототип EA-6A, полученный путем переделки одного YA-6A
  NA-6A: три YA-6A и три A-6A, доработанные для проведения специальных испытаний
  A-6F; вариант A-6E с новой РЛС, цифровым БРЭО и ТРДД General Electric F404; до прекращения программы были построены три прототипа
  A-6G: предлагавшийся "Grumman" вариант A-6F с сохранением ТРД J52
  NEA-6A; один самолет переделанный из EA-6A для специальных испытаний


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman A-6E/TRAM Intruder

  Тип: двухместный палубный всепогодный штурмовик
  Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney J52-P-8B тягой по 41,37 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1036 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 763 км/ч; начальная скороподъемность 2323 м/мин; потолок 12 925 м; дальность полета с максимальной боевой нагрузкой 1627 км
  Масса: пустого 12 093 кг; максимальная при взлете с катапульты 26 581 кг; максимальная при взлете с берегового аэродрома 27397 кг
  Размеры: размах крыла 16,15 м; длина 16,69 м; высота 4,93 м; площадь крыла 49,13 м2
  Вооружение: до 8165 кг боевой нагрузки на одном пилоне под фюзеляжем и четырех под крылом, в стратегическом варианте состоявшей из трех термоядерных бомб B28, B43, B57 или B61; в тактическом варианте включает пять 907-кг бомб Mk 84, или 10454-кг бомб Mk 83, или 22 227-кг бомбы Mk 82, или четыре ракеты AGM-45 Shrike или AGM-88 HARM, или две GRH AGM-84 Harpoon, или четыре ракеты AGM-84E SLAM, или четыре ракеты AGM-65 Maverick, или четыре бомбы с лазерным наведением Paveway
Прототип A2F-1 Intruder 19 апреля 1960 года совершает свой первый взлет на Лонг-Айленде. Летчик-испытатель Роберт Смит пролетел над авиазаводами в Калвертоне и Беспейдже, чтобы им смогли полюбоваться все, кто участвовал в создании этой машины.
The prototype A2F-1 Intruder (147864) on its first flight near Grumman’s Calverton facility on 19 April 1960, with test pilot Robert Smyth at the controls. The basic appearance of the aircraft has changed little in 26 years.
View of the first Intruder, 147864, when it was known as the Grumman A2F-1 and sported a long nose-probe for test flying.
Роберт Смит поднял прототип A2F-1 в воздух с аэродрома в Калвертоне 19 апреля 1960 года. Самолет имел двигатели с отклоняемым соплом.
Испытания прототипа Intruder выявили негативное влияние, оказываемое на маневренные качества машины ее фюзеляжными аэродинамическими тормозами. В итоге "Grumman" с 26-го самолета стала ставить дополнительные тормозные щитки на нижней и верхней поверхностях законцовок крыла (сентябрь 1961 года), затем фюзеляжные тормоза убрали вовсе.
View of the first Intruder, 147864, when it was known as the Grumman A2F-1 and sported a long nose-probe for test flying. The rear-fuselage speed brakes are extended. These were later abandoned in preference for wing tip brakes, the EA-6A being the sole exception.
Ранняя модификация A-6A (бывший A2F-1). Хорошо видны поворотные сопла двигателей и перфорированные воздушные тормоза на фюзеляже. Удлиненный измерительный зонд в носовой части устанавливался только для испытаний.
An early production A-6A carrying five external tanks during flights to demonstrate the Intruder's long ferry range.
19 апреля 1960г. Пилот Роберт Смит совершил первый полет на палубном штурмовике Grumman A2F-1 (A-6A Intruder). На снимке показан один из восьми первых образцов самолета.
Grumman KA-6D Intruder tanker of US Navy Squadron VA-145, based on the USS Ranger
A-6A Intruders (155669 "AD/545" nearest) of Squadron VA-42 on the flight line at Oceana, where the photos on these two pages were taken
An under-fuselage pack containing electro-optical sensors identifies this Intruder, 155688 "XE/20", as an A-6C of Air Development Squadron 5 (VX-5), NAF China Lake, California (Oceana detachment)
AGM-78A version of Standard ARM under the wing of a Grumman A-6 Intruder
Штурмовик A-6A Intruder из VMA(AW)-225, авиабаза Дананг, Южный Вьетнам, 1966г.
На своих пяти пилонах A-6 мог нести практически любой боеприпас из арсенала ВМС и КМП США. Максимальная бомбовая нагрузка включала 22 бомбы Mk 82 Snakeye, хотя также часто использовались НАР, кассетные бомбы (на снимке) и баки с напалмом.
Tomahawk under the wing of a U.S. Navy Grumman A-6 Intruder.
Standard Active missile on underwing launcher of A-6A Intruder
AGM-53A Condor air-to-surface missile test round under wing of A-6 Intruder aircraft
332-я всепогодная штурмовая эскадрилья (код "EA") была придана 14-й авиагруппе КМП США (авиабаза Черри-Пойнт). В августе 1968 года она получила Intruder. На фотографии - A-6E, №151812.
Вскоре после принятия на вооружение, штурмовики A-6 были направлены на войну - во Вьетнам на борту авианосца "Индепенденс" была переброшена оснащенная ими 75-я штурмовая эскадрилья авиации ВМС США. Первый боевой вылет состоялся 1 июля 1965 года - самолеты нанесли удар по мостам и другим целям у Бак Банга, южнее Ханоя. Изображенный на снимке A-6A (BuNo. 151581) принадлежал 165-й штурмовой эскадрилье "Boomers", совершившей в 1968-1973 годах семь командировок во Вьетнам в составе 2-го и 9-го авиакрыльев.
Grumman A-6A Intruder being catapult-launched from the USS
U.S.S. "John F. Kennedy" (CV-67). 87,000 tons, "Kitty Hawk" class, moored in the Solent. Types visible on her packed flight deck include F-14A Tomcats, A-6 Intruders, A-7 Corsair IIs, S-3A Vikings, SH-3 Sea Kings, E-2C Hawkeyes and three F-8 Crusaders
Tomcats, Intruders, Corsairs and Prowlers litter the forward end of the flight deck. The F-14 is the only type with non-folding wings.
Intruder из 533-й смешанной штурмовой эскадрильи готовятся к вылету на борту авианосца "Джон Ф. Кеннеди", в то время как с катапульты уже стартует истребитель F-14A. Эскадрилья базировалась на авианосцев 1986-1987 годах, ее код "AC".
Картина, похожая на оживленный перекресток, - A-6A Intruder друг за другом выруливают на старт, чтобы принять участие в ударе "Альфа" (Alpha strike). ВМС США использовали этот термин для описания воздушной атаки, в которой разные типы самолетов применяли разные типы боеприпасов против одной цели. Обратите внимание на бомбы Mk 82 Snakeye на многозамковых держателях под крылом.
Grumman F-14A Tomcat of VF-143 about to be catapulted from the U.S.S. "America", August 1976. Behind is a Grumman A-6E Intruder of VA-176
F-14A из эскадрильи VF-1 и самолет-заправщик KA-6D на стартовых позициях "Энтерпрайза". 1974 г.
Восьмой A-6A, BuNo. 148618, выполняет взлет с катапульты атомного авианосца "Энтерпрайз".
Picture shows an A-6A at the moment of take-off during early trials.
A-6A Intruder из эскадрильи VA-85 "Black Falcons" ("Черные соколы"), снаряженный 18-ю 227-кг бомбами Mk 82 Snakeye и двумя 946-литровыми ПТБ, взлетает с авианосца "Китти Хок", 1968 год.. Эти самолеты использовались Морской пехотой и ВМС, они могли летать в любую погоду, днем и ночью.
Без участия самолетов РЭБ EA-6B не обходилась ни одна операция. Судя по всему, пилоты "Проулеров" - настоящие ангелы-хранители для летчиков ударных машин и сопровождающих их истребителей.
An A-6A Intruder (154133) in the early markings of VA-95. With the more recent introduction of low visibility camouflage, the colourful unit markings have disappeared. The "NL" code is an example of a Pacific Fleet marking, indicated by the “N".
Большой контейнер под фюзеляжем A-6C из 165-й штурмовой эскадрильи содержит ТВ-систему для низких уровней освещенности, ИК-систему переднего обзора и пассивные системы обнаружения.
The AC tail code on thus A-6E indicates that it is attached to Carrier Air Wing CVW-3, an Atlantic Fleet unit (as shown by the "A") attached to USS Saratoga (as shown by the “C"). Carrying AAMs, rocket pods, bombs and a long-range tank, this Intruder is flown by VA-75 "Sunday Punchers", the medium attack squadron of CVW-3.
En route to the ranges with a Shrike missile and practice this Grumman A-6E of VA-35 participated in Red Flag 84-4.
Управляемая ракета AGM-53 Condor разработана компанией "Rockwell" раньше, чем Walleye. Некоторые технологии Condor использованы при создании Walleye.
The last of the first four pre-production aircraft was 147867, seen here with a generous stock of underwing aggression in the form of 30 500lb bombs.
Grumman A-6A Intruder 152916 of VA-35 "Black Panthers”, Air Wing 15, while serving aboard the U.S.S. "Coral Sea" in the Pacific in August 1969
VA-145 "Swordsmen". 145-я штурмовая эскадрилья перевооружилась на A-6A 4 июня 1968 года, с августа 1968 года - на A-6B, с 11 мая 1970 года - на A-6C, а с 22 сентября 1976 года - на A-6E. Приняла участие во вьетнамской войне, в операции "Буря в пустыне" и первой применила УР AGM-88 HARM с A-6. Расформирована 1 октября 1993 года.
Самолеты A-6C были оснащены оптико-электронной системой TRIM для нанесения ударов по северовьетнамским коммуникациям.
Штурмовик A-6E "Интрудер"
The current markings employed by attack Intruders are illustrated on A-6E (155688), NJ-825, of the US West Coast replacement air group VA-128, the “Golden Intruders", seen in a low-level mission over the state of Washington in 1986.
Grumman A-6E TRAM (target recognition attack multisensor) version of the A-6E Intruder
A-6E 155595 of VA-165, the Boomers, based aboard USS Constellation, began life as an A-6A.
A-6 "Интрудер" (VA-165) летит к цели в Северном Вьетнаме 5 мая 1972г.
Штурмовики A-6D из состава авиакрыла авианосца "Эйзенхауэр"
TRAM (target-recognition attack multi-sensor) equipped A-6Es can he distinguished by the small sensor turret located beneath the nose, as seen here.
Эскадрилья VA-75 "Sunday Punchers" очень гордилась своими новенькими Intruder и энергично занималась их освоением. Никто из эскадрильи не знал, что вскоре их ждут настоящие бои во Вьетнаме.
225-я всепогодная штурмовая эскадрилья "Bengals", единственная в авиации КМП, базировавшаяся во Вьетнаме на авианосце. В составе 15-й авиагруппы она была приписана к авиакрылу авианосца "Корал Си" и минировала залив Хайфон.
Эскадрилья VA-42 "Green Pawns", базировавшаяся в Норфолке, Вирджиния, стала первым учебным подразделением на восточном побережье США, отвечавшим за подготовку пилотов и штурманов-бомбардиров для новых A-6A.
A-6E "Интрудер" и F-18C "Хорнет" с американского авианосца "Китти Хок"
A-6A из всепогодной штурмовой эскадрильи "Batmen" выполнил пуск УР класса "воздух-поверхность" AGM-12 Bullpup.
В ответ на атаку фрегата УРО "Самуэль Б. Робертс" в 1988 году в Персидском заливе США провели операцию "Praying Mantis", в ходе которой ударам подверглись объекты на побережье Ирана. На фотографии: A-6E из VA-95 "Green Lizards" с авианосца "Энтерпрайз" сбрасывает кассетные бомбы CBU-59, 18 апреля 1988 года.
В объектив советского дальнего разведчика попались F-4 "Фантом" и KA-6 во время дозаправки
A Phantom of 892 Squadron from HMS Ark Royal takes on fuel from a US Navy KA-6D Intruder tanker, during the NATO exercise Display Determination in October 1976. Two US Marine Corps Phantoms provide escort.
Дозаправка F-14A в воздухе от KA-6
By mid-January, eight examples of the Grumman F-14A were in flight test and had amassed 365 hours in 156 flights (these figures exclude the first prototype, which crashed on its second flight). Of the original batch of 12 R & D F-14As ordered in February 1969, two more will be completed shortly, while the No 7 aircraft is earmarked for completion as the F-14B prototype, with F401-P-400 engines. The illustration show the No 2, low-speed trials. F-14A refuelling from an NA-6A tanker.
"Виджилент" из эскадрильи RVAH-14 сближается с танкером KA-6 для дозаправки. 1972 г.
KA-6D tanker 151582 replenishes A-6A 151568 from its 3,000 gal supply.
Первый EA-6A дозаправляется от A-6A во время своего первого полета. Самолет не имел воздушных тормозов на законцовках крыла, но хорошо отличим по килевому обтекателю для антенн комплекса ALQ-86.
KC-135A заправляет по системе "конус-штанга" A-6 Intruder.
A-6E 154126, wearing the colours of VA-176, the Thunderbolts, flying from USS America, was previously an A-6A.
One of VA-34's A-6Es returns from a training mission with practice bombs gone and only fuel tanks remaining.
A fine shot of A-6E 158047 of VA-34, the Blue Blasters, about to touch down aboard the USS John F. Kennedy, with wing tip brakes in evidence.
This Navy A-6A bomber was modified in the late 1970s time period to simulate low-speed approaches. The modified trailing edges are not visible, but the stall fences are.
The modifications to this testbed aircraft can be seen under the twin engine exhausts. The concept was to trap bleed air from the exhausts and then direct the air through special slots on the trailing edge of each wing.
NA-6A - экспериментальные Intruder. Большие размеры и увеличенная масса полезной нагрузки сделали Intruder идеальной платформой для испытания различных систем. По меньшей мере, пять A-6A (серийные номера 147867, 148617, 149482, 149484 и 149936) были переоборудованы для участия в различных программах испытаний. Самолет № 149484 (на фотографии) в начале 1970-х годов привлекался Испытательным центром авиации ВМС США для отработки системы дозаправки топливом, разработанной для Grumman F-14 Tomcat. Литера "W" на киле означает, что самолет принадлежит управлению испытания систем вооружения указанного центра. Самолет с № 147867, четвертый построенный Intruder, стал NA-6A - считается, что он привлекался к испытаниям системы "Iron Hand", разработанной для A-6B и предназначенной для противодействия ЗРК противника. Он также участвовал в отработке системы Black Crow и TRIM. Сегодня самолет выставлен в экспозиции музея на авианосце "Интрепид", Нью-Йорк.