Поиск по сайту:
Варианты
- Grumman - A-6 Intruder - 1960 - США
- Grumman - EA-6 Prowler - 1963 - США
Grumman А-6 Intruder (G-128)
Опыт войны в Корее показал необходимость создания специализированного штурмовика с турбореактивным двигателем, способного эффективно действовать в сложных метеоусловиях. В 1957 году восемь фирм представили ВМС США 11 проектов нового ударного самолета с большой дальностью полета. В последний день года был выбран проект G-128 Intruder, ставший основной боевой машиной ВМС во время последующей войны в Юго-Восточной Азии и давший начало целому семейству самолетов.
Восемь опытных самолетов были заказаны в марте 1959 года под обозначением YA2F-1, которое позднее изменили на YA-6A. Первый из этих самолетов поднялся в воздух 19 апреля 1960 года. Он был оснащен парой ТРД J52-P-6 тягой по 37,81 кН, выхлопные трубы которых могли немного разворачиваться вниз для создания дополнительной подъемной силы при взлете, но этой особенностью отличались только первые четыре опытные машины. На всех остальных самолетах выхлопные трубы были сразу установлены с некоторым отклонением вниз.
Первый серийный A-6A (первоначально A2F-1) был передан эскадрилье VA-42 в феврале 1963 года, а первым подразделением, принявшим участие в боевых действиях во Вьетнаме, стала эскадрилья VA-75, A-6A которой начали полеты с борта авианосца "Индепенденс" в марте 1965 года. Прицельно-навигационная система DIANE (Digital Integrated Attack Navigation Equipment) позволяла Intruder действовать в любых погодных условиях, а боевая нагрузка в 7711 кг делала его одним из самых мощных боевых самолетов США в Юго-Восточной Азии. Выпуск базового варианта A-6A продолжался до декабря 1969 года. Всего построили 482 самолета, не считая еще 21 машины, достроенной в варианте EA-6A, обладавшей ограниченными ударными возможностями и предназначенной, прежде всего, для защиты ударных машин с помощью средств РЭБ. Первый EA-6A взлетел в 1963 году, а три YA-6A и три A-6A были доработаны до этого стандарта.
Следующие три варианта Intruder также были получены путем конверсии A-6A. Первым из них был A-6B (19 самолетов), поставленный одной эскадрилье ВМС и отличавшийся от базовой модели возможностью нести противорадиолокационные ракеты AGM-78 Standard вместо ракет "воздух-поверхность" AGM-12B Bullpup. Для атак целей, не обнаруживаемых стандартной РЛС Intruder, компания "Grumman" переделала еще 12 A-6A в вариант A-6C с расширенными возможностями для проведения ночных операций. Это обеспечивалось установкой под фюзеляжем турели с системой FLIR и ТВ-системой низких уровней освещенности. Прототип самолета-заправщика KA-6D поднялся в воздух 23 мая 1966 года, и был выдан заказ на его производство. Впоследствии его отменили, но к этому времени 62 A-6A были переделаны в KA-6D, получив навигационную систему TACAN и заправочный агрегат в хвостовой части фюзеляжа. Помимо заправки других палубных самолетов, KA-6D также могли использоваться в качестве дневных бомбардировщиков и самолетов управления спасательными операциями. После снятия с вооружения EKA-3B Skywarrior они стали стандартными палубными заправщиками ВМС США. 27 февраля 1970 года компания "Grumman" подняла в воздух A-6E - новый усовершенствованный вариант A-6A. Он стал следующим серийным самолетом: всего построили 240 новых машин, а еще 205 получили путем конверсии A-6A/B/C. Основным отличием A-6E, сохранившим планер и силовую установку старых вариантов, стало новое БРЭО, включавшее многорежимную навигационную РЛС Norden APQ-148, прицельно-навигационную систему IBM/Fairchild ASQ-133, блок управления вооружением Conrac и видеомагнитофон RCA для фиксации результатов ударов. После первого полета опытной машины 22 марта 1974 года, все Intruder ВМС и КМП США прошли программу доработок TRAM (Target Recognition Attack Multisensor). В ее ходе A-6E получили турель Hughes с системой FLIR и лазерной системой, интегрированных с РЛС Norden, систему CAINS (Carrier Airborne Inertial Navigation System), обеспечивающую автоматическую посадку на палубу и возможность применять оружие класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Первой эскадрильей ВМС, укомплектованной вариантом A-6E/TRAM, стала VA-165, развернутая на авианосце "Констеллейшн" в 1977 году. Кроме того, в рамках отдельной программы 50 самолетов A-6E получили возможность нести по четыре ПКР Harpoon (позднее эту возможность получили все машины). Программа модернизации SWIP позволила самолетам использовать и другое управляемое оружие, включая ракеты AGM-65 Maverick, AGM-84E SLAM и AGM-88 HARM. Последние Intruder были сняты с вооружения ВМС в 1997 году, а на смену им пришли самолеты Boeing F/A-18 Hornet.
Варианты
YEA-6A: прототип EA-6A, полученный путем переделки одного YA-6A
NA-6A: три YA-6A и три A-6A, доработанные для проведения специальных испытаний
A-6F; вариант A-6E с новой РЛС, цифровым БРЭО и ТРДД General Electric F404; до прекращения программы были построены три прототипа
A-6G: предлагавшийся "Grumman" вариант A-6F с сохранением ТРД J52
NEA-6A; один самолет переделанный из EA-6A для специальных испытаний
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Grumman A-6E/TRAM Intruder
Тип: двухместный палубный всепогодный штурмовик
Силовая установка: два ТРД Pratt & Whitney J52-P-8B тягой по 41,37 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 1036 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 763 км/ч; начальная скороподъемность 2323 м/мин; потолок 12 925 м; дальность полета с максимальной боевой нагрузкой 1627 км
Масса: пустого 12 093 кг; максимальная при взлете с катапульты 26 581 кг; максимальная при взлете с берегового аэродрома 27397 кг
Размеры: размах крыла 16,15 м; длина 16,69 м; высота 4,93 м; площадь крыла 49,13 м2
Вооружение: до 8165 кг боевой нагрузки на одном пилоне под фюзеляжем и четырех под крылом, в стратегическом варианте состоявшей из трех термоядерных бомб B28, B43, B57 или B61; в тактическом варианте включает пять 907-кг бомб Mk 84, или 10454-кг бомб Mk 83, или 22 227-кг бомбы Mk 82, или четыре ракеты AGM-45 Shrike или AGM-88 HARM, или две GRH AGM-84 Harpoon, или четыре ракеты AGM-84E SLAM, или четыре ракеты AGM-65 Maverick, или четыре бомбы с лазерным наведением Paveway
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2024-02 / О.Рязанцев - Последняя надежда пилота (1)
Посадка на палубу авианосца самолёта-заправщика KA-6D с застрявшим в результате неудачного катапультирования штурманом-оператором
-
Авиация и Космонавтика 2021-09 / В.Морозов - Авиация во Вьетнамской войне (25)
Американский A-6A получивший практически фатальные повреждения в ходе ракетного обстрела вьетконговцами авиабазы Дананг, 31 января 1968 г.
Тип фотографий