Supermarine Seafire
Варианты:
Supermarine - Seafire - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Single-seat Carrier-borne Figliter
Описание:
Seafire
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Боковые проекции (4)

Seafire

Одноместный палубный истребитель, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Являлся модификацией сухопутного истребителя "Спитфайр". Последний был спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый полет его опытного образца был совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начали в мае 1938 г. Самолет строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстленд" в Еовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн".
Привлекалось более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель.
Осенью 1941 г. один "Спитфайр" VB оборудовали замками для захватов катапульты и посадочным крюком и испытали на палубе авианосца. Первоначально велась переделка сухопутных истребителей в палубный вариант в мастерских "Эйр сервис трейнинг" (Хэмбл) и на заводе "Канлифф-Оуэн эйркрафт". Позднее доработку осуществляли прямо на заводе "Супермарин". С 1943 г. палубные истребители строили специально на предприятиях фирм "Супермарин", "Уэстленд" и "Канлифф-Оуэн". Всего выпущено и переделано 2408 экз., из них около 200 - после войны.
Во время Второй мировой войны самолет состоял на вооружении в Великобритании - с лета 1942 г., во Франции - с весны 1945 г.
Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
  - "Сифайр" IB - палубный истребитель на базе "Спитфайр" VB с моторами "Мерлин" 45, 46, 50, 50А, 55, 56, с тропическими фильтрами и без них, со стандартными или урезанными законцовками крыла, с вооружением 12x7,69;
  - "Сифайр" IIC с усиленным планером, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг, имел варианты F.IIC (с мотором "Мерлин" 45 или 46) и L.IIC (с "Мерлин" 32);
  - "Сифайр" IIC (Hybrid) с мотором "Мерлин" 55, вооружением 4x20, бомбы до 230 кг, позднее доработаны под стандарт типа III;
  - "Сифайр" III, модификация с мотором "Мерлин" 55М и складывающимся крылом, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг или 4хНУР, выпускался в вариантах L.III (истребитель) и LR.III (истребитель-ближний фоторазведчик);
  - "Сифайр" XV с мотором "Гриффон" VI, дополнительными бензобаками, складывающимся крылом типа III и измененным хвостовым оперением по образцу сухопутной модификации XII, вооружение 4x20, с 51-го самолета ввели посадочный крюк новой конструкции и замок под захват катапульты снизу (вместо двух по бокам), последние серии комплектовались стартовыми ракетными ускорителями и имели пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора.
После войны серийно строились еще несколько модификаций с моторами "Гриффон".
Самолеты типа IB использовали в основном в учебных целях. Но одна эскадрилья этих машин была погружена в октябре 1942 г. на авианосец "Фьюриэс". Ранние модификации с нескладным крылом не проходили в лифты большинства английских авианосцев. Поэтому их размещали на палубе (и, соответственно, брали немного).
Первый боевой вылет "сифайров" состоялся 8 ноября 1942 г. в ходе операции "Торч". Истребители прикрывали "альбакоры", атаковавшие французские аэродромы в Алжире. К концу года в английской морской авиации насчитывалось уже шесть эскадрилий "сифайров".
В июле 1943 г. новые истребители в большом количестве использовали для прикрытия высадки по, Салерно. Они летали с пяти эскортных авианосцев. Самолеты модификации III впервые применили во время десанта в Южной Франции В июне 1944 г. они базировались на сухопутных аэродромах, поддерживая вторжение в Нормандии. Их часто использовали для сопровождения истребителей-бомбардировщиков "Тайфун".
Но основную массу "сифайров" III отправили на Тихий океан. В 1945 г там на них летали восемь эскадрилий. Самолеты с авианосца "Хантер" обеспечивали высадку войск под Рангуном в Бирме, две эскадрильи с "Индефатигэйбла" сопровождали бомбардировщики в налетах на нефтепромыслы Суматры. В марте - апреле того же года "сифайры" дрались с японскими истребителями над о-вами Сакисима, в июне - над о. Трук, а в августе появились над самой Японией. Французские самолеты в августе 1945 г. с авианосца "Диксмюнде" прикрывали высадку войск генерала Леклерка под Сайгоном в Индокитае.
Истребители "Сифайр" XV в боевых операциях Второй мировой войны применить не успели.
С июня 1948 г. английские "сифайры" участвовали в колониальной войне в Малайе. Они вели разведку, бомбили и обстреливали базы партизан. В июле 1950 г. английские палубные самолеты нанесли первые удары по целям в районе Пхеньяна в Северной Корее. Среди них были и "сифайры" с авианосца "Триумф". Машины этого типа воевали в Корее как штурмовики до сентября.
Французские истребители несколько лет действовали в Индокитае. В январе 1947 г. самолеты с "Диксмюнде" вели разведку в дельте Красной реки. С марта они начали наносить удары по вьетнамским войскам в районе Намдиня, в апреле прикрывали передовые базы под Сайгоном. В октябре "Диксмюнде" участвовал в поддержке десанта морской пехоты и частей Иностранного легиона у Хайфона. В 1948 г. к берегам Вьетнама прибыл второй французский авианосец, "Арроманш", тоже несший "сифайры". Они воевали там до конца 1949 г.
После войны "сифайры" продали также в Канаду, Индию и Бирму. Бирманские самолеты в начале 1950-х гг. действовали против партизан в северных районах страны.
В Советском Союзе сухопутные истребители "Спитфайр" V дорабатывались для катапультирования с крупных боевых кораблей. Одну эскадрилью таких самолетов в 1946-1948 гг. имели ВВС Черноморского флота.
"Сифайр" был окончательно снят с производства в марте 1949 г. Все модификации с моторами "Мерлин" сняли с вооружения в марте 1946 г., более поздние модели с "гриффонами" служили на авианосцах до ноября 1950 г. Как учебные они эксплуатировались на береговых базах в Англии до 1954 г. Во Франции "сифайры" сняли с вооружения в начале 1950 г.


"Сифайр" L.III||
Размах:||9,3 м
Длина:||9,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x1470 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3465 кг
Максимальная скорость:||560 км/ч
Практический потолок:||7300 м
Дальность:||1170 км

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Успешное применение самолетов Sea Hurricane с авианосцев британского флота стало поводом для разработки варианта Seafire. Первыми Seafire Mk IB стали доработанные в январе 1942 года Spitfire Mk VB. Морской Seafire эволюционировал аналогично сухопутному Spitfire, а кульминацией линии развития палубных истребителей стал Seafire Mk 47, применявшийся в корейской войне. После снятия с вооружения эскадрилий первой линии ВМС Великобритании в частях добровольческого Резерва ВМС Seafire эксплуатировались до 1957 года.


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Seafire Mk IB: модернизированные под требования ВМС Spitfire Mk VB; построено 166
  Seafire Мк IIC: тормозной гак и усиленное шасси, мотор Merlin 32 с четырехлопастным винтом; построено 372
  Seafire Mk III: новое складное крыло, 1850-сильный Merlin 55M; построено 1220
  Seafire Mk XV: 1850-сильный Griffon VI с одноступенчатым нагнетателем; поздней постройки - с каплеобразным фонарем; построено 390
  Seafire Mk XVII или Mk 17: как Seafire Mk XV с каплеобразным фонарем и часто с усиленным шасси; некоторые (Seafire FR.Mk 17) с фотоаппаратом вместо заднего бака; построено 232
  Seafire Mk 45: планер от Spitfire Mk 21, крыло не складное, двигатели Griffon 61 с пятилопастным винтом или Griffon 85 с соосными винтами; построено 50
<...>
"Сифайр" III из состава 834-й австралийской эскадрильи, 1945г. Самолет лейтенанта Холбрука
Из опознавательных знаков британских истребителей в Юго-Восточной Азии красный цвет был убран, а сами знаки резко уменьшились в размерах
"Сифайр" XV ранних серий (с подфюзеляжным размещением тормозного крюка) из состава ВМС Франции, Вьетнам, 1949г.