Supermarine Seafire
Варианты:
Supermarine - Seafire - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Single-seat Carrier-borne Figliter
Описание:
Seafire
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Обломки (16)

Seafire

Одноместный палубный истребитель, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Являлся модификацией сухопутного истребителя "Спитфайр". Последний был спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый полет его опытного образца был совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начали в мае 1938 г. Самолет строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстленд" в Еовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн".
Привлекалось более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель.
Осенью 1941 г. один "Спитфайр" VB оборудовали замками для захватов катапульты и посадочным крюком и испытали на палубе авианосца. Первоначально велась переделка сухопутных истребителей в палубный вариант в мастерских "Эйр сервис трейнинг" (Хэмбл) и на заводе "Канлифф-Оуэн эйркрафт". Позднее доработку осуществляли прямо на заводе "Супермарин". С 1943 г. палубные истребители строили специально на предприятиях фирм "Супермарин", "Уэстленд" и "Канлифф-Оуэн". Всего выпущено и переделано 2408 экз., из них около 200 - после войны.
Во время Второй мировой войны самолет состоял на вооружении в Великобритании - с лета 1942 г., во Франции - с весны 1945 г.
Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
  - "Сифайр" IB - палубный истребитель на базе "Спитфайр" VB с моторами "Мерлин" 45, 46, 50, 50А, 55, 56, с тропическими фильтрами и без них, со стандартными или урезанными законцовками крыла, с вооружением 12x7,69;
  - "Сифайр" IIC с усиленным планером, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг, имел варианты F.IIC (с мотором "Мерлин" 45 или 46) и L.IIC (с "Мерлин" 32);
  - "Сифайр" IIC (Hybrid) с мотором "Мерлин" 55, вооружением 4x20, бомбы до 230 кг, позднее доработаны под стандарт типа III;
  - "Сифайр" III, модификация с мотором "Мерлин" 55М и складывающимся крылом, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг или 4хНУР, выпускался в вариантах L.III (истребитель) и LR.III (истребитель-ближний фоторазведчик);
  - "Сифайр" XV с мотором "Гриффон" VI, дополнительными бензобаками, складывающимся крылом типа III и измененным хвостовым оперением по образцу сухопутной модификации XII, вооружение 4x20, с 51-го самолета ввели посадочный крюк новой конструкции и замок под захват катапульты снизу (вместо двух по бокам), последние серии комплектовались стартовыми ракетными ускорителями и имели пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора.
После войны серийно строились еще несколько модификаций с моторами "Гриффон".
Самолеты типа IB использовали в основном в учебных целях. Но одна эскадрилья этих машин была погружена в октябре 1942 г. на авианосец "Фьюриэс". Ранние модификации с нескладным крылом не проходили в лифты большинства английских авианосцев. Поэтому их размещали на палубе (и, соответственно, брали немного).
Первый боевой вылет "сифайров" состоялся 8 ноября 1942 г. в ходе операции "Торч". Истребители прикрывали "альбакоры", атаковавшие французские аэродромы в Алжире. К концу года в английской морской авиации насчитывалось уже шесть эскадрилий "сифайров".
В июле 1943 г. новые истребители в большом количестве использовали для прикрытия высадки по, Салерно. Они летали с пяти эскортных авианосцев. Самолеты модификации III впервые применили во время десанта в Южной Франции В июне 1944 г. они базировались на сухопутных аэродромах, поддерживая вторжение в Нормандии. Их часто использовали для сопровождения истребителей-бомбардировщиков "Тайфун".
Но основную массу "сифайров" III отправили на Тихий океан. В 1945 г там на них летали восемь эскадрилий. Самолеты с авианосца "Хантер" обеспечивали высадку войск под Рангуном в Бирме, две эскадрильи с "Индефатигэйбла" сопровождали бомбардировщики в налетах на нефтепромыслы Суматры. В марте - апреле того же года "сифайры" дрались с японскими истребителями над о-вами Сакисима, в июне - над о. Трук, а в августе появились над самой Японией. Французские самолеты в августе 1945 г. с авианосца "Диксмюнде" прикрывали высадку войск генерала Леклерка под Сайгоном в Индокитае.
Истребители "Сифайр" XV в боевых операциях Второй мировой войны применить не успели.
С июня 1948 г. английские "сифайры" участвовали в колониальной войне в Малайе. Они вели разведку, бомбили и обстреливали базы партизан. В июле 1950 г. английские палубные самолеты нанесли первые удары по целям в районе Пхеньяна в Северной Корее. Среди них были и "сифайры" с авианосца "Триумф". Машины этого типа воевали в Корее как штурмовики до сентября.
Французские истребители несколько лет действовали в Индокитае. В январе 1947 г. самолеты с "Диксмюнде" вели разведку в дельте Красной реки. С марта они начали наносить удары по вьетнамским войскам в районе Намдиня, в апреле прикрывали передовые базы под Сайгоном. В октябре "Диксмюнде" участвовал в поддержке десанта морской пехоты и частей Иностранного легиона у Хайфона. В 1948 г. к берегам Вьетнама прибыл второй французский авианосец, "Арроманш", тоже несший "сифайры". Они воевали там до конца 1949 г.
После войны "сифайры" продали также в Канаду, Индию и Бирму. Бирманские самолеты в начале 1950-х гг. действовали против партизан в северных районах страны.
В Советском Союзе сухопутные истребители "Спитфайр" V дорабатывались для катапультирования с крупных боевых кораблей. Одну эскадрилью таких самолетов в 1946-1948 гг. имели ВВС Черноморского флота.
"Сифайр" был окончательно снят с производства в марте 1949 г. Все модификации с моторами "Мерлин" сняли с вооружения в марте 1946 г., более поздние модели с "гриффонами" служили на авианосцах до ноября 1950 г. Как учебные они эксплуатировались на береговых базах в Англии до 1954 г. Во Франции "сифайры" сняли с вооружения в начале 1950 г.


"Сифайр" L.III||
Размах:||9,3 м
Длина:||9,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x1470 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3465 кг
Максимальная скорость:||560 км/ч
Практический потолок:||7300 м
Дальность:||1170 км

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Успешное применение самолетов Sea Hurricane с авианосцев британского флота стало поводом для разработки варианта Seafire. Первыми Seafire Mk IB стали доработанные в январе 1942 года Spitfire Mk VB. Морской Seafire эволюционировал аналогично сухопутному Spitfire, а кульминацией линии развития палубных истребителей стал Seafire Mk 47, применявшийся в корейской войне. После снятия с вооружения эскадрилий первой линии ВМС Великобритании в частях добровольческого Резерва ВМС Seafire эксплуатировались до 1957 года.


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Seafire Mk IB: модернизированные под требования ВМС Spitfire Mk VB; построено 166
  Seafire Мк IIC: тормозной гак и усиленное шасси, мотор Merlin 32 с четырехлопастным винтом; построено 372
  Seafire Mk III: новое складное крыло, 1850-сильный Merlin 55M; построено 1220
  Seafire Mk XV: 1850-сильный Griffon VI с одноступенчатым нагнетателем; поздней постройки - с каплеобразным фонарем; построено 390
  Seafire Mk XVII или Mk 17: как Seafire Mk XV с каплеобразным фонарем и часто с усиленным шасси; некоторые (Seafire FR.Mk 17) с фотоаппаратом вместо заднего бака; построено 232
  Seafire Mk 45: планер от Spitfire Mk 21, крыло не складное, двигатели Griffon 61 с пятилопастным винтом или Griffon 85 с соосными винтами; построено 50
<...>
"Сифайр" IIC с укороченным крылом сваливается с палубы учебного авианосца "Ревендж" после неудачной посадки
"Сифайр" дает козла. Уже снесено заднее колесо, виден гофр на фюзеляже за кабиной пилота. "Настоящий морской пилот тот, кто сядет, не разбив самолета"
"Капот" "Сифайра"
Британские палубные истребители «Сифайр» в период сражения за Окинаву вокруг национального опознавательного знака получили характерные «добавки» наподобие американских. Аналогичные «уши» в 1944-1945 гг. появились на самолетах ВВС Бразилии
Хрупкость машин Seafire и неопытность многих пилотов зачастую приводили к тому, что посадки на палубу заканчивались примерно так. Этот L.Mk IIC из 807-й (809-й ???) эскадрильи потерпел аварию при посадке на авианосец "Баттлер" летом 1943 года во время вторжения союзников в Италию (1943 год). В боях над Салерно важную роль сыграли истребители Martlet и Seafire авиации британских ВМС.
806 Sqn CO Lt Cdr “Pop" Warner going over the side after hitting the round-down in his Seafire, follow­ing a far-too-low approach. The damaged and uncontrollable air­craft sank immediately, killing Warner. He was the second CO to be killed in a matter of weeks. The first was Lt Cdr “Tiger” Bates of 837 Sqn in a simulated dive-bombing attack on HMS Jamaica.
The replacement CO of 806 Squadron about to crash into the forward aircraft park. His Seafire III has made a heavy landing, bounced over the safety barriers and is about to crash into Seafire 121, which has just landed and lost an undercarriage leg in the process. Two mechanics working on this aircraft can be seen fleeing for their lives under the star­board wing, but one was killed in the attempt.
Lt Bradbury inverting his 894 Squadron Seafire III on HMS ‘Indefatigable’, 1944. Avenger and Firefly to the right
Piloted by Lt Cdr Hallam of 1833 Squadron Seafire 17 SX242/113/JA went into the barrier of HMS Illustrious during exercises in September 1950.
Piloted by Lt Cdr Hallam of 1833 Squadron Seafire 17 SX242/113/JA went into the barrier of HMS Illustrious during exercises in September 1950. This aircraft, normally flown by Lt W. A. Storey of 1831 Squadron, is seen during recovery. Lt Cdr Hallam was unhurt. The incident was witnessed by Viscount Hall, First Lord of the Admiralty.
Seafires 149, 155 and 150 in the scrapping compound at Baldonnel in March 1961.
Another view of 149 at Baldonnel in March 1961. The engine mounts are well shown, and an unidentified radial engine is visible beneath the starboard wing tip.
This view of 146 at Baldonnel in June 1962 illustrates the distinctive double-folding wings of the Seafire, with the tip portion hinging downwards.
Seafire 153 found its way on to the Baldonnel dump in 1964, where it was photographed in March of that year. The forward "windscreen” is merely laid on the fuselage - the aircraft was not a two-seater!
156 was withdrawn in June 1954, and is seen at Baldonnel in June 1962. It was licence-built by Cunliffe-Owen and delivered in September 1947.
Seen outside Bolton Street College, Dublin, in March 1961, 157 bears the badge of No 1 (Fighter) Squadron on its nose. It was scrapped in 1963.