Supermarine Seafire
Варианты:
Supermarine - Seafire - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


Описание:
Seafire
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии

Seafire

Одноместный палубный истребитель, одномоторный свободнонесущий цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Являлся модификацией сухопутного истребителя "Спитфайр". Последний был спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый полет его опытного образца был совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начали в мае 1938 г. Самолет строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстленд" в Еовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн".
Привлекалось более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель.
Осенью 1941 г. один "Спитфайр" VB оборудовали замками для захватов катапульты и посадочным крюком и испытали на палубе авианосца. Первоначально велась переделка сухопутных истребителей в палубный вариант в мастерских "Эйр сервис трейнинг" (Хэмбл) и на заводе "Канлифф-Оуэн эйркрафт". Позднее доработку осуществляли прямо на заводе "Супермарин". С 1943 г. палубные истребители строили специально на предприятиях фирм "Супермарин", "Уэстленд" и "Канлифф-Оуэн". Всего выпущено и переделано 2408 экз., из них около 200 - после войны.
Во время Второй мировой войны самолет состоял на вооружении в Великобритании - с лета 1942 г., во Франции - с весны 1945 г.
Двигатель и вооружение - в зависимости от модификации.
Основные серийные модификации, выпускавшиеся в годы войны:
  - "Сифайр" IB - палубный истребитель на базе "Спитфайр" VB с моторами "Мерлин" 45, 46, 50, 50А, 55, 56, с тропическими фильтрами и без них, со стандартными или урезанными законцовками крыла, с вооружением 12x7,69;
  - "Сифайр" IIC с усиленным планером, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг, имел варианты F.IIC (с мотором "Мерлин" 45 или 46) и L.IIC (с "Мерлин" 32);
  - "Сифайр" IIC (Hybrid) с мотором "Мерлин" 55, вооружением 4x20, бомбы до 230 кг, позднее доработаны под стандарт типа III;
  - "Сифайр" III, модификация с мотором "Мерлин" 55М и складывающимся крылом, вооружение 4x20, бомбы до 230 кг или 4хНУР, выпускался в вариантах L.III (истребитель) и LR.III (истребитель-ближний фоторазведчик);
  - "Сифайр" XV с мотором "Гриффон" VI, дополнительными бензобаками, складывающимся крылом типа III и измененным хвостовым оперением по образцу сухопутной модификации XII, вооружение 4x20, с 51-го самолета ввели посадочный крюк новой конструкции и замок под захват катапульты снизу (вместо двух по бокам), последние серии комплектовались стартовыми ракетными ускорителями и имели пониженный гаргрот и фонарь кругового обзора.
После войны серийно строились еще несколько модификаций с моторами "Гриффон".
Самолеты типа IB использовали в основном в учебных целях. Но одна эскадрилья этих машин была погружена в октябре 1942 г. на авианосец "Фьюриэс". Ранние модификации с нескладным крылом не проходили в лифты большинства английских авианосцев. Поэтому их размещали на палубе (и, соответственно, брали немного).
Первый боевой вылет "сифайров" состоялся 8 ноября 1942 г. в ходе операции "Торч". Истребители прикрывали "альбакоры", атаковавшие французские аэродромы в Алжире. К концу года в английской морской авиации насчитывалось уже шесть эскадрилий "сифайров".
В июле 1943 г. новые истребители в большом количестве использовали для прикрытия высадки по, Салерно. Они летали с пяти эскортных авианосцев. Самолеты модификации III впервые применили во время десанта в Южной Франции В июне 1944 г. они базировались на сухопутных аэродромах, поддерживая вторжение в Нормандии. Их часто использовали для сопровождения истребителей-бомбардировщиков "Тайфун".
Но основную массу "сифайров" III отправили на Тихий океан. В 1945 г там на них летали восемь эскадрилий. Самолеты с авианосца "Хантер" обеспечивали высадку войск под Рангуном в Бирме, две эскадрильи с "Индефатигэйбла" сопровождали бомбардировщики в налетах на нефтепромыслы Суматры. В марте - апреле того же года "сифайры" дрались с японскими истребителями над о-вами Сакисима, в июне - над о. Трук, а в августе появились над самой Японией. Французские самолеты в августе 1945 г. с авианосца "Диксмюнде" прикрывали высадку войск генерала Леклерка под Сайгоном в Индокитае.
Истребители "Сифайр" XV в боевых операциях Второй мировой войны применить не успели.
С июня 1948 г. английские "сифайры" участвовали в колониальной войне в Малайе. Они вели разведку, бомбили и обстреливали базы партизан. В июле 1950 г. английские палубные самолеты нанесли первые удары по целям в районе Пхеньяна в Северной Корее. Среди них были и "сифайры" с авианосца "Триумф". Машины этого типа воевали в Корее как штурмовики до сентября.
Французские истребители несколько лет действовали в Индокитае. В январе 1947 г. самолеты с "Диксмюнде" вели разведку в дельте Красной реки. С марта они начали наносить удары по вьетнамским войскам в районе Намдиня, в апреле прикрывали передовые базы под Сайгоном. В октябре "Диксмюнде" участвовал в поддержке десанта морской пехоты и частей Иностранного легиона у Хайфона. В 1948 г. к берегам Вьетнама прибыл второй французский авианосец, "Арроманш", тоже несший "сифайры". Они воевали там до конца 1949 г.
После войны "сифайры" продали также в Канаду, Индию и Бирму. Бирманские самолеты в начале 1950-х гг. действовали против партизан в северных районах страны.
В Советском Союзе сухопутные истребители "Спитфайр" V дорабатывались для катапультирования с крупных боевых кораблей. Одну эскадрилью таких самолетов в 1946-1948 гг. имели ВВС Черноморского флота.
"Сифайр" был окончательно снят с производства в марте 1949 г. Все модификации с моторами "Мерлин" сняли с вооружения в марте 1946 г., более поздние модели с "гриффонами" служили на авианосцах до ноября 1950 г. Как учебные они эксплуатировались на береговых базах в Англии до 1954 г. Во Франции "сифайры" сняли с вооружения в начале 1950 г.


"Сифайр" L.III||
Размах:||9,3 м
Длина:||9,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x1470 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3465 кг
Максимальная скорость:||560 км/ч
Практический потолок:||7300 м
Дальность:||1170 км

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Успешное применение самолетов Sea Hurricane с авианосцев британского флота стало поводом для разработки варианта Seafire. Первыми Seafire Mk IB стали доработанные в январе 1942 года Spitfire Mk VB. Морской Seafire эволюционировал аналогично сухопутному Spitfire, а кульминацией линии развития палубных истребителей стал Seafire Mk 47, применявшийся в корейской войне. После снятия с вооружения эскадрилий первой линии ВМС Великобритании в частях добровольческого Резерва ВМС Seafire эксплуатировались до 1957 года.


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Seafire Mk IB: модернизированные под требования ВМС Spitfire Mk VB; построено 166
  Seafire Мк IIC: тормозной гак и усиленное шасси, мотор Merlin 32 с четырехлопастным винтом; построено 372
  Seafire Mk III: новое складное крыло, 1850-сильный Merlin 55M; построено 1220
  Seafire Mk XV: 1850-сильный Griffon VI с одноступенчатым нагнетателем; поздней постройки - с каплеобразным фонарем; построено 390
  Seafire Mk XVII или Mk 17: как Seafire Mk XV с каплеобразным фонарем и часто с усиленным шасси; некоторые (Seafire FR.Mk 17) с фотоаппаратом вместо заднего бака; построено 232
  Seafire Mk 45: планер от Spitfire Mk 21, крыло не складное, двигатели Griffon 61 с пятилопастным винтом или Griffon 85 с соосными винтами; построено 50
<...>
"Сифайр" III из состава 834-й австралийской эскадрильи, 1945г. Самолет лейтенанта Холбрука
"Сифайр" XV ранних серий (с подфюзеляжным размещением тормозного крюка) из состава ВМС Франции, Вьетнам, 1949г.
A superb wartime colour image of a Royal Naval Volunteer Reserve lieutenant standing beside his Supermarine Seafire.
Mk I
Прототипом самолета Seafire стал истребитель с кодом BL676, начавший свою службу в версии Spitfire Mk VB. Под хвостовой частью фюзеляжа чуть виден тормозной гак - часть нового оборудования, установленного на этот самолет. В варианте Seafire Mk IB этому самолету присвоили новый серийный номер MB328.
Первый палубный "Спитфайр", ставший "Сифайром" IB
Первый "Сифайр" на борту авианосца
A Castle Bromwich-built Spitfire Mk VB ( BL676) "Bondowoso"fitted with arrester hook and slinging points as a trials aircraft, initial deck trials being conducted with this aircraft aboard HMS “Illustrious" in the Clyde during Christmas week of 1941. It was later to be fully
modified to Seafire Mk IB standards as MB328.
Пятерка Sea Hurricane Mk IB из 768-й эскадрильи (школы палубных летчиков) и один Supermarine Seafire в ангаре авианосца "Аргус", вероятно, 1943 год. Палубные Hurricane не имели складывающегося крыла, а потому их количество на небольших авианосцах было ограничено.
"Сифайр" I поднимается на палубу авианосца "Трэкер"
На снимке Seafire Mk IB из 801-й эскадрильи RAF с авианосца "Фьюриес", первой получившей самолеты данного типа.
Три "Сифайра" IB из 736-й эскадрильи
"Сифайры" IB, использовавшиеся в качестве учебных в 1945г.
"Сифайр" IB заходит на посадку на авианосец "Инвинсибл". Обратите внимание на необычную "парковку" самолетов
Mk II
The Supermarine Seafire IIC Single-seat Naval Fighter (Rolls-Royce Merlin 48 engine).
Seafire Mk IIC (MA970) used as a development aircraft and photographed in September 1942 while fitted with a Merlin 48 and four-bladed propeller. Supermarine's first production Mk IIC and retained by the manufacturer, MA970 was subsequently fitted with the folding wing developed for the Mk III and with which it flew in November 1942.
"Сифайры" L.IIC из 834-й эскадрильи английской морской авиации на береговом аэродроме
"Сифайры" IIC в период операции "Торч" на палубе авианосца "Фьюриэс"
Палубный персонал придерживает истребитель Seafire, пока он прогревает мотор перед взлетом с авианосца "Формидейбл". Этот Seafire F.Mk IIC из 885-й эскадрильи участвовал в одном из первых боев в ходе вторжения в Северную Африку 8 ноября 1942 года. Тогда его пилот совместно с другими летчиками сбил французский бомбардировщик режима Виши.
A Seafire Mk IIC of No 807 Squadron just airborne over the windbreak of HMS "Furious" during Operation "Torch". The Mk IICs of this squadron operated in concert with the Mk IBs of No 801 Squadron from this elderly carrier during the Allied invasion of North Africa in November 1942.
На машинах версии Mk IIC появилась возможность взлета с ракетными ускорителями (RATO). Однако из-за трудностей производства и пожароопасности это оборудование никогда не применялось в боевых условиях.
В 1942 году самолет с кодом MB293 переделали в стандарт L.Mk IIC из версии F.Mk IIC и отправили в научно-исследовательский центр для опытов по бомбометанию. На предназначенные для действий с малых высот самолеты L.Mk II для улучшения угловой скорости крена часто ставили "срезанные" законцовки крыла, хотя на этом самолете стоят стандартные законцовки.
Seafire L Mk IIC (MB293) seen with practice bombs on centreline rack during trials at the A&AEE in the spring of 1944 and prior to delivery to No 879 Squadron which flew this aircraft from HMS "Attacker".
Seafire MB307, fitted with RATOG, was flown by Brown in early 1945.
During this rocket catapult take­off from Farnborough the heavy steel launch cradle broke away from the rails and remained attached to Brown's Seafire.
"Сифайр" II проходит над палубой авианосца "Индомитэйбл", март 1943г.
На посадку заходит "Сифайр" II. Видны выпущенный гак и посадочные щитки
Истребитель F.Mk IIC пытается осуществить посадку "на три точки". Его удлиненная носовая часть, чуткие средства управления и высокая посадочная скорость делали Seafire сущим наказанием для пилотов.
Пример удачной посадки - "Сифайр" IIC пойман на трос финишера
В соответствии с требованиями авиации ВМС, нуждавшейся в современном палубном истребителе, в 1941 году был создан морской вариант Spitfire - Seafire, первоначально изготовлявшийся путем переделки машин наземного базирования. Представленный на снимке Seafire IIС, садящийся на авианосец "Индомитейбл", был одной из первых специально построенных для флота машин, но он еще не имел складывающегося крыла.
Mk III
"Сифайр" III
Складывающееся крыло позволяло хранить самолеты Seafire Mk III в ангарах под палубой более компактных авианосцев. Можно заметить, что из-за малой высоты межпалубного пространства потребовалось двойное складывание крыла.
Взлет "Сифайра" с дополнительными ракетными ускорителями
В воздух поднимается новенький "Сифайр" III производства "Уэстленд эркрафт"
"Сифайр" III в полете
Подвеска бомбы под "Сифайр" 807-й эскадрильи. Тринкамали, 1945г.
"Сифайр" в Нормандии
"Сифайр" III 879-й эскадрильи на борту авианосца "Сталкер"
"Сифайры" L.III на французском авианосце "Арроманш", август 1945 г.
Mk XV
Опытный "Сифайр" XV
Самолет NS493 был первоначально третьим прототипом Mk XV. На снимке: первый Mk 17 с каплевидным фонарем кабины, 1945 год.
Видимые различия между Mk XV и его предшественниками включали измененный руль направления, переделанный капот двигателя и больший обтекатель втулки винта. SR499 был одним из 250 самолетов, построенных фирмой "Westland", остальные 134 построены "Cunliffe-Owen Aircraft Ltd".
Способ выпуска хвостового гака типа "жало" на "Сифайре" XV
Seafire XV takes the wire aboard HMS Pretoria Castle in the summer of 1945. The Mk XV initially encountered opposition from some officials as yet another Spitfire conversion. The Department of Air Warfare responded robustly: “It has been decided to produce a naval version of the [Spitfire] Mk XII and when we get this, we shall have far and away the best interceptor in the world, greatly in advance of anything the Americans have now”.
Eric Brown making the initial deck landing of the prototype Seafire XV aboard HMS Indefatigable on March 26, 1944.
Cunliffe-Owen-built Supermarine Seafire F.XV PR431 of No 804 Sqn departs HMS Theseus during the type’s tenure with the unit during 1946-48. The Seafire XV was an upgraded Griffon-engined version of the naval fighter and first flew in February 1944. The Mk XV was a marked improvement over the preceding Seafire III, being capable of nearly 400 m.p.h. (645 km/h) and a rate of climb of more than 4,000ft/min (1,200 m/min).
"Сифайры" XV на авианосце "Инвинсибл"
Истребители "Сифайр" XV на палубе канадского авианосца "Уорриор", май 1947 г.
"Сифайр"
Mk 17
Mk 17 из 1833-й эскадрильи Королевского военно-морского добровольческого резерва (RNVR) несет стандартную после 1948 года схему окраски - "серый морской поверх серо-голубого" (Medium Sea Grey over Sky).
The Seafire Mk XVII, also flown by the author during training, was a further modified Mk XV fitted with a cutdown rear fuselage and “teardrop”-style canopy to bring the type into line with the RAF’s Mk XIV.
На нижней поверхности левой плоскости крыла этого Mk 17 можно видеть увеличенный воздухозаборник масляного радиатора, установленный впервые на Mk XV. В нижней носовой части установлен более обтекаемый воздушный фильтр для тропиков. Под рулем направления виден посадочный гак типа "жало".
764-я истребительная учебно-тренировочная эскадрилья, оснащенная Mk 17, дислоцировалась на авиабазе ВМС Йеовилтон (о чем говорят буквы VL в хвостовой части) и была последним подразделением, летавшим на Seafire, который сняли с вооружения в конце 1954 года.
"Сифайр" XVII
Once relegated to the scrap heap, the Seafire 17 SX137 is now airworthy again due to some commendable intelligence in high places.
Seafire Mk 17 из 800-й эскадрильи и Fairey Firefly Mk I из 827-й эскадрильи готовятся к взлету с борта авианосца "Триумф", Средиземное море, вероятно, 1948 год.
Seafire XVIIs and Fairey Fireflies of the 13th Carrier Air Group aboard HMS Triumph. The unit and the ship were the fi rst to deploy in-theatre during the 1950-53 Korean conflict.
Пилот 800-й эскадрильи взлетает с помощью катапульты с палубы авианосца "Триумф" на своем Mk 17 - фонарь кабины открыт на случай аварии на взлете. 227-литровый сбрасываемый топливный бак оказался более надежным, чем съемный "скользящий" бак, использовавшийся ранее на Seafire и Spitfire.
Seafire плохо подходил для эксплуатации на авианосцах, много машин пришлось списать после аварийных посадок на палубы. Тем не менее в боевых действиях самолеты Seafire использовались очень интенсивно, особенно на Дальнем Востоке.
With “sting” hook down, this Seafire XVII has been given the “wave-off” and will have to go around again. Opening the throttle too sharply at this point could result in a torque stall - gently does it!
Mk 45
"Сифайр" 45 (1-я и 2-я опытные машины)
The Supermarine Seafire F.Mk.45 Single-seat Naval Fighter (Rolls-Royce Griffon 61 engine).
TM379 - прототип Seafire Mk 45, созданный на базе Spitfire Mk 21. Для эксплуатации с кораблей самолет оснастили посадочным гаком, флотской радиостанцией и креплением для запуска с катапульты.
Кабина самолета "Сифайр" XV.
The somewhat snug cockpit of Seafire XVII survivor SX336/G-KASX, owned by Kennet Aviation and currently under rebuild at North Weald. In common with many British wartime-era aircraft, there was little thought for ergonomics, with instruments being fitted where there was room. Note the “basic six” flight instruments in front of the control stick.
"Сифайр" IIC с укороченным крылом сваливается с палубы учебного авианосца "Ревендж" после неудачной посадки
"Сифайр" дает козла. Уже снесено заднее колесо, виден гофр на фюзеляже за кабиной пилота. "Настоящий морской пилот тот, кто сядет, не разбив самолета"
"Капот" "Сифайра"
Капотирование "пятнадцатого"
Хрупкость машин Seafire и неопытность многих пилотов зачастую приводили к тому, что посадки на палубу заканчивались примерно так. Этот L.Mk IIC из 807-й (809-й ???) эскадрильи потерпел аварию при посадке на авианосец "Баттлер" летом 1943 года во время вторжения союзников в Италию (1943 год). В боях над Салерно важную роль сыграли истребители Martlet и Seafire авиации британских ВМС.
806 Sqn CO Lt Cdr “Pop" Warner going over the side after hitting the round-down in his Seafire, follow­ing a far-too-low approach. The damaged and uncontrollable air­craft sank immediately, killing Warner. He was the second CO to be killed in a matter of weeks. The first was Lt Cdr “Tiger” Bates of 837 Sqn in a simulated dive-bombing attack on HMS Jamaica.
The replacement CO of 806 Squadron about to crash into the forward aircraft park. His Seafire III has made a heavy landing, bounced over the safety barriers and is about to crash into Seafire 121, which has just landed and lost an undercarriage leg in the process. Two mechanics working on this aircraft can be seen fleeing for their lives under the star­board wing, but one was killed in the attempt.
Seafires 149, 155 and 150 in the scrapping compound at Baldonnel in March 1961.
Another view of 149 at Baldonnel in March 1961. The engine mounts are well shown, and an unidentified radial engine is visible beneath the starboard wing tip.
This view of 146 at Baldonnel in June 1962 illustrates the distinctive double-folding wings of the Seafire, with the tip portion hinging downwards.
Seafire 153 found its way on to the Baldonnel dump in 1964, where it was photographed in March of that year. The forward "windscreen” is merely laid on the fuselage - the aircraft was not a two-seater!
156 was withdrawn in June 1954, and is seen at Baldonnel in June 1962. It was licence-built by Cunliffe-Owen and delivered in September 1947.
Seen outside Bolton Street College, Dublin, in March 1961, 157 bears the badge of No 1 (Fighter) Squadron on its nose. It was scrapped in 1963.
Supermarine Seafire III
The Supermarine Seafire F.Mk.XVII Naval Fighter.
The Supermarine F.Mk.47 Naval Fighter.