Hawker Fury / Sea Fury
Варианты:
Hawker - Fury / Sea Fury - 1944 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1944


Одноместный истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
Описание
Фотографии:

Обломки (25)
Hawker Sea Fury

   Истребитель Fury проектировался в соответствии с совместным требованием британских Министерства авиации и Адмиралтейства по техническим заданиям - спецификациям F.2/43 и N.7/43 и рассматривался как меньшая по размерам и более легкая модификация самолета Tempest. Компания "Hawker" должна была спроектировать и построить модель аэродромного базирования, a "Boulton Paul" - переделать ее в палубный вариант. К декабрю 1943 года было заказано шесть опытных самолетов: один - со звездообразным двигателем Bristol Centaurus XII, два - с двигателями Centaurus XXII, два - с V-образными двигателями Rolls-Royce Griffon, а последний предназначался для проведения различных испытаний и отработки конструкции. Первым 1 сентября 1944 года поднялся в воздух самолет с двигателем Bristol Centaurus XII, а 27 ноября начал испытания опытный самолет с двигателем Griffon 85 (на него впоследствии был установлен Н-образный двигатель Napier Sabre VII).
   В апреле 1944 года были получены производственные контракты на 200 самолетов Fury для британских ВВС и такое же количество истребителей Sea Fury для морской авиации, из которых 100 должны были строиться на заводе компании "Boulton Paul". Однако в конце войны заказ ВВС был аннулирован, а вот усовершенствование самолетов Sea Fury продолжилось, и первый опытный экземпляр совершил полет 21 февраля 1945 года. На самолет был установлен двигатель Centaurus XII. Машина получила тормозной гак, но по-прежнему не имела складывающегося крыла, поэтому первой полностью морской модификацией стал второй опытный самолет - с двигателем Centaurus XV, совершивший первый полет 12 октября 1947 года.
   Контракт с "Boulton Paul" был аннулирован в январе 1945 года, из 100 самолетов первые 50 истребителей были построены под обозначением Sea Fury Mk 10. Первый из них поднялся в воздух 7 сентября 1946 года, а третий зимой 1946-1947 годов проходил испытания на борту британского авианосца "Викториес". В мае 1948 года 802-я эскадрилья первой получила истребители-бомбардировщики Sea Fury FB.Mk 11. По заказу британских ВМС построили всего 615 машин, но 31 и 35 самолетов были переданы ВМС Австралии и Канады, соответственно. Sea Fury успешно применялись на раннем этапе войны в Корее. Королевские ВМС Великобритании также получили 60 двухместных учебно-тренировочных самолетов Sea Fury T.Mk 20, десять из которых по заказу Германии были позднее переделаны в самолеты-буксировщики мишеней.
   Среди других заграничных эксплуатантов самолетов данного семейства были: Нидерланды (22 самолета Sea Fury F.Mk 50 и FB.Mk 50), Пакистан (93 Sea Fury F.Mk 60 и пять Sea Fury T.Mk 61), Египет (12 одноместных машин), Бирма (18 Sea Fury FB.Mk 11, переданных из британских ВМС, причем три из них эксплуатировались как буксировщики мишеней, а также три Sea Fury T.Mk 20), Куба (15 Sea Fury FB.Mk 11 и два Sea Fury T.Mk 20) и Ирак (50 одноместных сухопутных Fury и пять двухместных учебно-тренировочных Fury; иракские самолеты неофициально носили обозначение Baghdad Fury).


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования
   Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Centaurus XVIII мощностью 2480 л. с. (1849 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7470 м - 700 км/ч; набор высоты 9145 м - за 10 мин 48 с; практический потолок 10455 м; дальность полета на стандартной заправке топливом 1094 км
   Масса: пустого 4191 кг; максимальная взлетная 5670 кг
   Размеры: размах крыла 11,70 м; длина 10,57 м; высота 4,84 м; площадь крыла 26,01 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano Mk 5 в крыле, плюс до 907 кг авиационных средств поражения на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно две 907- или 227-кг бомбы или восемь 27-кг НАР
802 Squadron Sea Fury FB.11 WJ233 goes adrift aboard HMS Ocean off Korea in 1952. The squadron equipped with Sea Fury F.Xs in March 1948 and Sea Furies remained with the unit until replaced by Sea Hawks in February 1954.
Hawker Sea Fury VR941 ablaze on HMS Illustrious in 1949. One firesuitman is already in the flames under the inverted aircraft, helping the pilot. His colleague is about to assist. Amazingly the pilot was rescued, albeit with some burns but otherwise all right. Both firesuitmen were subsequently awarded a King’s Commendation for their part in the rescue.
The RN’s Hawker Sea Fury moments after coming to grief at Yeovilton on June 15, 1974. It is hoped repairs will be completed for the SBAC Show in September.
Sea Fury T20 trainer VX287/210/ST of 1831 Squadron crashed after engine failure on take-off from Stretton on March 14, 1953.
Photograph, taken at Dunsfold in September 1964, depicts Sea Furies WE709, WJ288, WJ244 and VR930. All but WE709 have survived and are now in museums.
Sea Fury VR936, also at Lossiemouth in 1962 and later broken up at Lasham.
Sea Furies languishing at Lossiemouth in April 1962.
With wings folded and canopies open, the Sea Furies quickly began to deteriorate in the North Sea air. Four of the examples stored outside - VR936, VW583, WE728 and WJ224 - and all of those stored in the hangar had operated with the Fleet Requirements Unit at Hurn during 1955-60, serving as ‘‘high-speed targets” for Royal Navy ships.
Having accrued nearly 838 flying hours, all in the UK, since entering FAA service in 1950, VX683 was one of the more weary Sea Furies and had been at Lossiemouth since October 1957.
Sea Fury VW583, seen at Lossiemouth in April 1962, was later broken up at Lasham.
Still maintaining the type’s purposeful stance despite its somewhat battered appearance, Hawker Sea Fury FB.11 TF968 stands in the heather at Lossiemouth on April 13, 1962. This veteran of the Korean conflict was struck off charge and scrapped in 1963.
Sea Fury FB.11 WJ296 was one of several at Lossiemouth which had already had its distinctive Rotol five-bladed propeller removed when the author visited. It had accrued a mere 54hr 50min flying time when it arrived at Lossiemouth in July 1957 for long-term storage. It was sold to local scrap dealer David Bond & Co in June 1963.
The line-up of 16 Sea Furies left outside to brave the elements at Lossiemouth, some from as far back as 1957. What price such a potential treasure-trove today?
Sea Fury VW586, partially stripped at d Lossiemouth in April 1962, later met its maker at Lasham.
As all the Sea Furies stored outside were to be scrapped, it is curious that VW586 has had its standard Fleet Air Arm scheme of Extra Dark Sea Grey upper surfaces and Sky undersides removed, although the outer panels of the wings have retained their original underside colour, along with roundels and serials.
Sea Fury WE683, previously of Nos 802 and 1831 Sqns, at Lossiemouth in April 1962.
Believed to be the former WH593, Sea Fury G-9-38 stands minus its Centaurus engine in amongst other doomed aircraft.
Hawker Sea Fury G-9-37, thought to have been WM592, is believed to have been one of 18 Furies delivered to the Royal Netherlands Air Force base at Deelen in October 1964 for use on fire practice.
Sea Furies G-9-44, G-9-38 and G-9-47 may be recognised in this collection of airframes at Dunsfold in May 1963.
Sea Fury T.20 VZ352 as G-9-49 is believed to have gone to the RNethAF at Deelen in 1964.
Hawker Sea Fury T.20 VZ364, still in the markings of its last unit, with Hunter F.4 WT775 in the background.
The well-known two-seat Sea Fury WE825 at Church Crookham in March 1965, carrying the instructional serial number A2372. This aircraft was still at Lasham in 1970.
Arriving at Camden Airport, October 1969, for restoration.
The final ignominious end for the majority of the Sea Furies photographed by the author at Lossiemouth in April 1962 - the Staravia Ltd scrapyard at Lasham in Hampshire. Seen here are the empennages of VX694 (total flying hours 347hr 40min) and TF968 (324hr 30min).
The mortal remains of Spencer Flack's Sea Fury FB.11 seen just short of RAF Waddington's runway on August 2, 1981, where it crashed as a result of oil pressure problems. The owner/pilot escaped serious injury.