Варианты
- Dassault - Rafale - 1986 - Франция
- Dassault - Rafale M - 1991 - Франция
- Dassault - Rafale B / D / F - 1993 - Франция
Dassault Rafale
Фирма "Dassault" в начале 1980-х годов (до выхода Франции в августе 1985 года из многонационального проекта европейского истребителя EFA) разработала экспериментальный боевой самолет ACX (Avion de Combat Experimentale) в рамках национальной программы. Франция вышла из проекта EFA из-за того, что французские ВС, особенно ВМФ, хотели получить более компактную и легкую машину массой около 8000 кг. Демонстрационный прототип ACX массой 9500 кг в то время еще доводился. Впервые он взлетел 4 июля 1986 года и помог проверить базовую аэродинамическую схему, конфигурацию, характеристики, систему дистанционного управления и конструкцию с широким применением композитов для проекта ACT (Avion de Combat Tactique).
ACX, позже переименованный в Rafale A, первоначально оснащался двумя ТРДДФ General Electric F404-GE-400 тягой 68,60 кН. После 460 испытательных полетов, включавших посадки на палубу авианосца "Клемансо" с касанием и уходом на второй круг, левый двигатель заменили на SNECMA M88-2 тягой 73,5 кН, разработанный для Rafale.
Одноместный прототип Rafale C впервые взлетел 19 мая 1991 года, совершив крейсерский полет со сверхзвуковой скоростью на бесфорсажной тяге. Он стал единственным прототипом одноместного самолета для ВВС.
<...>
Серийные самолеты Rafale начали поступать в строй в 2004 году, тогда же ВВС Франции получили свой первый самолет Standard F2. Они заменяют устаревшие машины Crusader, Super Etendard, Jaguar, Mirage F1, Mirage 2000C/D/N и Mirage IV. При сохранении основных особенностей проекта ACX универсальный самолет Rafale D стал чуть компактнее и легче. Для уменьшения радиолокационной и визуальной заметности он получил более округлые обтекатели корневой части крыла, фонарь кабины с внутренним золотым напылением, темно-серую радиопоглощающую окраску и новый профиль сочленения хвостовой части фюзеляжа с оперением. Киль стал ниже и увенчался обтекаемым контейнером системы РЭБ Spectra и инфракрасного детектора пуска ракет. Обтекатели в районе крепления ПГО немного продлены вперед для установки антенн Spectra. Переднее горизонтальное оперение (при выпуске шасси отклоняется на 20° вверх для обеспечения дополнительной подъемной силы при посадке) стало больше, чем в проекте ACX, и изготовлено из сверхпластичного формованного титана вместо углепластика.
Композитные материалы составляют более 50% массы планера Rafale. Пять узлов подвески предназначены для ПТБ, ракет MICA класса "воздух-воздух", AS30L класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением, ПКР AM39 Exocet и блока средств пассивной самозащиты Scalp. На самолете установлена первая в Западной Европе РЛС RBE2 с ФАР с электронным сканированием по углу места и азимуту. Оборудование кабины - широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла Sextant, дисплей оценки тактической обстановки, расположенный на уровне головы пилота и два многофункциональных дисплея, расположенных чуть ниже, на приборной панели, а также нашлемный прицел. Органы управления самолетом созданы с использованием принципа HOTAS.
Rafale D стал основой для серийных одноместных Rafale C и двухместных Rafale B для ВВС Франции. Из-за урезания финансирования ВВС Франции получит 234 самолета Rafale вместо 250 первоначально заказанных, ВМФ получит 60 из 86 заказанных машин. В 1999 году наряду с 23 машинами для ВВС заказали 25 самолетов флотского варианта Rafale M. В 2002 и 2004 годах подписали еще два контракта на 59 самолетов каждый. Поставки по последнему контракту осуществляются в 2008-2011 годах.
<...>
В конце 2009 года Франция решила заказать еще 60 самолетов Rafale Standard F3 (51 для ВВС, остальные для ВМФ), оборудованные РЛС AESA и улучшенными системами самозащиты. В начале 2010 года Rafale участвовал в конкурсах на поставки истребителей в Бразилию, Индию и Швейцарию. Интерес к машине также проявляли на Ближнем Востоке и в Ливии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Dassault Rafale C
Тип: одноместный многоцелевой боевой самолет
Силовая установка: два турбовентиляторных двигателя SNECMA M88-3 тягой по 75,00 кН на форсаже
Летные характеристики: макс. скорость 1913 км/ч (М=1,8) на высоте 11000 м; макс. скороподъемность на уровне моря 18290 м/мин; рабочий потолок 16 765 м; радиус действия при задании проникновения свыше 1850 км
Масса: пустого самолета 9060 кг; максимальная взлетная 24 500 кг
Размеры: размах крыла 10,80 м с установленными на законцовках крыла ракетами "воздух-воздух"; длина 15,27 м; высота 5,34 м; площадь крыла 45,70 м2
Вооружение: жестко закрепленная курсовая 30-мм пушка GIAT/DEFA M791B в передней части фюзеляжа с правого борта, плюс до 9500 кг боевой нагрузки на 14 узлах подвески в нижней части фюзеляжа, под крылом и на законцовках крыла
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 89
Самолет Rafale А, впервые взлетевший в 1986 году, был демонстратором ключевых технологий, использованных на серийных Rafale. Сжатая V-образная форма нижней передней части фюзеляжа улучшила поступление потока в воздухозаборники на больших углах атаки и позволила отказаться от установки в них центрального тела.
Тип фотографий
- Боковые проекции (1)
- Цветные фото (196)
- Ч/б фото (31)
- Кабина (5)
- Модели, рисунки, схемы (20)