Яковлев Як-38
Варианты:
Яковлев - Як-38 - 1971 - Россия
Страна: Россия
Год: 1971


Палубный штурмовик ВВП
Школа дизайна Профессиональное образование в Москве
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (105)
Як-36 и Як-38

<...>
  Опыт, полученный при создании Як-36, был использован при проектировании палубного штурмовика ВВП Як-38 («Forger-A»), Первый полет Як-38 (тогда называвшегося Як-36М) состоялся 2 декабря 1970 года, а первая посадка на палубу вертолетоносца «Москва» была совершена 18 ноября 1972 года. Первая посадка на тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев» (проект 1143) была выполнена 18 мая 1975 года.
  Силовая установка Як-38 состояла из одного подъемно-маршевого ТРД с поворотными соплами Р-27В-300 тягой 65,59 кН и двух подъемных двигателей РД-36-35 тягой по 23,04 кН, установленных вертикально за кабиной пилота. На четырех пилонах под внутренней секцией крыла самолет мог нести до 2000 кг боевой нагрузки. Вариант Як-38М получил более мощную силовую установку из подъемно-маршевого ТРД Р-27ВМ-300 и подъемных ТРД РД-38.
<...>
  Все Як-38 (за исключением первых 10) оснащались катапультными креслами К-36ЛВ с автоматической системой катапультирования.
  В 1980-1981 годах несколько Як-38 (вместе с Су-25) были развернуты в Афганистане для оценки возможности применения в условиях жары и высокогорья.
  Ограниченная боевая нагрузка и высокий уровень аварийности сыграли негативную роль в судьбе самолета. Всего было построено около 240 единиц Як-38 всех вариантов. Но несмотря на отсутствие РЛС и малый радиус действия, Як-38 обеспечил советскому ВМФ столь важные возможности ПВО. Самолет был снят с вооружения авиации ВМФ в 1991 году.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Як-38

  Тип: палубный штурмовик ВВП
  Силовая установка (Як-38М): один подъемно-маршевый двигатель Р-27ВМ-300 тягой 68,04 кН и два подъемных двигателя РД-38 по 29,90 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 978 км/ч; максимальная скорость на высоте 11000 м - 1009 км/ч; начальная скороподъемность 4500 м/мин; потолок 11000 м; радиус действия 200 км (Як-38М - 390 км)
  Масса: пустого 7500 кг; максимальная при взлете с коротким разбегом 11700 кг
  Размеры: размах крыла 7,02 м; длина 16,37 м; площадь крыла 18,69 м2
  Вооружение: до 2000 кг боевой нагрузки на четырех пилонах
Первый прототип BM-01
Первый опытный экземпляр Як-36М проходит испытания на стенде "кабель-кран"
BM-02
Второй опытный Як-36М - первый самолет, совершивший посадку на палубу корабля
Второй опытный экземпляр Як-36М, вооруженный УР Х-23
Второй опытный экземпляр Як-36М в полете.
Заметно, что первые два прототипа Як-36М имели более тонкую носовую часть, чем серийные Як-38, которые оснащались радиодальномером.
Второй экземпляр Як-36М с вариантами вооружения
BM-02 на стенде
Четвертый опытный экземпляр на стенде сил и моментов
Первая посадка Як-36М на ПКР "Москва", летчик М.С.Дексбах, 18 ноября 1972г.
Первая посадка Як-38 на палубу противолодочного крейсера "Москва"
Буксировка Як-38 по палубе ТАКР "Минск"
Як-38 совершает взлет с коротким разбегом с ТАКР "Минск"
Короткий взлет Як-38 с ТАКР "Минск".
Як-38 над ТАКР "Минск"
Самолеты Як-38 на палубе авианесущего крейсера "Минск"
Yak-36MP Forger-A VTOL air defence and strike fighters with AAS Aphid missiles aboard the carrier Minsk. Late last year, a missile-armed Forger made a close-range interception of a US Navy aircraft over the Indian Ocean. The Yak-36MP is now serving aboard three Kiev class carriers, a fourth vessel in this class being expected to join the fleet during the course of next year.
ТАКР "Киев" во время своего первого похода в Средиземном море
ТАКР "Киев" с Як-38 на борту
Yak-36 Forger V/Stol aircraft aboard the Soviet aircraft carrier Kiev are readied for flight during an exercise in the Mediterranean in August. Most of the aircraft are Forger As, the single-seat combat version.
An RAF Nimrod photographed these new Soviet V/Stol maritime strike aircraft aboard the new carrier Kiev, now operating in the Mediterranean. Believed to be Yakovlev-designed, they are thought to have a lift/cruise engine augmented by a direct lift engine. Overall length is about 50ft.
Авиагруппа на борту ТАКР "Киев"
На палубе ТАКР "Киев"
Як-36М на ангарной палубе авианесущего крейсера "Киев"
Подъем Як-38 на палубу "Киева"
Подъемник для боезапаса
A trio of Yak-38s aboard a Kiev-class anti-submarine carrier, a cannon pod being seen on the outboard starboard pylon of the aircraft in the foreground.
A Yak-36MP hovering over the flight deck of Kiev in the Atlantic while the carrier was on its shakedown cruise to Murmansk during the summer of 1976. The photo was taken by the frigate H.M.S. "Torquay", who was shadowing the Soviet aircraft-carrier in the Atlantic, and show one of the fighters hovering.
A Yak-36MP hovering above the deck of Kiev prior to executing a vertical landing with the nozzles of the main propulsive engine vectored past the vertical
В воздухе - Як-38 с ТАКР "Киев"
A Yak-36MP in the final stages of a decelerated horizontal transition over the wake of Kiev in the Mediterranean. It may he seen that the nozzles of the main propulsive engine have been vectored downward, the trap covering the lift engines has been raised and its spring-loaded louvres opened, the ventral efflux traps are open and the flaps are partially lowered.
В 1970-е годы на вооружение авиации ВМФ СССР поступили СВВП Як-38. Самолет получился не очень удачным - масса полезной нагрузки была небольшой, а аварийность высокой.
The photo, taken by the U.S. Navy in the Mediterranean, "Kiev" is recovering a fighter. These new views show clearly the hatch behind the cockpit with doors below which open when the two lift engines (installed in tandem) are operating. The single vectored-thrust engine (aft) has two nozzles and is the sole propulsion unit for forward flight. VTOL now appears to be the rule with no short take-offs observed so far. A two-seat version is confirmed, the crew being seated in tandem
ТАКР "Новороссийск"
Як-38 и Як-38У на палубе ТАКР "Новороссийск"
Первый ВКР с палубы "Баку", 8 июля 1987г.
Як-38М на испытаниях в Жуковском. Под каждой консолью крыла укреплены по два пилона для подвески вооружения. Самолет мог нести до 2000 кг боевой нагрузки.
Як-38 взлетает после небольшого разбега
Як-38 на палубе ТАКР
Another Yak-36MP being readied for take-off. This photograph show clearly the dorsal spine enclosing the ram intake cooling the rear avionics bay. An IR warning sensor is believed to be accommodated in the fuselage tailcone.
The Yakovlev 36 is capable of supersonic level flight but lacks the Harrier‘s ability to make rolling take-offs.
Як-36М
Первый серийный Як-38
Вертикальный старт Як-38
Самолет с номером "46" был одним из прототипов Як-38М. На фотографии он показан в светлой раскраске, применявшейся в конце службы этих машин. Хорошо виден аэродинамический гребень на воздухозаборнике.
Як-38 в светло/темно-сером камуфляже
Летчики Яков готовятся к вылету
Як-38 на аэродроме
A Yak-38 approaching its carrier with lift engine intake doors open. The Yak-38 does not appear to possess a serious air defence role, lacking a nose radar, although it is presumably intended for use against shadowing maritime reconnaissance aircraft.
Взлет Як-38 с палубы крейсера.
Як-38 совершает взлет и посадку по самолетному
Заслуженный летчик-испытатель Ю.И.Митиков. После выполнения первого висения на Як-38М, 30 ноября 1982г.
Самолеты Як-38 на палубе
Як-38М на демонстрации боевой техники на Центральном аэродроме
Подготовка к полетам
Корабельный легкий штурмовик Як-38.
Взлет по тревоге с палубы ТАКР
Як-38
The Yak-38 Forger features a comparatively long and relatively slim fuselage as may be seen here.
Як-36М
Як-38 над палубой корабля
Серийный Як-38
Як-38 на фоне американского крейсера
Самолет вертикального взлета и посадки Як-38.
Як-38 заходит на посадку
Групповой полет Яков
Пуск ракеты с Як-38
Катапультирование из самолета Як-38
Старший летчик-инспектор авиации ВМФ полковник Ю.Н.Козлов готовится к взлету с палубы сухогруза "Агостиньо Нето"
Старт Як-38 (борт "46") с контейнеровоза "Николай Черкасов". На палубе стоит второй Як-38 (борт "44")
Як-38 испытывается в Афганистане
Самолет Як-38 N 0803 на передвижной взлетно-посадочной площадке, июль 1980г.
Старт Як-38 с передвижной платформы
Як-38 готовится к взлету с палубы
Фюзеляж Як-26М, подвешенный под летающую лабораторию Ту-16
Испытания Як-36М на стенде
Воздухозаборник Як-38
Надфюзеляжные гребни и створка отсека ПД
Центральная часть фюзеляжа и крыло
Поворотное сопло двигателя Р-27В-300
Универсальный пушечный контейнер УПК-23-250 под крылом Як-38
Узел складывания крыла, на подвеске - ракета Р-60 и блок НУРС УБ-16
Основная опора шасси
Передняя опора шасси
Носовой струйный руль
Струйный руль на нижней поверхности законцовки крыла
Хвостовой струйный руль и антенны станции оповещения об облучении РЛС
Подъемно-маршевый двигатель Р-27В-300 с поворотными соплами
Подвесной бак самолета Як-38М