Поиск по сайту:
Варианты
- Яковлев - Як-38 - 1970 - Россия
- Яковлев - Як-38У - 1972 - Россия
Як-36 и Як-38
<...>
Опыт, полученный при создании Як-36, был использован при проектировании палубного штурмовика ВВП Як-38 («Forger-A»), Первый полет Як-38 (тогда называвшегося Як-36М) состоялся 2 декабря 1970 года, а первая посадка на палубу вертолетоносца «Москва» была совершена 18 ноября 1972 года. Первая посадка на тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР) «Киев» (проект 1143) была выполнена 18 мая 1975 года.
Силовая установка Як-38 состояла из одного подъемно-маршевого ТРД с поворотными соплами Р-27В-300 тягой 65,59 кН и двух подъемных двигателей РД-36-35 тягой по 23,04 кН, установленных вертикально за кабиной пилота. На четырех пилонах под внутренней секцией крыла самолет мог нести до 2000 кг боевой нагрузки. Вариант Як-38М получил более мощную силовую установку из подъемно-маршевого ТРД Р-27ВМ-300 и подъемных ТРД РД-38.
<...>
Все Як-38 (за исключением первых 10) оснащались катапультными креслами К-36ЛВ с автоматической системой катапультирования.
В 1980-1981 годах несколько Як-38 (вместе с Су-25) были развернуты в Афганистане для оценки возможности применения в условиях жары и высокогорья.
Ограниченная боевая нагрузка и высокий уровень аварийности сыграли негативную роль в судьбе самолета. Всего было построено около 240 единиц Як-38 всех вариантов. Но несмотря на отсутствие РЛС и малый радиус действия, Як-38 обеспечил советскому ВМФ столь важные возможности ПВО. Самолет был снят с вооружения авиации ВМФ в 1991 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Як-38
Тип: палубный штурмовик ВВП
Силовая установка (Як-38М): один подъемно-маршевый двигатель Р-27ВМ-300 тягой 68,04 кН и два подъемных двигателя РД-38 по 29,90 кН
Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 978 км/ч; максимальная скорость на высоте 11000 м - 1009 км/ч; начальная скороподъемность 4500 м/мин; потолок 11000 м; радиус действия 200 км (Як-38М - 390 км)
Масса: пустого 7500 кг; максимальная при взлете с коротким разбегом 11700 кг
Размеры: размах крыла 7,02 м; длина 16,37 м; площадь крыла 18,69 м2
Вооружение: до 2000 кг боевой нагрузки на четырех пилонах
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Первый прототип BM-01
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Первый опытный экземпляр Як-36М проходит испытания на стенде "кабель-кран"
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
Второй опытный Як-36М - первый самолет, совершивший посадку на палубу корабля
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Второй опытный экземпляр Як-36М, вооруженный УР Х-23
-
Авиация и Космонавтика 2002-11 / С.Мордовин - Палубная авиация началась с Як-38
Второй опытный экземпляр Як-36М в полете.
Заметно, что первые два прототипа Як-36М имели более тонкую носовую часть, чем серийные Як-38, которые оснащались радиодальномером. -
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Второй экземпляр Як-36М с вариантами вооружения
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Четвертый опытный экземпляр на стенде сил и моментов
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Первая посадка Як-36М на ПКР "Москва", летчик М.С.Дексбах, 18 ноября 1972г.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
Первая посадка Як-38 на палубу противолодочного крейсера "Москва"
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Буксировка Як-38 по палубе ТАКР "Минск"
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Як-38 совершает взлет с коротким разбегом с ТАКР "Минск"
-
Мир Авиации 1994-00 / Ю.Лунев - Вертикалка
Короткий взлет Як-38 с ТАКР "Минск".
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Як-38 над ТАКР "Минск"
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Самолеты Як-38 на палубе авианесущего крейсера "Минск"
-
Air International 1983-06 / ??? - Soviet Air Powes Enhancement
Yak-36MP Forger-A VTOL air defence and strike fighters with AAS Aphid missiles aboard the carrier Minsk. Late last year, a missile-armed Forger made a close-range interception of a US Navy aircraft over the Indian Ocean. The Yak-36MP is now serving aboard three Kiev class carriers, a fourth vessel in this class being expected to join the fleet during the course of next year.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
ТАКР "Киев" во время своего первого похода в Средиземном море
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
ТАКР "Киев" с Як-38 на борту
-
Aeroplane Monthly 1979-11 / News Spotlight
Yak-36 Forger V/Stol aircraft aboard the Soviet aircraft carrier Kiev are readied for flight during an exercise in the Mediterranean in August. Most of the aircraft are Forger As, the single-seat combat version.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 3. World Directory of Air Forces
Yakovlev Yak-36 Forger-As and Kamov Ka-25 Hormone-As on board the Soviet Navy carrier/cruiser Kiev.
An RAF Nimrod photographed these new Soviet V/Stol maritime strike aircraft aboard the new carrier Kiev, now operating in the Mediterranean. Believed to be Yakovlev-designed, they are thought to have a lift/cruise engine augmented by a direct lift engine. Overall length is about 50ft.Другие самолёты на фотографии: Камов Ка-25 - Россия - 1961
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
Авиагруппа на борту ТАКР "Киев"
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
На палубе ТАКР "Киев"
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Як-36М на ангарной палубе авианесущего крейсера "Киев"
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
Подъем Як-38 на палубу "Киева"
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
Подъемник для боезапаса
-
Air International 1986-08 / ??? - Yakovlev Forger /На вооружении советской авиации/ (13)
A trio of Yak-38s aboard a Kiev-class anti-submarine carrier, a cannon pod being seen on the outboard starboard pylon of the aircraft in the foreground.
-
Air International 1979-01 / ??? - Yakovlev 36MP /In Soviet Service/ (1)
A Yak-36MP hovering over the flight deck of Kiev in the Atlantic while the carrier was on its shakedown cruise to Murmansk during the summer of 1976. The photo was taken by the frigate H.M.S. "Torquay", who was shadowing the Soviet aircraft-carrier in the Atlantic, and show one of the fighters hovering.
-
Air International 1979-01 / ??? - Yakovlev 36MP /In Soviet Service/ (1)
A Yak-36MP hovering above the deck of Kiev prior to executing a vertical landing with the nozzles of the main propulsive engine vectored past the vertical
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
В воздухе - Як-38 с ТАКР "Киев"
-
Air International 1979-01 / ??? - Yakovlev 36MP /In Soviet Service/ (1)
A Yak-36MP in the final stages of a decelerated horizontal transition over the wake of Kiev in the Mediterranean. It may he seen that the nozzles of the main propulsive engine have been vectored downward, the trap covering the lift engines has been raised and its spring-loaded louvres opened, the ventral efflux traps are open and the flaps are partially lowered.
-
Air Pictorial 1976-10
В 1970-е годы на вооружение авиации ВМФ СССР поступили СВВП Як-38. Самолет получился не очень удачным - масса полезной нагрузки была небольшой, а аварийность высокой.
The photo, taken by the U.S. Navy in the Mediterranean, "Kiev" is recovering a fighter. These new views show clearly the hatch behind the cockpit with doors below which open when the two lift engines (installed in tandem) are operating. The single vectored-thrust engine (aft) has two nozzles and is the sole propulsion unit for forward flight. VTOL now appears to be the rule with no short take-offs observed so far. A two-seat version is confirmed, the crew being seated in tandem -
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
ТАКР "Новороссийск"
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Як-38 и Як-38У на палубе ТАКР "Новороссийск"
Другие самолёты на фотографии: Яковлев Як-38У - Россия - 1972
-
Мир Авиации 1994-00 / Ю.Лунев - Вертикалка
Первый ВКР с палубы "Баку", 8 июля 1987г.
-
Мировая Авиация 124
Як-38М на испытаниях в Жуковском. Под каждой консолью крыла укреплены по два пилона для подвески вооружения. Самолет мог нести до 2000 кг боевой нагрузки.
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Як-38 взлетает после небольшого разбега
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
Як-38 на палубе ТАКР
-
Air International 1979-04 / B.Burns - VTO for combat aircraft /Fundamentals of design/ (2)
Another Yak-36MP being readied for take-off. This photograph show clearly the dorsal spine enclosing the ram intake cooling the rear avionics bay. An IR warning sensor is believed to be accommodated in the fuselage tailcone.
The Yakovlev 36 is capable of supersonic level flight but lacks the Harrier‘s ability to make rolling take-offs. -
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
Первый серийный Як-38
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Вертикальный старт Як-38
-
Мировая Авиация 124
Самолет с номером "46" был одним из прототипов Як-38М. На фотографии он показан в светлой раскраске, применявшейся в конце службы этих машин. Хорошо виден аэродинамический гребень на воздухозаборнике.
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Як-38 в светло/темно-сером камуфляже
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Летчики Яков готовятся к вылету
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
Як-38 на аэродроме
-
Air International 1986-08 / ??? - Yakovlev Forger /На вооружении советской авиации/ (13)
A Yak-38 approaching its carrier with lift engine intake doors open. The Yak-38 does not appear to possess a serious air defence role, lacking a nose radar, although it is presumably intended for use against shadowing maritime reconnaissance aircraft.
-
Мир Авиации 1994-00 / А.Артемьев - Взлетающий с корабля
Взлет Як-38 с палубы крейсера.
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Як-38 совершает взлет и посадку по самолетному
-
Мир Авиации 1994-00 / Ю.Лунев - Вертикалка
Заслуженный летчик-испытатель Ю.И.Митиков. После выполнения первого висения на Як-38М, 30 ноября 1982г.
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Самолеты Як-38 на палубе
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
Як-38М на демонстрации боевой техники на Центральном аэродроме
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
Подготовка к полетам
-
Мир Авиации 1994-00 / А.Морин - Корабельная авиация и авианесущие корабли отечественного флота
Корабельный легкий штурмовик Як-38.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
Взлет по тревоге с палубы ТАКР
-
Air International 1986-08 / ??? - Yakovlev Forger /На вооружении советской авиации/ (13)
The Yak-38 Forger features a comparatively long and relatively slim fuselage as may be seen here.
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Як-38 над палубой корабля
-
Мир Авиации 1994-00 / А.Артемьев - Взлетающий с корабля
Серийный Як-38
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
Як-38 на фоне американского крейсера
-
АэроХобби 1992-01 / Т.Кузнецова - Ле Бурже в Киеве? /Глазами очевидца/
Самолет вертикального взлета и посадки Як-38.
-
Авиация и Космонавтика 2008-02 / А.Артемьев - Крылья над морем (19)
Як-38 заходит на посадку
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
Групповой полет Яков
-
Авиация и Космонавтика 2008-03 / А.Артемьев - Крылья над морем (20)
Пуск ракеты с Як-38
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Катапультирование из самолета Як-38
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Старший летчик-инспектор авиации ВМФ полковник Ю.Н.Козлов готовится к взлету с палубы сухогруза "Агостиньо Нето"
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Старт Як-38 (борт "46") с контейнеровоза "Николай Черкасов". На палубе стоит второй Як-38 (борт "44")
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Як-38 испытывается в Афганистане
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Самолет Як-38 N 0803 на передвижной взлетно-посадочной площадке, июль 1980г.
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Старт Як-38 с передвижной платформы
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Як-38 готовится к взлету с палубы
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Фюзеляж Як-26М, подвешенный под летающую лабораторию Ту-16
-
Авиация и Космонавтика 1995-08 / Е.Гордон - Самолет вертикального взлета и посадки Як-38
Испытания Як-36М на стенде
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Воздухозаборник Як-38
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Надфюзеляжные гребни и створка отсека ПД
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Центральная часть фюзеляжа и крыло
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Поворотное сопло двигателя Р-27В-300
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Универсальный пушечный контейнер УПК-23-250 под крылом Як-38
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Узел складывания крыла, на подвеске - ракета Р-60 и блок НУРС УБ-16
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Носовой струйный руль
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Струйный руль на нижней поверхности законцовки крыла
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Хвостовой струйный руль и антенны станции оповещения об облучении РЛС
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Подъемно-маршевый двигатель Р-27В-300 с поворотными соплами
-
Авиация и Время 1995-06 / Ю.Лунев - Як-38 - тернистый путь первопроходца /Монография/
Подвесной бак самолета Як-38М
Тип фотографий
- Боковые проекции (9)
- Цветные фото (21)
- Ч/б фото (106)
- Кабина (5)
- Схемы, чертежи (9)