Поиск по сайту:
ADA Легкий многоцелевой истребитель Tejas (Индия)
Приобретя в лице Пакистана и Китая потенциально опасных противников, Индия приняла решение о создании собственных многочисленных и эффективных военно-воздушных сил. После поражения в столкновениях с китайской армией в 1962 году индийские ВВС (IAF) попали в практически полную зависимость от поставок боевых самолетов из СССР, а позже России. До начала 1980-х лучшим из поставляемых СССР самолетов был МиГ-21 "Fishbed". Однако к этому времени он устарел, и, наблюдая за модернизацией ВВС Пакистана и Китая, Индия решила также модернизировать свои ВВС, планируя начать этот процесс с получения нового боевого самолета, пришедшего на смену МиГ-21.
Параллельно предполагалось приступить к созданию собственного боевого самолета, чтобы сократить отток валюты из страны и гарантировать себе независимость от СССР который вступил в период политической и экономической нестабильности.
В июне 1984 года в Бангалоре было создано Агентство по разработке авиационной техники (ADA), приступившее к работе над проектом индийского легкого истребителя. В ADA вошли представители Индийского центра исследования газовых турбин и компании Hindustan Aeronautics Ltd, которые занялись созданием отечественного авиационного двигателя (турбовентиляторный двигатель GTX-35VS Kaveri был спроектирован при участии французской компании SNECMA).
Законченные в 1985 году технико-экономические обоснования стали первым шагом к созданию легкого боевого самолета, нацеленного, в первую очередь, на обеспечение превосходства в воздухе, и лишь во вторую очередь для поддержки своих наземных сил и затруднения наземных действий противника. В качестве консультанта была привлечена французская авиастроительная фирма Dassault, после чего работа над проектом вступила в заключительную стадию, продолжавшуюся с весны 1987 до конца 1988 года.
К началу 1990 года был закончен основной проект, и стало ясно, что IAF предлагается одноместный всепогодный многоцелевой самолет с дельтовидным крылом и одним турбовентиляторным двигателем с системой форсажа. Были оптимизированы основные характеристики самолета, такие, как маневренность, набор скорости и высоты, аэродинамические показатели. Новый самолет мог нести вдвое больше вооружения, чем МиГ-21.
В разработанном самолете все органы управления крыла изначально должны были приводиться в движение с помощью четырехкратно резервированной электродистанционной системой управления, созданной ADA совместно с фирмой Lockheed Martin Electronics. Однако в 1998 году, после проведения Индией ядерных испытаний, США наложили эмбарго на поставку технологий, и Lockheed Martin вышел из проекта. Индия приступила к созданию собственной системы дистанционного управления, что, несомненно, замедлило выполнение программы.
Кабина истребителя оборудована рычагами ручного управления и дисплеями, с помощью которых летчик управляет системами самолета. Эта авионика интегрирована с другими узлами, такими, как инерционная навигационная система через центральный компьютер и три информационных канала на основе MIL-1553B.
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает в себя многопрофильный импульсно-допплеровский радар и передний инфракрасный радар. Создание собственных радаров также застопорилось, и потому в марте 1995 года Индии пришлось прибегнуть к помощи израильской фирмы по производству радаров. Но и после этого до конца 2006 года радар оставался головной болью конструкторов. Тогда к проекту присоединилась еще одна израильская фирма, Elta, предложившая взять за основу совместной разработки свой радар EL/M-2052.
В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы, что позволило свести вес к минимуму. В конструкции крыла и поверхностей управления использованы также усиленные углеродоволокнистые пластики. В остальной части планера применены алюминиево-литиевые сплавы, за исключением "горячих" зон возле двигателя, где использовались титановые сплавы.
Истребитель вооружен спаренной 23-мм пушкой ГШ-23Л, и имеет семь подвесок для ракет - одну под центропланом, и по три - под каждой консолью.
На истребитель устанавливается один индийский турбовентиляторный двигатель Kaveri. Управление двигателем осуществляется с помощью полностью автономной цифровой системы. Правда, создание двигателя Kaveri очень затянулось, поэтому для прототипов в США было закуплено 11 двигателей General Electric F404-GE-F2J3. Первые испытания двигателя Kaveri были проведены в России только в 2006 году, а до этого времени продолжались закупки в США двигателей F404. Воздух поступает в двигатель через два воздухозаборника, расположенных у фюзеляжа прямо под передней кромкой крыла. Фиксированная геометрия воздухозаборников ограничивает максимальную скорость приблизительно 1,6М, но благодаря этому удалось избежать излишней сложности конструкции. В систему посадки входит тормозной парашют, находящийся в контейнере под стабилизатором.
Внутренние топливные баки вмещают 3000 литров горючего - этот запас может быть пополнен с помощью дозаправки в воздухе. Кроме того, на нижней плоскости каждой консоли крыла имеются две точки для крепления сбрасываемых баков для горючего.
В ноябре 1996 года со стапеля сошел первый прототип истребителя, однако в воздух он смог подняться только в январе 2001 года - ровно столько времени потребовалось на доделки и исправление выявленных недостатков. Для доведения самолета до готовности, Индия обратилась за помощью к израильским специалистам. К концу 2006 года была завершена программа испытаний, в ходе которой было облетано три прототипа. В те же сроки с помощью иностранных специалистов продолжалась доводка двигателя.
Запустить Tejas в производство планировалось в 2008 году, а первая ограниченная серия машин приступила к испытательным полетам 17 мая 2007. На этих машинах был установлен модифицированный турбовентиляторный двигатель F404-IN20. Индия также закупила для Tejas лазерную систему наведения Litening, которая, вероятно, будет интегрирована в систему IOC, которая должна появиться к 2010 году. Новая проблема в программе возникла в августе 2007 года, когда самолет был признан слишком медленным на уровне моря - основной причиной стали недостатки двигателя F404. Правда, в октябре того же года с Tejas был совершен успешный запуск ракеты Р-73.
Предполагается дальнейшее усовершенствование истребителя, включая создание двухместной модели для обучения летчиков. В число пяти новых прототипов был включен также палубный самолет. Два первых палубных Tejas планировалось испытать уже в 2007 году.
К настоящему времени ВВС и ВМС Индии испытывают потребность приблизительно в 220 Tejas, включая 20 двухместных машин.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ADA (Tejas)
Тип: одноместный многоцелевой истребитель.
Силовая установка (прототип): один турбовентиляторный двигатель General Electric F404-GE-F2J3 тягой до 80,50 кН, с системой дожига. На серийном самолете может быть установлен один турбовентиляторный двигатель Kaven GTX-35VS тягой при форсаже 80,20 кН. Летные качества: максимальная скорость 1700 км/час или М=1,6 на большой высоте; скороподъемность 1200 м в минуту; рабочий потолок более 15250 м.
Масса: пустого самолета 5500 кг, нормальная взлетная 8500 кг, при максимальной загрузке 13 000 кг. Размеры: размах крыла 8,20 м, длина 13,20 м, высота 4,40 м, площадь крыла около 37,50 м. кв. Вооружение: одна двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, семь ракет на подкрыльевых подвесках.
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2009-12 / В.Ильин - Индийский бриллиант весом в семь тонн /Современные зарубежные истребители/
Полномасштабный макет LCA на военно-технической выставке "Аэро Индия 2001"
-
Air Pictorial 2002-05 / Cautious optimism at Singapore
India's indigenous Light Combat Aircraft (LCA) programme is expected to accelerate following the lifting of US sanctions and the agreement to supply more General Electric F404 turbofan engines. The second aircraft is due to fly ‘shortly’ and the Indian government has authorised Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) to start production of a batch of eight for delivery in 2006. The Indian Kaveri engine is said to he causing development problems and appears unlikely to power LCAs in the immediate future. This LCA model was shown in attack configuration.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
Model of LCA in naval configuration at Aero India Air Show in December 1996 (1997)
-
Авиация и Космонавтика 2009-12 / В.Ильин - Индийский бриллиант весом в семь тонн /Современные зарубежные истребители/
Макет палубного варианта "Теджаса"
-
Авиация и Космонавтика 2001-07 / М.Никольский - Развитие авиации корабельного базирования после Второй мировой войны
Модель легкого истребителя LCA в варианте корабельного базирования
-
Авиация и Космонавтика 2003-09 / Новости мировой авиации
Полноразмерный макет палубного истребителя LCA
-
Air International 2019-04 / Airscene
Differences to the aerodynamic configurations of the LCA Navy Mk1 and Mk2 (at the rear) include leading-edge vortex controllers on the wing of the Mk1 and small control surfaces on the tail of the Mk2.
-
Air International 2019-04 / Airscene
Model debut of the LCA Navy Mk2, which features two small tail plane surfaces fitted to the lower part of the engine nacelle, the position that on earlier models displayed at Aero India housed leading-edge vortex controllers.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-03 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY
LCA inboard profile (1996)
-
Мировая Авиация 1
Многоцелевой истребитель разработки ADA
-
Air International 2001-07 / Airdata File
Three-view drawing of ADA LCA.
Тип фотографий
- Цветные фото (57)
- Ч/б фото (32)
- Кабина (5)
- Модели, схемы, чертежи (15)