RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Индия

Год : 2001

Одноместный многоцелевой истребитель

ADA Легкий многоцелевой истребитель Tejas (Индия)

   Приобретя в лице Пакистана и Китая потенциально опасных противников, Индия приняла решение о создании собственных многочисленных и эффективных военно-воздушных сил. После поражения в столкновениях с китайской армией в 1962 году индийские ВВС (IAF) попали в практически полную зависимость от поставок боевых самолетов из СССР, а позже России. До начала 1980-х лучшим из поставляемых СССР самолетов был МиГ-21 "Fishbed". Однако к этому времени он устарел, и, наблюдая за модернизацией ВВС Пакистана и Китая, Индия решила также модернизировать свои ВВС, планируя начать этот процесс с получения нового боевого самолета, пришедшего на смену МиГ-21.
   Параллельно предполагалось приступить к созданию собственного боевого самолета, чтобы сократить отток валюты из страны и гарантировать себе независимость от СССР который вступил в период политической и экономической нестабильности.
   В июне 1984 года в Бангалоре было создано Агентство по разработке авиационной техники (ADA), приступившее к работе над проектом индийского легкого истребителя. В ADA вошли представители Индийского центра исследования газовых турбин и компании Hindustan Aeronautics Ltd, которые занялись созданием отечественного авиационного двигателя (турбовентиляторный двигатель GTX-35VS Kaveri был спроектирован при участии французской компании SNECMA).
   Законченные в 1985 году технико-экономические обоснования стали первым шагом к созданию легкого боевого самолета, нацеленного, в первую очередь, на обеспечение превосходства в воздухе, и лишь во вторую очередь для поддержки своих наземных сил и затруднения наземных действий противника. В качестве консультанта была привлечена французская авиастроительная фирма Dassault, после чего работа над проектом вступила в заключительную стадию, продолжавшуюся с весны 1987 до конца 1988 года.
   К началу 1990 года был закончен основной проект, и стало ясно, что IAF предлагается одноместный всепогодный многоцелевой самолет с дельтовидным крылом и одним турбовентиляторным двигателем с системой форсажа. Были оптимизированы основные характеристики самолета, такие, как маневренность, набор скорости и высоты, аэродинамические показатели. Новый самолет мог нести вдвое больше вооружения, чем МиГ-21.
   В разработанном самолете все органы управления крыла изначально должны были приводиться в движение с помощью четырехкратно резервированной электродистанционной системой управления, созданной ADA совместно с фирмой Lockheed Martin Electronics. Однако в 1998 году, после проведения Индией ядерных испытаний, США наложили эмбарго на поставку технологий, и Lockheed Martin вышел из проекта. Индия приступила к созданию собственной системы дистанционного управления, что, несомненно, замедлило выполнение программы.
   Кабина истребителя оборудована рычагами ручного управления и дисплеями, с помощью которых летчик управляет системами самолета. Эта авионика интегрирована с другими узлами, такими, как инерционная навигационная система через центральный компьютер и три информационных канала на основе MIL-1553B.
   Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает в себя многопрофильный импульсно-допплеровский радар и передний инфракрасный радар. Создание собственных радаров также застопорилось, и потому в марте 1995 года Индии пришлось прибегнуть к помощи израильской фирмы по производству радаров. Но и после этого до конца 2006 года радар оставался головной болью конструкторов. Тогда к проекту присоединилась еще одна израильская фирма, Elta, предложившая взять за основу совместной разработки свой радар EL/M-2052.
   В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы, что позволило свести вес к минимуму. В конструкции крыла и поверхностей управления использованы также усиленные углеродоволокнистые пластики. В остальной части планера применены алюминиево-литиевые сплавы, за исключением "горячих" зон возле двигателя, где использовались титановые сплавы.
   Истребитель вооружен спаренной 23-мм пушкой ГШ-23Л, и имеет семь подвесок для ракет - одну под центропланом, и по три - под каждой консолью.
   На истребитель устанавливается один индийский турбовентиляторный двигатель Kaveri. Управление двигателем осуществляется с помощью полностью автономной цифровой системы. Правда, создание двигателя Kaveri очень затянулось, поэтому для прототипов в США было закуплено 11 двигателей General Electric F404-GE-F2J3. Первые испытания двигателя Kaveri были проведены в России только в 2006 году, а до этого времени продолжались закупки в США двигателей F404. Воздух поступает в двигатель через два воздухозаборника, расположенных у фюзеляжа прямо под передней кромкой крыла. Фиксированная геометрия воздухозаборников ограничивает максимальную скорость приблизительно 1,6М, но благодаря этому удалось избежать излишней сложности конструкции. В систему посадки входит тормозной парашют, находящийся в контейнере под стабилизатором.
   Внутренние топливные баки вмещают 3000 литров горючего - этот запас может быть пополнен с помощью дозаправки в воздухе. Кроме того, на нижней плоскости каждой консоли крыла имеются две точки для крепления сбрасываемых баков для горючего.
   В ноябре 1996 года со стапеля сошел первый прототип истребителя, однако в воздух он смог подняться только в январе 2001 года - ровно столько времени потребовалось на доделки и исправление выявленных недостатков. Для доведения самолета до готовности, Индия обратилась за помощью к израильским специалистам. К концу 2006 года была завершена программа испытаний, в ходе которой было облетано три прототипа. В те же сроки с помощью иностранных специалистов продолжалась доводка двигателя.
   Запустить Tejas в производство планировалось в 2008 году, а первая ограниченная серия машин приступила к испытательным полетам 17 мая 2007. На этих машинах был установлен модифицированный турбовентиляторный двигатель F404-IN20. Индия также закупила для Tejas лазерную систему наведения Litening, которая, вероятно, будет интегрирована в систему IOC, которая должна появиться к 2010 году. Новая проблема в программе возникла в августе 2007 года, когда самолет был признан слишком медленным на уровне моря - основной причиной стали недостатки двигателя F404. Правда, в октябре того же года с Tejas был совершен успешный запуск ракеты Р-73.
   Предполагается дальнейшее усовершенствование истребителя, включая создание двухместной модели для обучения летчиков. В число пяти новых прототипов был включен также палубный самолет. Два первых палубных Tejas планировалось испытать уже в 2007 году.
   К настоящему времени ВВС и ВМС Индии испытывают потребность приблизительно в 220 Tejas, включая 20 двухместных машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
   ADA (Tejas)

   Тип: одноместный многоцелевой истребитель.
   Силовая установка (прототип): один турбовентиляторный двигатель General Electric F404-GE-F2J3 тягой до 80,50 кН, с системой дожига. На серийном самолете может быть установлен один турбовентиляторный двигатель Kaven GTX-35VS тягой при форсаже 80,20 кН. Летные качества: максимальная скорость 1700 км/час или М=1,6 на большой высоте; скороподъемность 1200 м в минуту; рабочий потолок более 15250 м.
   Масса: пустого самолета 5500 кг, нормальная взлетная 8500 кг, при максимальной загрузке 13 000 кг. Размеры: размах крыла 8,20 м, длина 13,20 м, высота 4,40 м, площадь крыла около 37,50 м. кв. Вооружение: одна двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, семь ракет на подкрыльевых подвесках.

Показать полностью
  • Описание

Тип фотографий