De Havilland Venom / D.H.112
Варианты:
De Havilland - Venom / D.H.112 - 1949 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1949


Двухместный палубный всепогодный истребитель
Описание
Фотографии
de Havilland DH.112 Venom и Sea Venom

  Разработанный на базе самолета Vampire одноместный истребитель-бомбардировщик DH.112 Venom должен был вобрать все достоинства нового турбореактивного двигателя Ghost большей тяги. Новый самолет, первоначально названный Vampire FB.Mk 8, позднее переименовали по причине серьезных изменений конструкции. Его было легко отличить от своего предшественника по новому крылу, которое имело прямую заднюю кромку, более тонкое сечение и оснащалось характерными сбрасываемыми топливными баками на законцовках.
  Первый прототип Venom взлетел в Хэтфилде 2 сентября 1949 года. Venom FB.Mk 1 поступил на вооружение британских ВВС только три года спустя, в августе 1952 года. Машины этого типа служили в ФРГ, на Ближнем и Дальнем Востоке в составе 18 эскадрилий, а также 14-й эскадрильи новозеландских ВВС. Двухместные ночные истребители Venom NF.Mk 2 и NF.Mk 3 состояли на вооружении в 1953-1957 годах. В ВВС Швеции этот тип летал до 1960 года. Истребитель-бомбардировщик Venom в базовой версии поставлялся в Ирак и Венесуэлу.
  После успешного изготовления и использования машин Vampire FB.Mk 6 Швейцария купила лицензию на их постройку. Самолеты делал тот же консорциум в составе фирм "Federal Aircraft Factory" (EFW), "Pilatus" и "Flug und Fahrzeugwerke", который поставлял самолеты Vampire. С 1953 года собрали 150 самолетов Venom FB.Mk 50, доведенных до стандарта FB.Mk 1. Еще одна партия из 100 самолетов FB.Mk 4 была закончена к 1957 году. Из всех этих 250 самолетов 90 машин продолжали служить в ВВС Швейцарии еще в 1980-е годы, но уже тогда были на грани замены. Последние самолеты списали к концу 1983 года. Самолеты Venom отлично маневрировали при действиях с аэродромов в горных долинах на высотах до 1400 м над уровнем моря. Швейцарцы модифицировали носовую часть, установив там системы УВЧ-связи, усилили центроплан для подвески блоков НАР и ввели сборники звеньев снарядных лент под пушками.
  По результатам оценки Королевскими ВМС Великобритании самолета Venom на его базе был создан двухместный палубный всепогодный истребитель. Его начальную серийную версию обозначили SeaVenom FAW.Mk 20. Конструкция самолета была усилена для взлетов с катапульты, складные консоли крыла имели силовой привод, самолет получил тормозной гак и различное оборудование, характерное для флота. В боевой состав авиации британских ВМС самолет поступил в 1954 году, он также был принят на вооружение военно-морских сил Австралии и Франции.


Варианты

  Venom FB.Mk 1: начальная серийная версия для британских ВВС с двигателем Ghost Mk 103 тягой 21,57 кН
  Venom NF.Mk 2: вариант ночного истребителя на базе Venom FB.Mk 1 с новым фюзеляжем увеличенного сечения - с размещением пилота и оператора РЛС бок о бок. Новый фюзеляж также имел расширенную носовую часть для установки РЛС (AI)
  Venom NF.Mk 2A: новое обозначение самолета Venom NF.Mk 2 после установки беспереплетного фонаря кабины и модификации хвостового оперения
  Venom NF.Mk 3: улучшенный вариант Venom NF.Mk 2 с элеронами с силовым приводом, модифицированным хвостовым оперением, системой принудительного сброса фонаря кабины и двигателем Ghost Mk 104 тягой 22,02 кН
  Venom FB.Mk 4: улучшенная модификация Venom FB.Mk 1 с элеронами с силовым приводом, модифицированным хвостовым оперением и катапультным креслом
  Venom FB.Mk 50: экспортный вариант Venom FB.Mk 1 для Ирака и Италии. 150 таких машин построены в Швейцарии по лицензии для швейцарских ВВС
  Venom NF.Mk 51: вариант Venom NF.Mk 2 для Королевских ВВС Швеции (местное обозначение - J 33) с двигателем Ghost, строившийся шведской компанией "Svenska Flygmotor"
  Sea Venom FAW.Mk 20: начальная модификация SeaVenom
  Sea Venom FAW.Mk 21: улучшенная версия Sea Venom FAW.Mk 20 с элеронами с силовым приводом, сбрасываемым беспереплетным фонарем кабины, двигателем Ghost Mk 104 повышенной мощности, катапультными креслами и стойками шасси с большим ходом амортизатора
  Sea Venom FAW.Mk 22: улучшенная версия Sea Venom FAW.Mk 21 с двигателем Ghost Mk 105 тягой 23,58 кН, возможностью применения УР "воздух-воздух" и наличием катапультных кресел
  Sea Venom Mk 52: британское обозначение модификации, строившейся во Франции для ее морской авиации (см. о модификации Aquilon ниже)
  Sea Venom FAW.Mk 58: обозначение варианта Sea Venom для австралийских ВМС; в целом подобен варианту Sea Venom FAW.Mk 21 с РЛС и специфическим оборудованием - согласно требованиям австралийских ВМС
  Sud-Est Aquilon 20: обозначение четырех машин Sea Venom FAW.Mk 20, собранных во Франции и оснащенных двигателями Ghost Mk 48 сборки фирмы "Fiat", тягой по 21,53 кН
  Sud-Est Aquilon 201: один построенный по лицензии французский прототип со стойками шасси с малым ходом амортизатора и катапультными креслами
  Sud-Est Aquilon 202: построенная по лицензии французская серийная версия со стойками шасси с большим ходом амортизатора
  Sud-Est Aquilon 203: построенная по лицензии французская серийная версия со стойками шасси с малым ходом амортизатора, одноместной кабиной и РЛС системы управления вооружением
  Sud-Est Aquilon 204: построенная по лицензии французская двухместная учебная модификация


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  de Havilland DH.112 Sea Venom (Sea Venom FAW.Mk 22)

  Тип: двухместный палубный всепогодный истребитель
  Силовая установка: один ТРД de Havilland Ghost Mk 105 тягой 23,58 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 925 км/ч на уровне моря; начальная скороподъемность 1753 м/мин; практический потолок 12190 м; дальность 1135 км
  Масса: пустого 5126 кг; максимальная взлетная 7167 кг
  Размеры: размах крыла 13,08 м; длина 11,15 м; высота 2,60 м; площадь крыла 25,99 м2
  Вооружение: четыре неподвижные стреляющие вперед 20-мм пушки Hispano внизу носовой части фюзеляжа, плюс до 907 кг полезной нагрузки на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно две УР Firestreak класса "воздух-воздух" малой дальности, либо две 454-кг бомбы или восемь 27-кг НАР
Venom FB.Mk 4. С 1948 года 8-я эскадрилья базировалась на аэродроме Хормаксар в Адене, в 1955-1960 годах на вооружении эскадрильи состояли самолеты Venom FB.Mk 4. Эмблема эскадрильи в виде арабской сабли символизирует долгую службу этой части на Аравийском полуострове.
Venom FB.Mk 4. Данный Venom FB.Mk 4 принадлежал 6-й эскадрилье британских ВВС и принимал участие в войне 1956 года за Суэцкий канал. Самолет изображен в окраске того периода - с черно-желтыми полосами. Самолет несет восемь 27-кг НАР для штурмовки наземных целей.
Один из эксплуатантов самолета - Ирак, купивший 15 FB.Mk 50, построенных по стандарту Mk 1. Самолеты поступили на вооружение 5-й эскадрильи ВВС Ирака, они эксплуатировались до поступления в 1959 году самолетов Hunter.
Ирак получил 15 самолетов Venom FB.Mk 50, которые входили в состав 6-й эскадрильи наряду с самолетами Vampire FB.Mk 52, Hawker Fury и F-84.
Sea Venom FAW.Mk 21 из 839-й эскадрильи авиации британских ВМС - в такой окраске, с нанесенными на хвост "полосами Суэцкого кризиса", самолет базировался в 1956 году на борту авианосца "Игл".
Палубный истребитель SNCASE Aquilon 203 из флотилии 11F авиации ВМС Франции. 1961г.
Этот бывший швейцарский Venom FB.Mk 50 сегодня принадлежит авиагруппе "Air Atlantique Classic Flight". Изящные линии самолета Vampire сохранились и у Venom.
De Havilland 112 Venom
Пара швейцарских Vampire (T.Mk 55 и FB.Mk 6 в разведывательном варианте) в полете с Venom (на переднем плане). Ряд швейцарских военных вначале считали, что Hawker Sea Fury лучше подойдет для национальных ВВС, чем Vampire.
Последний эксплуатант Venom - швейцарские ВВС. После снятия с вооружения строевых частей машины использовались для решения второстепенных задач, включая буксировку мишеней - в этом случае они имели такие черные и желтые полосы.
«Venom» FB.4
Палубный истребитель "Си Веном" - одно из последних приобретений музея
Прототип самолета Venom, VV612, совершил первый полет с аэродрома "de Havilland" в Хэтфилде 2 сентября 1949 года. На фотографии хорошо видно новое крыло со стреловидностью по передней кромке.
A rare photograph illustrating a de Havilland Venom I at R.A.E. carrying R.F.D. highspeed containers designed to permit target-towing by the fastest fighters. Each container holds a nylon drogue which can be streamed automatically.
Venom FB.Mk 4 британских ВВС базировались в Акротири и Аммане. 6-я и 249-я эскадрильи постоянно дислоцировались в Акротири, а 8-я и 32-ялетали из Хормаксара и Шайбаха.
За свою недолгую строевую карьеру - с июня 1954 года по август 1957 года - Venom NF.Mk 2 поступил в четыре эскадрильи британских ВВС (23-ю, 33-ю, 219-ю и 253-ю).
Летчики любили самолеты Venom, эти машины широко применялись в Малайе британскими и новозеландскими ВВС. На фотографии: линейка истребителей Venom из 14-й эскадрильи Королевских ВВС Новой Зеландии перед очередным боевым вылетом, авиабаза Тенга, 1958 год.
Venom FB.Mk 1 с двигателем de Havilland Ghost Mk 103 поступил в 16 британских эскадрилий в Великобритании, Германии, на Средиземноморье, на Среднем и Дальнем Востоке.
Venom FB.4s with No. 60‘s gold lightning stripe on black flash
Самолеты британской авиабазы Тенга: запечатлена пара истребителей Venom, сопровождающих бомбардировщик Lincoln из 1-й эскадрильи австралийских ВВС (снимок сделан с самолета Pembroke из 31-й эскадрильи). Самолетами Venom были оснащены воевавшие в Малайе 45-я и 60-я эскадрильи британских ВВС и 14-я эскадрилья новозеландских ВВС.
Far from home is this D.H. Venom photographed at Manila last year.
WK379 - второй из трех прототипов Sea Venom F(AW).Mk 20. Самолет был оснащен посадочным гаком и оборудованием для запуска с катапульты и принимал участие в испытаниях на борту AB "Илластриес".
All Venom Mk 50s remaining in service with the Swiss Flugwaffe have now been fitted with additional avionic equipment to increase their effectiveness in the ground attack role. The introduction of the new equipment has resulted in a noticeable change in the contours of the fuselage nose clearly shown by the photograph.
A Venom N.F.Mk.2A with the markings of No. 253 Squadron prominently displayed. On the tail boom, each rectangle has a silver circle in the centre; white triangles top and bottom; a green triangle adjacent to the roundel and a red triangle completing the marking. The rectangle is repeated on the outer side of each tip tank.
Venom NF. Mk. 3, WX841, sports the black-and-white triangle markings of No. 141 Squadron, R.A .F. Fleet Air Arm counterpart of the NF. Mk. 3 is the Sea Venom F(AW). Mk. 21 , differing from the land-based Venom by having power-folding wings, deck arrester-hook "lip" above jet orifice and deeper tail bumpers. On the port beam there are several noteworthy design features . Both versions have a navigation light set in port tail " bullet", and both versions have an assymetrical double-bubble dorsal shape to the canopy (the pilot 's bulge on the port side being the deeper). The R.A.F.'s Venom NF. Mk. 3 has a whip aerial on each boom just forward of the roundel position while the F.A.A.'s Sea Venom F(AW). Mk. 21 has a whip aerial on the starboard boom and a non-whip aerial on the port boom. Power in each case is 4,850-lb. S.t. D.H. Ghost 103 (NF. Mk. 3) and 104 (F(AW). Mk. 21). Each has radar nose and four 20-mm. British Hispano Mk. 5 cannon. Maximum speed approx . 630 m.p.h. Respective dimensions, F(AW). Mk. 21 in parentheses: span 41 ft . 8 in . (42 ft . 10 in. ; length 36 ft . 8 in. (36 ft . 7 1/4 in.) ; height 6 ft. 6 in. (8 ft . 6 1/4 in .).
Серийный выпуск Sea Venom достиг почти 400 машин. XG612 - самолет модификации F(AW).Mk 21, использовавшийся для испытаний, например, УР Blue Jay (Firestreak).
DE HAVILLAND SEA VENOM F(AW) Mk. 22 (Serial XG612) is the latest version of the Royal Navy's all-weather fighter. The Mk.22 is powered by a more powerful version of the de Havilland Ghost turbojet, which considerably improves performance.
The Sea Venom Mk.22.
Sea Venom F(AW).Mk 22 стал последним серийным вариантом в семействе. Данный самолет принадлежал 750-й эскадрилье авиации британских ВМС, дислоцировавшейся на авиабазе Лоссимаут в Шотландии.
890-я эскадрилья "Night Witches" ("Ночные ведьмы") получила Sea Venom F(AW).Mk 21 в 1956 году. Отличительный знак эскадрильи - концевые топливные баки окрашены в черно-желтую "шашечку", а нос и обтекатели на киле - в черный цвет.
Самолеты Sea Venom F(AW).Mk 20 из состава 890-й эскадрильи британских ВМС, перевооруженной на них в марте 1954 года (первый эксплуатант). До того эскадрилья летала на поршневых de Havilland Sea Hornet. Недостаток Mk 20 - отсутствие катапультных кресел - был устранен на модификации Mk 21.
Sea Venom с авианосца "Игл"
В ходе Суэцкого кризиса британцы использовали Sea Venom, направленные в район конфликта на двух авианосцах. На снимке - Sea Venom F(AW).Mk 21 взлетает с палубы AB "Игл" ("Albion" ???). На пике боев самолеты взлетали и садились на палубу каждые 2-3 минуты.
Летчики 809-й эскадрильи направляются к своим самолетам, авианосец "Альбион", декабрь 1956 года (Суэцкий кризис). Самолеты Sea Venom F(AW).Mk 21 имеют черно-желтые полосы, наносившиеся на самолеты, принимавшие участие в Суэцком кризисе, и вооружены НАР.
Количество Sea Hawk в авиации британского флота достигло своего пика к моменту Суэцкого кризиса 1956 году. Снимок палубы авианосца "Арк Ройал" сделан в 1957 или 1958 году. На переднем плане - FGA.Mk 6 из 804-й эскадрильи, дальше стоят FB.Mk 5 из 802-й эскадрильи. Справа - de Havilland Sea Venom FAW.Mk 21 из 893-й эскадрильи.
59 австралийских Sea Venom F(AW).Mk 53 имели в своей основе британский F(AW).Mk 21, но оснащались РЛС и другими системами по австралийскому стандарту. Самолеты базировались на авианосце "Мельбурн" и были списаны в конце 1960-х годов.
"Си Веном" ВМС Австралии
Одна из первых рекативных машин индонезийских ВВС - "Вампир".
Aquilon 202 выполняет посадку на британский авианосец "Бульварк" (1955 год).
Skeletons in the cup­board include (left to right):
Westland W.34 Wyvern TF. Mk. 1 (VR133), one of the ten production models of the piston-engined Wyvern. The eight-blade Rotol contraprop was driven by a 2,690-h.p. Rolls-Royce Eagle, with twenty-four cylinders arranged in H-fashion. (Silver overall.) Blackburn B.54 (YA-5), the first prototype (WB781) of this two-seater, powered by a Rolls-Royce Griffon engine driving contra-rotating propellers, flew for the first time on 20th September 1949. The second prototype (WB788), also carrying the type number B.54, was a three-seater and was designated YA-7. It was an interim test vehicle de­signed to the Fairey Gannet Naval Specification GR.17/45. Experience was gained with this machine, powered by a Rolls-Royce Griffon, and paved the way to the turboprop-powered (2,950-e.h.p. Armstrong Siddeley Double Mamba A.S. MD.l) three-seater YB-1 (WB797) which flew for the first time on 19th July 1950. Type number was B.88. (Dark sea-grey top, duck-egg blue undersides.)
Fieseler Fi 156K Storch (VX154), foreground. Tattered fuselage only. Mainplanes on the grass. (Time-ravaged brown and green camouflage.)
De Havilland D.H.112 Sea Venom F(AW) Mk. 20 (WK379). Tail boom of the second prototype showing the revised fin and rudder shape. Port wing panel on the grass. (Dark sea-grey top, duck-egg blue undersides.)
de Havilland Venom NF.Mk 2