Описание
Страна : Великобритания
Год : 1941
Двухместный палубный противолодочный разведывательный и ударный самолет
Firefly
Двухместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Крыло при хранении на авианосце складывалось назад. Спроектирован в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством Г. Чэплина. Опытный образец "файрфлая" впервые поднялся в воздух 22 декабря 1941 г. Серийное производство было начато в январе 1943 г.
Самолет строился на заводах "Фэйри" в Хэйсе и "Дженерал эйркрафт" в Фэлтхэме. Всего выпущено 1702 экз., в т.ч. 706 во время войны (включая разведчики).
Мотор "Гриффон" ИВ. Вооружение 4x20, бомбы до 900 кг или 8хНУР.
Во время Второй мировой войны состоял на вооружении только английского флота - с марта 1943 г. После войны "файрфлай" поставлялись в Австралию, Канаду, Нидерланды, Швецию, Индию, Таиланд и Эфиопию.
Основные серийные модификации, выпущенные за годы войны:
- "Файрфлай" F. I - основной серийный вариант, дневной истребитель;
- "Файрфлай" FR.I - истребитель-разведчик с фотоаппаратурой, поздние серии оснащались РЛС в подфюзеляжном контейнере, самый массовый вариант, выпускавшийся в годы войны;
- "Файрфлай" NF.II, ночной истребитель с удлиненной носовой частью фюзеляжа и антенной РЛС в обтекателе на крыле.
Строевые части британской морской авиации начали получать "файрфлай" с октября 1943 г. В феврале 1944 г. их впервые принял на борт авианосец "Индефатигэйбл". Первое боевое применение имело место в апреле 1944 г. Самолеты с авианосцев прикрывали удар палубных бомбардировщиков по немецкому линкору "Тирпиц" в Альтен-фьорде в Норвегии. С октября того же года у берегов Норвегии действовал авианосец "Имплекэйбл", несший эскадрилью "файрфлаев".
В конце декабря 1944 г. новые истребители появились на Тихоокеанском театре. 1 января 1945 г. самолеты с авианосца "Индефатигэйбл" нанесли ракетный удар по нефтеперегонным заводам на о. Суматра. Первый воздушный бой с японскими истребителями имел место 4 января - английские истребители сбили два Ки.43. "Файрфлаи" участвовали в боях за Окинаву, в частности, проштурмовали аэродром Мияко. Они также наносили удары по целям на Тайване и о-вах Рюкю. В июле 1945 г. "файрфлаи" с авианосца "Имплекэйбл" стали первыми английскими самолетами, атаковавшими саму Японию. Они действовали как против объектов на суше, так и против судов в прибрежных водах. С января 1945 г. на Тихом океане с "Имплекэйбла" также начали действовать ночные перехватчики NF.II. "Файрфлаи" летали также с некоторых эскортных авианосцев, в частности с "Виндекса".
В 1949 г. английские самолеты с авианосца "Триумф" действовали против партизан в джунглях Малайи. В 1950-1952 гг. машины с английских авианосцев "Глори", "Океан" и "Триумф", а также австралийского авианосца "Сидней" наносили удары ракетами и бомбами по целям в Северной Корее.
Голландские самолеты участвовали в боевых действиях против повстанцев в Ост-Индии (Индонезии). С июля 1947 г. по апрель 1949 г. они воевали на о. Ява. Позднее их дислоцировали в самих Нидерландах и на Антильских о-вах.
Самолет прекратили выпускать в апреле 1956 г. Он был снят с вооружения в Великобритании в 1958 г., как боевой перестал использоваться с 1955 г.
"Файрфлай" F.I||
Размах:||13,57 м
Длина:||11,47 м
Моторы, количество х мощность:||1x1990 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6400 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||8520 м
Дальность:||2080 км
Описание:
- Firefly
- Fairey Firefly
Фотографии
-
АвиаМастер 2003-02 / М.Жирохов, А.Котлобовский - Небесные войны Индонезии /Горячая точка/ (1)
"Файрфлай" из 860-й эскадрильи нидерландских ВВС, аэродром Сурабая, декабрь 1946г.
-
Aviation Historian 15 / J.Franzi - Smile Please...! /An eye for detail/
Firefly FR.4 (c/n F8229) "005": Delivered 18.4.47, s/n "11-33"; assigned VSQ4, also served with VSQ2; serial revised 1950 to "16-33". Delivered VSQ7, Biak; serial revised 1959 to "005"; wfu Biak 15.12.61
-
Aviation Historian 15 / J.Franzi - Smile Please...! /An eye for detail/
Firefly FR.4 (c/n F8253) "009": Delivered 12.10.47, s/n "11-57"; assigned VSQ1, also served with VSQ2; serial revised 1950 to "16-57". Delivered VSQ7, Biak; serial revised 1959 to "009"; wfu Biak 15.12.61
-
Aviation Historian 15 / J.Franzi - Smile Please...! /An eye for detail/
Firefly FR.5 (c/n F8397) "015": Delivered 14.3.49, s/n "11-79"; assigned VSQ2; serial revised 1950 to "16-79". Delivered VSQ7, Biak; serial revised 1959 to "015"; wfu Biak 15.12.61
-
Мировая Авиация 195
Firefly FR.Mk 5. Изображен самолет 821-й эскадрильи, действовавшей в Корее с авианосца "Глори" в сентябре 1952 года, вторично эскадрилья прибыла в Корею в марте 1953 года.
-
Мировая Авиация 123
Самолеты Firefly T.Mk 7 состояли на вооружении 739-й (на фотографии), 719-й, 750-й, 796-й и 1840-й эскадрилий. Они использовались для разведки и как учебные.
Тип фотографий
- Боковые проекции (7)
- Цветные фото (21)
- Ч/б фото (129)
- Кабина (1)
- Обломки (14)
- Схемы, чертежи (15)