Fairey Firefly
Страна: Великобритания
Год: 1941


Двухместный палубный противолодочный разведывательный и ударный самолет
Описание:
Firefly
Fairey Firefly
Фотографии:

Ч/б фото (77)

Firefly

Двухместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Крыло при хранении на авианосце складывалось назад. Спроектирован в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством Г. Чэплина. Опытный образец "файрфлая" впервые поднялся в воздух 22 декабря 1941 г. Серийное производство было начато в январе 1943 г.
Самолет строился на заводах "Фэйри" в Хэйсе и "Дженерал эйркрафт" в Фэлтхэме. Всего выпущено 1702 экз., в т.ч. 706 во время войны (включая разведчики).
Мотор "Гриффон" ИВ. Вооружение 4x20, бомбы до 900 кг или 8хНУР.
Во время Второй мировой войны состоял на вооружении только английского флота - с марта 1943 г. После войны "файрфлай" поставлялись в Австралию, Канаду, Нидерланды, Швецию, Индию, Таиланд и Эфиопию.
Основные серийные модификации, выпущенные за годы войны:
  - "Файрфлай" F. I - основной серийный вариант, дневной истребитель;
  - "Файрфлай" FR.I - истребитель-разведчик с фотоаппаратурой, поздние серии оснащались РЛС в подфюзеляжном контейнере, самый массовый вариант, выпускавшийся в годы войны;
  - "Файрфлай" NF.II, ночной истребитель с удлиненной носовой частью фюзеляжа и антенной РЛС в обтекателе на крыле.
Строевые части британской морской авиации начали получать "файрфлай" с октября 1943 г. В феврале 1944 г. их впервые принял на борт авианосец "Индефатигэйбл". Первое боевое применение имело место в апреле 1944 г. Самолеты с авианосцев прикрывали удар палубных бомбардировщиков по немецкому линкору "Тирпиц" в Альтен-фьорде в Норвегии. С октября того же года у берегов Норвегии действовал авианосец "Имплекэйбл", несший эскадрилью "файрфлаев".
В конце декабря 1944 г. новые истребители появились на Тихоокеанском театре. 1 января 1945 г. самолеты с авианосца "Индефатигэйбл" нанесли ракетный удар по нефтеперегонным заводам на о. Суматра. Первый воздушный бой с японскими истребителями имел место 4 января - английские истребители сбили два Ки.43. "Файрфлаи" участвовали в боях за Окинаву, в частности, проштурмовали аэродром Мияко. Они также наносили удары по целям на Тайване и о-вах Рюкю. В июле 1945 г. "файрфлаи" с авианосца "Имплекэйбл" стали первыми английскими самолетами, атаковавшими саму Японию. Они действовали как против объектов на суше, так и против судов в прибрежных водах. С января 1945 г. на Тихом океане с "Имплекэйбла" также начали действовать ночные перехватчики NF.II. "Файрфлаи" летали также с некоторых эскортных авианосцев, в частности с "Виндекса".
В 1949 г. английские самолеты с авианосца "Триумф" действовали против партизан в джунглях Малайи. В 1950-1952 гг. машины с английских авианосцев "Глори", "Океан" и "Триумф", а также австралийского авианосца "Сидней" наносили удары ракетами и бомбами по целям в Северной Корее.
Голландские самолеты участвовали в боевых действиях против повстанцев в Ост-Индии (Индонезии). С июля 1947 г. по апрель 1949 г. они воевали на о. Ява. Позднее их дислоцировали в самих Нидерландах и на Антильских о-вах.
Самолет прекратили выпускать в апреле 1956 г. Он был снят с вооружения в Великобритании в 1958 г., как боевой перестал использоваться с 1955 г.


"Файрфлай" F.I||
Размах:||13,57 м
Длина:||11,47 м
Моторы, количество х мощность:||1x1990 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6400 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||8520 м
Дальность:||2080 км

Fairey Firefly

Спроектированный под требования спецификации N.5/40 британского Адмиралтейства на двухместный истребитель/разведчик, самолет Firefly на голову превосходил спроектированный до этого специалистами "Fairey" самолет аналогичного назначения Fulmar. Конструктивно Firefly представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, с традиционным хвостовым оперением, трехопорным убирающимся шасси с хвостовым колесом и имел раздельные закрытые кабины для пилота и штурмана/бортрадиста. Самолет оснащался двигателем Griffon IIB мощностью 1730 л. с. (1290 кВт), хотя на более поздних серийных Firefly F.Mk I устанавливался двигатель Griffon XII мощностью 1990 л. с. (1484 кВт).
  Первый из четырех опытных самолетов поднялся в воздух 22 декабря 1941 года, а первый серийный Firefly F.Mk I был передан заказчику в марте 1943 года. Всего было построено 459 таких самолетов. Обозначение Firefly FR.Mk I самолет получил после установки под его двигателем РЛС типа ASH. Были построены 236 таких машин, плюс множество самолетов модификации F.Mk I были переоборудованы под стандарт FR.Mk I и получили обозначение Firefly F.Mk IA.
  Разрабатывалась также модификация ночного истребителя Firefly NF.Mk II, но программа, предусматривавшая выпуск 328 самолетов, была прекращена после того, как стало ясно, что РЛС AI.Mk 10 может быть достаточно легко установлена под двигателем машины - по типу РЛС ASH для FR.Mk I. В итоге вместо этого 140 самолетов Firefly FR.Mk I были модифицированы на сборочной линии в вариант Firefly NF.Mk I, а 37 построенных самолетов Firefly NF.Mk II были вновь переделаны в стандарт Mk I. Послевоенные варианты Mk I включают: учебно-тренировочный самолет Firefly T.Mk 1 (невооруженный, с двойным управлением), учебно-боевой, вооруженный пушкой самолет Firefly Т. Mk 2 и самолет Firefly Т. Mk 3, который использовался для подготовки летчиков к ведению противолодочных операций. Часть самолетов использовалась в качестве буксировщиков мишеней - Firefly TT.Mk 1.
  Самолет Firefly F.Mk III, оснащенный двигателем Griffon 61, был построен только в виде одного прототипа. Все усилия конструкторов были перенацелены на модификацию Firefly F.Mk IV, оснащенную двигателем Griffon 74 мощностью 2100 л. с. (1566 кВт) и имевшую новые гондолы на консолях крыла, в которых могли размещаться либо топливо в обеих, либо РЛС ASH на левой консоли и топливо - на правой. Всего было построено около 160 таких машин, а в июле 1946 года заказчику был поставлен первый самолет Firefly FR.Mk 4. Часть данных самолетов позднее была конвертирована в вариант Firefly TT.Mk 4. Модификации Firefly Mk 5 и Firefly Mk 6 внешне походили на Mk 4, первые полеты самолетов данных двух модификаций состоялись соответственно в декабре 1947 года и марте 1949 года. Было построено 352 Самолета модификации Mk 5 - были построены варианты Firefly FR.Mk 5, Firefly NF.Mk 5 и Firefly AS.Mk 5, последний из которых оснащался американскими гидроакустическими буями и оборудованием, отличным от того, которым оснащались британские самолеты Firefly AS.Mk 6D, и был выпущен в количестве 133 штук. Несколько учебно-тренировочных самолетов Firefly Т. Mk 5 и самолетов-буксировщиков мишеней Firefly TT.Mk 5 и Firefly TT.Mk 6 были переделаны в Австралии из самолетов Firefly AS.Mk 5. Первый серийный самолет Firefly AS.Mk 7, оснащенный двигателем Griffon 59, совершил первый полет в октябре 1951 года. На нем вновь стал использоваться подвесной радиатор под носовой частью фюзеляжа, вызвавший в свое время проблемы на единственном построенном Mk III. Новый самолет рассматривался в качестве противолодочного и имел в составе экипажа пилота и двух операторов поисковых РЛС, но широкого распространения в базовом варианте не получил. Большинство данных машин достраивались уже в варианте Firefly T.Mk 7, предназначенном для подготовки летчиков к ведению противолодочных операций. Всего был построен 151 самолет модификации Mk 7 всех вариантов. Позднее компания "Fairey" разработала на базе своих самолетов беспилотные самолеты-мишени: в вариант Firefly U.Mk 8 были переоборудованы 34 самолета Firefly T.Mk 7, а в вариант Firefly U.Mk 9 - 40 самолетов модификаций Mk 4 и Mk 5. Данные самолеты использовались в рамках разработки ракетного вооружения, а британским флотом - в качестве мишеней для истребителей, вооруженных ракетами Firestreak, и кораблей, вооруженных комплексом Seaslug.
  Первые самолеты Firefly поступили 1 октября 1943 года на вооружение 1770-й эскадрильи в Йеовилтоне, а позже самолеты базировались на авианосце "Индефатигэбл" и принимали участие в операциях по поиску и уничтожению немецкого линкора "Тирпиц" в Норвегии в июле 1944 года. Самолеты Firefly также принимали участие в налетах на японские нефтехранилища на Суматре, в атаках на объекты противника на Каролинских островах и с целью нарушения вражеского судоходства и уничтожения наземных целей на японской территории. В 1950 году, с началом войны в Корее, самолеты Firefly Mk 5 совершали боевые вылеты с борта австралийских и британских авианосцев, а в 1954 году самолеты данного типа приняли участие в операциях в Малайе. Два года спустя самолеты были отправлены в отставку - после 13 лет безупречной службы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fairey Firefly AS.Mk 5

  Тип: двухместный палубный противолодочный разведывательный и ударный самолет
  Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Griffon 74 мощностью 2250 л. с. (1678 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 4265 м - 621 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 354 км/ч; набор высоты 3050 м - за 6 мин 50 с; практический потолок 8655 м; дальность 2092 км
  Масса: пустого 4388 кг; максимальная взлетная 7301 кг
  Размеры: размах крыла 12,55 м; длина 8,51 м; высота 4,37 м; площадь крыла 30,66 м2
  Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano в передней кромке крыла, плюс до 907 кг вооружений на подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг бомбы или 16 27-кг реактивных снарядов
The first prototype Firefly (Z1826) as originnaly flown with dummy wing cannon.
Прототип Firefly, Z1826, запечатлен на аэродроме Грейт-Вест (ныне это часть аэропорта Хитроу, Лондон) вскоре после первого полета 22 декабря 1941 года.
The first development Firefly (Z1826) in its definitive form
The first prototype Firefly (Z1826) after application of standard camouflage finish and installation of armament.
The Fairey Firefly two-seat Naval Reconnaissance Fighter (Rolls-Royce Griffon II engine).
"Файрфлаи" F.I в полете
Поздний серийный Firefly Mk I демонстрирует вооружение из четырех пушек. Все машины до Mk 4 имели трехлопастные воздушные винты.
A standard production Firefly I (DT985) with redesigned windscreen and canopy seen flying with a pair of 1.000-lb (453,6-kg) bombs, the carriage of which initially posed a number of problems at the RAE.
A Firefly F I of No 1770 Sqdn returning to the Indefatigable after a strike against the Pangkalan Brandon refinery, Sumatra.
Firefly Mk I из 1770-й эскадрильи - первой эскадрильи авиации британских ВМС, вооруженной Firefly, получившей боевое крещение. Самолет готовится к посадке на авианосец после боевого вылета. Видны закрылки увеличенной площади и подкрыльевые направляющие для реактивных снарядов.
An early FR I (Z2117).
The photograph illustrates the FR Mk I reconnaissance fighter with an ASH radar pod beneath the nose.
Разведчик "Файрфлаи" FR.I во время облета на заводе, РЛС еще не установлена
"Файрфлаи" FR.I на базе Хал-Фар (Мальта), 1947 г.
Крыло Firefly для обеспечения размещения в ангаре авианосца могло складываться вручную (после войны применили гидравлический привод). Узлы складывания, карданы, размещены на заднем лонжероне.
SIAMESE FIREFLY FR.Mk.1/SF.12 (c/n. F.5645), of the Royal Thai Air Force.
Разработка NF.Mk II была закрыта в июне 1944 года, а под задачи ночного истребителя доработали FR.Mk I. Заказ на 328 самолетов Mk II был сокращен до 37 машин, часть из них позже переоборудовали в NF.Mk I (на фото). Главной особенностью стала замена на самолетах морской авиации РЛС типа Al Mk X на американскую РЛС типа AN/APS-4, получившую в авиации британских ВМС обозначение ASH (Air-to-Surface H). Новая РЛС весила лишь 91 кг, что позволило разместить ее в небольшом контейнере внизу носовой части машины. Вскоре на стапелях, наряду с FR.Mk I, стали активно собираться самолеты NF.Mk I.
This is thought to be NF.I prototype DT933 (but it might be DT985). DT933 was used for ASH trials with 746 and 787 Squadrons.
A late production Firefly FR I (PP433) with ASH radar canister beneath the nose.
The 191st Hayes-built airframe (DT933) used for NF I trials purposes.
Ночной истребитель "Файрфлаи" NF.I из 792-й эскадрильи
Firefly NF.I PP617.
MB564 of 746 Squadron, flying ASH trials out of Ford, April 1945.
The Firefly NF II did not enter service, the 37 examples completed (including Z1875 shown) being converted back to Mk I standards.
Ночной истребительный вариант Firefly рассматривался еще в самом начале программы, однако создание ночного истребителя NF.Mk II (на фото) обернулось провалом. Размещение дополнительного оборудования (РЛС Al Mk X) в контейнере под каждой консолью крыла привело к смещению центра тяжести машины, дополнительное оборудование пришлось разместить в кабине наблюдателя, а намерение врезать 38-сантиметровый отсек перед противопожарной перегородкой только усугубило ситуацию. Mk II испытывал многочисленные проблемы, поэтому первичный план построить 100 ночных истребителей Firefly был пересмотрен.
A view of NF.II Z1875 in March 1943, for searchlight trials - one of the 37 examples of this mark built with lengthened front fuselages and radomes on each wing, but converted to Mk Is before delivery.
The prototype Firefly NF Mk II Z1875 with wing-mounted AI Mk X radomes.
The NF.II prototype, Z1813/G, in March 1943 when it was issued to 'A' Squadron at Boscombe Down.
The prototype Firefly III (Z1855) featuring a two-stage Griffon 61 and an annular chin-type radiator proved generally unstaisfactory, and development was abandoned in favour of the Firefly IV.
В основном Firefly принимали участие в боях на Тихоокеанском ТВД. Данный самолет принадлежал 1772-й эскадрилье, под ним виден авианосец "Индефатигейбл".
An ex-Firefly I (MB649) after conversion to Firefly Mk 4 standard. Note the aesthetically unattractive supercharger air intake which was later to he relocated.
Several Firefly I airframes were used in development of the Mk IV, including MB649, which featured the new tail and clipped wings.
One Firefly IV, TW695, was flown for a time with an experimental contra-prop.
Several Firefly I airframes were used in development of the Mk IV, including Z2118 shown with the early Griffon 72 installation and wing leading-edge radiators.
The Firefly FR Mk IV which, with dipped wings, the first production model with the two-stage Griffon.
A production Firefly FR Mk 4 showing the final carburettor air intake form introduced with the 21st production aircraft, but without wing radomes fitted.
The Fairey Firefly IV Two-seat Naval Reconnaissance Fighter (Rolls-Royce Griffon 74 engine).
Wing folding on the Firefly 4 and early Mk 5s was manual, requiring the efforts of a ground handling crew.
Contrasting views showing the revised wing platforms of the Firefly 4 (left) and Firefly 7 (right).
These photographs of the Firefly FR Mk I (above) and the Firefly AS Mk 6 (below) taken from similar angles depict graphically the changed appearance of the aircraft resulting from the introduction of leading-edge radiators and clipped wingtips.
Самолет из 812-й эскадрильи Firefly FK.Mk 5 готовится к взлету с палубы легкого авианосца "Глори" для выполнения боевого задания. Авианосцы английских и австралийских ВМС принимали меньшее участие в войне, чем их американские союзники. На них базировались только самолеты с поршневыми двигателями.
Истребители Firefly FR.Mk 5 принадлежали ВМС Великобритании и Австралии. Для опознавания американскими летчиками на крылья Firefly были нанесены черные и белые полосы.
Британский штурмовик "Файрфлай" на авианосце
The Fairey Firefly AS Mk 5 WB271 is representative of Fleet Air Arm equipment in the early post-war years. Its marked with Korean war stripes, as this photo shows.
За счет минимальных изменений состава бортового оборудования из Firefly Mk 5 можно было сделать истребитель-разведчик, ночной истребитель и противолодочный самолет.
Авианосцы в Корее. 3 июля 1950г.: с началом войны в Корее американцы двинули на ТВД свои "плавучие аэродромы", а первыми американскими палубными самолетами, принявшими участие в боевых действиях, стали 3 июля восемь F9F-2 Panther с авианосца "Вэлли Фордж". За ними Skyraider и Corsair из 5-й авианосной авиагруппы (CVG-5) нанесли удар по Пхеньяну, a Panther из 51-й истребительной эскадрильи прикрывали ударную группу. Пилот самолета Panther из 51-й эскадрильи лейтенант Леонард Плог тогда сбил Як-9. В тот же день удар по противнику нанесли самолеты с британского авианосца "Триумф" - первый случай боевого применения не американской авиации в Корее: 9 Seafire FR.Mk 47 из 800-й эскадрильи и 12 Firefly Mk 5 (фото) из 827-й эскадрильи штурмовали аэродром в Хэджу (иногда Хаеджу).
The Firefly AS Mk 6 was externally similar to the Mks 4 and 5 apart from deletion of the wing guns. All armament was carried externally on wing racks.
A Firefly AS Mk 6 (WD918).
Seafire Mk 17 из 800-й эскадрильи и Fairey Firefly Mk I из 827-й эскадрильи готовятся к взлету с борта авианосца "Триумф", Средиземное море, вероятно, 1948 год.
Seafire XVIIs and Fairey Fireflies of the 13th Carrier Air Group aboard HMS Triumph. The unit and the ship were the fi rst to deploy in-theatre during the 1950-53 Korean conflict.
The first export order for Fireflies came from the Royal Netherland Navy, which bought Mks 1, 4 (photo) and 5.
Самолеты Fairey Firefly из 820-й эскадрильи голландской морской авиации стреляют ракетами по позициям индонезийских партизан в горных районах Явы к югу от Сурабаи.
Полученные от англичан "Файрфлаи" различных модификаций - основная ударная сила голландских ВВС во времена колониальной войны в Индонезии.
Other foreign customers included Thailand.
Other foreign customers included Ephiopia.
"Фарфлай" авиации ВМС Австралии. Самолет несет британские опознавательные знаки
Final production versions of the Firefly were the T Mk 7.
Final production versions of the Firefly were the U Mk 8.
At Ringway Aerodrome on 20th April, the last Fairey Firefly-U.Mk.8 target drone was formally handed over by Mr. Richard Fairey, General Manager of the Fairey Aviation Company, to Mr. H. M. Kemp, Principal Inspection Officer of the Aeronautical Inspection Directorate, who accepted it on behalf of the Ministry of Supply.
Самолеты-мишени. Согласно требованиям к скоростным беспилотным мишеням, необходимым для испытаний ракет, 40 самолетов Firefly Mk 7 доработали в вариант U.Mk 8. Вскоре аналогичную модернизацию прошли еще 40 самолетов Mk 7 и Mk 5, эти мишени известны как U.Mk 9 (на фотографии), они использовались до 1961 года.
Last mark designated was the U Mk 9 drone conversion.
With a typically wintry backdrop Firefly SE-CAU (formerly PP469) awaits another sortie. Following its retirement in 1964 this example was used for firefighting training at Midlanda (now Sundsvall-Harnosand Airport). Its fuselage and centre section are now in Holland, at the Aviodrome Museum in Lelystad, awaiting restoration.
Skyfame Aircraft Museum founder Peter M. Thomas welcomes the ferry crew of Swedish Fairey Firefly TT.1 SE-BRD/G-ASTL to Skyfame’s base at Staverton on May 28, 1964;
The Indian Navy Fairey Firefly T.T.1, INS 112, was one of five Mk Is so converted,
Экспорт Firefly. После Второй мировой войны Firefly Mk 5 и 6 базировались на авианосцах ВМС Австралии и Канады, а варианты Mk 4 и 5 состояли на вооружении ВМС Нидерландов. Австралийские и голландские самолеты принимали участие в боевых действиях на Дальнем Востоке. В 1950-е годы небольшое количество Firefly Mk 1 закупили Эфиопия и Таиланд, эти самолеты использовались во внутренних конфликтах. Дания, Индия (на фотографии) и Швеция использовали TT.Mk 1 в качестве буксировщиков мишеней по контрактам с гражданскими фирмами.
One of a number of Fairey Firefly Mk.1s being converted at Hamble as target-towers for tbe Indian Navy.
Target-towing versions (top to bottom included the Indian Navy TT Mk 1, Royal Danish Air Force TT Mk 1 and Royal Navy TT Mk 4.
A Ford-based Fairey Firefly T.T.Mk 4. The M.L. winch under the fuselage is operated by the airstream through the small propellor on the nose.
Another Hum "locum", an R.N. Fairey Firefly TT. Mk. 4 (TW723) with ventral M.L. winch visible.
One of five Fairey Firefly TT Mk 4s obtained for the Indian Fleet Requirements Unit, supplementing five Firefly Is previously used for target towing.
The airworthy Firefly TT Mk 6 WD828 undergoing an engine run at Moorabbin.
The original Firefly Trainer used as company demonstrator.
The first exported trainer, a T Mk 2 for the Netherlands, converted by Fairey.
One of the Ethiopian Air Force Firefly trainers.
The Royal Australian Navy training conversion of a Firefly 5.
Под размещение третьего члена экипажа конструкцию Firefly Mk 7 пришлось серьезно изменить, в частности установить вертикальное оперение большей площади. В строевые части Mk 7 так и не поступили.
This crop-spraying Cessna Model 180 (VH-BQD) is owned by Hazelton Air Charter & Taxi Service of Toogong, N.S.W. Note strut-mounted rotary brushes and underwing tanks. In the background are Sea Furies and Fireflies.