Fairey Firefly
Страна: Великобритания
Год: 1941


Двухместный палубный противолодочный разведывательный и ударный самолет
Описание:
Firefly
Fairey Firefly
Фотографии:

Цветные фото (21)

Firefly

Двухместный палубный истребитель, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Крыло при хранении на авианосце складывалось назад. Спроектирован в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством Г. Чэплина. Опытный образец "файрфлая" впервые поднялся в воздух 22 декабря 1941 г. Серийное производство было начато в январе 1943 г.
Самолет строился на заводах "Фэйри" в Хэйсе и "Дженерал эйркрафт" в Фэлтхэме. Всего выпущено 1702 экз., в т.ч. 706 во время войны (включая разведчики).
Мотор "Гриффон" ИВ. Вооружение 4x20, бомбы до 900 кг или 8хНУР.
Во время Второй мировой войны состоял на вооружении только английского флота - с марта 1943 г. После войны "файрфлай" поставлялись в Австралию, Канаду, Нидерланды, Швецию, Индию, Таиланд и Эфиопию.
Основные серийные модификации, выпущенные за годы войны:
   - "Файрфлай" F. I - основной серийный вариант, дневной истребитель;
   - "Файрфлай" FR.I - истребитель-разведчик с фотоаппаратурой, поздние серии оснащались РЛС в подфюзеляжном контейнере, самый массовый вариант, выпускавшийся в годы войны;
   - "Файрфлай" NF.II, ночной истребитель с удлиненной носовой частью фюзеляжа и антенной РЛС в обтекателе на крыле.
Строевые части британской морской авиации начали получать "файрфлай" с октября 1943 г. В феврале 1944 г. их впервые принял на борт авианосец "Индефатигэйбл". Первое боевое применение имело место в апреле 1944 г. Самолеты с авианосцев прикрывали удар палубных бомбардировщиков по немецкому линкору "Тирпиц" в Альтен-фьорде в Норвегии. С октября того же года у берегов Норвегии действовал авианосец "Имплекэйбл", несший эскадрилью "файрфлаев".
В конце декабря 1944 г. новые истребители появились на Тихоокеанском театре. 1 января 1945 г. самолеты с авианосца "Индефатигэйбл" нанесли ракетный удар по нефтеперегонным заводам на о. Суматра. Первый воздушный бой с японскими истребителями имел место 4 января - английские истребители сбили два Ки.43. "Файрфлаи" участвовали в боях за Окинаву, в частности, проштурмовали аэродром Мияко. Они также наносили удары по целям на Тайване и о-вах Рюкю. В июле 1945 г. "файрфлаи" с авианосца "Имплекэйбл" стали первыми английскими самолетами, атаковавшими саму Японию. Они действовали как против объектов на суше, так и против судов в прибрежных водах. С января 1945 г. на Тихом океане с "Имплекэйбла" также начали действовать ночные перехватчики NF.II. "Файрфлаи" летали также с некоторых эскортных авианосцев, в частности с "Виндекса".
В 1949 г. английские самолеты с авианосца "Триумф" действовали против партизан в джунглях Малайи. В 1950-1952 гг. машины с английских авианосцев "Глори", "Океан" и "Триумф", а также австралийского авианосца "Сидней" наносили удары ракетами и бомбами по целям в Северной Корее.
Голландские самолеты участвовали в боевых действиях против повстанцев в Ост-Индии (Индонезии). С июля 1947 г. по апрель 1949 г. они воевали на о. Ява. Позднее их дислоцировали в самих Нидерландах и на Антильских о-вах.
Самолет прекратили выпускать в апреле 1956 г. Он был снят с вооружения в Великобритании в 1958 г., как боевой перестал использоваться с 1955 г.


"Файрфлай" F.I||
Размах:||13,57 м
Длина:||11,47 м
Моторы, количество х мощность:||1x1990 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6400 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||8520 м
Дальность:||2080 км

Fairey Firefly

Спроектированный под требования спецификации N.5/40 британского Адмиралтейства на двухместный истребитель/разведчик, самолет Firefly на голову превосходил спроектированный до этого специалистами "Fairey" самолет аналогичного назначения Fulmar. Конструктивно Firefly представлял собой свободнонесущий цельнометаллический низкоплан, с традиционным хвостовым оперением, трехопорным убирающимся шасси с хвостовым колесом и имел раздельные закрытые кабины для пилота и штурмана/бортрадиста. Самолет оснащался двигателем Griffon IIB мощностью 1730 л. с. (1290 кВт), хотя на более поздних серийных Firefly F.Mk I устанавливался двигатель Griffon XII мощностью 1990 л. с. (1484 кВт).
   Первый из четырех опытных самолетов поднялся в воздух 22 декабря 1941 года, а первый серийный Firefly F.Mk I был передан заказчику в марте 1943 года. Всего было построено 459 таких самолетов. Обозначение Firefly FR.Mk I самолет получил после установки под его двигателем РЛС типа ASH. Были построены 236 таких машин, плюс множество самолетов модификации F.Mk I были переоборудованы под стандарт FR.Mk I и получили обозначение Firefly F.Mk IA.
   Разрабатывалась также модификация ночного истребителя Firefly NF.Mk II, но программа, предусматривавшая выпуск 328 самолетов, была прекращена после того, как стало ясно, что РЛС AI.Mk 10 может быть достаточно легко установлена под двигателем машины - по типу РЛС ASH для FR.Mk I. В итоге вместо этого 140 самолетов Firefly FR.Mk I были модифицированы на сборочной линии в вариант Firefly NF.Mk I, а 37 построенных самолетов Firefly NF.Mk II были вновь переделаны в стандарт Mk I. Послевоенные варианты Mk I включают: учебно-тренировочный самолет Firefly T.Mk 1 (невооруженный, с двойным управлением), учебно-боевой, вооруженный пушкой самолет Firefly Т. Mk 2 и самолет Firefly Т. Mk 3, который использовался для подготовки летчиков к ведению противолодочных операций. Часть самолетов использовалась в качестве буксировщиков мишеней - Firefly TT.Mk 1.
   Самолет Firefly F.Mk III, оснащенный двигателем Griffon 61, был построен только в виде одного прототипа. Все усилия конструкторов были перенацелены на модификацию Firefly F.Mk IV, оснащенную двигателем Griffon 74 мощностью 2100 л. с. (1566 кВт) и имевшую новые гондолы на консолях крыла, в которых могли размещаться либо топливо в обеих, либо РЛС ASH на левой консоли и топливо - на правой. Всего было построено около 160 таких машин, а в июле 1946 года заказчику был поставлен первый самолет Firefly FR.Mk 4. Часть данных самолетов позднее была конвертирована в вариант Firefly TT.Mk 4. Модификации Firefly Mk 5 и Firefly Mk 6 внешне походили на Mk 4, первые полеты самолетов данных двух модификаций состоялись соответственно в декабре 1947 года и марте 1949 года. Было построено 352 Самолета модификации Mk 5 - были построены варианты Firefly FR.Mk 5, Firefly NF.Mk 5 и Firefly AS.Mk 5, последний из которых оснащался американскими гидроакустическими буями и оборудованием, отличным от того, которым оснащались британские самолеты Firefly AS.Mk 6D, и был выпущен в количестве 133 штук. Несколько учебно-тренировочных самолетов Firefly Т. Mk 5 и самолетов-буксировщиков мишеней Firefly TT.Mk 5 и Firefly TT.Mk 6 были переделаны в Австралии из самолетов Firefly AS.Mk 5. Первый серийный самолет Firefly AS.Mk 7, оснащенный двигателем Griffon 59, совершил первый полет в октябре 1951 года. На нем вновь стал использоваться подвесной радиатор под носовой частью фюзеляжа, вызвавший в свое время проблемы на единственном построенном Mk III. Новый самолет рассматривался в качестве противолодочного и имел в составе экипажа пилота и двух операторов поисковых РЛС, но широкого распространения в базовом варианте не получил. Большинство данных машин достраивались уже в варианте Firefly T.Mk 7, предназначенном для подготовки летчиков к ведению противолодочных операций. Всего был построен 151 самолет модификации Mk 7 всех вариантов. Позднее компания "Fairey" разработала на базе своих самолетов беспилотные самолеты-мишени: в вариант Firefly U.Mk 8 были переоборудованы 34 самолета Firefly T.Mk 7, а в вариант Firefly U.Mk 9 - 40 самолетов модификаций Mk 4 и Mk 5. Данные самолеты использовались в рамках разработки ракетного вооружения, а британским флотом - в качестве мишеней для истребителей, вооруженных ракетами Firestreak, и кораблей, вооруженных комплексом Seaslug.
   Первые самолеты Firefly поступили 1 октября 1943 года на вооружение 1770-й эскадрильи в Йеовилтоне, а позже самолеты базировались на авианосце "Индефатигэбл" и принимали участие в операциях по поиску и уничтожению немецкого линкора "Тирпиц" в Норвегии в июле 1944 года. Самолеты Firefly также принимали участие в налетах на японские нефтехранилища на Суматре, в атаках на объекты противника на Каролинских островах и с целью нарушения вражеского судоходства и уничтожения наземных целей на японской территории. В 1950 году, с началом войны в Корее, самолеты Firefly Mk 5 совершали боевые вылеты с борта австралийских и британских авианосцев, а в 1954 году самолеты данного типа приняли участие в операциях в Малайе. Два года спустя самолеты были отправлены в отставку - после 13 лет безупречной службы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairey Firefly AS.Mk 5

   Тип: двухместный палубный противолодочный разведывательный и ударный самолет
   Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Griffon 74 мощностью 2250 л. с. (1678 кВт)
   Летные характеристики: макс. скорость на высоте 4265 м - 621 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 354 км/ч; набор высоты 3050 м - за 6 мин 50 с; практический потолок 8655 м; дальность 2092 км
   Масса: пустого 4388 кг; максимальная взлетная 7301 кг
   Размеры: размах крыла 12,55 м; длина 8,51 м; высота 4,37 м; площадь крыла 30,66 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano в передней кромке крыла, плюс до 907 кг вооружений на подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг бомбы или 16 27-кг реактивных снарядов
Firefly стал последним самолетом своего класса, поступившим в авиацию британских ВМС. На снимке изображен седьмой самолет Firefly Mk I, который имеет желтую окраску нижних поверхностей - такая схема применялась к опытным самолетам и машинам, занятым в программе испытаний.
Фейри "Файрфлай"
The first Swedish Firefly TT.1, SE-BRA, alongside SE-BYD during regular maintenance. Designed by Herbert “Charlie” Chaplin, the Firefly had been developed in line with the Fleet Air Arm’s firmly-established belief in the efficacy of a fast two-seat aircraft that combined the fighter and reconnaissance roles, as had its predecessor, Fairey’s Rolls-Royce Merlin-engined Fulmar.
A rare colour air-to-air study of Firefly TT.1 SE-BYD (formerly MB702 in Fleet Air Arm service) low over a misty sea. Note the wing-mounted fuel tanks - originally devised for use on Hawker Sea Hurricanes - which were a standard fit for target-towing operations, as well as the apparatus fitted to the tailplane to avoid tangled cables.
Firefly SE-BRC (formerly Z1908 in Fleet Air Arm service) at a Swedish airfield in the 1950s, with Saab B 17 SE-BRO in the background. Although the Firefly had a more powerful engine than the Saab, the former was more trouble-prone, the Saab’s air-cooled radial proving to be rugged and easy to maintain.
Four of the Swedish Fireflies, the nearest being one of three acquired from the Royal Danish Air Force, in whose colours it is still painted, in 1959. It was subsequently given the Swedish civil registration SE-CHM.
Firefly 609 was one of the second batch, delivered in January 1952. Judging from photos, is possible that these aircraft had a slightly more bluish tinge to their underside than the first batch.
One of the IEAF Firefly FR.Is wanning up for a mission, in the hands of an Ethiopian pilot.
A line-up with a mix of British- and Canadian-supplied Fireflies at Bishoftu during a parade in the mid-1950s. Note that the spinners have been painted red by this time and that 602 has had its serial repainted using Swedish Air Force style numerals.
A group of Ethiopian pilots in front of a Firefly of the second delivery batch. The construction number, which seems to read F.5645, can just be made out on the fuselage under the tailplane, probably making this 607, ex Z2100.
Emperor Haile Selassie with entourage passes ex-RCN Firefly 610 in one of the hangars at Asmara, during an inspection tour in the mid-1950s.
Photograph provided by Mark Lewis depict the Firefly AS Mk 5 WD826
AIR PORTRAITS’ picture of Yeovilton’s Fairey Firefly
Принадлежащий организации "Royal Navy Historic Flight" самолет Firefly Mk 5 ранее служил в авиации австралийских ВМС. В июле 2003 года на авиашоу в Даксфорде он потерпел катастрофу, его экипаж погиб.
Eddie Kurdziel taxies in his Fairey Firefly AS.6.
Fairey Firefly AS.6.
A shimmering Charles E. Brown colour photograph of the prototype Firefly Trainer - the basis of the Firefly T.1 and T.2 dual-control training aircraft - in its initial B Conditions marking “F1”, which Menzies took on its maiden flight in July 1946. Subsequently registered G-AHYA for demonstrations, it became MB750 in early 1947.
The prototype Fairey Firefly T.1 pilot trainer, MB750, first flew in July 1946 as F.1. Later, as G-AYHA, it took third place in the Lympne High Speed Handicap of August 31, 1947. A total of 34 T.1 conversions was produced.
Двухместный Firefly с двойным управлением T.Mk 1 разработали в инициативном порядке, но Адмиралтейство вскоре разместило заказ на модернизацию в тренировочный вариант 34 истребителей Mk 1. Еще 54 самолета построили в вооруженном двумя 20-мм пушками тренировочном варианте T.Mk 2. ВМС Голландии эксплуатировали обе модификации (на фотографии T.Mk 1 ВМС Голландии и Великобритании). Близкий вариант с двойным управлением Mk 4/5 поставлялся ВМС Австралии.
A Royal Netherlands Air Force Fairey Firefly T.1 trainer, with an RAF T.1, 22027, keeping it company in the background. The latter was a conversion of an early Mk 1 fighter, hence the shallower front windscreen. The picture was taken by CHARLES E. BROWN early in 1948.
At least one of the Swedish Fireflies featured nose art, this example showing a cartoon firefly riding a sausage-like BT 13 target indicator; The word radarkorv, translated literally, means “radar sausage”!
An AN/AP-4 - or ASH - 'bomb' from the Graham Winbolt collection and shown at the Bletchley Park Museum.